Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СМИ идуховный мир человека.

Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в меха­низме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей,необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значи­мыхматериальных и духовных ценностей, в ходе кото­рой происходит развитие общества и личности. Функ­ционируя как сложноструктурированное и многогран­ноесоциальное явление, она охватывает все сферы фор­мирования и проявления человеческих сил и выступает качественной характеристикой развития индивида,его духовного мира. При таком понимании в центре культу­ры оказывается человек как субъект культурной дея­тельности, создатель, носитель и потребитель культур­ныхценностей. Такое понимание неизбежно включает в себя представление о процессуальном характере куль­туры, критерием прогрессивности которой выступаетвозрастание роли субъекта (трудящихся масс) в истори­ческом процессе развития и обогащения культуры, со­здания реальных условий для преумножения и широко­гоиспользования духовных ценностей в целях полити­ческого, нравственного и эстетического воспитания.

Разумеется, «перевод» достижений культуры в лич­ностный духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесьнеобходимо учитывать своеобразие самой структуры духовного мира личности, основными компонентами которой являются: 1) обще­человеческие черты, так каккаждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная сущность определенного типа личности как продукта определенной эпохи; 3)индивидуально-особенные черты духовного мира конкретной личности, по-своему вопло­щающей в себе жизненные обстоятельства и идущие от макро- и микросистемы(общество в целом, семья, тру­довой коллектив, группа по интересам и т. д.) культур­ные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играютсредства массовой информации. При выяснении этой роли первостепенное значение име­ет учет двух моментов.

Во-первых, какими путями осуществляется сближе­ние так называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле,слове, музыке, в изобразительных средствах живописи и т. д., с новыми ценностями культуры, рожденными самим развитием массовой коммуникации, такими,например, как аудио­визуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд специфических задач: выяснение связи меж­ду учреждениями традиционной культуры(театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого«тиражиро­вания» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают напередний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре культуры (вчастности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так называемых синтетических, видов художест­венного творчества—цветомузыки, дизайна и т. д.).

Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное рас­пространение культуры имеет свою культуру, называе­мую коммуникативной. По мнению некоторыхисследо­вателей, к числу ее основных компонентов относятся:

количественные характеристики коммуникативной сети общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность)использования; точки пересечения раз­личных видов коммуникации, главным образом средств массовой информации, с межличностным общением; семиотические параметрыкоммуникации, включая усло­вия кодирования сообщений, а также формы, на основе которых осуществляется убеждение в актах коммуника­ции — риторика, ораторскаяречь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.

Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду,что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, восприни­мается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Целостность личности вее соотнесенности с целостностью и направленностью функционирующей в обществе культуры во многом определяет достижение целевых установок, на которыеориентирована деятель­ность средств массовой информации в социалистическом обществе. Специфика деятельности этих средств состо­ит в том, что в сообщениях,транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения,нормы морали, художест­венные вкусы, ориентирующие личность в том, что важ­но и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно инизменно, что с чем и ка­ким образом взаимосвязано. Воздействуя через много­образие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации всоциалистическом обществе ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных усло­вий, формирования идейнозрелой, нравственно разви­той, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека пред­ставляют собойсложноструктурированную, многогран­ную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной ор­ганизациидеятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизньобщих принципов, имеющих большое значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социоло­гическом анализе эффективности этой деятельности, ме­ры еевлияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.

Первый принцип связан с последовательным приме­нением методологии системности как необходимого ис­ходного пункта в пониманиидиалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соеди­нения их в единую, четко скоординированную и действу­ющую во имя достижения общихцелей систему, осно­ванную на взаимодополнении и взаимозависимости всех СМИ. Ежедневно люди слушают радио и смотрят теле­визор, читают газеты и журналы.Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формахподачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышенияэффективности воздей­ствия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия каждого из них. Для газеты,например, важен акцент на общую панораму мировых событий с выделением из нее локальных событий, особенно значимых для данной страны, данного региона или даннойгруппы читателей. Если же речь идет о радио, то оно, давая столь же ши­рокую информацию о мировых и локальных событиях, выполняет своеобразную роль «сопровождающего» средства массовойинформации, дающего определенный ориентир для избирательной интериоризации индивидом определенных видов сообщений из общего потока ин­формации,проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеоло­гическогопроцесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенно­сти в общем потоке информации ее организованной(институализированной) и неорганизованной (неофици­альной) информации. Под первым видом информации подразумеваются все сообщения, поступающие по раз­личнымканалам из институциональных источников — прессы, радио, телевидения. Под вторым — сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля об­щественныхинститутов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зави­симость объемаи значение организованной информации для духовной жизни людей от ее направленности, науч­ной обоснованности, связи с жизнью, объективности,наступательности, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированнаяинформация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированности.

Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации и пропаганды в расширении воз­можностей для гармоничнойдуховной жизни людей ре­ализуется в комплексном подходе к исследованию ме­ста и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств впроцессе их скоординирован­ной деятельности по пропаганде коммунистических иде­алов, активного участия в коммунистическом воспита­нии трудящихся. Он предполагаетдифференциацию ин­тересов в получении того или иного вида информации различными социально-демографическими группами на­селения.

Последовательное применение принципа комплекс­ности позволяет повышать информационную насыщен­ность публикуемых в газетах ижурналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие как на рациональную, так и наэмоциональную сферу лич­ности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее духовный мир.

Наряду с принципом комплексности в повышении эффективности влияния средств массовой информации и пропаганды на духовнуюжизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поископтимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на че­ловека.

Так, пресса использует графические знаки кодиров­ки содержания, телевидение — звук, образ. Если в пе­чатных материалах особоезначение имеет аргументированность, точность, нестандартность мысли, то в телеви­зионных при сохранении значимости этих компонентов возрастает ролькрасочности языка, эмоциональности выступления, богатства оттенков голоса коммуникатора.

Рациональное применение именно специфических для каждого средства массовой информации приемов и спо­собов воздействия наличность повышает эффективность влияния всей совокупности средств на совершенствова­ние идейно-воспитательной работы, на гармонизацию духовной жизнилюдей.

Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и про­паганды,— это необходимость пониманиятого, что зна­чение информационно-идеологического потока не сводит­ся лишь к информированию читателя, слушателя, зри­теля, а определяется в возрастающейстепени активным взаимодействием средств массовой информации и лич­ности. Поэтому при разработке различных аспектов спе­циальной теории духовногообогащения людей следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником инфор­мации, но составляют своегорода «вторичное» образо­вание, базирующееся на таких первичных системах со­циального информирования, как социальный опыт лич­ности и неформальное межличностноеобщение.

Наличие вокруг индивида сразу нескольких источни­ков социального информирования порождает его изби­рательность, определеннуюавтономию по отношению к каждому из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспри­нимать или отвергатьсоответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повыше­ния эффективностивоздействия средств массовой ин­формации и пропаганды на духовный мир личности мо­жет быть продуктивным только при углубленном изуче­нии с применением методови средств конкретного со­циологического исследования, реальных процессов вза­имодействия различных источников информации, в част­ности, взаимодействия средств массовойкоммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (лич­ность, социальная группа и т. д.), а с другой — нефор­мальным межличностным общением,которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интер­претатором этих сообщений, и«заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с опреде­ленными видами сообщений, интересующими определен­ные, подчас широкие круги общественности,что может привести к возникновению слухов и кривотолков.

При определении путей повышения эффективности и деятельности средств массовой коммуникации следует учитывать, что массоваякоммуникация лишена такой существенной черты, как ответ, идущий от реципиента (от публики) к источнику информации. В тех же слу­чаях, когда слушатели илизрители откликаются на ту или иную информацию, их ответ имеет либо частный характер (индивидуальные письма), либо обладает мно-гоосмысленностью (в случаемассовых откликов), что требует дополнительного социологического анализа полученных материалов,сопоставления этого анализа с другими показателями распространенности средств мас­совой информации и пропаганды, тематической направ­ленности ихдеятельности, содержания и формы подачи сообщений и др.

Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении воз­можностей для гармоничнойдуховной жизни людей,— это принцип наступательности, последовательное прове­дение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового,прогрессивного, рож­дающегося в социалистической действительности со столь же активной борьбой против того, что мешает на­шему движению вперед, в том числе ипротив попыток пропагандистских средств классового противника уси­лить разлагающее воздействие на сознание советских людей.

Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы ду­ховной жизни общества и всейсистемой идеологических средств, функционирующих в современном общест­ве.


Заключение.

Итак, сегодня в постсоветской России складывается новая журналистика. Процесс этот еще далеко не закончен.Современная система массовой коммуникации вбирает в себя многочисленные элементы прежней партийно-советской печати. Одновременно в нее внедрилисьэлементы западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние приведет в будущем к тому, что система российских средств массовой информации приобрететсвое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные особенности русской традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных СМИ. Отдельные чертыэтого лица можно различить уже сегодня. Многосубъектность СМИ привела к существенным изменениям в типологии отечественной журналистики. На местемонолита коммунистической печати появились многочисленные периодические издания разно­образной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, исодержанием, и формой. Теперь каждый учредитель и издатель имеет пра­во создавать собственную газету или журнал в соответствии со своими устремлениями,целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ. Это право может быть полностью осуществимо на практике при стабилизации жизни общества, укреплениизаконности, жестком контроле за ее соблюдением. Отсутствие данных условий приводит в настоящее вре­мя к различным нарушениям закона как со сторонысредств массовой информации, так и со стороны властных структур.

Российская журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественноедвижение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Не­смотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой до­вольно значительнуючасть общеполитических изданий. Многие независи­мые СМИ, которые стараются не афишировать своих политических симпа­тий, тем не менее тоже содержат в себескрытую партийность, стоят на определенных политических позициях, активно отстаивая их в информа­ционных баталиях. На это указывает политическоеразмежевание СМИ, связанное с драматическими событиями последних лет.

Регионализация средств массовой информации - тоже одна из харак­терных черт современной российской журналистики. Процесс этот наби­раетсилу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев и областей. Он сопровождается существенным типологи­ческим расширением местныхСМИ, повышением их влияния на социаль­но-политическую жизнь регионов.

Вместе с тем новое лицо отечественной журналистики искажено сегодня конфронтацией СМИ друг с другом, с властными структурами, саудиторией. Нередко их публикации носят дестабилизирующий характер и вызывают напряженность в обществе, что не способствует улучшению в немсоциально-психологической атмосферы и жизни народа в целом.

Коммерциализация СМИ наряду с положительными результатами появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансовонезависимых от власти - принесла и негативные явления. Это рождение "теневой журналистики" - подкуп отдельных журналистов бизнесом дляскрытой рекламы, антирекламы, заказных статей, интервью, использова­ние сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстныхцелей. Это также снижение критериев журналистской деятель­ности, увлечение СМИ эпатажем, скандалами, бульварными темами; про­паганда потребительства,распространение буржуазной массовой культу­ры; дегуманизация СМИ, падение духовности.

Коммерциализация дала толчок и такому явлению, как непрофессио­нализм сотрудников СМИ, который получил широкое распространение винформационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его заменевульгарно-просторечной, а то и ненормативной лекси­кой. Кроме того, их материалы грешат недостоверностью, необъектив­ностью, одна из причин которыхкроется в некомпетентности авторов, их слабой образовательной подготовке. Непрофессионализм является и одной из причин того, что иностранные СМИ занялидовольно сильные позиции на российском информационном рынке. Не имея здесь достойных конку­рентов, они оказывают значительное влияние на российскую аудиторию, атакже и на отечественную журналистику, особенно демократической ори­ентации, которая практически утратила характерные национальные черты и приобреладостаточно ясные очертания западных буржуазных СМИ.

Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за, которыми следует наш доверчивый русский народ. Используявсеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного веща­ния, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет -священнослужители, учителя. Влияние последних в настоя­щее время невелико: церковь еще не возродилась до былой своей духовной мощи, а школа и авторитетучителей разрушаются на глазах.

На этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, который имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе,вечное. В нынешних кризисных условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали и понимали всю меру ответственности перед своей аудиторией за каждое написанноеи произнесенное ими слово. Только высокие созида­тельные, гуманистические цели и правильно выбранные средства для ихдостижения могут остановить процесс распада нашего общества, стабилизировать жизнь народа. И СМИ могут сыграть в этом ведущую роль.


Библиография.

Учебные пособия

· Актуальные проблемы совершенствования СМИП. –Свердловск, УрГУ, 1986

· Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебноепособие. –М: Изд-во МГУ, 1976

· Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. –М: Изд-во Ун-тадружбы народов, 1986

· Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. –М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1996

· Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ин-т философии.–Киев: Наукова думка, 1993

· Основы телевизионной журналистики. –М: Изд-во МГУ, 1987

· Поваляев С.А. Научная информация: деятельность, потребности, мотивы. –Минск: Университетское, 1985

· Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. –М: Изд-во «РИП - холдинг»,1998

· СМИП. –М: ИНИОН, 1985

· СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. –М: Изд-во Российского Ун-тадружбы народов, 1995

· СМИ в социалистическом обществе. –М: Политиздат, 1989

· Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. –М: ИСИ, 1979

· Социология журналистики. –М: МГУ, 1981

· Социология и пропаганда. -М: Наука, 1986

· Шкондин М.В. Организация СМИП. –М: Изд-во МГУ, 1985

Литература.

· Багдикян Б. Монополия средств информации. –М: Прогресс, 1987

· В зеркале критики: из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации. –М:Искусство, 1985

· Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. –Тбилиси: Ганатлеба, 1987

· Вильчек В.М. Под знаком ТВ. –М: Искусство, 1987

· Горшков М.К. Общественное мнение. –М: Политиздат, 1988

· СМИП. –М: Политиздат, 1984

· Телеэкран - неограниченное господство? –М: Прогресс, 1987

· Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. –М:Политиздат, 1989

Пресса

· Сальникова Ю. "Свободная пресса в России состоялась" //Сегодня - 1995.- 19 января.

· Брутенц К. Кризис доверия? Почему мы вновь почти не верим прессе//Независимая газета. - 1994.-1февраля.

· Сомнительный капитал на нечистой игре. Заявление Комитета Российской Федерации по печати// Российская газета. 1994.- 30 марта.

· Крюков М. Неугодный корреспондент// Правда.1986.- 25 августа

· Расправились с критикой // Правда.-1986.- 13 июня

· Новоплянский Д. Как шлифовали критику// Правда.1986.- 22 марта,

· Без борьбы нет победы// Независимая газета - 1993.- 27 октября;

· Шкляр В.И. Политика, пресса, власть: стереотипы и новые технологии//Политология исоциально-политические процессы в советском обществе - Одесса, 1991. - С.38.

· Реформирование России: мифы и реальность. - М.,1994.-С.27,53.

· Климов С. В России можно украсть даже телесигнал//Известия.-1994.-9 декабря.

· Руденко Б. Гибель четвертой власти/Совершенно секретно - 1995.-., №4.

· Батыгин А. Пресса, к ноге?//Российская газета.1995.- 21 января.

· Коц И. Почему живучи слухи//Советская Россия. 1986.- 1 февраля.

· Бовкун Е. Клевета как средство борьбы за потребителя // Известия- 1994.- 23 ноября.

· Карамьян Е. От народного информбюро. Поклонникам слухотерапии посвящается//Московский комсомолец -1994.- 5 ноября.

· Сокольников В. Не верь ушам своим. По распространению слухов можно судить о настроенияхлюдей//Столица.-1994, №40.- С.44-45.

· Кива А. От паники до предательства - один шаг//Российские вес­ти. 1994. - 15 декабря.

· Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.,1980

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...