Этнический состав жителей Тюменской области представлен 140 национальностями.
Петров В. Н. (Краснодар) Этнические миграции населения в современной России: дискурсы и возможности социологической рефлексии Полиэтничность и соответствующая поликультурность российского общества – исторический, онтогенетический феномен. Его формирование, трансвременные характеристики, трансформация находились и находятся под влиянием различных конкретно-социальные факторов, среди которых одно из определяющих значений принадлежит миграционным процессам. Разнонаправленные, в зависимости от исторических тенденций социального развития России, функциональные по воздействию на его политические, экономические и культурные потребности, миграции населения создают связанность общества в единое системное целое, обеспечивают возможности воспроизводства населения и социального развития отдельных территорий. Особую актуальность в постсоветский период приобрели этнические миграции, под которыми понимаются «случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство.»1 Межэтнические конфликты и войны на территории бывшего СССР, сепаратизм, терроризм и борьба с ним на Северном Кавказе Российской Федерации, экологические катастрофы стали непосредственными причинами массовых этнических, в том числе, вынужденных миграций. В стремлении к этническому превосходству и закреплению положения титульной нации политическая элита на территориях бывших советских республик и в ряде преобразованных национальных республик Российской Федерации трансформирует политическую, экономическую и культурную действительность таким образом, что создается ощущение социального и психологического дискомфорта для русскоязычного населения, что, в свою очередь, приводит к массовому исходу его из ранее обжитых мест.
Очевидно также, что современные перемещения этнических мигрантов интенсифицируются под влиянием явно выраженной экономической вынужденности: из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, из депрессивных регионов в регионы с благоприятной экономической коньюктурой. Мотивами экономической и трудовой, легальной и нелегальной миграции становятся нищета и социально-экономическое бесправие, поиск более благоприятных условий для социальной самореализации личности (в более конкретных вариантах - трудовой и профессиональной), выгодность занятий бизнесом, обеспечение лучших перспектив для семьи, особенно для детей. Этнические миграции, процессы социальной адаптации этнических мигрантов, социальное влияние и социальные последствия «миграционной интервенции» со всей очевидностью порождают все новые проблемы во всем мире. В современной России и, особенно, в ее отдельных регионах этнические миграции существенно влияют на изменения социальной реальности в отпускающих и принимающих обществах. Массовый миграционный "исход", процессы социального взаимодействия «местные» - «мигранты», характер и результаты социальной интеграции этнических мигрантов изменяют социальную структуру и социальные возможности в отпускающих обществах, создают новую ситуацию в социальных, межэтнических отношениях, вызывают трансформации институционального порядка и социальной организации в принимающих обществах. Непосредственными следствиями интенсивных этнических миграций стали противоречивые явления и процессы в принимающих обществах: укрепление потенциала титульных наций, рост полиэтничности принимающих сообществ, возникновение новых и рост уже имеющихся диаспор, достижение высокого уровня диаспоральной насыщенности, переход этнической дисперсности при расселении в компактность и появление анклавов, развитие этнического предпринимательства и рост экономической активности, мигрантофобия, возникновение и развитие этнической криминализации, рост межэтнической напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях, повышение частоты и тяжести бытовых, а также масштаба социальных межэтнических конфликтов.
Разнообразие и противоречивость социальных практик взаимодействия этнических мигрантов и местного населения остаются слабо отрефлексированными в отечественной социологической науке. Устоявшиеся в отечественных исследованиях социально-демографический и экономический подходы изучения миграций населения дают продуктивные результаты, но в целом имеют ограниченные статистическими наблюдениями возможности. В последнее время в отечественной социальной науке наметилась устойчивая тенденция к преодолению ограниченности ситуативных, зачастую сугубо позитивистских и описательных, исключительно статистических подходов при характеристике и анализе миграций населения. Характеристика, скажем, миграционного оборота, как отношения числа прибывших к числу выбывших все больше выглядит схематизированным отражением действительности, мало объясняющим суть происходящего в миграционных процессах. Нуждается, например, в развитии устоявшийся подход, в рамках которого при исследовании проблем миграционной мобильности населения преимущественное внимание отдается принимающему обществу (так называемой вселенческой стороне миграций) и мигрантам в нем. В гораздо меньшей степени исследуются процессы, происходящие под влиянием более или менее интенсивной миграции, в отпускающем обществе, а также те свойства и характеристики мигрантов, (константные или ситуативные, в том числе этнические), присущие им как представителям определенного отпускающего общества. В этих условиях все более острой становится научно-практическая потребность в социологическом анализе ближайших и долговременных последствий влияния этнических миграций на характер и содержание социальных изменений в принимающих локальных и региональных обществах, разработка, на основе полученного знания, практических социально-технологичных решений по оптимизации их нового социального состояния.
Смещение центра тяжести научных исследований именно в эту область продиктовано комплексом научно-практических оснований, заключающихся: - в усложнении структуры и новых тенденциях в характере и направленности этнических миграций; - в росте интолерантности в принимающих обществах по отношению к мигрантам вообще и представителям отдельных этнических групп в частности - в противоречивости социального значения и социальных последствий этнических миграций для отдельных регионов; - в обострении проблем национальной и социальной безопасности, вызванных, в том числе и миграционным фактором; - в политизации миграционных проблем и не всегда взвешенном подходе при принятии местных законодательных и административных решений; - в необходимости рационального управления процессами социальной трансформации в конкретных регионах и населенных пунктах, испытавших заметный приток этнических мигрантов; - в необходимости противодействия незаконной миграции; - в противодействии нагнетанию, в ряде случаев, ксенофобии и мигрантофобии. В научном социологическом сообществе все более осознается необходимость инструментальной реализации при анализе явлений и процессов миграции населения ряда общенаучных методологических принципов в их социологическом исполнении. Высокие продуктивные возможности на наш взгляд содержатся в системности, структурной и динамической функциональности, дифференцированном подходе. Миграционная мобильность населения рассматривается в социологии как межинституциональная научно-практическая проблема. Не обладая собственной институциональной организацией, миграции населения, тем не менее, находятся в поле институционального воздействия экономических, политических и правовых институтов, институтов административного государственного управления, обширной сети социокультурных институтов в отпускающем и принимающем обществах. В то же время не исключены и реализуются на практике институциональные формы объединения мигрантов, особенно беженцев и вынужденных мигрантов, существующих в течение определенного времени для решения актуальных проблем этой категории мигрантов.
Миграции населения относятся к институционально регулируемым социальным явлениям и процессам, поскольку отдельным мигрантам и социальным группам мигрантов присуща статусно-ролевая определенность. Статус мигранта определяется совокупность прав и обязанностей, предписываемых той институциональной организацией, к которой в данной ситуации обращены личность мигранта или социальная группа мигрантов. Статус мигранта включает его правовую определенность, а также социальные возможности, формализованную и неформальную ответственность в связи с нахождением на определенной территории и в определенном социальном пространстве принимающего общества с его культурной спецификой. При этом на общесоциальные характеристики статусного положения мигранта накладываются этносоциальные создавая, таким образом, представление об этническом статусе мигранта. Ролевые характеристики мигрантов включают, с одной стороны, образцы поведения из культуры той социально-этнической группы, с которой поддерживалась предшествующая идентичность, а с другой - содержат предписание осваивать и следовать культурным образцам распространенным в принимающей среде. При этом складывается представление о допустимом или осуждаемом, а то и преследуемом сочетании этих образцов в процессах коммуникации и социального взаимодействия мигрантов и местных Социальный статус мигранта относится к категории достигаемых, если выбор и обретение его происходит добровольно в силу самостоятельных решений и свободных действий личности. Социальный статус мигранта может быть предписанным, если миграция совершается под давлением неотвратимых обстоятельств, в силу тех или иных внешних по отношению к личности действий, создающих ситуацию вынужденности в перемещении (депортации, эвакуация, угон военнопленных, бегство из зон военных действий, природных и экологических катастроф). Определенный уровень предписанности, особенно применительно к этническим мигрантам, и особенно там, где формируются диаспоры и анклавы этнических мигрантов, может более или менее устойчиво сохраняться и в последующих поколениях мигрантов.
Определение и самоопределение в пространстве «местные – мигранты» всегда было очень важным аспектом взаимоотношений между теми, кто считал себя полноправными хозяевами территории и связанных с нею социальных прав. Коренной житель, местный, рожак, урожденный всегда были признаками определенной статусности, важной составляющей символического капитала по принадлежности к тем, кто определял себя в качестве того, что стало затем именоваться титульной нацией, то есть некой совокупности людей обладающих дополнительным социальным ресурсом Что значит быть местным и как можно превратиться в него из мигранта и как происходит это превращение? Какова длительность такого рода статусных превращений? Разработки в отечественной научной литературе касающиеся коренизации мигрантов относятся к специфическим условиям советского времени, когда сами миграции имели специфический характер. Сегодня ситуация изменилась и прежде всего эти изменения коснулись содержательной стороны миграций, образования и организации миграционных сообществ, их по-своему целевых предназначений и установок мигрантов и самих миграций, а, соответственно, характера социальных взаимодействий с принимающим обществом, превращения мигрантов, по крайней мере по самоощущениям из категории мигрантов в категорию местных жителей. Можно также заметить, что, предпосылки различных временных лагов в процессах социальной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, превращения мигрантов в местных заложены в условиях создающих миграционную мобильность и субъективных характеристиках тех, кто мигрирует, условиях принимающего общества, в том числе наличии в нем тех, кто мог бы оказать психологическую и другого вида поддержку как соплеменники. В этих же условиях предписанность статуса и соответствующих ролевых ожиданий к поведению мигранта проявляется в стигматизации личности по признаку миграции. В частности это проявляется в оправдании мер по созданию системы миграционного контроля. С точки зрения административного управления и, особенно, в связи с проблемой терроризма, необходимостью предотвращения и пресечения криминальной, преступной деятельности свобода передвижения и выбора места жительства может быть и должна быть ограничена, а также дополнена возможностями контроля за местом нахождения мигранта и его деятельностью. С позиций структурной функциональности важное методологическое значение для понимания влияния этнических миграций на характер и результаты социальных изменений в принимающем обществе имеет представление об их связи с другими системными структурами общественной жизни: институциональной организацией, экономической, социоструктурной (в том числе этноструктурной), политической, социокультурной подсистемами. При этом функциональной позитивности этнических миграций сопутствуют возникновение противоречий и социальных напряженностей. Социальное взаимодействие иноэтнических мигрантов с местным населением неизбежно нагружено необходимостью приспособления собственных этнокультурных ценностей и норм к требованиям новой социальной ситуации при одновременном их сохранении и воспроизводстве для «внутреннего» (в семье, диаспоре) употребления. Устойчивые черты менталитета и особенности институциональной организации мигрирующих этносов могут вступать и реально вступают в противоречия с ментальностью, институциональными отношениями, социальной организаций социальных практик принимающего общества. Характер влияния этнических миграций на социоструктурные изменения определяется степенью совпадения или различий в социальной дифференциации мигрантов и принимающего общества, социально-стратификационными дистанциями и претензиями мигрантов на определенный социальный статус. Каковы социальные предложения, к чему готовы и на какие социально-статусные позиции претендуют мигранты? При этом весьма существенными будут различия в ожиданиях и конструкциях отношений с новой реальностью у перемещающихся высококвалифицированных профессионалов и у мигрантов чернорабочих, у вынужденных мигрантов более или менее спонтанно покидающих местожительство и у тех, кто добровольно определяет свой выбор. Да и само значение различных видов миграций и качественного состава мигрантов для принимающего общества может быть неоднозначным и противоречивым. Этноструктурные аспекты раскрываются через характер расселения мигрантов (дисперсное, компактное, анклав), особенности взаимодействия в сфере трудовой занятости и профессиональной деятельности. Как и в каких районах, с точки зрения плотности населения и его этнической мозаичности, происходит поселение и формируются диаспоры мигрантов? Как изменяется долевое соотношение местных этносов и этносов мигрантов? Занимают ли прибывающие этносы здесь некую свободную экономическую нишу или же вытесняют местных из уже освоенных, традиционных видов деятельности? Складывается ли их занятость по принципу доминирования в некоей нише (наиболее характерна здесь торговля, определенные виды профессий или предпринимательской деятельности, криминальный бизнес) или же они рассеиваются примерно равномерно во всех видах занятости? Есть существенные различия в предпосылках и процессах социального взаимодействия «мигранты – местные» у добровольных («свободных») мигрантов и у беженцев и вынужденных переселенцев. Свободный мигрант наделен ментальностью, «комплексом» мигранта. Он человек готовый к встрече с новым и движимый «охотой к перемене мест», авантюрист и космополит. Для него перемены и движение важнее определенного и устойчивого, более ценным является не столько прошлое, сколько проект и ожидание будущего. Он реалист и прагматик, для которого большее значение имеет состояние здесь и сейчас. Вынужденный же мигрант, вместе с возможностью наличия этих свойств, подвержен переживанию «комплекса изгнания», который выражается в полной или частичной утрате прав, обусловленных, в том числе, проживанием в определенном месте, определенном жилище, на определенной территории. Появление этой категории мигрантов создает новую ситуацию в местах их нового проживания – ситуацию предъявления (обозначения) ими прав (на права), в том числе и территорию, их утверждения и защиты. Эта ситуация не может не быть напряженной, а то и конфликтной, ибо местные, конечно, же стремятся отстаивать достигнутые ими права. Ведь они считают свои усилия по их достижению и созданию условий для их реализации безусловной ценностью. Они опасаются сокращения и лишения этих прав, считая пришлых не только посягателями на эти права, но и недостойными их, поскольку они не имеют своего вклада в создание этих прав и условий для их реализации. Кроме того, специфика в размещении мигрантов заключается в том, что они стремятся в крупные города и центры с развитой инфраструктурой, то есть туда, где с большей степенью вероятности можно найти работу и более или менее приемлемые условия существования для себя и своей семьи или же сносный заработок компенсирующий даже неблагоприятные условия жизни в одиночку с тем, чтобы часть этого заработка переправлять или привозить семье по исходному месту жительства. Возникающая конкуренция за рабочие места, дополняется более или менее выраженными признаками этнической монополизации тех или иных мест поселения и видов деятельности. Возникает, в том числе, и территориально-пространственная определенность положения мигрантов в принимающем обществе Это не только гетто, как места жизни и социокультурная территория локализованного поселения этнических мигрантов, но и пространственная организация деятельности определенного этноса (места торговли, занятость в определенных организациях, места отдыха, времяпрепровождения и других форм социальной жизни). Актуализация этничности в современной России вызвала к жизни, актуализацию, с одной стороны, идеологии и действий по этническому возрождению, а с другой, повышенный, зачастую искусственно гиперболизированный и постоянно индуцируемый страх за состояние этнической самобытности и этнической безопасности. Для тех этносов, статус которых стал определяться как титульных наций на определенной территории или в пределах определенной государственности, это состояние повышенного беспокойства оказалось сопряженным с идей национальной безопасности, которую во что бы то ни стало нужно поддерживать и укреплять. Очень значимым оказалось и то, что местной этнической элите так же, во что бы то ни стало, необходимо было утвердить свое исключительное право на ресурсы данных территорий и на представительство в данной государственности. Отсюда оказался неизбежным всплеск интолерантности не только по отношению к этническим «чужакам», определяемым как мигранты, а и к тем, кто, хотя по своей статусной принадлежности относится к местным, но в силу своей иноэтничности не попадает в круг «своих» и тоже стигматизируются как пришлые. В связи с проблемами толерантности ощутимым недостатком исследований в этой области становится рассмотрение адаптации как процесса предрасполагающего к взаимоприспособлению мигрантов и местных, но в большей степени относящегося к поведению мигрантов и в меньшей степени полагающего необходимость изменений и сами изменения в принимающем обществе. Речь, в данном случае, идет не только о стратегиях и вариантах социальных практик в поведении мигрантов по отношению к принимающему обществу, но и реакциях принимающего общества на мигрантов и тех стратегиях и вариантах поведения местных жителей, которые обращены к мигрантам вообще и к их различным категориям в частности. Необходим переход от изучения внешних, поверхностных впечатлений, которые возникают при эпизодических контактах мигрантов и местных к исследованию различных по глубине отношений, которые образуются при долговременном, плотном и содержательном их взаимодействии в различных областях. Дифференцированный подход продуктивен в исследованиях процессов социальной адаптации этнических мигрантов, их интеграции в принимающую среду. В социальных практиках этнических миграций очевидна целевая определенность поведения мигрантов в зависимости от характера и содержания миграций. При этом возникают более или менее рационализированные представления и решения о том, что необходимо и полезно для той или иной категории мигрантов при взаимодействии с принимающей средой и как принимающая среда должна дифференцировать свои отношения с различными видами и категориями мигрантов. Кстати принимающая среда более широкое понятие, чем понятие «местное население». Среда включает в себя множество социокультурных и социо-организационных компонентов с нормативно-правовой базой и политической организацией, социальную территорию с ее социальной инфраструктурой, в то время как местное населения может быть лучше отображено через социальные действия и социальные взаимодействия, как субъект-субъектное социальное пространство. Стратегии, варианты и социальные практики взаимодействия различны у добровольных и вынужденных, у экономических мигрантов и тех, кто занимается предпринимательской деятельностью (практика этнического предпринимательства). Более или менее существенные различия в характере социального взаимодействия обнаруживаются в случаях сезонной трудовой и постоянной трудовой миграций. Безусловно, особым образом выстраивается поведение нелегальных и криминальных мигрантов. Накладывают свой отпечаток на процессы социальной адаптации статусное положение, профессия, квалификация, гендерные различия, демографические характеристики (дети и другие возраста), состояние в браке и характеристики семьи. При этом этническая принадлежность, этническая самоорганизация, этнический статус проявляются также во всех видах миграций и создают свои особенности социального взаимодействия и протекания процессов адаптации. Таким образом, целый ряд методологических принципов и теоретических подходов социологической науки содержат богатый, но далеко не реализованный в социологических исследованиях ресурс инструментального анализа социальных практик этнических миграций населения в современной России. Учет миграции в России: причины и последствия кризиса О.С. Чудиновских Миграционная политика любого государства должна опираться на количественные ориентиры. Без этого невозможно понять, какими будут цели, направления и объемы работы по управлению миграционными потоками, невозможно обосновать затраты и оценить возможный результат предпринимаемых шагов. Специалисты знают, что из всех видов учета движения населения наиболее трудный - учет миграции. Исследованию методов учета миграции, сравнению систем, применяемых в разных странах, посвящены труды известнейших ученых. Тем не менее, до недавнего времени Россия относилась к странам с относительно благополучной ситуацией в этой сфере. Стремительные изменения геополитической и экономической обстановки на пространстве бывшего СССР привели не только к кардинальным сдвигам в направлениях и характере миграционных потоков, но и отразились на состоянии нормативной базы, регулирующей, в том числе, процедуры учета мигрантов. С середины 1990-х годов началось стремительное ухудшение качества учета миграции. В настоящее время положение дел в этой области таково, что его можно назвать критическим. Признаки кризиса. Почему мы говорим о кризисе статистики миграции в России, и каковы его признаки? Потому, что в условиях, когда регулирование миграционных процессов заявлено в качестве одного из государственных приоритетов: · Россия не имеет ни одной нормально работающей национальной системы учета мигрантов, которая давала бы правильное и полное представление о величине потоков и их структурных характеристиках. · отлаженная десятилетиями система текущего учета миграции лишена адекватной первичной информации и стала практически не пригодной для анализа, а новые системы не существуют или находятся в начальной стадии создания. · предпринимаются попытки использовать другие источники данных, как правило, не отвечающие критерию полноты и точности, и не приспособленные для сбора традиционной статистики миграции. · проявляется тенденция к подмене открытой государственной статистики закрытыми ведомственными источниками, принципы работы которых не известны, а качество данных не поддается оценке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|