Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Определение потребностей предприятия в денежных средствах




Управление Оборотным капиталом предприятия

К оборотному капиталу относят те или иные предметы и средства труда, которые участвуют только в одном производственном цикле, при этом сразу переносят свою стоимость на готовый продукт и меняют свою натурально-вещественную форму.(денежные средства, быстро ликвидные финансовые активы, а также производственные запасы, НЗП, расходы будущих периодов, готовую продукцию предприятия, не прошедшую реализацию)

оборотный капитал – выражает в денежной форме стоимость оборотных фондов и фондов обращения.

В составе фондов обращения находятся те элементы оборотного капитала, которые постоянно пребывают в сфере обращения.(ГП, Денежные средства на р/с, дебиторская задолжность)

Оборотные производственные фонды включают в себя те элементы оборотного капитала, которые постоянно находятся в сфере производства.(ПЗ, НЗП, расходы будущих периодов, топливо,энергия,тара)

Управление оборотным капиталом – это целенаправленное воздействие на определенный элемент оборотного капитала на каждой стадии его движения.

Главной целью управления оборотным капиталом предприятия является максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивости и платежеспособности предприятия.

Управление оборотными средствами включает решение таких главных задач, как:

· расчет минимально достаточных средств для авансирования оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия. Эта задача решается путем нормирования оборотных средств;

· ускорение оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборотного капитала.

 

Движению оборотного капитала соответствует общая формула кругооборота капитала:

1.Складская стадия

(Д – Т) Формирование производственных запасов. Оборотный капитал из денежной формы переходит в товарную.

2.Производственная стадия

(Т - П - Т') Оборотный капитал существует в производственной функциональной форме и опосредует процессы создания новой стоимости

3. Стадия реализации

(T' - D') Реализация произведенной продукции. Оборотный капитал из товарной формы переходит в денежную.

Потребность п/п в ОбК в общем виде: ОбК = Р/n

Р – предполагаемый объем реализации продукции; n – количество оборотов капитала за рассматриваемый период

Для точного определения потребности в ОбК используется следующие методы:

- аналитический

- метод прямого счета

- коэффициентный

Основными показателями эффективности использования оборотного капитала являются:

-скорость оборота (коэффициент оборачиваемости), или количество оборотов:

Коб = ; Р - объем реализации, выручка от реализации; ОбК - средние остатки оборотного капитала, или потребность в оборотном капитале на один оборот

- длительность оборота: Дл = ; Т - длительность рассматриваемого периода

При оценке эффективности движения оборотного капитала считается, что эффективность использования оборотного капитала тем выше, чем 1-ый показатель больше и 2-ой показатель меньше. При положительном изменении даных показателей происходят процессы относительного и абсолютного высвобождения оборотного капитала.

 

Определение потребностей предприятия в денежных средствах

Денежные средства - аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий, населения.

Потребности предприятия в денежных средствах:

1) Инвестиционные потребности

- Привлечение основного капитала

- Привлечение оборотного капитала

2) Текущие потребности (финансово-эксплуатационные)

1.Инвестиционные потребности предприятия, т.е. потребности в дополнительном капитале определяются при учреждении нового предприятия, при расширении деятельности, при изменениях условий деятельности, которые вызывают изменения в обороте капитала.

Потребность в основном капитале для предприятия определяется исходя из проектных расчетов, и эта потребность вызвана, главным образом, внутренними факторами (целиком зависящими от предприятия), т.е. от содержания предпринимательской деятельности и технической основы этой деятельности.

Главными факторами, которые определяют потребности предприятия в оборотномкапитале: -предполагаемый объем продаж;

-оборачиваемостью оборотного капитала в данной сфере предпринимательского дела

2.Текущие потребности

финансовые потребности предприятия, обусловленные режимом формирования производственных запасов и платежей по счетам называются финансово-эксплуатационными потребностями (ФЭП).

ФЭП = ПЗ + ДЗ – КЗ

ПЗ – величина производственных запасов

ДЗ – величина дебиторской задолженности

КЗ – величина кредиторской задолженности

При ФЭП = 0 – идеальное состояние для предприятия

При ФЭП > 0 свидетельствует о временном разрыве между поступлением и оттоком средств с предприятия (дефицит денежных средств).

При ФЭП < 0 свидетельствует о наличии на предприятии временно свободных денежных средств.

Факторы, оказывающие влияние на величину ФЭП: 1)Длительность эксплуатационного цикла, т.е. чем быстрее сырье превращается в продукцию, тем меньше иммобилизация средств в запасах сырья и готовой продукции. 2)Темпы роста производства, т.к. эти потребности вытекают непосредственно из величины оборота, то и величина их будет изменяться параллельно динамике оборота. 3)Сезонность производства и реализации продукции, а также снабжение сырьем и материалами. Несхождение сроков поступлений и платежей может довести предприятие до отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств - т.е. до так называемой технической неплатежеспособности. 4) Величина добавленной стоимости, т.е. выше норма добавленной стоимости, тем выше потребность предприятия в текущих средствах. Чем ниже добавленная стоимость, тем в большей степени кредит поставщиков может компенсировать клиентскую задолженность, тем ниже величина ФЭП. 5) Состояние конъюнктуры: при высококонкурентном рынке продавец может попасть в такую ситуацию как остаться без товара для скорейшей поставки покупателю. Для того, чтобы опередить конкурентов, нужно поддерживать запасы готовой продукции на разумном уровне. Наращивание оборота также приводит к увеличению дебиторской задолженности, т.к. конкуренция вынуждает продавца привлекать покупателей все более выгодными условиями коммерческого кредита.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.