Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учреждения дополнительного образования для молодежи




В стране, кроме обязательного для всех образования, действует система внешкольных учреждений, которая в соответствии с Законом Российской Фе дерации «Об образовании» называется системой дополнительного образова­ния. Имеется также проект отдельного закона о дополнительном образовании. Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:

• дома, центры детского и юношеского творчества;

• специализированные школы и студии (музыкальные, художествен­ные, спортивно-туристические и др.);

• многопрофильные клубы по месту жительства;

• творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;

• научные общества школьников;

• туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;

• досуговые непрофильные объединения.

К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.

Учреждение дополнительного образованияэто тип образовательного уч­реждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образова­тельных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного обра­зования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объ­единения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в рабо­те таких объединений и организаций.

Деятельность внешкольных учреждений прежде всего связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности мо­лодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, по­требностей. Главными задачами являются следующие:

• выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к раз­личным видам деятельности;

• формирование системы знаний, умений и навыков в избранном на­правлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);

• помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;

• решение вопросов профессионального самоопределения школьни­ков, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;

• развитие творческих способностей, научных интересов детей, адап­тация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает: дерации «Об образовании» называется системой дополнительного образова­ния. Имеется также проект отдельного закона о дополнительном образовании. Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:

• дома, центры детского и юношеского творчества;

• специализированные школы и студии (музыкальные, художествен­ные, спортивно-туристические и др.);

• многопрофильные клубы по месту жительства;

• творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;

• научные общества школьников;

• туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;

• досуговые непрофильные объединения.

К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.

Учреждение дополнительного образованияэто тип образовательного уч­реждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образова­тельных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного обра­зования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объ­единения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в рабо­те таких объединений и организаций.

Деятельность внешкольных учреждений прежде всего связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности мо­лодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, по­требностей. Главными задачами являются следующие:

• выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к раз­личным видам деятельности;

• формирование системы знаний, умений и навыков в избранном на­правлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);

• помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;

• решение вопросов профессионального самоопределения школьни­ков, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;

• развитие творческих способностей, научных интересов детей, адап­тация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает:

• добровольность в выборе деятельности, содержания и форм органи­зации;

• свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей;

• многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содер­жанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, 'пере­ходить к другим занятиям, общаться с разными людьми);

• отсутствие обязательного контроля и оценок;

• опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями, сверстниками,

• опыт содружества поколений.

В практике дополнительного образования имеются самые разные по це­лям и содержанию учебные программы и формы организации обучения, об­щения с детьми. Вот пример одной из образовательных программ учрежде­ния дополнительного образования Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамов­никах» — Программа «Мир русской усадьбы», курс по дополнительному образованию. Данная программа является пропедевтической к разрабатывае­мым в детском парке курсам: «История России и русская усадьба», «Знаме­нитые Трубецкие», «Великая усадебная литература», «Музыкальная культура русской усадьбы», «Усадьба — колыбель русского искусства», «Зодчество русской усадьбы», «Столица и усадьба», «Садоводство», «Зверинец в русской усадьбе», «Мир цветов», «Оранжерея в русской усадьбе», «Организация празд­ников и забав», «Практическое экологическое образование», «Экология го­рода», «Бальные танцы и русская усадьба», «Верховая езда», «Культура Рос­сии и французский язык» и др. По перечню видно, что дети могут получать не просто информацию по интересующим их вопросам, но имеют возмож­ность заниматься историко-культурной, экологической деятельностью, в про­цессе которой получают шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и культурой1.

Учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы могут по-разному взаимодействовать. Дополнительное образование может быть составной частью образовательной системы школы. Чаще же их отношения строятся как партнерские отношения двух субъектов образо­вательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, меро­приятия. Может быть и такой вариант, когда общеобразовательная школа функционирует в составе учреждения дополнительного образования. При­мер тому средняя школа «Аничков лицей», обучающая детей, склонных к научной, творческой деятельности, находящаяся в составе Санкт-Петер­бургского дворца творчества юных. Можно сказать, что появление такой школы в структуре Дома творчества детей в известной степени — есте­ственное явление: чтобы не ходить в два разных учреждения, которые им одинаково нужны, дети стали учиться и заниматься углубленно по своим интересами в одном доме. Это потребовало разработки содержательных и организационных вопросов. Сегодня лицей имеет образовательные про­граммы, отвечающие самым серьезным требованиям2.

Итак, мы видим, что воспитание молодежи осуществляется под воздей­ствием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогаща­ет возможности воспитательной системы общества. Это обстоятельство на­кладывает ответственность на профессиональных педагогов в первую оче­редь. Однако ответственность за растущие поколения лежит и на всех со­циальных институтах, на каждом гражданине страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте молодежную среду и ее влияние на формирование подростка.

2. Опишите характер девиантного поведения подростков и методы ра­боты с ними.

3. В чем проблема межнационального общения в молодежной среде и каковы пути ее решения?

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

5. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в форми­ровании молодежи.

Основная литература

1. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.

2. Рожков М. И., Волохов А. Б. Детские организации: возможность вы­бора. М., 1996.

3. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.

Дополнительная литература

1. Волохов А. В., Рожков М. И. Концепция социализации личности ре­бенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991.

2. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие. М., 1999.

3. Шнекендорф 3. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаи­мопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2.

4. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы нефор­мальных молодежных объединений. М., 1990.

5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М.,2000.

 

Поделиться:





Читайте также:

CТО. Преобразования Лоренса для координат ивремени.
I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников.
II этап. Соревнования в муниципальных образованиях (районах).
II. Механизм образования и выпадения кислотных осадков
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Q: Последовательность периодов образования антител на первичное введение антигена
Авторский коллектив: Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. Институт общих проблем образования Минобразования России.
Актуальность создания и управления системой непрерывного образования в России






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...