Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Остатки древнеанглийских парадигматических форм существительных, прилагательных и местоимений в современном английском языке.




Происхождение и распространение флексии –(e)s для выражения множественного числа имен существительных. Окончание множ. числа ---(e)s в НА восходит к окончанию мн.числа Им. и Вин. падежей муж. рода а-основ и имело в ДА форму –as. Это окончание было наиболее четким и фонетически устойчивым. Множество самых употребительных существительных муж. и ср. рода относились к а-основам. По этому типу уже в ДА начинали склоняться существительные других основ и заимствованные слова. Например, слово f æ der «отец» имело в ДА форму f æ deras. В СА окончание –as редуцировалось в –es и распространилось на большинство существительных.

Происхождение притяжательной формы. Окончание притяжательного (родительного) падежа ‘s восходит к окончанию –es родительного падежа ед. числа муж. и ср.рода а-основ. В СА эта форма употреблялась для большинства существительных. Постепенно сфера употребления родительного падежа сужается: он уже не может быть в предложении дополнением и из всех первоначально присущих ему значений сохранил лишь значение принадлежности. Это значение могло быть отнесено только к человеку или таким существам и явлениям, которые рассматривались как активно действующие. К концу СА периода форма родительного падежа от существительных, обозначавших неживые предметы, была вытеснена сочетанием of + N. В 17 в. было введено написание с апострофом, первоначально обозначавшим пропуск буквы -е-. Другая возможность возникновения апострофа связана с тем, что в английском языке с древних времен существовала конструкция с притяжательным местоимением (типа Arthur his men = Arthur’s men) и апостроф мог обозначать пропущенную часть местоимения.

Таким образом, апостроф оказался удобным способом графического разграничения омонимичных форм множественного числа и родительного падежа.

В ранненовоанглийском происходит озвончение в окончании –es мн.числа и омонимичном ему окончании род. падежа. Поскольку гласный в этих формах еще сохранялся, озвончение имело место после безударного гласного. Когда гласный окончательно редуцировался и отпал, звонкий после глухого согласного подвергся ассимиляции и стал глухим.

 

Происхождение нерегулярных форм множественного числа. Окончание - en множественного числа нескольких существительных (children, oxen, brethren, kine) восходит к окончанию - an древнеанглийского слабого склонения с основообразующим суффиксом -n-. В среднеанглийский период это окончание в редуцированном виде сохранилось наряду с - es, широко употреблялось в южных диалектах и даже распространилось на некоторые существительные, относившиеся к другим типам склонения: НА children - s -основа, brethren - r -основа (последнее употребляется наряду с регулярной формой brothers в значении «члены религиозной организации»). В поэзии встречается изредка форма kine (мн.ч. от cow, относилось к корневым основам). До конца СА сохранялись формы eyen “eyes”, sustren “sisters”, shipen “ships”, затем они присоединились к регулярному типу на -s-. В настоящее время из n-основ первоначальное окончание сохранило только слово oxen.

Так называемые нулевые формы множественного числа (без окончания) sheep, deer, swine восходят к существительным среднего рода а -основ, которые не имели окончания во множественном числе, если корневой слог был долгим. Со временем большинство существительных этой группы перешли к регулярному способу образования множественного числа при помощи окончания, например land. Названия животных сохранили архаичные формы, по-видимому, вследствие присущего им значения собирательности (ассоциировались с нечленимой массой).

Формы с чередованием конечного согласного wife – wives, path – paths, house - houses сохраняют древнеанглийский принцип озвончения щелевого звука в интервокальном положении как способ образования множественного числа (наряду с окончанием). Некоторые существительные утратили это чередование, у других наблюдаются колебания: scarf – scarfs, scarves. Иногда чередование распространяется по аналогии на те слова, у которых его раньше не было: handkerchief – handkerchieves.

Существительные с перегласовкой man – men, foot – feet, mouse – mice восходят к особому типу склонения – корневым основам, где окончание -i- вследствие отсутствия основообразующего суффикса ассимилировало корневой гласный в форме множественного числа. Состав этой группы в СА уменьшился, многие существительные присоединились к ведущему типу, например, book (ДА boc – bec).

 

В системе местоимений остатками ДА парадигматических форм являются:

1) притяжательные местоимения - восходят к родительному падежу личных местоимений;

2) объектный падеж личных местоимений – восходит исторически к форме дательного падежа муж. и ср. рода (показатель – m: him, them);

3) возвратные местоимения – представляют собой сочетание либо дательного падежа личного местоимения (him-self) либо родительного (my-self, our-selves) с прилагательным self;

4) относительные местоимения who, whose, which - являются исторически формами вопросительных местоимений;

5) указательные местоимения this и that, употребляющиеся в современном английском языке без различий рода, исторически являются формами среднего рода.

 

В системе прилагательных сохранились старые формы с перегласовкой: old –elder. Следы древнего чередования наблюдаются также в формах farther –further, в ряду near – nearer – nearest / next, где сравнительная степень nearra от ДА neah «близкий» (СА nigh) образовала новую исходную форму near, а превосходная степень next со следами перегласовки (ДА niehst) обособилась в отдельное слово.

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГЛАГОЛА

 

Изменения в системе сильных глаголов. В связи с общей тенденцией к унификации и упрощению парадигмы в течение СА периода многие сильные глаголы (около 90) утратили чередование и присоединились к слабому типу. Одни глаголы (slepen “sleep”, wepen “weep”, reden “read”) еще в ДА обнаруживали тенденцию к присоединению дентального суффикса, другие (helpen “help”, baken “bake”) образуют слабые формы в конце СА. У некоторых глаголов слабые формы употреблялись параллельно с чередованием (shined / shone), в итоге закрепились либо новые регулярные формы, либо старые формы с чередованием.

Безударные окончания инфинитива - an, прош. вр. мн. числа - on и причастия II - en совпали в результате редукции. Гласный из прош. ед. и причастия II начинает проникать в прош. мн., в результате чего четыре основные формы постепенно свелись к трем. Префикс ge -, формальный показатель причастия II, ослабился до y- [i], затем отпал. Границы между классами стали нечеткими, наблюдался процесс смешения классов. Например, глаголы 5 класса принимают чередование, характерное для 4 класса (sprecan “speak”), некоторые глаголы 6 класса присоединяются к 7 классу (drawen “draw”) и т.п. К началу НА периода классы сильных глаголов окончательно распались.

 

Изменения в системе слабых глаголов. Количество слабых глаголов в СА резко возросло за счет перехода сильных в слабые, новообразований и заимствований, так как они все спрягались по слабому типу. Ядром создания основной модели стал 2-й класс слабых глаголов. Соединительный гласный -о- (прежний основообразующий суффикс) прошедшего времени и причастия 2 редуцировался и совпал с , показателем 1-го класса.

ДА lufian – lufode – lufod СА loven – loved(e) - loved

Впоследствии этот гласный выпал перед дентальным, и классы слабых глаголов перестали различаться. В ранненовоанглийском возникает новый тип чередования у глаголов с дентальным суффиксом: долгий \ краткий. После великого сдвига гласных количественное чередование превратилось в качественное.

ДА cepan –cepte СА keepen [ke:pen] – kepte [kepte ] НА keep – kept

Особую группу образовали неправильные глаголы 1-го класса, которые сохранили чередование корневого гласного, вызванного явлением умлаута в инфинитиве и настоящем времени: tell- told, think – thought. К этой группе присоединился французский глагол catch – caught и бывший сильный глагол fightfought.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...