Эстетическое воспитание школьников
Спорят ли о вкусах, читатель? Да, спорят. Эстетические вкусы, ценности, идеалы, культура толпы, массовая культура, получившая огромное распространение в XX в., обсуждается и осуждается, подвергается резкой критике со стороны ученых, интеллигенции, представителей, так сказать, высокой культуры. Проблема в том, что в XX в. начался и продолжается, как считают культурологи, социологи и другие специалисты, кризис культуры вообще и эстетической культуры, искусства, в частности. Он состоит в том, что искусство, основной носитель, агент формирования эстетической культуры, превратилось в товар. Ценность произведения искусства измеряется его способностью развлекать и быть проданным, тогда как в прошлом искусство прежде всего ценилось за способность возвышать, облагораживать людей, за то, что оно вызывало высокие чувства, служило средством познания жизни. Согласно эстетической теории восприятие прекрасного, искусство — способ отражения и познания мира человеком через эстетическое переживание, эмоции. Состояние духовного, эмоционального потрясения, нравственного очищения и возвышения зрителя античной трагедии греки назвали катарсисом. О кризисе искусства блестяще писал великий социолог П. Сорокин еще в 30-е гг. прошедшего столетия. Искусство «... вынуждено фактически пренебрегать всеми религиозными и моральными ценностями, так как они редко бывают «развлекательными» и «забавными»... Из царства абсолютных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товар ных... Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки и им подобных»'. Внешнее выражение кризис культуры находит в таком явлении, как массовая культура, в которой художественная, эстетическая продукция, товар, живут по законам спроса и предложения. Массовая культура проникла во все виды искусства: литературу, кино, музыку, театр, изобразительное искусство. Массовый потребитель ценит в искусстве детектив, любовный роман, мюзикл, комикс, эстраду, шлягер — все то, что приятно развлекает и на языке подростков, не «грузит», т. е. не заставляет напрягаться умственно и эмоционально. Чтобы всегда отвечать спросу, продукция массовой культуры должна захватывать внимание, интерес потребителя. Для этого современная массовая культура все более изощряется, играет на низких чувствах зрителя: все больше насилия, патологии, эротики, точнее порнографии, мистики — словом, хорошо все то, что, опять-таки на языке этой культуры, «цепляет», т. е. заинтересовывает, заставляет смотреть тот или иной канал ТВ.
Наряду с массовой культурой существует молодежная субкультура, которая имеет много общего с первой, но и отличается от нее. Трудно отделить, да, вероятно, и не надо, эстетические вопросы в культуре от нравственных, социальных, гражданских, правовых. Более всего нравственные и эстетические вкусы и ценности молодежи проявляются в моде, внешнем облике, в поведении и общении (дружеском и публичном), в музыкальных пристрастиях, во времяпрепровождении, образе жизни. Все это видно всем нам в повседневной жизни и в СМИ, приведем только несколько деталей. Внешний облик представителей разных групп, неформальных направлений нарочито антиэстетичен, рассчитан на эпатаж, на конфликт, на устрашение: крашеные гребни волос, металл на кожаной одежде и он же на лице, голове, животе и прочих местах; одежда большого размера и иллюзорно огромного размера; бритая голова, камуфляж, тяжелые ботинки и т. д. Эстетичным считается стоять в кругу с пивом, сигаретами и сплевывать в центр. Все знают, что такое диско-клуб, куда ходят средние и старшие школьники: оглушительная музыка и специфический свет, алкоголь, наркотики, дух агрессии и секса. Социологи изучали ценности, отраженные в текстах рок-музыки (не говорим уже о самой атмосфере рок-концерта). Первая ценность — сама музыка и уход от жизни: «металлический рай», «тяжелый нектар», сны, ирреальное, алкоголь, наркотики, секс. Второй комплекс ценностей — агрессия, черный юмор, цинизм, вандализм, насилие, ненависть. Ярко выражены также мотивы смерти, самоубийства, одиночества, страха, гибели2.
Для взрослых, которые думают о настоящем и будущем жизни людей на земле, такая эстетика и мораль, мягко сказать, неприемлемы. Есть, однако, взрослые, которые молодежную эстетику в моде, музыке, образе жизни, поведении поддерживают и поощряют, потому что делают на этом деньги. Эти люди всегда видны на телеэкране, их занятие так и называется — шоу-бизнес. К сожалению, это явление — эксплуатация подростковой незрелости — подтверждает сказанное выше: главное — продать. Происходит коммерциализация и дегуманизация искусства, культуры и самой жизни. Это тот фон или та среда, в которой школа, система образования, родители и само общество должны решать вопросы эстетического воспитания детей и подростков, это является предметом тревоги, проблемой для тех, кто занимается воспитанием. Что же может сделать школа, другие социальные институты и ты, читатель, в области эстетического воспитания? Общий ответ такой. Несмотря на тяжесть проблемы, школа должна делать свое дело: передавать, прививать культурные, эстетические ценности прошлого, великих образцов классического искусства, ценности культуры так называемого образованного слоя общества. Кроме классического искусства, к традиционной, так сказать, культуре следует отнести народную культуру, фольклор с его богатым воспитательным потенциалом, а также духовную культуру в религиозном, а не светском значении слова «духовный». Школа вообще консервативна, ее задача — передать традицию, конечно при этом учитывая современную ситуацию и выбирая адекватные средства. Гете говорил, что молодежь начинает с истории, с общего, с истоков. Школа делает прививку культуры, вводит противоядие, тем самым оберегая от слишком.поспешных шагов неокрепшей юности в современность и давая ей основу, опору для самостоятельного освоения мира.
Итак, эстетическое воспитание — процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: • эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства; • эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства; • эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; • эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов; • эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Как уже сказано, задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. В школах сегодня имеется курс «Мировая художественная культура» для учащихся средних и старших классов, в кото ром учитель располагает богатейшими возможностями для эстетического воспитания, изучая с подростками шедевры литературы, музыки, архитектуры, живописи. Учителя и школы, специалисты могут разрабатывать свои курсы и делают это. Так, к факультативному преподаванию допущен курс М. Новицкой «Народоведение» для начальной школы, где дети знакомятся с русской этнографией, традиционной национальной бытовой культурой, крестьянским годовым циклом, в котором тесно слились народная и православная культура. Сейчас разработаны несколько курсов по основам православной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина и др.), эстетическая и нравственная культура в них формируется в первую очередь через эмоциональные переживания ребенка при знакомстве с мировой и русской живописью, музыкой.
Трудно переоценить эстетические занятия, деятельность детей во внеурочное время. Школьные педагоги имеют возможность проводить инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, походы на природу и по историческим и художественным памятникам и многое другое. Организуется также работа кружков, студий, создаются группы художественной самодеятельности, ансамбли, наконец, школьные театры. Все детали школьного спектакля, ученический самодеятельный театр, сделанный по законам взрослого, приобщает школьников к национальной и мировой художественной культуре, развивает их эстетические вкусы, в значительной мере защищает от массовой культуры, пошлости. Театральные кружки, студии всегда были в школах, есть и сегодня. Так, в одной из московских школ еще в 60-е гг. был создан и работал много лет «Школьный поэтический театр» — ШПТ, спектакли которого отличались прекрасным эстетическим и нравственным содержанием (звучали лучшие русские стихи) и чрезвычайно высоким уровнем исполнения. Руководил им и до сих пор занимающийся театром со школьниками учитель литературы Ю. А. Халфин". Природа, труд, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей, равно как и совместный досуг, деловое и дружеское общение детей со взрослыми, подростковые движения и объединения. Огромную роль в эстетическом воспитании детей играют музеи, театры и учреждения дополнительного образования: центры, Дома творчества, художественные и музыкальные школы, студии (кроме «фабрики звезд» и других образцов массовой культуры). Широко известна развивающая и образовательная работа Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музеев Петербурга и других городов. Учреждения дополнительного образования занимаются художественным воспитанием и образованием детей, реже взрослых. Художественное образование, будучи частью эстетического воспитания, использует в основном средства искусства и все средства процесса обучения.
Школа и учителя не должны надеяться на работу музеев. Для эстетического воспитания надо сделать обязательным и регулярным посещение художественных музеев школьниками, особенно в больших городах. Сложнее в малых городах и селах, но сегодня все больше компьютеров. Они тоже средство эстетического воспитания: через Интернет можно видеть шедевры музеев мира, есть и образовательные, развивающие компьютерные пособия, энциклопедии (диски, программы в разных форматах), служащие удовлетворению и развитию художественных потребностей и способностей. Конечно, для учеников с их родителями и учителями должно быть нормой регулярное посещение театра, концертов серьезной, классической и современной, народной музыки. Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку (И. С. Баха, П. И. Чайковского, Р. Щедрина и др.). Эстетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо видом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции прошлого.
Читайте также: I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|