В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
Министр М.А. Топилин
Наименование
| Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
| Код
| А
| Уровень квалификации
|
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
Возможные наименования должностей
| Ассистент
Ассистент по оказанию технической помощи
|
|
Требования к образованию и обучению
| Наличие компетенций, соответствующих уровню не ниже среднего профессионального образования либо профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
|
Требования к опыту практической работы
| -
|
Особые условия допуска к работе
| Предоставление справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданной в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию
Прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке. Отсутствие медицинских противопоказаний
Прохождение учебного курса для ознакомления со спецификой нозологий лиц с инвалидностью и ограничениями возможностей здоровья и получение документа, соответствующего настоящему стандарту
Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи и получение документа, соответствующего настоящему стандарту
Прохождение учебного курса для ознакомления с правилами эксплуатации технических средств реабилитации и получение документа, соответствующего настоящему стандарту
|
Дополнительные характеристики
|
Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии)
или специальности
|
ОКЗ
|
| Средний медицинский персонал по уходу
|
| Социальные работники
|
ОКСО
|
| Социальная работа
|
| Социальная педагогика
|
| Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
|
|
| Коррекционная педагогика в начальном образовании
|
|
| Медико-профилактическое дело
|
|
| Сестринское дело
|
3.1.1. Трудовая функция
|
Наименование
| Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию
| Код
| А/01.3
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего
|
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц
|
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня
|
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи
|
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги
|
Осуществление контроля получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимых документов, в том числе пропускных карт
|
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости, высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости с ультразвуковым маячком)
|
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при решении вопросов в процессе оказания технической помощи
|
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Оказание помощи лицам, имеющим нарушения функционирования верхних конечностей, на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для осуществления действий руками, в том числе при чрезвычайных ситуациях
|
Оказание помощи в ведении записей и подготовка других материалов, приведение в порядок необходимых принадлежностей и рабочего места
|
Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в столовую, кафе в те часы, которые определены графиком питания, в том числе предусмотренные возможности посадки в транспортное средство и высадка из него перед входом в столовую, кафе, в том числе с использованием кресла-коляски
|
Оказание помощи при пользовании столовой посуды и приборов, соблюдении личной гигиены во время принятия пищи
|
Оказание помощи в одевании и раздевании лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
При необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций организация присутствия медицинского работника
|
Оказание помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соблюдении санитарно-гигиенических требований
|
Необходимые умения
| Устанавливать и поддерживать контакта с целью эффективного взаимодействия в период оказания услуги
|
Использование наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь
|
Оказывать помощь лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по преодолению различных видов барьеров окружающей среды
|
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и приемлемой для получателя услуг
|
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Оформлять документы и/или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом
|
Иметь первичные технические навыки первичного ремонта и обслуживанию средств индивидуальной реабилитации в том числе инвалидных колясок
|
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соблюдении гигиены
|
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в приеме пищи
|
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при одевании (раздевании)
|
Навыки самоорганизации в условиях ЧС, а также организации выполнения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требований властей и должностных лиц в условиях ЧС
|
Навыки оказания помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при использовании бытовой техникой, электроприборами и другими вспомогательными средствами
|
Необходимые знания
| Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки
|
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов
|
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности
|
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Основы документарного оформления обслуживания лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Этические нормы общения
|
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие)
|
Основы документарного оформления
|
Основы межличностного взаимодействия, особенности нозологий личности получателя услуг
|
Особенности оказания технической помощи различным категориям получателей услуг в зависимости от индивидуальных особенностей
|
Основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания вспомогательных технических средств, бытовой техники и другие
|
Другие характеристики
| Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги
|
3.1.2. Трудовая функция
|
Наименование
| Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению
| Код
| А/02.3
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
Трудовые действия
| Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего
|
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц
|
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня
|
Использовать различные способы коммуникации
|
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги
|
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости ультразвуковым маячком)
|
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи
|
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Оказание помощи инвалидам, передвигающихся на креслах-колясках, при преодолении препятствий на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях
|
Оказание помощи инвалидам с нарушениями зрения для преодоления барьеров на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда при отсутствии тактильных указателей необходимых для получения информации и ориентации, в том числе при чрезвычайных ситуациях
|
Оказание помощи инвалидам с нарушениями слуха для преодоления барьеров различной степени выраженности при отсутствии зрительной информации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях
|
Оказание помощи инвалидам с интеллектуальными нарушениями в присутствии специалиста для преодоления барьеров различной степени выраженности при отсутствии понятной для усвоения информации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях
|
Необходимые умения
| Устанавливать и поддерживать контакта с целью эффективного взаимодействия в период оказания услуги
|
Использование наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь
|
Соблюдать требования охраны здоровья получателя услуги и его безопасности, в том числе пожарной и т.д.
|
Ориентироваться на территории с использованием наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь
|
Содействовать преодолению различных видов барьеров окружающей среды лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с различными видами нозологии
|
Оказание помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при пользовании общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства)
|
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи приемлемой для получателя услуг
|
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Оформлять документы и/или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом
|
Иметь первичные технические навыки по ремонту и обслуживанию средств индивидуальной реабилитации
|
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности
|
Навыки самоорганизации в условиях ЧС, а также организации выполнения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требований властей и должностных лиц в условиях ЧС
|
Навыки оказания помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при использовании бытовой техникой, электроприборами и другими вспомогательными средствами
|
Необходимые знания
| Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки
|
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов
|
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности
|
Основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности
|
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Основы документарного оформления
|
Этические нормы общения
|
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие)
|
Основы межличностного взаимодействия, особенности нозологии личности получателя услуг
|
Основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания вспомогательных технических средств, бытовой техники и другие
|
Маршрут следования к месту назначения и технологию его прокладывания
|
Правила проезда в различных видах транспорта, в том числе правила проезда/перевозки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Другие характеристики
| Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги
|
3.1.3. Трудовая функция
|
Наименование
| Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации
| Код
| А/03.3
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
Трудовые действия
| Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего
|
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц
|
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня
|
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи
|
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги
|
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигатором, белой трости с ультразвуковым маячком)
|
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи
|
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Информирование получателей услуги об объекте предоставления технической помощи и при необходимости – предоставление услуги с использованием русского жестового языка, предоставление тифло-, сурдопереводчика, дублирование необходимой информации с помощью звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне
|
Анализ окружающей информации, получаемой посредством наблюдения и сообщение ее сопровождаемому лицу
|
Подбор необходимого способа донесения информации о внешней обстановке на объекте оказания технической помощи
|
Описание основных визуальных и звуковых особенностей окружающей среды и коммуниканта
|
Оказание помощи при межличностном общении лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Необходимые умения
| Анализировать наличие и возможные источники угроз и определять возможные пути эвакуации из помещения, в том числе с использованием планов эвакуации
|
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности
|
Помогать в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам по атрибутам пространственных ориентиров
|
Готовность принимать от человека с инвалидностью информацию, просьбы, указания (т.е. необходимо стремление – помочь человеку с инвалидностью быть самостоятельным)
|
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Четко формулировать описание предметов, явлений в месте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Использовать различные способы коммуникации (дактилологию, жестовый язык и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и наиболее приемлемой для получателя услуг
|
Осуществлять выбор времени/момента передачи информации о внешнем мире/окружающей среде в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Необходимые знания
| Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки
|
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов
|
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности
|
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Этические нормы общения
|
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие)
|
Основы документарного оформления
|
Другие характеристики
| Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги
|
3.1.4. Трудовая функция
|
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению
| Код
| А/04.3
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|
|
Трудовые действия
| Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего
|
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц
|
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня
|
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи
|
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги
|
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости с ультразвуковым маячком)
|
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи
|
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Техническая помощь в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Анализ окружающей информации, получаемой посредством наблюдения и сообщение ее сопровождающему лицу
|
Подбор необходимого способа донесения информации о внешней обстановке в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Описание основных визуальных и звуковых особенностей окружающей среды и коммуниканта в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Необходимые умения
| Анализировать наличие и возможные источники угроз и определять возможные пути эвакуации из помещения, в том числе с использованием планов эвакуации
|
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности
|
Помогать в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам по атрибутам пространственных ориентиров
|
Готовность принимать от человека с инвалидностью информацию, просьбы, указания (т.е. необходимо стремление – помочь человеку с инвалидностью быть самостоятельным)
|
Четко формулировать описание предметов, явлений в месте оказания технической помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и наиболее приемлемой для получателя услуг
|
Осуществлять выбор времени/момента передачи информации о внешнем мире/окружающей среде в месте оказания технической помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Необходимые знания
| Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки
|
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов
|
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
|
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности
|
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи
|
Этические нормы общения
|
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие)
|
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением технической помощи
|
Другие характеристики
| Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи
|
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |