Неценовые факторы предложения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Таким образом, неценовые факторы вызывают изменения в предложении, что отображается соответствующим сдвигом кривой предложения (рис. 6.4). Изменение величины предложения Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо и вниз, уменьшение предложения смещает ее влево и вверх.
Рис. 6.4. Например, внедрение передовых технологий в производство выражается увеличением производительности труда — кривая предложения сдвигается вправо и вниз относительно первоначального положения. И наоборот, увеличение налогового бремени вызовет сокращение предложения товаров — кривая сдвинется вправо и вверх относительно первоначального положения. При этом цена на товар возрастет, а объем предложения снизится.
Эластичность предложения
Эластичность предложения по цене – это измеритель степени реакции величины предложения товара на изменение его цены. Рассчитывается как соотношение процентного изменения величины предложения и процентного изменения цены по мере движения вдоль кривой предложения. Эластичность предложения по цене определяется таким же способом, как и эластичность спроса по цене Единственное различие состоит в том, что теперь мы рассматриваем движение вдоль кривой предложения. Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения (ESP). Он рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса, только вместо величин спроса учитывают величины предложения: где S1 и S2 – первоначальный и текущий объем предложения; P1 и P2 – первоначальная и текущая цена.
На рисунке 5 представлены различные варианты ценовой эластичности предложения в виде кривых, иллюстрирующих динамику изменения величин предложения под воздействием цены товара. Рисунок 5 – Эластичность предложения В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения различают: – неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1; – эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1; – предложение, связанное с коэффициентом эластичности, равным 1 (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; – абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается); – абсолютно неэластичное предложение (график S5): при любом изменении цены товара предложение будет постоянным; коэффициент эластичности равен нулю. Существует совершенно неэластичное предложение, когда эластичность предложения по цене равна нулю, так что изменение цены товара не оказывает воздействия на величину предложения. Кривая совершенно неэластичного предложения представляет собой вертикальную линию. Существует совершенно эластичное предложение, когда даже незначительное увеличение или снижение цены товара приводит к очень большим изменениям величины предложения, так что эластичность предложения по цене равна бесконечности. Кривая совершенно эластичного предложения представляет собой горизонтальную линию.
Главный фактор, определяющий эластичность предложения по цене – доступность используемых ресурсов. Время также может играть большую роль для эластичности предложения по цене. Эластичность предложения по цене будет высокой, когда ресурсы легко доступны. Эластичность предложения по цене будет низкой, если ресурсы получить сложно. Эластичность предложения по цене имеет тенденцию к росту по мере того, как производители приспосабливаются с течением времени к изменению цены. Это значит, что в долгосрочном периоде эластичность предложения по цене чаще будет более высокой, чем в краткосрочном периоде. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому при оценке эластичности предложения необходимо различать три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. 1. Краткосрочный – период, в течение которого фирме недостаточно времени для изменения объёма выпуска продукции. Этот период слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение втом случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично. 2. Среднесрочный – период, достаточный для изменения объёма выпуска продукции на существующем оборудовании. Этот период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными. 3. Долгосрочный – период, достаточный для изменения оборудования, цехов и соответственного объёма выпуска продукции. Этот период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|