Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цена и структура капитала организации.




Традиционно в экономической теории под капиталом подразумевают стоимость средств, вложенных в формирование активов организации для осуществления ею экономической деятельности с целью получения прибыли Таким образом капитал является источником формирования финансовых ресурсов организации, а приносимая капиталом прибыль характеризует эффективность его использования.

Однако в соответствии с действующими в РФ стандартами учета и отчетности под капиталом организации понимается только та его часть, которая сформирована за счет собственных средств, т.е. собственный капитал. В соответствии Приказом Министерства финансов РФ от 23. 07.10.2003 г. № 67н, в разделе «Капитали и резервы» предусмотрены следующие основные составляющие собственного капитала: «Уставный капитал», «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль».

Собственному капиталу принадлежит ведущая роль среди источников финансирования. Именно по величине собственного капитала судят о масштабах деятельности организации. Он также характеризует потенциал привлечения заемных средств. Рыночнаяоценка собственного капитала (рыночная капитализация), которая для ОАО, как правило, выражается через курсовую стоимость обыкновенных акций, служит одним из важнейших показателей финансовой эффективности.

В то же время в теории финансового менеджмента в состав капитала организации включают не только собственные, но и заемные средства. Данное разночтение следует иметь ввиду специалистам, практикующим в области финансового управления. Важнейшие финансовые коэффициенты рассчитываются на основе собственного капитала (чаще всего уставного) капитала: чистая прибыль на обыкновенную акцию, рентабельности собственного капитала, цена обыкновенной акции к доходу на акцию и др. Однако не меньшее значение придается и таким показателям, как рентабельность вложенного капитала, коэффициент капитализации, коэффициент финансирования, для расчета которых необходимо учитывать и динамику заемных средств.

Заемный капитал также выполняет существенные функции в кругообороте средств организации. В первую очередь он обеспечивает получение дополнительной прибыли за счет расширения масштабов деятельности. Привлечение заемных средств также расширяет инвестиционные возможности организации. Разумное использование кредитов за счет эффекта финансового рычага позволяет повысить рентабельность собственного капитала.

Рыночная цена капитала организации в общем случае определяется произведением рыночной оценки взноса (пая, вклада, акции) на количество взносов. Если рыночную оценку взноса осуществить не удается, следует определить, за сколь можно было бы продать все активы предприятия, и вычесть из полученной суммы все обязательства (кредиты и кредиторскую задолженность), - такой, примерно, и будет цена капитала организации.


 

Управление собственным капиталом организации.

Собственному капиталу принадлежит ведущая роль среди источников финансирования. Именно по величине собственного капитала судят о масштабах деятельности организации. Он также характеризует потенциал привлечения заемных средств. Рыночная оценка собственного капитала (рыночная капитализация), которая для ОАО, как правило, выражается через курсовую стоимость обыкновенных акций, служит одним из важнейших показателей финансовой эффективности.

В соответствии Приказом Министерства финансов РФ от 23. 07.10.2003 г. № 67н, в разделе «Капитали и резервы» предусмотрены следующие основные составляющие собственного капитала: «Уставный капитал», «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль».

Процесс формирования собственного капитала организации начинается с определения величины его уставного капитала в соответствии с учредительными документами и в зависимости от выбранной организационно-правовой формы. Уставный капитал отражает денежную оценку средств, вложенных в организацию ее учредителями участниками, пропорционально долям, определенным учредительными документами. Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного капитала формируют уставный фонд..

Величина уставного капитала является важнейшей экономико-правовой характеристикой организации, поскольку отражает минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Поэтому исходя из сложившейся на предприятии финансово-производственой ситуации и требований действующего законодательства организация может увеличить или уменьшить свой уставный капитал, а также изменить его структуру.

Юридические лица, созданные в форме производственных кооперативов и хозяйственных товариществ, редко прибегают к изменению уставного капитала – только в том случае, если по окончании второго и последующих лет стоимость чистых активов окажется меньше величины уставного капитала. В этом случае организация обязана зарегистрировать это уменьшение.

Порядок изменения величины уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью регламентируется соответствующими федеральными законами. Так акционерные общества имеют право принимать решение по увеличению уставного капитала только после того, как будут полностью оплачены ранее объявленный капитал и все ранее зарегистрированные выпуски акций и облигаций. При этом увеличение может производиться двумя способами: путем конвертации ранее размещенных акций в акции с большей номинальной стоимостью и путем выпуска дополнительных акций. При конвертации решение об увеличении уставного капитала принимается общим собранием акционеров и изменение в уставе регистрируется в установленном порядке. Конвертация должно осуществляться только за счет других элементов собственного капитала: эмиссионного дохода, нераспределенной прибыли и др.

В случае увеличения уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций акционерное общество обязано зарегистрировать в финансовых органах решение о выпуске акций и осуществить их размещение. После окончания срока размещения утверждается отчет об итогах, и только после этого принимается решение об увеличении уставного капитала на сумму размещенных акций и внесении соответствующих изменений в устав.

Размещение дополнительных акций может осуществляться в возмещение выплаты дивидендов, т.е. путем их капитализации.

Уменьшение уставного капитала может осуществляться акционерного общества может осуществляться как по его собственному желанию, так и в связи с требованиями законодательства о соответствии уставного величине чистых активов. Возможны два способа уменьшения: конвертация акций в акции меньшей номинальной стоимости или выкуп собственных акций.

Управление уставным капиталом АО связано не только с изменением его величины, но и с изменением его структуры путем конвертации:

1) нескольких акций в одну – консолидация;

2) одной акции в несколько (дробление);

3) акций в акции с иными правами.

Например, конвертация обыкновенных акций в привилегированные применяется для сохранения контроля при принятии решений на собрании акционеров. С этой же целью может осуществляться и дробление – привлечение новых, более мелких акционеров, чтобы держателям контрольного пакета сохранять преимущество при принятии важных решений.

Наряду с уставным капиталом важнейшим гарантом обеспечения прав инвесторов и кредиторов является резервный капитал. Объем обязательного резервирования для отечественных акционерных обществ – не мене 5% уставного капитала. Он предназначен для покрытия убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах – для погашения облигаций общества и выкупа собственных акций.

Добавочный капитал – это источник увеличения стоимости имущества организации, а также источник поступления различных ценностей.

Добавочный капитал возникает в результате:

1) прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

2) эмиссионного дохода от продажи акций при первичном размещении;

3) безвозмездного получения имущества и денежных средств;

4) начисления износа с применением индексов-дефляторов при реализации основных средств.

Что включать в добавочный капитали как его использовать, решают собственники предприятия. Чаще всего его используют для покрытия уценки имущества либо его безвозмездной передачи другим организациям.

Нераспределенная прибыль исчисляется как разница между прибылью отчетного периода и суммой причитающихся к уплате налогов и других обязательных платежей за счет прибыли. Нераспределенная прибыль отчетного года является основой для раскрытия информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, в виде базовой прибыли (убытка) на акцию. В свою очередь базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода. Базовая прибыль (убыток) отчетного периода определяется путем уменьшения (увеличении) прибыли (убытка) отчетного периода, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и других обязательных платежей, на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный период.

Осуществляя управление собственным капиталом, следует помнить о том, что его доля в структуре источников средств организации должна составлять не менее 50% (оптимально - 60%). Однако в практической деятельности необходим индивидуальный подход к оценке величины долговой нагрузки на предприятие.

 

Управление денежными средствами и дебиторской задолженностью организации.

Управление денежными средствами организации является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя основными причинами:

- рутинность - денежные средства используются для выполнения текущих операций, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

- предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

- спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно предоставится возможность выгодного инвестирования.

Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.

Наличие у предприятия денежных средств нередко связываемся с тем, является ли его деятельность прибыльной или нет. Однако такая связь не всегда очевидна. События последних месяцев, когда резко обострилась проблема взаимных неплатежей, подвергают сомнению абсолютную незыблемость прямой связи между ними показателями. Оказывается, предприятие может быть прибыльным по данным бухгалтерского учета и одновременно испытывать значительные затруднения в оборотных средствах, которые в конечном итоге могут вызвать не только социально- экономическую напряженность во взаимоотношениях с контрагентами, финансовыми органами, работниками, но в конечном шаге (пока теоретически) привести к банкротству.

 
 

Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течении которого денежные средства отвлечены из оборота. Основные этапы обращения денежных средств в ходе производственной деятельности представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Этапы обращения денежных средств

Логика представленной схемы заключается в следующем. Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т. е. финансовый цикл, меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Если сокращение операционного цикла может быть сделано за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

Таким образом, продолжительность финансового цикла (ПФЦ) в днях оборота рассчитывается по формуле

ПФЦ = ПОЦ – ВОК = ВОЗ + ВОД - ВОК;

где:

ПОЦ - продолжительность операционного цикла;

ВОК - время обращения кредиторской задолженности;

ВОЗ - время обращения производственных запасов;

ВОД - время обращения дебиторской задолженности;

Т - длина периода, по которому рассчитываются средние показатели (как правило, год, т.е. Т=365).

Информационное обеспечение расчета - бухгалтерская отчетность. Расчет можно выполнять двумя способами: а) по всем данным о дебиторской и кредиторской задолженности; б) по данным о дебиторской и кредиторской задолженности, непосредственно относящейся к производственному процессу.

Цель управления денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций. Чем более предсказуемы денежные потоки фирмы, тем меньше потребность в страховании. Управление денежными средствами начинается с момента выписки покупателем (дебитором) чека на оплату продукции и заканчивается выплатами кредиторам, персоналу, бюджетам и др. лицам. При этом управление денежными средствами тесно связано с управлением кредиторской задолженностью, ибо менеджеры фирмы регулируют сроки ее оплаты.

Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия. Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).

Первоочередные управленческие действия в реализации кредитной политики направлены на ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Ключевую роль в снижении степени риска при предоставлении коммерческого кредита играет оценка кредитоспособности покупателя, т.е. его возможности погашения дебиторской задолженности. Кроме перечисленных позиций, учитываются перспективы развития предприятия-покупателя и возможности совершенствования важнейших финансовых показателей. Оценивая кредитоспособность акционерных обществ, следует обращать внимание не только на достигнутую прибыль, но и ее использование на выплату дивидендов и развитие, а также модернизацию производственного потенциала. Во многих случаях используется анализ SWOT, с помощью которого определяются положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия и его окружения.

 

Этапы управления дебиторской задолженностью

Этап Процедура Ответственное лицо
Критический срок оплаты не наступил Заключение договора Менеджер по продажам
Контроль отгрузки Коммерческий директор
Выставление счета Финансовая служба
Уведомления об отгрузке
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты – звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки
Продолжение табл. 1.2
Просрочка до 7 дней При неоплате в срок – звонок с выяснением причин, формирование графика платежей Менеджер по продажам
Прекращение поставок (до оплаты) Коммерческий директор
Направление предупредительного письма о начислении штрафа Финансовая служба
Просрочка от 7 до 30 дней Начисление штрафа Финансовая служба
Предарбитражное предупреждение Юридический отдел
Ежедневные звонки с напоминанием Менеджер по продажам
Переговоры с ответственными лицами
Просрочка от 30 до 60 дней Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию Менеджер по продажам
Официальная претензия (заказным письмом) Юридический отдел
Просрочка более 60 дней Подача иска в арбитражный суд Юридический отдел

[22]

Этапы управления текущей дебиторской задолженностью.

1. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов.

• На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации выделяется чистая реализационная стоимость.

• На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги рассчитывается по формуле (1.1).

 

, (1.1)

 

где КОА - коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;

ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма резерва сомнительных долгов;

ОА - общая сумма оборотных активов предприятия.

 

6) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги определяется по формуле (1.2).

 

, (1.2)

 

где КВИдз - коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;

ДЗв - сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

ЧРСдз - сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД - сумма резерва сомнительных долгов.

На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Расчет этого показателя производится по формуле (1.3).

, (1.3)

 

где ПИдз - средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);

- средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

- средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

Оо - сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется по формуле (1.4).

 

Эдз = Пдз -ТЗдз-ФПдз, (1.4)

 

где Эдз - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз - текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателям.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность, который рассчитывается по формуле (1.5).

 

, (1.5)

 

где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

- средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

Текущая дебиторская задолженность характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары работы, услуги, выданные авансы и т.п.

Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской, задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитываются следующие элементы:

• задолженность покупателей и заказчиков;

• векселя к получению;

• задолженность дочерних и зависимых обществ;

• задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

• авансы выданные;

• прочие дебиторы.

Погашение дебиторской задолженности в случае, когда производятся расчеты между поставщиком и покупателем за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим образом:

1. Выставление платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только если условиями договора предусмотрена данная форма расчета.

2. Составление акта сверки расчетов. По результатам сверки расчетов с дебиторами организация для взыскания задолженности может действовать следующими способами: направить дебитору напоминание об оплате или выставить претензию на сумму неоплаченного долга.

3. Взыскание дебиторской задолженности в счет погашения задолженности перед бюджетом.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам (табл.).

 

 

Таблица 1. Виды дебиторской задолженности

Задолженность Сроки наступления Особенности
1. Срочная В пределах срока, установленного договором Возникает в результате применения форм безналичных расчетов (инкассо) или как результат отсрочки платежа
2. Просроченная-сомнительная Более срока, установленного договором Часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности
3. Безнадежная – истек срок исковой давности Более 3 лет с момента окончания срока исполнения Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете
4. Находящаяся на забалансовом счете В течение 5 лет с момента списания Цель - контроль за возможностью ее получения

 

Отсрочка оплаты может иметь различный характер:

1. Технический, или так называемый манипуляционный, вызванный необходимостью оформления документов и перечислением средств со счета покупателя на счет производителя. В этом случае дебиторская задолженность имеет кратковременный характер и, как правило, финансируется из средств, предусмотренных на покрытие текущих нужд;

2. Коммерческого кредита, который означает передвижение сроков оплаты за поступившие товары на более длительное время, то есть, по существу, означает финансирование активов покупателей за счет заемных средств;

3. Реализации товаров в рассрочку, которая во многих развитых странах является главной формой продажи ценностей высокой стоимости. Такой вид оплаты положительно влияет на ускорение оборотов по реализации и повышение рентабельности продукции.

Дебиторская задолженность включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...