Найдите недостающую часть предложений во 2-ой части текста
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Клепацкая Л.Б. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011. Пособие для логопедов, работающих в медицинских учреждениях с больными, перенесшими инсульт, травму или другие поражения головного мозга. Введение В предлагаемом пособии представлены упражнения и тексты, направленные на восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи у больных со средней и лёгкой формой афазии. Задания 1 раздела направлены на стимуляцию способности адекватно осмысливать, понимать речь как в пределах одного взятого предложения, фразы, так и целого текста от короткого простого до более развёрнутого и сложного. Сюда вошли упражнения, которые больной должен внимательно прочитать, осмыслить, найти ошибку в построении предложения, переписать правильно. Другой вариант: составить предложения из разрозненных частей; найти недостающую часть предложения во второй части текста; составить рассказ из данных предложений и др. Эти упражнения развивают у пациентов речевое мышление, заставляют логично думать и формулировать фразы. Во 2 разделе собраны упражнения и тексты, направленные на расширение у пациентов словарного запаса. Чем богаче у больного словарный запас, тем более полной и развёрнутой становится его фразовая речь. Упражнения рассчитаны на пополнение словаря глагольной лексикой, существительными, прилагательными, наречиями, на подбор слов антонимов, синонимов, а также правильного употребления их при составлении предложений, рассказов, в собственной речи. В 3 разделе представлен материал для работы над смысловой структурой слова. Это — преобразования различного рода словоформ, например: от глаголов в существительные; от существительных — в прилагательные, наречия; прилагательных в наречия; слова с уменьшительным значением слова и т.д. Нередко, приставка, ударение, суффикс или слово, близкое по звучанию, создают для больного трудности в правильном его осмыслении, а также и назначении. Например: поделка — подделка — разные приставки существенно изменяют смысл всего слова. Или слова: временный — современный; атлас — атлас.
4 раздел направлен на восстановление у пациентов с афазией развёрнутой фразовой речи. Задания составлены таким образом, чтобы развить у пациентов способность речевого программирования, конструирования и развёртывания фразы простой синтаксической модели до (3-5 слов) до предложений сложносочинённого и сложноподчинённого типа, включающих от 6 до 12 и более слов. Отдельное внимание уделяется использованию причастных и деепричастных оборотов, союзных слов, предлогов... Упражнения на дополнение незаконченных фраз заставляет больного логически завершить и грамматически правильно оформить предложение. В 5 разделе представлен комплекс упражнений, предназначенных для оживления «чувства родного языка», восстановления представления о его нормах. Это — дописывание окончаний, вставление пропущенных предлогов, изменение формы слова путём использования приставок, суффиксов, расстановка ударения, употребление слова в правильной падежной форме. Задания 6 раздела направлены на развитие у пациентов способности различения согласных звуков по акустической близости. Такие больные не дифференцируют звонкие и глухие звуки: б-п; д-т; з-с; г-к; ж-ш; ц-ч. Другие пациенты смешивают звуки, близкие по месту образования — т-н; л-н; р-н; р-л; к-г-х и др. Ряд упражнений преследует задачу устранения дефектов акустической дифференциации звуковых рядов.
Упражнения 7 раздела способствуют расширению у пациентов объёма слухоречевой памяти, укреплению акустических следов. Используется повторение за логопедом речевых и числовых рядов, повторение сочетаний слов по два, три, воспроизведение по памяти предложений из 4-8 и более слов, пересказ текстов по памяти, а также через определённый промежуток времени. Автор выражает глубокую благодарность всем, кто оказывал помощь при создании данной работы. Прежде всего, это доктор психологических наук, профессор Т.Г. Визель. СОДЕРЖАНИЕ I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов.................................... 5 II. Расширение словарного запаса................................................................... 23 III. Работа над смысловой структурой слова.................................................. 55 IV. Работа над формированием фразы............................................................ 69 V. Восстановление грамматических форм русского языка.......................... 110 VI. Дифференциация звуков........................................................................... 142 VII. Расширение объёма слухоречевой памяти,
I. Работа над пониманием речи, предложений, текстов. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно. 1. С дерева выпадают жёлтые листья. 2. Зимой нападает много осадков. 3. Ученика созвали к доске. 4. Машина переехала от дома. 5. Орёл залетел над лесом. 6. Мальчик набросил удочку в реку. 7. Птицы залетели на юг. 8. Солнце освещается землёй. 9. Лес поднимается над самолётом. * * * * 1. Сторож охраняется садом. 2. Ключ открывается замком. 3. Невод тянет рыбаков. 4. На цветах растёт клумба. 5. Море впадает в реку. 6. Ключ открывается сейфом. 7. Сад находится в беседке. 8. Скалы разбиваются о волны. 9. Над лампой висит диван. 10. Горизонт прячется за солнце. 11. Часовой охраняется границей. 2. Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно. — Эта семья состоит из трёх человек — отца, матери и сына, которая живёт на пятом этаже. — От дома отъехала голубая машина, в котором живут мои родители. — Человек оказался сотрудником нашего института, которого мы встретили в парке. — Что сын сообщил, приезжает завтра. — Чем глухим и непроходимым становится лес, тем дальше мы идём.
— Чем крепче и сильнее становится ваш организм, тем чаще вы совершаете прогулки на свежем воздухе. — Чтобы я позвонил моему другу, развеять свои сомнения. — Хотя день холодный, но светит солнце. — Хотя интересная, но лекция длинная. — Он часто болеет, поэтому ходит без головного убора. — Всегда оставляет мне ключ, поэтому она часто уезжает в командировку — Будет ясная погода, если мы поедем за город. — Если я к вам заеду, будет свободное время. — Так как я его с трудом понимаю, у него нечёткая речь. — Так как мы решили лететь на самолёте, уже завтра начинался симпозиум. Допишите предложения, вставив по смыслу одну из трёх предлагаемых частей. 1. Я заеду к вам завтра,... — если позвонит моя подруга — если нам дадут квартиру — если будет свободное время 2. Я подарила подруге книгу,... — которая закрывается на ключ — которая сделана из хрусталя — которую купила на прошлой неделе 3. Здесь будет городской парк,... — когда начнутся школьные каникулы — когда у меня будет отпуск — когда расчистят эту территорию 4. Я подъезжал к деревне,... — где не ступала нога человека — где было лежбище моржей — где прошли моё детство и юность 5. В каждой капле росы сверкает солнце,... — которое мне прислали по почте — которое поднималось над лесом — которое он купил на прошлой неделе 6. Травы скашивают рано утром,... — пока ещё есть надежда — пока не вырастут грибы — пока они ещё не уронили росы Найдите недостающую часть предложений во 2-ой части текста 1. 1. Каждый год возвращаются журавли... 2. Над морями и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами... 3. Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой... 4. В самых недоступных местах... 5. Спокойно им жить... 6. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся... 7. Водят весной журавли... 8. Соберутся в кружок на болоте и... 9. По всему лесу разносятся... 2. —...летят на свою родину весной журавли. —...заросло большое болото. —...из далёких тёплых стран на родное болото. —...их шумные голоса. —...весёлые хороводы. —...устраивают гнёзда осторожные журавли. —...лисица, не подкрадётся осторожная рысь. —...машут крыльями. —...в неприступном болоте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|