Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем заключается смысловая структура текста?

Какова конечная цель редактирования?

Редакторский анализ представляет собой изучение произведения (передачи) и его всестороннюю характеристику, которые позволяют определить истинную ценность материала. Редакторский анализ есть критика, обращенная прежде всего к автору (поскольку произведение еще не опубликовано или не было в эфире), ее цель - выявить недостатки, имеющиеся в материале, а в конечном итоге умножить достоинства произведения, усовершенствовать его с учетом специфики печати, возможностей теле- или радиовещания.

На первоначальной стадии редактор выступает как критик, как рецензент. Всегда помня о том, что его критика направлена на улучшение произведения, он несет полную ответственность за все высказанные замечания. Здесь ему нужна широта взглядов, понимание главного и существенного в произведении, отданном ему на суд. Его суждения должны быть точными, доказательными, свободными от какого бы то ни было субъективизма, вкусовщины.

Каковы проблемы текстов местной прессы?

Проанализировав факты, изложенные в предыдущей главе, мы пришли к выводу, что проблемами современных журналистских текстов являются:

1 проблемы композиции

2 трудности монтажа текста

3 подбор заголовка, отражающего суть материала

 

Дать характеристику основных задач редактирования

Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись.

Редактирование - понятие сложное и многогранное. Латинское redactus буквально означает "приведенный в порядок". В печати, на радио и телевидении редактированием называют область общественно-литературной деятельности, связанную с подготовкой материала к публикации. Нередко в определении задачредактирования подчеркивается лишь одна сторона - правка текста.

Задача редактирования состоит в том, чтобы наиболее полно выявить общественную значимость произведения, добиваясь большей эффективности в деятельности печати, радиовещания, телевидения.

Задача редактора - добиться максимального эффекта воздействия того материла, над которым он работает. Редактор несет полную ответственность за подготовленную к публикации или эфиру работу, поэтому его оценка может служить и окончательным "приговором".

Работа редактора над языком произведения есть в то же время и работа над уточнением, усовершенствованием мысли. От профессиональной зрелости и мастерства редактора зависят качество материала, сила его воздействия.

 

В чем заключается смысловая структура текста?

Смысловая структура текста представляет собой его своеоб­разный логический каркас, который показывает направление развития темы, определяет соотношение между аналитическими, событийными, описательными, оценочными компонентами текста.

Методика вычленения смысловой структуры основана на подходе к тексту как к некоторой системе элементов, функ­ционально объединенных в целое общей концепцией. Эта кон­цепция может и не иметь словесного выражения, но она все­гда присутствует в тексте и может быть сформулирована редактором, читателем. Если авторской концепции нет, если она неясная, расплывчатая, если она логически не соотносит­ся с остальным изложением, то текст признается дефектным и требует либо переделки, либо редактирования.

В основе текста лежит его основная мысль (сокращенно ОМ). Основная мысль формулируется двусоставным предло­жением и состоит из темы материала (то, о чем говорится в тексте) и ее признака (то, что сообщается об этой теме). Так работает и наше сознание: когда мы хотим о чем-либо расска­зать, то сначала выделяем предмет нашего рассказа, а потом сообщаем тот признак, который будет развит в процессе ком­муникации.

Следующие далее компоненты смысловой структуры обос­новывают, конкретизируют основную мысль. Это происходит за счет сообщения новой информации о признаке основной мысли. Таким образом выстраивается целая цепочка — систе­ма констатирующих тезисов (сокращенно КТ), — скрепляю­щая содержание и одновременно «продвигающая» его. Конста­тирующие тезисы сохраняют «модель» нашей мысли: выделение темы и приписывание ей признака. Но темой каж­дого констатирующего тезиса остается признак основной мыс­ли. Так осуществляется последовательность (связность) изло­жения.

Чем глубже автор пытается раскрыть основную мысль, всесто­ронне ее обосновать, тем более развернута система констатиру­ющих тезисов. Причем каждый из тезисов тоже может получать разъяснение. Это выражается системой развивающих тезисов (сокращенно РТ). Развивающие тезисы повторяют модель «тема + признаю). Причем темой в них становится признак того кон­статирующего тезиса, к которому они относятся.

Итог авторских размышлений выражает аналитическая оценка ситуации (сокращенно АО). Она содержит оценочные компоненты по поводу изложенного в тексте. Наличие ее в ана­литических жанрах СМИ обязательно, в информационных тек­стах, в пресс-релизе и в рекламе она факультативна.

Система констатирующих, развивающих тезисов и анали­тическая оценка ситуации представляет концептуальную часть текста и содержит основные элементы общего содер­жания. Обычно она называется логическая схема текста.

Кроме основных элементов общего содержания, в тексте возможно (а для текстов СМИ обязательно!) наличие вто­ростепенных элементов содержания — иллюстраций к кон­статирующим и развивающим тезисам (сокращенно ИЛ). Ил­люстративный материал — это фактические данные, обосновывающие истинность концепции, ее документаль­ную основу. Иллюстрации содержат информацию о событии, его участниках, описание места действия, цитаты, цифры, справочный материал, имена лиц, географические названия, даты, наименования учреждений и т. п. К второстепенным элементам общего содержания относится и фон к цели со­общения. Это факультативный компонент. Чаще всего это материал ассоциативного плана, очень субъективный, объ­ясняющий, что побудило автора обратиться к этой теме. Хотя он завершает схематический план текста — его смыс­ловую структуру, — в материале он располагается, как пра­вило, в начале изложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...