Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели качества продукта и услуги.




М.б. разделены на 9 групп:

1. показатели назначения – определяют полезн эффект от исп-ия продуктов по назначению и область их использования. Как правило, это жеские показатели. К ним отн-ся показатели, используемые для классификации по назначению, характеризующие конструкцию объекта, техническое совершенство, состав, структуру и т.п.

2. показатели надежности – надежность – св-во объекта выполнять установленные функции, сохраняя свои показатели в заданных пределах в теч требуемого времени. Показатели надежности характеризуют безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность объекта.

Безотказность – св-во объекта сохранять свою пригодность к исп-ю по назначению в теч заданного времени. По надежности объекты бывают 2 типов:

- невосстанавливаемые – изделия, процессы, системы и т.п. неподлежащие восстановлению после отказа в связи с невозможностью или нерентабельностью.

- восстанавливаемые – подлежащие восст-ю и т.д.

Ремонтопригодность – приспособленность продукта к предупреждению, обнаружению и устранению отказа (показатель – среднее время восстановления).

Сохраняемость – св-во продукта поддерживать свои параметры в теч зад срока (пок-ль средний ресурс).

Долговечность – св-во длительно сохранять способность исп-я по назначению до своего пред состояния (срок службы).

3. пок-ли технологичности – хар-ют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при создании и восстановлении объектов (коэфф сборности, исп-ия материалов, удельная трудоемкость).

4. эргономические пок-ли – дел на 4 группы: 1.гигиенические – хар-ют соответствие объекта гигиеническим условиям ж/д-сти и работоспособности человека., вибрации и шума. 2.антропометрические – хар-ют соответствие размеров и формы человека. 3.физиологич. и психофизиологические (хара-ют соответствие объекта физиологич св-вам человека и особенностям функционирования его органов чувств. 4. психиолгически пок-ли хар-ют соответствие объекта психологич особенностям человека.

5.эстетические пок-ли – хар-ют художественность, выразительность и оригинальность формы объекта, гармоничность и целостность конструкции. Соотв-ие формы и конструкции объекта среде и стилю, цветовое и декоративное решение объекта и т.п.

6. пок-ли стандартизации и унификации – хар-ют удельный вес стандартных и унифицированных элементов (коэф унификации, коэф применяемости)

7. патентно-правовые – сост из пок-лей патентной защиты (1) и пок патентной чистоты (2). (1) хар-ют количество и весомость нов отеч изобретений, реализованных в данном объекте, т.е. хар-ют степень защиты бъекта, принадлеж отеч ученым авторскими свидетельствами. (2) хар-ют возможность беспрепятственной реализации объекта на рынках сбыта.

8. экономические – дел на 2 группы. 1- условно-внутр для фирмы – пок-ли связ с экономикой пп (рентабельность, срок окупаемости). 2- условно-внеш – связ с потребителем, его первонач затратами на приобр-е, транспортировку, установку, наладку, тж все виды затрат потребителя при исп-ии объекта по назначению.

9. критические - исп-ся при создании правовой базы рынка. Это особ группа, принадлежность к к-й опр-ся тем, какие из показателей приводятся в обяз-ых стандартах, законах стран пребывания, директивных межд организациях. (охрана окр среды, безоп Ч, защита технич объектов от повреждений).

Концепция TQM.

Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management – TQM) – это концепция, основанная на общем организационном подходе для удовлетворения нужд потребителей и их ожиданий благодаря вовлечению всех руководителей и служащих в процесс использования методов управления качеством для постоянного улучшения организационных процессов, а также качества продукции и услуг.

Концепция TQM строится на основном постулате взаимосвязи общего менеджмента организации и менеджмента качества. Проблема качества из инженерно-технической переводится в разряд организационных и социально-психологических. Поэтому, чтобы совершить скачок к качеству продукции, необходимо иметь адекватную систему управления и культуру, способную обеспечить производительность, эффективность, динамичность, адаптивность производства к разнообразным требованиям всех заинтересованных в качественном результате сторон.

Основой концепции всеобщего менеджмента качества являются:

- установление четких целей для организационного развития, а затем проектирование деятельности организации и мотивации сотрудников для достижения поставленных целей;

- главная цель управления качеством – удовлетворение запросов потребителей, а не просто выпуск продукции, не имеющей дефектов («ноль дефектов»);

- идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

- перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологические дефекты еще до начала стадии производства;

- высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается, т.к. конкуренция на рынках очень высока;

- одной из ключевых особенностей системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

ПРИНЦИПЫ ВСЕОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

TQM представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества процессов и продукции организации. Это подход к созданию новой модели управления организацией вообще. Этот подход базируется на следующих принципах.

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, поэтому они должны понимать текущие и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство целей и направления деятельности организации. Они должны создавать и поддерживать среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.

4. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Все виды действий, совершаемых в организации, необходимо рассматривать как процессы. Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на управляемую систему. Для каждого процесса необходимо идентифицировать: вход, выход, потребителей, поставщиков, цель процесса, ресурсы, критерии оценки.

5. Системный подход. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышает результативность и эффективность организации.

Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим их элементам. Во всех организациях имеет место ряд «цепочек качества» взаимосвязанных процессов, т.е. система процессов.

6. Постоянное улучшение. Неизменной целью организации является постоянное улучшение.

Организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем в будущем. Этот принцип имеет целью стимулировать увеличение конкурентного преимущества организации на рынке и гибкость, необходимую для быстрого реагирования на изменения во внешней среде.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

Этот принцип предусматривает принятие решения и определенных действий на основе точных и достоверных данных, анализ подтвержденных фактов, доступность данных для тех, кому они требуются. TQM предлагает цепочку взаимосвязанных процессов для принятия решения: выбор требуемых данных – сбор фактов (статистического материала) – интерпретация фактов (обработка и анализ статистического материала) – принятие решения.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и поставщики взаимосвязаны. Взаимовыгодные отношения между ними способствуют расширению возможностей каждого из них создавать ценности.

Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения деятельности организации. Особенно актуальной эта проблеме становиться в настоящее время в связи с применением системы поставок JIT, которая предусматривает минимальный уровень запасов, а следовательно повышение надежности выполнения заказов.

38. Классификация методов управления качеством. Методы управления качеством — способы и приемы, с пом кот органы управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Отдельные методы полезно классифицировать по объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование. Последние связаны с особенностями конкретного производственного процесса, включают методы измерений, настройки и др. Управление социальными системами, как правило, подразделяется на экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены:

  • финансирование деятельности в области управления качеством;
  • хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
  • экономическое стимулирование производства;
  • ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
  • применение системы оплаты труда и материального поощрения;
  • использование экономических мер воздействия на поставщиков;
  • бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг.

Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества:

  • регламентирование (функциональное, должностное, структурное);
  • стандартизация;
  • нормирование;
  • инструктирование (объяснения, разъяснения);
  • распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

Социально-психологические методы влияют на социально-психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены:

  • моральное стимулирование высокого качества результатов труда;
  • приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников);
  • учет психологических особенностей членов трудовых коллективов;
  • формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества;
  • сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
  • способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива.

К статистическим методам управления качеством принято относить не только методы, связанные с обработкой и анализом больших массивов количественных данных, но и отдельные инструменты работы с нечисловой информацией. Например, гистограмма, стратификация (расслаивание), диаграмма Парето, диаграмма рассеивания (разброса) и контрольные карты предназначены для анализа количественной информации. Причинно-следственная диаграмма систематизирует логические данные, с помощью контрольного листка в числовом виде обобщается информация любого рода. Иногда вместо стратификации в данную группу методов включают блок-схему — графическое представление последовательности выполнения этапов процесса.

39. Статистические методы управления качеством.

Контрольные листы-бланки, заполняемые непосредственно на рабочем месте при наступлении событий, учет которых ведется. Служат для проверки наличия определенных норм-х признаков.

Диаграмма Парето. Значения частоты наступления событий сортируются по величине, → понятно, с решения каких проблем надо начинать.

Диаграмма Ишикавы(рыбьего скелета) внедряется для структурированного анализа и обсужд проблемы в рабочей группе. Сначала формулируется проблема, т.е. «голова рыбы». Главные категории потенциальных причин обозначаются как «кости скелета». Для каждой главной категории на диагр наносятся все вероятные причины проблемы в виде «ребер».

Гистограммы служат для визуализации распр-я измеряемых величин в пределах одного процесса. С пом гистограммы м-но установить, соответствует ли частота появления измеряемых величин нормальному распределению или плотность распределения высока.

Контрольная карта – инстр-т, с пом кот м-но проследить изменение во врем параметров, от кот зависит кач-во.

Диаграмма рассеивания служит для проверки предполагаемой связи между 2 показателями.

Метод стратификации данных- инстр, позв-щий произвести отбор данных, кот отображают требуемую инф о процессе. Данные группируют в зав-ти от усл-й их получения, а затем каждую группу рассм в отдельности. Данные, разделенные на группы называют стратами. Используя этот метод, данные многократно расслаивают по различным признакам и анализируют возникшую при этом разницу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...