В чем заключается смысловая структура текста?
Какова конечная цель редактирования? Редакторский анализ представляет собой изучение произведения (передачи) и его всестороннюю характеристику, которые позволяют определить истинную ценность материала. Редакторский анализ есть критика, обращенная прежде всего к автору (поскольку произведение еще не опубликовано или не было в эфире), ее цель - выявить недостатки, имеющиеся в материале, а в конечном итоге умножить достоинства произведения, усовершенствовать его с учетом специфики печати, возможностей теле- или радиовещания. На первоначальной стадии редактор выступает как критик, как рецензент. Всегда помня о том, что его критика направлена на улучшение произведения, он несет полную ответственность за все высказанные замечания. Здесь ему нужна широта взглядов, понимание главного и существенного в произведении, отданном ему на суд. Его суждения должны быть точными, доказательными, свободными от какого бы то ни было субъективизма, вкусовщины. Каковы проблемы текстов местной прессы? Проанализировав факты, изложенные в предыдущей главе, мы пришли к выводу, что проблемами современных журналистских текстов являются: 1 проблемы композиции 2 трудности монтажа текста 3 подбор заголовка, отражающего суть материала
Дать характеристику основных задач редактирования Правка текста нужна для того, чтобы: 1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки; 2) добиться ясности и четкости формулировок; 3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей; 4) устранить шероховатости языка и стиля; 5) технически обработать рукопись. Редактирование - понятие сложное и многогранное. Латинское redactus буквально означает "приведенный в порядок". В печати, на радио и телевидении редактированием называют область общественно-литературной деятельности, связанную с подготовкой материала к публикации. Нередко в определении задачредактирования подчеркивается лишь одна сторона - правка текста.
Задача редактирования состоит в том, чтобы наиболее полно выявить общественную значимость произведения, добиваясь большей эффективности в деятельности печати, радиовещания, телевидения. Задача редактора - добиться максимального эффекта воздействия того материла, над которым он работает. Редактор несет полную ответственность за подготовленную к публикации или эфиру работу, поэтому его оценка может служить и окончательным "приговором". Работа редактора над языком произведения есть в то же время и работа над уточнением, усовершенствованием мысли. От профессиональной зрелости и мастерства редактора зависят качество материала, сила его воздействия.
В чем заключается смысловая структура текста? Смысловая структура текста представляет собой его своеобразный логический каркас, который показывает направление развития темы, определяет соотношение между аналитическими, событийными, описательными, оценочными компонентами текста. Методика вычленения смысловой структуры основана на подходе к тексту как к некоторой системе элементов, функционально объединенных в целое общей концепцией. Эта концепция может и не иметь словесного выражения, но она всегда присутствует в тексте и может быть сформулирована редактором, читателем. Если авторской концепции нет, если она неясная, расплывчатая, если она логически не соотносится с остальным изложением, то текст признается дефектным и требует либо переделки, либо редактирования. В основе текста лежит его основная мысль (сокращенно ОМ). Основная мысль формулируется двусоставным предложением и состоит из темы материала (то, о чем говорится в тексте) и ее признака (то, что сообщается об этой теме). Так работает и наше сознание: когда мы хотим о чем-либо рассказать, то сначала выделяем предмет нашего рассказа, а потом сообщаем тот признак, который будет развит в процессе коммуникации.
Следующие далее компоненты смысловой структуры обосновывают, конкретизируют основную мысль. Это происходит за счет сообщения новой информации о признаке основной мысли. Таким образом выстраивается целая цепочка — система констатирующих тезисов (сокращенно КТ), — скрепляющая содержание и одновременно «продвигающая» его. Констатирующие тезисы сохраняют «модель» нашей мысли: выделение темы и приписывание ей признака. Но темой каждого констатирующего тезиса остается признак основной мысли. Так осуществляется последовательность (связность) изложения. Чем глубже автор пытается раскрыть основную мысль, всесторонне ее обосновать, тем более развернута система констатирующих тезисов. Причем каждый из тезисов тоже может получать разъяснение. Это выражается системой развивающих тезисов (сокращенно РТ). Развивающие тезисы повторяют модель «тема + признаю). Причем темой в них становится признак того констатирующего тезиса, к которому они относятся. Итог авторских размышлений выражает аналитическая оценка ситуации (сокращенно АО). Она содержит оценочные компоненты по поводу изложенного в тексте. Наличие ее в аналитических жанрах СМИ обязательно, в информационных текстах, в пресс-релизе и в рекламе она факультативна. Система констатирующих, развивающих тезисов и аналитическая оценка ситуации представляет концептуальную часть текста и содержит основные элементы общего содержания. Обычно она называется логическая схема текста. Кроме основных элементов общего содержания, в тексте возможно (а для текстов СМИ обязательно!) наличие второстепенных элементов содержания — иллюстраций к констатирующим и развивающим тезисам (сокращенно ИЛ). Иллюстративный материал — это фактические данные, обосновывающие истинность концепции, ее документальную основу. Иллюстрации содержат информацию о событии, его участниках, описание места действия, цитаты, цифры, справочный материал, имена лиц, географические названия, даты, наименования учреждений и т. п. К второстепенным элементам общего содержания относится и фон к цели сообщения. Это факультативный компонент. Чаще всего это материал ассоциативного плана, очень субъективный, объясняющий, что побудило автора обратиться к этой теме. Хотя он завершает схематический план текста — его смысловую структуру, — в материале он располагается, как правило, в начале изложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|