Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудовая теория стоимости К. Маркса.




 

Товар и его свойства

 

Изучая богатство капиталистического общества, Маркс делает вывод о том, что оно состоит из массы товаров. Товар представляет экономическую клеточку буржуазного общества. Как клеточка пронизывает все ткани живого организма, так товарные отношения пронизывают все ткани капиталистического хозяйства. Анализ товара служит исходным пунктом исследования капитализма в теории К. Маркса.

Товар предшествует другим экономическим категориям капитализма (деньгам, капиталу и др.) не только логически, то есть в ходе научного исследования, но и исторически, так как товарное производство существовало ещё до капитализма.

Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена путём купли-продажи.

Товаром могут выступать и продукты природы, если к ним был приложен труд человека. Например, ягоды, растущие в лесу, не являются товаром, но собранные и доставленные на рынок превращаются в товар.

Каждый товар обладает двумя свойствами:

1) потребительной стоимостью,

2) меновой стоимостью.

Различные вещи способны удовлетворять различные человеческие потребности. Например, хлеб, мясо, масло и другие продовольственные продукты удовлетворяют потрбность в пище. Костюмы, платья, пальто и т.п. удовлетворяют потребность в одежде; инструменты и машины – потребность в орудиях производства.

Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. «Товар есть, прежде всего, внешний предмет, вещь, которая благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности».[1]

Способы удовлетворения потребностей могут быть различными:

1) одни вещи удовлетворяют человеческие потребности непосредственно, например, продукты питания;

2) есть вещи, которые удовлетворяют человеческие потребности косвенно, опосредованно, например, средства производства (картофель удовлетворяет потребность в пище непосредственно, но чтобы его вырастить, необходимы орудия труда. Они как раз и удовлетворяют потребность в картофеле косвенно);

3) существуют потребности, которые могут удовлетворяться не одной, а целым рядом потребительных стоимостей, например, потребность в топливе может удовлетворяться углем, нефтью, газом, торфом, дровами, горючими сланцами и т.п.;

4) многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей, например, древесина используется как химическое сырьё, как топливо, для производства мебели, как строительный материал и т.п.

Потребительные стоимости составляют вещественное богатство всякого общества. Продукты труда могут быть потребительными стоимостями, но не принимать форму товара:

- во-первых, когда они используются производителем для собственного потребления,

- во-вторых, когда они передаются другому лицу, но не в порядке купли-продажи, а, например, в форме натуральной феодальной ренты.

Потребительную стоимость имеют и полезные для человека вещи, которые не произведены человеческим трудом, например, дикорастущие плоды, вода в источниках и т.п. В отличие от них потребительная стоимость товара является потребительной стоимостью для других, то есть общественной потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности тех людей, которые её покупают, то есть общества. Поэтому товар должен обладать не просто потребительной стоимостью, а общественной потребительной стоимостью. Причём товаром является только тот продукт, который обладает общественной потребительной стоимостью и поступает в потребление через куплю-продажу, а не путём безвозмездного отчуждения.

Потребительная стоимость товара обладает определёнными свойствами:

1) потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи. «Полезность вещи делает её потребительной стоимостью».[2] Так, продовольственные продукты имеют потребительную стоимость потому, что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма. Нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при сгорании выделяет большое количество тепловой энергии;

2) потребительная стоимость не зависит от количества труда, затрачиваемого на производство данной вещи. Например, тонна зерна, произведённого с помощью современной техники, воплощает в себе значительно меньшее количество труда, чем тонна зерна, произведённая с помощью сохи. Однако, потребительная стоимость зерна в первом случае ничуть не меньше, чем во втором;

3) потребительная стоимость как таковая существует во всяком человеческом обществе, в любую историческую эпоху, то есть она не зависит от сущности общественного строя. Просто одна и та же потребность в зависимости от исторических условий может удовлетворяться с помощью различных вещей. Например, потребность в транспорте может удовлетворяться с помощью коляски, верхом на лошади, в кибитке, в карете, в телеге или с помощью железных дорог, пароходов, теплоходов, автомобилей, самолётов, трамваев, метро, мотоциклов, ракет;

4) в процессе исторического развития человечества изменяются способы удовлетворения потребностей, способы потребления потребительных стоимостей. Так, потребность в пище не всегда удовлетворялась с помощью тарелок, ножей и вилок.

5) потребительная стоимость вещей обнаруживается людьми лишь в результате исторического развития. Например, дерево давно употреблялось для постройки жилищ и изготовления домашней утвари. Но использование древесины для производства искусственного волокна возникло сравнительно недавно.

6) «потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении».[3]

Потребности людей многообразны, поэтому и потребительная стоимость может быть присуща не только товарам, идущим в лич­ное потребление, но и товарам, поступающим в хозяйственное по­требление в виде средств производства-

Потребительной стоимостью могут обладать не только товары, но и любые продукты (в т.ч. и природы), потребляемые человеком. Это значит, что потребительная стоимость — категория внеисторическая, т.е. она существует вне зависимости от наличия товарного производства.

Как потребительные стоимости товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Невозможно, например, утверждать, что пара ботинок именно потому равна при обмене товара трём центнерам картофеля, что полезность того и другого товара одинакова. Различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров (ибо бессмысленным был бы обмен таких вещей, потребительские свойства которых полностью совпадают), но оно не может служить основанием для количественного соизмерения.

Наличие у вещи потребительной стоимости ещё не делает её товаром. Потребительная стоимость товара является носителем меновой стоимости. Вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость.

Меновая стоимость – это способность товара в определённых количественных соотношениях обмениваться на другие товары.

Меновые соотношения товаров, на первый взгляд, представляются чем-то совершенно случайным. Они подвержены частым изменениям: сегодня на рынке 1 пара обуви обменивается на 100 кг хлеба, завтра же – на 95 кг или на 105 кг. И всё же меновые пропорции тяготеют к какому-то определённому уровню. В обмене просматривается определённая закономерность. Например, одна пара обуви обменивается то на 95 кг, то на 105 кг хлеба. Но в среднем меновые пропорции между этими товарами тяготеют к уровню: 1 пара ботинок = 100 кг хлеба.

Что же лежит в основе равенства и соизмеримости товаров? Как потребительные стоимости товары не равны друг другу. Они качественно разнородны, несоизмеримы. Например, невозможно определить, что полезность очков во столько-то раз больше или меньше полезности холодильника.

Товары однородны и соизмеримы как меновые стоимости. Это выражается в совершенно определённых меновых пропорциях, например, 1000 очков = 1 холодильник.

Основой обмениваемости товаров является общественный труд, который затрачен на их производство. При всём многообразии их потребительных стоимостей товары качественно однородны как воплощение общественного труда. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, причиной их обмениваемости в определённых пропорциях является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара.

Стоимость товара это общественный труд, воплощённый в товарах и обнаруживающийся посредством обмена.

Количество труда на изготовление товара измеряется рабочим временем. Необходимо отметить, что общественный труд отличен от индивидуального. Разные работники могут изготавливать одинаковые товары за неодинаковые промежутки времени. Тогда получается, что «...стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара».[4] Поэтому стоимость определяется не индивидуальным, а общественным трудом, то есть общественно необходимым рабочим временем. «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».[5]

Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга эквивалентно. Они являются равноценными. Стоимость – это не природное свойство вещи, а общественное отношение между производителями товаров, это скрытое вещной оболочкой общественное отношение.

Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Меновая же стоимость – внешнее проявление стоимости посредством обмена одного товара на другой.

Стоимость – это не просто затраты труда. Она представляет косвенное выражение общественного труда через приравнивание и обмен товаров. Стоимость в отличие от потребительной стоимости является исторической категорией товарного производства. Она существует в тех способах производства, где есть товарное производство, неразрывно связана с категорией товар и не существует вне товара. В условиях натурального хозяйства, когда производство осуществлялось с целью удовлетворения собственных потребностей производителя, стоимости не было, хотя общественный труд существовал.

В товаре оба его свойства образуют диалектическое единство.

Стоимость не может существовать без потребительной стоимости. Например, если человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создаёт стоимости. В свою очередь, потребительная стоимость не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребления лишь после того, как будет реализован как стоимость.

Однако потребительная стоимость и стоимость – это противоположные свойства товара, что отражено в таблице 2.

Таблица 2 – Свойства товара в теории К. Маркса

 

Потребительная стоимость Товар Стоимость
естественные свойства Заключены общественные свойства
природой и конкретным трудом Создаётся абстрактным трудом
качественную определённость товара Отражает количественную определённость товара
вещественный носитель производственных отношений Выступает как специфическое производственное отношение
в процессе потребления Реализуется в процессе обмена

Итак, хотя потребительная стоимость и стоимость товара взаимно предполагают друг друга, они в то же время в известном смысле отрицают друг друга. Потребительная стоимость и стоимость представляют собой единство противоположностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...