СМИ идуховный мир человека.
Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в механизме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей,необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значимыхматериальных и духовных ценностей, в ходе которой происходит развитие общества и личности. Функционируя как сложноструктурированное и многогранноесоциальное явление, она охватывает все сферы формирования и проявления человеческих сил и выступает качественной характеристикой развития индивида,его духовного мира. При таком понимании в центре культуры оказывается человек как субъект культурной деятельности, создатель, носитель и потребитель культурныхценностей. Такое понимание неизбежно включает в себя представление о процессуальном характере культуры, критерием прогрессивности которой выступаетвозрастание роли субъекта (трудящихся масс) в историческом процессе развития и обогащения культуры, создания реальных условий для преумножения и широкогоиспользования духовных ценностей в целях политического, нравственного и эстетического воспитания. Разумеется, «перевод» достижений культуры в личностный духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесьнеобходимо учитывать своеобразие самой структуры духовного мира личности, основными компонентами которой являются: 1) общечеловеческие черты, так каккаждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная сущность определенного типа личности как продукта определенной эпохи; 3)индивидуально-особенные черты духовного мира конкретной личности, по-своему воплощающей в себе жизненные обстоятельства и идущие от макро- и микросистемы(общество в целом, семья, трудовой коллектив, группа по интересам и т. д.) культурные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играютсредства массовой информации. При выяснении этой роли первостепенное значение имеет учет двух моментов.
Во-первых, какими путями осуществляется сближение так называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле,слове, музыке, в изобразительных средствах живописи и т. д., с новыми ценностями культуры, рожденными самим развитием массовой коммуникации, такими,например, как аудиовизуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд специфических задач: выяснение связи между учреждениями традиционной культуры(театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого«тиражирования» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают напередний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре культуры (вчастности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так называемых синтетических, видов художественного творчества—цветомузыки, дизайна и т. д.). Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное распространение культуры имеет свою культуру, называемую коммуникативной. По мнению некоторыхисследователей, к числу ее основных компонентов относятся: количественные характеристики коммуникативной сети общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность)использования; точки пересечения различных видов коммуникации, главным образом средств массовой информации, с межличностным общением; семиотические параметрыкоммуникации, включая условия кодирования сообщений, а также формы, на основе которых осуществляется убеждение в актах коммуникации — риторика, ораторскаяречь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.
Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду,что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, воспринимается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Целостность личности вее соотнесенности с целостностью и направленностью функционирующей в обществе культуры во многом определяет достижение целевых установок, на которыеориентирована деятельность средств массовой информации в социалистическом обществе. Специфика деятельности этих средств состоит в том, что в сообщениях,транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения,нормы морали, художественные вкусы, ориентирующие личность в том, что важно и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно инизменно, что с чем и каким образом взаимосвязано. Воздействуя через многообразие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации всоциалистическом обществе ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных условий, формирования идейнозрелой, нравственно развитой, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека представляют собойсложноструктурированную, многогранную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной организациидеятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизньобщих принципов, имеющих большое значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социологическом анализе эффективности этой деятельности, меры еевлияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.
Первый принцип связан с последовательным применением методологии системности как необходимого исходного пункта в пониманиидиалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соединения их в единую, четко скоординированную и действующую во имя достижения общихцелей систему, основанную на взаимодополнении и взаимозависимости всех СМИ. Ежедневно люди слушают радио и смотрят телевизор, читают газеты и журналы.Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формахподачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышенияэффективности воздействия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия каждого из них. Для газеты,например, важен акцент на общую панораму мировых событий с выделением из нее локальных событий, особенно значимых для данной страны, данного региона или даннойгруппы читателей. Если же речь идет о радио, то оно, давая столь же широкую информацию о мировых и локальных событиях, выполняет своеобразную роль «сопровождающего» средства массовойинформации, дающего определенный ориентир для избирательной интериоризации индивидом определенных видов сообщений из общего потока информации,проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеологическогопроцесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенности в общем потоке информации ее организованной(институализированной) и неорганизованной (неофициальной) информации. Под первым видом информации подразумеваются все сообщения, поступающие по различнымканалам из институциональных источников — прессы, радио, телевидения. Под вторым — сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля общественныхинститутов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зависимость объемаи значение организованной информации для духовной жизни людей от ее направленности, научной обоснованности, связи с жизнью, объективности,наступательности, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированнаяинформация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированности.
Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничнойдуховной жизни людей реализуется в комплексном подходе к исследованию места и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств впроцессе их скоординированной деятельности по пропаганде коммунистических идеалов, активного участия в коммунистическом воспитании трудящихся. Он предполагаетдифференциацию интересов в получении того или иного вида информации различными социально-демографическими группами населения. Последовательное применение принципа комплексности позволяет повышать информационную насыщенность публикуемых в газетах ижурналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие как на рациональную, так и наэмоциональную сферу личности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее духовный мир. Наряду с принципом комплексности в повышении эффективности влияния средств массовой информации и пропаганды на духовнуюжизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поископтимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на человека. Так, пресса использует графические знаки кодировки содержания, телевидение — звук, образ. Если в печатных материалах особоезначение имеет аргументированность, точность, нестандартность мысли, то в телевизионных при сохранении значимости этих компонентов возрастает ролькрасочности языка, эмоциональности выступления, богатства оттенков голоса коммуникатора. Рациональное применение именно специфических для каждого средства массовой информации приемов и способов воздействия наличность повышает эффективность влияния всей совокупности средств на совершенствование идейно-воспитательной работы, на гармонизацию духовной жизнилюдей.
Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и пропаганды,— это необходимость пониманиятого, что значение информационно-идеологического потока не сводится лишь к информированию читателя, слушателя, зрителя, а определяется в возрастающейстепени активным взаимодействием средств массовой информации и личности. Поэтому при разработке различных аспектов специальной теории духовногообогащения людей следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником информации, но составляют своегорода «вторичное» образование, базирующееся на таких первичных системах социального информирования, как социальный опыт личности и неформальное межличностноеобщение. Наличие вокруг индивида сразу нескольких источников социального информирования порождает его избирательность, определеннуюавтономию по отношению к каждому из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспринимать или отвергатьсоответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повышения эффективностивоздействия средств массовой информации и пропаганды на духовный мир личности может быть продуктивным только при углубленном изучении с применением методови средств конкретного социологического исследования, реальных процессов взаимодействия различных источников информации, в частности, взаимодействия средств массовойкоммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (личность, социальная группа и т. д.), а с другой — неформальным межличностным общением,которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интерпретатором этих сообщений, и«заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с определенными видами сообщений, интересующими определенные, подчас широкие круги общественности,что может привести к возникновению слухов и кривотолков. При определении путей повышения эффективности и деятельности средств массовой коммуникации следует учитывать, что массоваякоммуникация лишена такой существенной черты, как ответ, идущий от реципиента (от публики) к источнику информации. В тех же случаях, когда слушатели илизрители откликаются на ту или иную информацию, их ответ имеет либо частный характер (индивидуальные письма), либо обладает мно-гоосмысленностью (в случаемассовых откликов), что требует дополнительного социологического анализа полученных материалов,сопоставления этого анализа с другими показателями распространенности средств массовой информации и пропаганды, тематической направленности ихдеятельности, содержания и формы подачи сообщений и др. Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничнойдуховной жизни людей,— это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового,прогрессивного, рождающегося в социалистической действительности со столь же активной борьбой против того, что мешает нашему движению вперед, в том числе ипротив попыток пропагандистских средств классового противника усилить разлагающее воздействие на сознание советских людей. Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы духовной жизни общества и всейсистемой идеологических средств, функционирующих в современном обществе. Заключение. Итак, сегодня в постсоветской России складывается новая журналистика. Процесс этот еще далеко не закончен.Современная система массовой коммуникации вбирает в себя многочисленные элементы прежней партийно-советской печати. Одновременно в нее внедрилисьэлементы западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние приведет в будущем к тому, что система российских средств массовой информации приобрететсвое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные особенности русской традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных СМИ. Отдельные чертыэтого лица можно различить уже сегодня. Многосубъектность СМИ привела к существенным изменениям в типологии отечественной журналистики. На местемонолита коммунистической печати появились многочисленные периодические издания разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, исодержанием, и формой. Теперь каждый учредитель и издатель имеет право создавать собственную газету или журнал в соответствии со своими устремлениями,целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ. Это право может быть полностью осуществимо на практике при стабилизации жизни общества, укреплениизаконности, жестком контроле за ее соблюдением. Отсутствие данных условий приводит в настоящее время к различным нарушениям закона как со сторонысредств массовой информации, так и со стороны властных структур. Российская журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественноедвижение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Несмотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой довольно значительнуючасть общеполитических изданий. Многие независимые СМИ, которые стараются не афишировать своих политических симпатий, тем не менее тоже содержат в себескрытую партийность, стоят на определенных политических позициях, активно отстаивая их в информационных баталиях. На это указывает политическоеразмежевание СМИ, связанное с драматическими событиями последних лет. Регионализация средств массовой информации - тоже одна из характерных черт современной российской журналистики. Процесс этот набираетсилу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев и областей. Он сопровождается существенным типологическим расширением местныхСМИ, повышением их влияния на социально-политическую жизнь регионов. Вместе с тем новое лицо отечественной журналистики искажено сегодня конфронтацией СМИ друг с другом, с властными структурами, саудиторией. Нередко их публикации носят дестабилизирующий характер и вызывают напряженность в обществе, что не способствует улучшению в немсоциально-психологической атмосферы и жизни народа в целом. Коммерциализация СМИ наряду с положительными результатами появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансовонезависимых от власти - принесла и негативные явления. Это рождение "теневой журналистики" - подкуп отдельных журналистов бизнесом дляскрытой рекламы, антирекламы, заказных статей, интервью, использование сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстныхцелей. Это также снижение критериев журналистской деятельности, увлечение СМИ эпатажем, скандалами, бульварными темами; пропаганда потребительства,распространение буржуазной массовой культуры; дегуманизация СМИ, падение духовности. Коммерциализация дала толчок и такому явлению, как непрофессионализм сотрудников СМИ, который получил широкое распространение винформационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его заменевульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. Кроме того, их материалы грешат недостоверностью, необъективностью, одна из причин которыхкроется в некомпетентности авторов, их слабой образовательной подготовке. Непрофессионализм является и одной из причин того, что иностранные СМИ занялидовольно сильные позиции на российском информационном рынке. Не имея здесь достойных конкурентов, они оказывают значительное влияние на российскую аудиторию, атакже и на отечественную журналистику, особенно демократической ориентации, которая практически утратила характерные национальные черты и приобреладостаточно ясные очертания западных буржуазных СМИ. Журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за, которыми следует наш доверчивый русский народ. Используявсеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного вещания, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет -священнослужители, учителя. Влияние последних в настоящее время невелико: церковь еще не возродилась до былой своей духовной мощи, а школа и авторитетучителей разрушаются на глазах. На этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, который имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе,вечное. В нынешних кризисных условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали и понимали всю меру ответственности перед своей аудиторией за каждое написанноеи произнесенное ими слово. Только высокие созидательные, гуманистические цели и правильно выбранные средства для ихдостижения могут остановить процесс распада нашего общества, стабилизировать жизнь народа. И СМИ могут сыграть в этом ведущую роль. Библиография. Учебные пособия · Актуальные проблемы совершенствования СМИП. –Свердловск, УрГУ, 1986 · Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебноепособие. –М: Изд-во МГУ, 1976 · Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. –М: Изд-во Ун-тадружбы народов, 1986 · Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. –М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1996 · Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ин-т философии.–Киев: Наукова думка, 1993 · Основы телевизионной журналистики. –М: Изд-во МГУ, 1987 · Поваляев С.А. Научная информация: деятельность, потребности, мотивы. –Минск: Университетское, 1985 · Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. –М: Изд-во «РИП - холдинг»,1998 · СМИП. –М: ИНИОН, 1985 · СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. –М: Изд-во Российского Ун-тадружбы народов, 1995 · СМИ в социалистическом обществе. –М: Политиздат, 1989 · Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. –М: ИСИ, 1979 · Социология журналистики. –М: МГУ, 1981 · Социология и пропаганда. -М: Наука, 1986 · Шкондин М.В. Организация СМИП. –М: Изд-во МГУ, 1985 Литература. · Багдикян Б. Монополия средств информации. –М: Прогресс, 1987 · В зеркале критики: из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации. –М:Искусство, 1985 · Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. –Тбилиси: Ганатлеба, 1987 · Вильчек В.М. Под знаком ТВ. –М: Искусство, 1987 · Горшков М.К. Общественное мнение. –М: Политиздат, 1988 · СМИП. –М: Политиздат, 1984 · Телеэкран - неограниченное господство? –М: Прогресс, 1987 · Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. –М:Политиздат, 1989 Пресса · Сальникова Ю. "Свободная пресса в России состоялась" //Сегодня - 1995.- 19 января. · Брутенц К. Кризис доверия? Почему мы вновь почти не верим прессе//Независимая газета. - 1994.-1февраля. · Сомнительный капитал на нечистой игре. Заявление Комитета Российской Федерации по печати// Российская газета. 1994.- 30 марта. · Крюков М. Неугодный корреспондент// Правда.1986.- 25 августа · Расправились с критикой // Правда.-1986.- 13 июня · Новоплянский Д. Как шлифовали критику// Правда.1986.- 22 марта, · Без борьбы нет победы// Независимая газета - 1993.- 27 октября; · Шкляр В.И. Политика, пресса, власть: стереотипы и новые технологии//Политология исоциально-политические процессы в советском обществе - Одесса, 1991. - С.38. · Реформирование России: мифы и реальность. - М.,1994.-С.27,53. · Климов С. В России можно украсть даже телесигнал//Известия.-1994.-9 декабря. · Руденко Б. Гибель четвертой власти/Совершенно секретно - 1995.-., №4. · Батыгин А. Пресса, к ноге?//Российская газета.1995.- 21 января. · Коц И. Почему живучи слухи//Советская Россия. 1986.- 1 февраля. · Бовкун Е. Клевета как средство борьбы за потребителя // Известия- 1994.- 23 ноября. · Карамьян Е. От народного информбюро. Поклонникам слухотерапии посвящается//Московский комсомолец -1994.- 5 ноября. · Сокольников В. Не верь ушам своим. По распространению слухов можно судить о настроенияхлюдей//Столица.-1994, №40.- С.44-45. · Кива А. От паники до предательства - один шаг//Российские вести. 1994. - 15 декабря. · Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.,1980
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|