Современная модель менеджера.
Роль менеджера в организации. Содержание труда менеджеров. Цикл управленческих умений. Типы менеджеров. Требования к менеджерам. Менеджеры являются ключевыми людьми в организации (oднако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, тоже не идентичны). Роль менеджера в организации: • менеджеры обеспечивают выполнение организацией его основного предназначения; • проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями действиями, выполняемыми в организации; • разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении; • обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию; • являются основным информационным звеном связи организации с окружением; • менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; • менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях. Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли. 1) роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. 2) информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. 3) менеджер в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить.
Цикл управленческих умений. • Разъяснение целей и задач • Взаимоотношения с подчинёнными • Тщательное планирование рабочего процесса • Компетенция менеджера • Обеспечение необходимыми условиями работы • Обратная связь • Контроль времени • Контроль деталей • Мотивация цели (давление на подчинённых) • Делегирование полномочий • Поощрение за хорошо выполненную работу • Ориентация на людей • Создание команды • Заинтересованность в профессиональном росте подчинённых • Доверие подчинённых • Включённость в работу • Профессиональная компетентность подчинённых • Сплочённость группы • Благоприятные условия для должностного роста • Уровень напряжённости • Отношение к людям • Климат • Качество работы
Типы менеджеров. Менеджеры высшего звена (стратегический уровень управления): 1. Выработка ценностей 2. Выработка политики 3. Выработка идеологии 4. Планирование деятельности всей организации 5. Представительская (имиджевая) функция
Менеджеры среднего звена (тактический уровень управления): 1.Организаторская работа: a.Выработка должностных инструкций 2.Контроль исполнения
Менеджеры низового звена (оперативный уровень управления): 1.Контроль за исполнением конкретных задач исполнителями 2.Контроль за использованием материальных и иных ресурсов
Требования к менеджерам можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают: • умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию; • знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях; • способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; • умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи. Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят: • высокое чувство долга и преданность делу; • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; • умение четко выражать свои мысли и убеждать; • уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. Современная модель менеджера. Роль карьерного факторы в развитии личности. Типы карьер. Основные этапы карьера менеджера.
Современная модель менеджера. Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен: • обладать определенными знаниями и умениями; • иметь соответствующие личные качества; • руководствоваться этическими нормами; • иметь навыки и способности эффективно управлять; • преодолевать ограничения саморазвития. Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер должен знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.
Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой. Личные качества менеджера: • широкий кругозор; • профессионализм и творческий подход к работе; • инициативность, изобретательность; • уверенность в себе, целеустремленность; • коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом; • самообладание, стрессоустойчивость; • психологическая способность влиять на людей; • ответственность, моральная надежность; • внутренняя потребность к саморазвитию; • вера в свои способности и успех. Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами: • следовать методам честной конкуренции; • не использовать «грязные деньги»; • выполнять данные обещания и следовать сказанному слову; • не манипулировать людьми; • быть требовательным, но не оскорблять достоинство; • проявлять воспитанность и хорошие манеры.
Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние:
• способность управлять собой; • упор на постоянный личный рост; • способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения; • навыки и упорство решать проблемы; • способность влиять на окружающих; • способность обучать и развивать подчиненных.
Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.
Типы карьер. Трамплин. 1. Поступательный подъем по службе. 2. Занятие высшей должности и затем длительное время до ухода на пенсию. Этот тип карьеры чаще всего характеризует руководителей и специалистов. Происходящие изменения в занимаемых должностях влекут за собой все возрастающую ответственность и все возрастающую оплату. Со временем происходит занятие человеком какой либо наивысшей должности, а затем так называемый прыжок с трамплина – уход на пенсию. Карьера «Трамплин» была типичной для советской экономики. На предприятиях, заводах люди часто занимали должности по 20 и более лет до ухода на пенсию. Встречается и другая ситуация – работник в силу субъективных причин не стремится к повышению. Такими причинами может быть как полная удовлетворенность занимаемой должности, так и боязнь увеличения ответственности на более высокой позиции. Лестница. 1. Поступательный подъем по службе. 2. Занятие высшей должности в пик трудовой активности. 3. Постепенное снижение до ухода на пенсию. Эта модель карьеры предполагает занятие одной должности человеком не более 5 лет, затем, с ростом квалификации и работоспособности переход на более высокую позицию. В верхней точке карьеры человек достиг максимума с точки зрения знаний, профессиональных навыков, но со временем работоспособность снижается, как и возможность к мобильному мышлению, и для компании привлекательнее, чтобы такой человек выполнял роль координатора рабочего процесса, но не выполнял напрямую исполнительную функцию. Такой работник принесет огромную пользу компании, выступая в роли консультанта сначала по конкретным производственным задачам, а потом по глобальным задачам развития отрасли. Змея. 1. Последовательное занятие различных должностей внутри компании на горизонтальном уровне. 2. С возрастом продвижение по вертикальной лестнице. Горизонтальные перемещения в описанной модели карьеры «Змея» позволяют человеку за время, которое он занимает определенную позицию (обычно 1-3 года) узнать всю «кухню» компании на разных уровнях. Соответственно с переходом на руководящую должность работник будет эффективно осуществлять функции управления, т.к. он имел возможность наблюдать за достоинствами и недостатками управления снизу. Еще один плюс - осознание руководителем важности координации рабочего процесса с учетом специфики каждого департамента, а также важности межотделового обмена информацией. Немаловажно также то, что человек имеет возможность в процессе смены должностей «найти себя» в какой-то профессиональной сфере и на этом остановиться в продвижении. Стоит сказать, что данный тип карьеры получил самое широкое распространение в Японии на крупных фирмах.
Этапы карьеры менеджера
57. Управление человеческими ресурсами. Основные технологии управления персоналом. Управление персоналом — это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой являются люди, которые входят в определены социальные группы, трудовые коллективы. Как субъект управления выступают руководители и специалисты, которые выполняют функции управления относительно своих подчиненных. Следовательно, управление персоналом — это целеустремленная деятельность руководящего состава организации на разработку концепции, стратегий кадровой политики и методив управления человеческими ресурсами. Это системный, планомерно организованное влияние через систему взаимоувязываемых, организационно экономических и социальных мероприятий, направленных на создание условий нормального развития и использования потенциала рабочей силы на уровне предприятия. Планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование человеческих ресурсов является основным содержанием управления персоналом. Основная цель управления персоналом: • формирование высококвалифицированного, ответственного за порученное дело персонала с современным экономическим мышлением и развитием чувства профессиональной гордости; • обеспечение социальной эффективности коллектива. Управление персоналом как целостная система выполняет такие функции: • организационную —.планирование потребностей и источников комплектования персонала; • социально-экономическую - обеспечение комплекса условий и факторов, направленных на рациональное закрепление и использование персонала; • воспроизводительную — обеспечение развития персонала.
Следовательно, управление персоналом — это и наука, и искусство эффективного управление людьми в условиях их профессиональной деятельности. Это система принципов, методов и механизмов оптимального комплектования, развития и мотивации и рационального использования персонала. Управление персоналом должно отвечать концепции развития предприятия, защищать интересы работников и обеспечивать соблюдение законодательства о труде при формировании, закреплении (стабилизации) и использовании персонала. Следовательно, задание возводится к:
• обеспечение предприятия в нужном количестве и качестве персонала на текущий период и на перспективу; • создание равных возможностей эффективности труда и рациональной занятости работников • стабильной и равномерной загрузки на протяжении рабочего периода; • удовлетворение потребностей персонала; • обеспечение соответствия трудового потенциала работника, его психофизиологических данных к требованиям рабочего места; • максимальной возможности выполнения разных операций на рабочем месте.
Технология управления человеческими ресурсами дает синергический эффект, если: - относительно хорошо развитая система адаптации к внешнему и внутриннему рынку труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирования профессионального роста и ротации кадров); - применяются гибкие системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы); - используются системы оплаты, построенной на принципах всестороннего учета персонального вклада (в том числе с самими работниками) и уровня профессиональной компетенции (знание, умение, навыки, какими реально владеют работники); - поддерживается высокий уровень участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, которые относятся к их повседневной работе; - хорошо организованная система коммуникации, которая обеспечивает двух- и многосторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связки в самой организации (предприятии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|