Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы запоминания и переключения внимания. Возрастные особенности этих процессов.




Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранениявоспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принятовыделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Этопростое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый следот возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеетжизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами ипотребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (илипреднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит передсобой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальныепри­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую ислож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того,произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мыедля того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания.Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевыхусилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторениепозволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объеминдивидуальной кратковременной памяти.Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия.Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, припроизвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом всеже необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематическихзнаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой —запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такаядеятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанногоматериала, называется мнемической деятельностью. По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основепамяти,— запоминание делится на механиче­ское и осмысленное. Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механическогозапоминания являются ассоциации по смежности.В отличие от этого осмысленное запоминание основано на пониманиивнутренних логических связей между отдельными частями материала.Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу отом, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическомзапоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а ещечерез несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 %материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделениемв изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахожде­ниесходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокойпрочности его сохранения является метод повторения. Повторение-важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы бытьпродуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых,заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении можетнаступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногданесколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, нозатем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объемазапомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет трудадля запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие.В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначаламедленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторенийиз-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемогомате­риала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторениянужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепитьв памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала егопрочность и длительность сохранения возрастают мно­гократно.Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологииизвестны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторениикаждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследованияпоказывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оноэкономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время зау чивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал,который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумяспособами:а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнетуверенность, что он выучен;б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, послечего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести ит.д.Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее ицелесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится болеепрочным.Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлениемсамоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании.Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустилипри воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала.Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логическисвязанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Концентрация внимания предусматривает также определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате

сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами. Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.

Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче.

Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т. д. Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом. Наряду с ним в наши дни все более развивается системный подход к изучению внимания, который предусматривает использование методик других наук, смежных с психологией.

Скорость переключения внимания у детей тренируется в игровой обстановке. Игры тренируют в переключении внимания с одного объекта на другой, в умении быстро переходить от очень оживлённого состояния к состоянию полного покоя. Полностью направлять своё внимание на то, на что в данный момент требуется его направить, и, когда нужно, отвлекаться от того явления или предмета, который сильно привлекает.

Предлагаем примеры игр на внимание. «Запомнить всё» Перед игрой разъясняют задачу: ребёнок должен запомнить всё. Ребёнок читает интересную книгу. Его отрывают от чтения и показывают в течении 5-7 секунд малоизвестную ему картину и затем удаляют её. Ребёнок продолжает читать ещё минуты две, затем ему медленно говорят одну фразу, например продажа домов в Горно-Алтайске. Ребёнок снова продолжает читать минуты две. Затем ему дают небольшое поручение, которое он должен будет выполнить позже.

В итоге ребёнок должен будет рассказать содержание картины, повторить фразу, выполнить поручение и пересказать то, что он прочел в книжке. Для детей с 9 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...