Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

к занятиям физической культурой

Повышение мотивации учащихся

 

Каждый человек от рождения талантлив по-своему. Один – в музыке, другой – в английском языке, третий – в математике, четвертый – в физической культуре и т.д. Любой здравомыслящий человек понимает, что слишком далеко шагнула вперед наука, значительно глубже стали знания во всех областях. Все это нашло свое отражение в школьных учебных программах. И подавляющее большинство учеников не могут, не в состоянии даже поверхностно охватить все это.

Есть физически крепкие дети и очень слабые, есть ученики, относящиеся к основной медицинской группе и подготовительной, кроме того, мой предмет отличается от других тем, что дети не только болеют и пропускают уроки, но имеют еще освобождение после болезни, порой длительное до 3-4 недель и даже больше. Координационные способности детей от рождения неодинаковы. Одни ученики гибкие, другие не очень, одни прыгучие, обладают хорошими скоростно-силовыми качествами, другие этими качествами наделены мало. Дети разные, а учить надо всех одинаково. А сколько детей полных или нуждающихся в ограниченном выполнении тех или иных упражнений, связанных с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами. Здесь и слабое зрение, и заболевание почек, сердца, органов пищеварения. Поэтому нужна сложная индивидуальная работа.

По данным медицинского осмотра на начало 2006-2007 учебного года в нашей школе у каждого восьмого учащегося – сколиоз, каждый пятый ученик имеет отклонения в зрении, каждый восьмой – болезни пищеварения (гастрит, ДЖВП, холецистит, язва). Имеются и такие заболевания как нарушение осанки (23 ученика), плоскостопие (16 учеников), деформация грудной клетки (12 учеников), анемия (12 учеников), заболевание органов дыхания (16 учеников), заболевания сердечно-сосудистой системы (14 учеников). В настоящее время среди определенной части родителей и учителей сложилось пренебрежительное отношение к школьной физической культуре.«Зачем в трудное нынешнее время отвлекать от занятий другими, более важными учебными предметами?»- считают они. Настроение это передается детям. В итоге заметно падает положительная мотивация к занятиям. А между тем, оптимальный уровень физических способностей, особенный соревновательный дух, умение собраться и выложиться в нужную минуту, т.е. те качества, которые помогут выпускникам школы достойно реализовать свои индивидуальные задатки в жизни, как раз и формируются в процессе занятий физическими упражнениями. Учитель физической культуры сталкивается со здоровьем каждого ученика на каждом уроке. Видит его во время выполнения физических упражнений. Ведь это единственная форма активности, в которую вовлекаются все органы и системы организма, это универсальный показатель состояния здоровья ребенка. Если ребенок не справляется с той или иной физической нагрузкой, которая должна быть выполнена согласно его возрасту, то можно сказать только одно, что он не здоров. Значит, к нему надо применить какие-то специальные меры воздействия. На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели. Посильные упражнения, задания, требования, т.е. оптимальный режим мотивации.

Может ли двоечник на конкретном уроке получить хорошую оценку? Теоретически может, если хорошо освоил материал. Может ли ребенок физически слабый, мало координированный и т.д. получить «пятерку» на моем уроке? Теоретически не может. Ему будут не под силу большинство учебных нормативов. Отличник по всем предметам и вдруг не успевающий по физической культуре. Что делает в этом случае администрация школы? Беседует со мной. Тем самым, нарушая определенные принципы педагогики. Как же я выхожу из этой ситуации? У меня разработана своя система оценивания. В начале года тестирую всех учащихся по определенным нормативам (их около десяти). Ребята показывают определенные результаты. Выставляю оценки. Но не все, если, например, есть такие нормативы: наклоны (тест на гибкость), отжимание, подтягивание, где оценка очень низкая, то на начало учебного года ее не ставлю вообще. В конце года провожу заключительное тестирование по тем же упражнениям. Ученики об этом знают (сообщаю об этом в начале года). Так вот, заключительная оценка влияет на годовую. Исхожу из следующего. Если ученик занимался в течении учебного года, он физиологически должен превысить собственные результаты в данном конкретном упражнении. Если же этого не произошло, значит, ученик в течение года работал на уроках недостаточно хорошо. А если у ученика результат ухудшился (такое тоже бывает), он заслуживает плохой оценки. Школьники могут готовиться и дома, чтобы улучшить свой результат, т.е. выполняют домашнее задание (отжимание, поднимание туловища (пресс), прыжки со скакалкой и др.).

Например: метание малого мяча на дальность в 5 классе (девочки). Оценка «отлично» соответствует результату 21 метр. А она метает 19 метров. На начало учебного года ставлю оценку «5». А в конце года, если результат не улучшился – только «4».

Некоторой части учеников разрешаю провести повторное тестирование по одному или нескольким упражнениям.

Оценка - это стимул, рычаг педагогического воздействия. «Кнут» и «пряник», если хотите. Сколько конфликтов можно избежать, если продумать систему оценивания. Есть проблемы с физически слабыми, старательными «хорошистами» и «отличниками». Но оценка оценке рознь. Одному ученику ставлю «3» или «4» а другому за такое же выполнение упражнения или результат – «5». Оценка также зависит от «прироста» результата с начала учебного года (сентябрь) к концу года (май). Например: две ученицы 10 класса выполнили контрольное упражнение наклоны вперед сидя на полу (тест на гибкость). Результат 1-ой – 24 см («отлично»), а 2-ой – 2см («удовл.»). Оценка «отлично» - 18 см. Если к концу учебного года 2-ая ученица улучшит свой результат на 7-8 см, то получает оценку «5». А 1-ая не должна свой первоначальный результат ухудшить.

Разве легко добиться дисциплинированности физически крепких, но неуравновешенных ребят, управлять их поведением особенно, если им ставить оценки только за физическую подготовку? Не зря завуч требует накопления оценок: ведь если ученик установил личный рекорд, а этого не заметили, то будет ли он стараться на следующем уроке? Или наоборот, способный ученик занимается в полсилы и не получает даже словесного неодобрения. Так отбиваются мотивы серьезной работы.

За что же я оцениваю учащихся?

1.Знания: теория. (Например: гимнастика. Терминология И.П. и ОРУ).

2.Умения и навыки (технические и тактические действия).

3.Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальному приросту результата).

4.Инструкторские навыки (умение провести фрагмент урока, его анализ).

5.Судейсво.

6.Выполнение роли направляющего (проверяется знание терминологии, для чего на каждом уроке направляющий меняется).

7. «Поурочный балл». В начале урока объявляю, что 3-4 ученика будут сегодня оцениваться за всю работу на уроке. Честно говоря, это оценка за старания или даже скрытая оценка за поведение. С ее помощью можно поддержать физически слабеньких, но старательных учеников.

Таким образом, старательные ученики имеют возможность за показанные знания, в том числе терминологии, за индивидуальный прирост результатов, заработав к тому же и «поурочные баллы» набрать достаточное количество хороших оценок.

Особая категория – «лентяи», но есть и очень слабые ученики.

Почему учитель поставлен в такие условия, когда он вынужден прилагать неимоверные усилия, делать все возможное и невозможное, чтобы все по его предмету успевали, имели хотя бы липовую «тройку»? Но ведь липовые оценки, причем не пятибалльные, а трехбалльные, - это не только очковтирательство, это и дезориентация всего общества и государства, мы пускаем пыль в глаза дутыми достижениями в области среднего образования. Ставя заветные тройки лодырям и бездельникам за полное отсутствие знаний и умений, преподносим ученикам наглядный урок безнравственности, способствуем наплевательскому отношению к учебе, отбиваем интерес к ней даже у тех, кто мог и хотел бы учиться. А существует простой выход – ставить объективные оценки. Например, история – «5» (отлично), литература – «4» (хорошо), математика – «3» (удовлетворительно), иностранный язык – «2» (плохо), химия – «1» (ничего не знает). Ребенок переходит из класса в класс с теми оценками, которые он заслужил. И получается, что в школу ходят все дети, а знания и умения получают те, кто хочет, и по тем предметам, которые его больше интересуют. И всю свою энергию и силы он тратит на развитие своих природных данных, своего таланта, добиваясь уже в школе больших успехов и глубоких знаний. И никакого второгодничества, никаких унижений и никаких слез. А наоборот – радостный труд по изучению любимых предметов. Но это, наверное, школа будущего.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...