Восприятие информационного сообщения как психический процесс.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Взаимосвязь восприятия при массовой коммуникации с другими психическими процессами. Ощущения как средства восприятия информации: понятие, виды и особенности. Внимание: понятие, виды, особенности. Понимание (мышление): понятие, виды и этапы. Роль памяти в процессе восприятия: понятие и виды, особенности. Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета. – отображение в сознании воспринимающего субъекта целостного образа воспринимаемого объекта. Психические процессы: п -внимание; а -воображение; м -мышление; я -восприятие; т -ощущения. ь Ощущение – начальный процесс познания, в процессе которого происходит непосредственный контакт с раздражителями, в результате чего у человека возникают знания о качествах или признаках предметов или явлений. Единственное явление организма, посредством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. Отображение в сознании человека одного качества объекта. Выделяют следующие основания классификации ощущений: по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения; по месту расположения рецепторов; по времени возникновения в ходе эволюции; по модальности раздражителя. По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные. По месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.) Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными – вибрационные ощущения.
Особенности: не может дать полной картины, полного образа объекта. Внимание – концентрация мозговой активности на биологически значимом объекте (т.е. объект связан с жизнедеятельностью ЦА). Существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное (вследствие наших действий). Параметры внимания: концентрация (интенсивность сосредоточенности), устойчивость (длительность привлечения внимания к объекту), объем (возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов), распределение (способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно), переключение (осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой). Особенности: существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным – можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу; за один момент внимание замечает 6-8 объектов. Понимание (мышление) – высший познавательный процесс. Выявление взаимосвязей между объектами, которые воздействуют на субъект. Социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным чувственное познание. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли. Этапы мыслительного процесса: -постановка проблемы; -построение гипотезы; -поисковая активность; -принятие решения; -сопоставление результата с личным опытом. Виды мышления: -предметно-действенное – задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет; -наглядно-образное – связано с оперированием образами. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы; -словесно-логическое – функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Можно выделить несколько уровней средств хранения информации – физический, биологический, физиологический и психологический. К процессам памяти относят запоминание, хранение, забывание и воспроизведение. Виды памяти: 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с 2. Кратковременная память обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.) Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из кратковременной и долговременной памяти. Промежуточная память – в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания. 3. двигательная память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения); -образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная) – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений; -эмоциональная память – память на пережитые чувства; -словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Особенности: память участвует в акте восприятия. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Память – сквозной процесс на всех уровнях психологических процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|