Всемирная торговая организация (ВТО)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой-основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (ст. 4 Таможенного кодекса РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 Таможенного кодекса РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Таможенный кодекс. Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Всемирная таможенная организация Всемирная таможенная организация (ВТО) — межправительственная организация по вопросам таможни. ВТО основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе, где были подписаны три конвенции — Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. Конвенции вступили в силу соответственно 4 ноября 1952 года, 28 июля 1953 года и 11 сентября 1959 года. Учредительная сессия Совета таможенного сотрудничества, в которой приняли участие таможенные службы 17 стран Европы, состоялась 26 января 1953 года. Поэтому Международный день таможенника каждый год отмечается 26 января. Со временем Совет таможенного сотрудничества превратился в организацию всемирного масштаба. В октябре 1994 он был переименован во Всемирную таможенную организацию. В настоящее время ВТО объединяет 169 государств. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества. ВТО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службой ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совбеза ООН. В июне 2005 года Советом ВТО были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, цель которых — упростить таможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от их использования террористическими организациями и преступными синдикатами и сделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом. Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ в январе 2006 года принял участие в заседании Совета руководителей таможенных служб СНГ в Санкт-Петербурге, где представил стратегию внедрения Рамочных стандартов.
Всемирная торговая организация (ВТО)
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Цели и задачи присоединения России к ВТО Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России. Конкретными целямиприсоединения для России можно считать следующие: · выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами; · международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов; · Доступ к международному механизму разрешения торговых споров; · Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; · Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; · Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; · Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Регулирование импорта Российская Федерация достаточно успешно справляется с задачей формирования всесторонней юридической и институциональной инфраструктуры в сфере импорта. Прежде всего, следует упомянуть введение нового Таможенного Кодекса и принятие Гармонизированной Системы описания и кодирования товаров. Многие положения новой нормативной базы, касающиеся, например, таможенной очистки товаров и сопроводительной документации, вполне соответствуют международным требованиям. Таможенный Тариф Российской Федерации, введенный в середине 1992 года, содержит четыре колонки: I) наименее развитые страны (нулевая ставка); II) развивающиеся страны-члены Общей Системы Преференций (1/2 базовой ставки по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); III) страны, которым предоставлен РНБ (так называемая базовая ставка); IV) страны, которым не предоставлен РНБ (двойная базовая ставка). Пошлинами облагается около 70% импорта России. На момент введения Тарифа базовая ставка РНБ составила в среднем 5%. Однако неоднократные пересмотры ставок Таможенного Тарифа в период с 1993 по 1995 год привели к значительному увеличению средней ставки и дифференциации тарифов, причем, если изменение ставок Тарифа в 1992 - 1993 годах объяснялось соображениями фискального характера, то изменения 1994 - 1995 годов, вероятно, явились ответом на давление со стороны промышленных и сельскохозяйственных отраслей, почувствовавших растущую иностранную конкуренцию. В дополнение к таможенным пошлинам, импорт в Россию облагается таможенным сбором, составляющим 0.15% от стоимости товара. Другая проблема связана с применением таможенных формальностей. Пресловутая неразвитость таможенной службы создает существенные затруднения при использовании глубоко дифференцированного таможенного тарифа. В настоящее время различные товары ввозятся в Российскую федерацию беспошлинно: мясо, рыба, молоко, пшеница, цинк, локомотивы, холодильники, медицинский инструмент, сельскохозяйственная техника, пластмассы и т.д. С февраля 1993 года большая часть импортных товаров, за исключением продовольственных товаров, медикаментов и обуви, облагается 20% налогом на добавленную стоимость. Целый ряд товаров (предметы роскоши, табачные изделия и спиртные напитки) облагается акцизом, ставки которого могут составлять от 10 до 250% от таможенной стоимости товара. Импортное лицензирование распространяется на ограниченную долю импорта (3%). Доходы государственного бюджета от таможенных пошлин и сборов составили в 1993 году 2 256 млрд. рублей (13.2% совокупных доходов бюджета). Однако из-за существующих бюджетных проблем и вероятного снижения доходов от централизованного экспорта тарифная политика, очевидно, будет подвержена дальнейшему фискальному давлению. Регулирование экспорта Большая часть экспортных ограничений приходится на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары. А поскольку эти товары являются основным содержанием российского экспорта, экспортные барьеры охватывают значительную его долю. Наиболее значимыми ограничениями являются экспортные квоты, которые действуют как количественные ограничения и предполагают жесткое государственное регулирование. Большая часть квот распределена МВЭС среди государственных внешнеторговых компании, и лишь незначительная их часть (около 5%) была предложена к продаже на аукционах. Как положительную тенденцию в развитии экспортной политики следует отметить сокращение с 17 товарных групп, подвергавшихся процедуре квотирования в 1992 году, до 12 в 1994 году. Экспортное лицензирование, ранее распространявшееся на энергию и сырьевые товары, теперь ограничено узким кругом товаров, чей экспорт регулируется в рамках двусторонних торговых соглашений. В соответствии с Указом Президента квоты и лицензии в отношении экспорта нефти и газа должны быть отменены к середине 1994 года. Все эти меры говорят о признании неэффективности количественных ограничений как инструмента регулирования экспорта. В ответ на рост начатых антидемпинговых расследований в отношении российского экспорта правительством было принято Постановление о мерах по урегулированию торговых споров в связи с экспортом российских товаров, в соответствии с которым правительство уполномочено лишать лицензий и вводить ограничения на экспорт в отношении фирм, осуществлявших недобропорядочную торговую деятельность. Подводя итог характеристике экспортного регулирования в Российской Федерации следует отметить, что ограничения распространяются на значительную долю Российского экспорта. Государственное вмешательство в экспортную деятельность остается на достаточно высоком уровне, в основном благодаря квотам, практике централизованного экспорта, лицензированию и процедуре регистрации стратегических экспортеров. Вообще говоря, России пока не удалось преодолеть антиэкспортное предубеждение, традиционное для стран с централизованно планируемой экономикой, и поэтому все достижения в области экспортной политики сводятся на нет существующими ограничениями. Следовательно, предложенные меры по упразднению квотирования и лицензирования экспорта нефти, если они, конечно, будут осуществлены, станут важным шагом в процессе устранения экспортных ограничений.
Евросоюз (ЕС) Швеция 9.Люксембург Финляндия 10.Бельгия Австрия 11.Дания Франция 12.Ирландия Италия 13.Англия Греция 14.Нидерланды Испания 15.Германия Португалия В ЕС входят 15 госудаств-членов с общей численностью населения 370 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок. 1 января 1993г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз). ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов. Цели: · создание общего рынка, экономического и валютного союза; · содействие в рамках Союза; · гармоническому и сбалансированному развитию экономики; · устойчивому и неинфляционному росту без нанесения ущерба окружающей среде; · высокому уровню конвергенции экономической деятельности, занятости и социальной защиты; · укреплению экономических и социальных взаимосвязей и солидарности государств-членов. Европейский союз и государства-члены проводят общую внешнюю политику в области безопасности. Европейский совет определяет принципы и общие директивы. Совет Европейского союза принимает решения, необходимые для выработки и реализации общей внешней политики: · защита общих ценностей, основополагающих интересов и независимости Союза; · укрепление безопасности Союза и его членов во всех её формах; · поддержание мира и укрепление международной безопасности; · содействие международному сотрудничеству; · укрепление демократии и правового государства, а также соблюдение прав человека и основных свобод. Структура ЕС 1. Европейский совет. 2. Совет Европейского союза. 3. Председательствующий. 4. Политический комитет (политические директора). 5. Европейский парламент. 6. Государства-члены как члены Совета Безопасности ООН. 7. В третьих странах и на международных конференциях: · дипломатические и консульские представительства государств-членов, · делегации Комиссии в международных организациях, · представительства государств-членов и Европейской комиссии. 8. Европейская комиссия. 9. Западноевропейский союз Внешнеторговые отношения между Евросоюзом и Россией. Россия и ЕС — «естественные» экономические партнеры. Их объединяет не только географическая близость, общность исторических судеб и культурного наследия. Экономики России и стран–участниц ЕС являются взаимодополняемыми, хотя Россию и не может удовлетворять ее роль как производителя топливно-энергетических и сырьевых товаров в нынешней европейской системе разделения труда. ЕС— один из наиболее перспективных экономических партнеров России. В 1998г. на страны — члены ЕС пришлось 32,6% экспорта и 36,1 % импорта РФ, причем сальдо торговли с ЕС товарами в форме материального продукта во все пореформенные годы неизменно является положительным. Это во многом обусловлено тем, что ЕС предоставляет для России крупнейший рынок сбыта ее энергоносителей. Так, на ЕС приходится более 40% российского экспорта нефти в Дальнее зарубежье. Правда, доля России во внешней торговле ЕС несравнима с долей ЕС во внешней торговле России. Даже в товарообороте Германии доля России составляет лишь около 1,5%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|