Обучение персонала: подготовка и переподготовка, повышение квалификации.
Обучение персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п. Обучение персонала выполняет важную двойную функцию: наилучшего использования работника и его мотивацию. Профессиональные качества сотрудника определяются целым рядом факторов: общее базовое образование, специальное профессиональное образование, приобретенные навыки, стаж и опыт работы, а также личностными и социальными качествами Факторы, обуславливающие значение обучения: Ø повышает конкурентоспособность предприятия во внешней среде Ø является средством достижения стратегических целей Ø повышает ценность человеческих ресурсов Ø обеспечивает успешность проведения организационных изменений Планирование обучения - составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры. Различаются три вида обучения: Подготовка персонала - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения. Повышение квалификации персонала - усовершенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка персонала - освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труд
Предметом обучения являются: Ø знания - получение теоретических, методических и практических знаний, Ø умения - способность выполнять обязанности, Ø навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль, Ø способы общения (поведения) - выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность. Обучающая деятельность может быть представлена разнообразными ее видами Ø Профессиональное обучение - процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда Ø Тренинг персонала - периодическое повышение квалификации с целью улучшения качества выполнения работниками своих функций Методы обучения: 1. Ученичество,наставничество - это метод тренинга и обучения, включающий аудиторное обучение и практический тренинг на рабочем месте 2. Предварительное обучение- обучение в обстановке, имитирующей рабочую 3. Обучение на рабочем месте - в реальной рабочей ситуации с опытным работником или мастером. 4. Обучение вне рабочего места- обучение в классных комнатах. 5. Стажировка(внутренняя и внешняя) – используется для обучения специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необходимым для выполнения новой работы. 6. Рабочая ротация- перемещение с одного участка работы на другой внутри организации с целью ознакомления с новыми направлениями работы и разными подразделениями организации. Ø осуществляется в обычной рабочей обстановке, т.е., обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения Ø данное обучение более дешевое и оперативное Ø облегчает вхождение в учебный процесс тех, кто не привык обучаться в аудиториях
Методы обучения на рабочем месте Ø метод усложнения заданий Ø смена рабочего места (ротация) Ø направленное приобретение опыта Ø производственный инструктаж Ø использование работников в качестве ассистентов Ø метод делегирования части функций и ответственности Ø подготовка в проектных группах и др. Обучение с отрывом - в производственных помещениях компании-работодателя, в специальном центре обучения или в колледже для получения теоретических знаний; более эффективно, но затратно Методы обучения персонала вне рабочего места: Ø чтение лекций, тренинги и проведение деловых игр Ø разбор конкретных производственных ситуаций Ø проведение конференций, семинаров, экскурсий, встреч с руководством Ø обмен опытом и кружки качества Ø самостоятельное обучение Ø методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей и др. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять предусмотренные федеральными законами гарантии, заключать ученический договор. Действующая система подготовки должна быть: Ø мобильной, учитывать происходящие на рынке труда изменения спроса на рабочую силу Ø соответствовать развитию рыночной экономики, новой технике, технологии и организации производства Важным методологическим средством активизации обучающихся является широкое использование в процессе освоения профессии таких способов обучения, как вводный, текущий и заключительный инструктаж. В мировой экономике существует три основных системы подготовки кадров: кооперативная, производственная и государственная, а также множество их вариантов Ø Кооперативная - основывается на взаимодействии организаций, представляющих работодателей, государство и профсоюзы Ø Производственная- ориентируется на пожизненный наем и низкую текучесть рабочей силы, обеспечиваемые передовыми фирмами
Ø Государственная - базируется на регулировании подготовки кадров централизованно или с учетом рыночного спроса и предложения Для функционирования каждой системы необходимы следующие условия: Ø наличие качественной общеобразовательной базы Ø создание стимулов для эффективного существования систем профессионального обучения Ø реагирование на потребности экономики, динамику спроса и предложения на рынке труда Профессиональная ориентация – это совокупность экономических, медицинских, социальных, психологических и педагогических мероприятий, направленных на развитие профессионального призвания, выявление интересов, способностей, пригодности и других элементов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Основные формы профориентации: 1. профессиональное просвещение – воспитание осознанной потребности в труде: начальная профессиональная подготовка студентов и школьников через уроки труда; 2. профессиональная информация – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи и прочих лиц с ситуацией на рынке труда 3. профессиональная консультация – это содействие определившимся в выборе профессий предлагаемых работодателем, через изучение личных качеств консультируемых индивидов с целью выявления состояния здоровья, направленности и интересов, структуры способностей и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения 4. профессиональная пропаганда – разновидность профессионального просвещения, которая представляет собой информационную деятельность по привлечению внимания к определенной профессии или специальности путем показа ее привлекательных сторон с критикой конкурирующих на рынке профессий или специальностей 5. профессиональная реклама – неотъемлемый элемент рынка труда, представляющий собой информацию о характере и состоянии конкретного вида профессиональной деятельности, должностях, требующих замещения специалистами, с целью их популяризации, создания кадрового спроса и его согласования с кадровыми предложениями;
6. профессиональная пропедевтика – различные формы участия человека в тех или иных сторонах будущей профессиональной деятельности, предваряющие принятие окончательного решения о выборе профессии; 7. профессиональный предварительный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека еще на этапе выбора профессии путем знакомства его с требованиями профессии, изучения личных особенностей, предоставления возможности включиться в определенную деятельность. Общую координацию профориентационной работы осуществляют Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На региональном и местном уровнях профориентационную работу проводят образовательные учреждения, центры социальной защиты, центры профориентации. В настоящее время основными каналами воздействия на процесс выбора профессии являются: средства массовой информации, средства искусства, профессиональные клубы и ассоциации, профессиональная реклама, личные контакты с представителями избираемой профессии, ближайшее социальное окружение, персонал образовательных учреждений, работники служб занятости, должностные лица, содействующие профессиональной ориентации.
Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит успешность работы организации. Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости. Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий: · установление возрастного ценза для различных категорий должностей; · определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы; · возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации; · состояние здоровья. Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации. При подборе и расстановке кадров применяются следующие методы: тестирование, рекомендации астрологов, тест по почерку, создание стратегических групп (генераторы идей, информационные привратники - сбор и аккумуляция информации, антрипринеры - энергичные руководители).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|