Типология организационных культур, их характеристика
Функции организационной культуры. Понятие организационной культуры стало одним из ключевых в современной теории и практике управления. Этой категорией выражается сложное многоплановое явление, содержание которого может быть рассмотрено в широком и узком смыслах. В широком смысле содержание организационной культуры фактически охватывает все аспекты деятельности организации, все стороны ее жизнедеятельности, способы ее внутренней интеграции и внешнего взаимодействия (интеграции с внешней средой). В этом смысле организация предстает как социокультурная система, которая не может быть оторвана от своего материального основания - системы экономических отношений, обуславливающей конкретное содержание организационной культуры. В узком смысле содержание организационной культуры охватывает в основном идеальные представления и отношения и нормы поведения, господствующие в организации. Это совокупность тех компонентов, которые позволяют организационной культуре выполнять роль инструмента управления организационным поведением. Специфика организационной культуры, определяющая её отличие от других составляющих целостного механизма отношений менеджмента, состоит в том, что она не только способствует поддержанию социальной системы в равновесии, интегрирует её, но и обеспечивает в ней социальное наследование необходимых элементов, а также трансформацию идеальных факторов деятельности в материальные, и наоборот. Реализуясь в качестве особого механизма управления, организационная культура, выполняет следующие основные функции: 1) социализирующую; обеспечение введения новых членов в организацию, их соц. адаптация, освоение имисоциокультурного опыта и знаково-символической системы организации.
2)преемственности (социального наследования)-тесно связана с 1, т.к. в процессе соц адаптации происходит и передача новым поколениям работников предыдущего социокультурного опыта; 3)интегративную –достижение сплачивания, скрепления членов организации в целостность, идентификации их в качестве обособленной целевой общности; 4)стимулирующую (мотивирующую) – создание условий для реализации интересов работника; 5)регулирующую – определение тех границ и форм, в которых разрешена и поощряется деятельность членов организации 6)стабилизирующую – также выражается в действии социального контроля - соц система восстанавливает равновесие, относительное состояние покоя в определенном интервале; 7)инновативную (преобразовательную) – обусловлена потребностью внедрять новое, осуществлять организационные изменения.. Компоненты) ОК как инструмента управления организационным поведением. Реализовать же эти функции возможно благодаря тому, что в содержании и структуре организационной культуры наличествует комплекс компонентов, обладающих необходимыми качествами регуляторов социального поведения. К таким компонентам, позволяющим организационной культуре выполнять роль регулятора поведения, следует, в частности, отнести базовые представления и верования. Они управляют поведением индивидов и групп подсознательно. Другим важным компонентом выступают ценности, которые на сознательном уровне определяют допустимость или недопустимость варианта (типа) поведения. Следует подчеркнуть глубинную связь ценностей с интересами и потребностями социальных субъектов, поскольку ценным для субъектов выступает то, что способно служить реализации их интересов и удовлетворению потребностей. Как представляется, ценности формируются в процессе осознания социальными субъектами своих интересов, который одновременно является и процессом оценки предметов, явлений, личностей, к которым возникает ценностное отношение. На основе ценностей формируется ценностная ориентация, позволяющая субъекту осознанно действовать в той или иной ситуации и принимающая форму ценностной установки.
Осознание необходимости действовать в соответствии с содержанием ценностных установок образует мотив деятельности, который приобретает форму цели. Наиболее значимая конечная цель выступает как некий идеал (идеальный образ), который представляет собой одновременно и целевую категорию и ценностную категорию. Осознанные, многократно проверенные на практике ценности превращаются в убеждения, становятся жизненными принципами, которым следуют (Внутренние), а социальные нормы непосредственно ограничивают свободу индивидов, действуя как внешние ценностные установки. Все эти компоненты оргкультуры руководство современных хозяйственных организаций стремится синтезировать в философии (миссии) организации, добиваясь внедрения определенной системы представлений и ценностей, сознательно разделяемых всеми членами организации, независимо от социального и должностного статуса. Эта система имеет тенденцию быть выраженной в намеренно создаваемой и тщательно разрабатываемой символике (лозунги, девизы, эмблемы, значки, образцы одежды сотрудников, мифы и анекдоты и т.д.). Когда оргкультура прямо указывает на то, какое поведение членов организации поощряется, а какое - нет, она принимает форму нормативной системы, то есть задает стандарты "правильного"поведения. Такие стандарты синтетически выражены в следующих компонентах оргкультуры: традициях, обычаях, обрядах, а также нравственных и институциональных нормах. Организационной культуре, в качестве инструмента управления организационным поведением, присуще противоречие, обусловленное противоречием, лежащим в основе функционирования современных хозяйственных организаций. С одной стороны, оргкультура как управленческий инструмент - это способ, механизм достижения целей организации, С другой стороны, это способ, механизм непосредственной реализации интересов членов организации
Типология организационных культур, их характеристика Уильям Оучи выделил три их основных вида: С. Хонди показал взаимосвязь культуры и структуры организации: • культура личности (Диониса). В этой культуре личность находится в центре, человек делает то, что хорошо умеет делать в рамках общей цели, и поэтому к нему прислушиваются. Этот стиль характерен для работы инновационных подразделений, венчурных (рисковых) групп. Исходя из таких обстоятельств, как ориентация культуры на людей или материальные условия, с одной стороны, открытость и закрытость — с другой, выделяют следующие ее типы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|