Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовные представления. Погребения. Искусство




ДУХОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. ПОГРЕБЕНИЯ. ИСКУССТВО

Изменения в хозяйственной жизни общества в эпоху неолита привели к изменению мировоззренческих, духовных представлений, которые находят отражение в религиозных обрядах и верованиях, погребальной практике и в искусстве. Для неолитической эпохи, как и для всего каменного века, характерны представления, связанные с тотемизмом и анимизмом. Они выражались в различных культах сил природы, которые олицетворялись в образах всевозможных духов животного и растительного мира, небесных и земных стихий.

Погребения

Интересные данные для изучения духовной культуры неолитических общин дают могильники и отдельные погребения, которых известно для этого времени очень много. Для всей эпохи, но особенно для развитого и позднего неолита, следует отметить заметную, по сравнению с предыдущими эпохами, «стандартизацию» погребального обряда, которая выражается и в устойчивых формах погребальных сооружений, и в позах погребенных, и в наборах сопровождающего их инвентаря. По-видимому, это может свидетельствовать о наличии достаточно устойчивой системы представлений мировоззренческого порядка. Естественно, что они были различными у обществ, ведущих разную хозяйственную жизнь.

Погребения земледельцев, как правило, приурочены к жилым объектам, часто совершаются под полами жилищ, что указывает на наличие культа предков-покровителей, защитников общины. В силу небольших размеров жилищ такие погребения никогда не бывают массовыми. Подобные погребения известны практически у всех древних земледельцев — в Месопотамии и Анатолии, на Балканах и в Средней Азии, в Центральной и Юго-Восточной Европе. Позы погребенных чаще всего могут быть описаны как положение спящего на боку человека. Степень скорченности скелета и положение рук, так же как и состав сопутствующего инвентаря, который почти всегда состоит из керамических сосудов и украшений, могут незначительно варьироваться. Анализ большого количества погребений не позволяет говорить о существовании имущественного неравенства, лишь в позднем неолите появляются редкие погребения с «богатым» инвентарем. Можно предположить, что это явление связано с выделением каких-то социально значимых членов коллектива — вождей, служителей культов и т. п.

Погребальные памятники степной и лесостепной зоны Восточной Европы представлены могильниками днепро-донецкой культуры (см. ниже), так называемыми могильниками мариупольского типа (хотя сам Мариупольский могильник относится уже к энеолиту). Эти большие, видимо, родовые могильники представляют собой сооружения в виде длинных траншей, в которых, иногда в несколько слоев, было погребено до сотни людей, лежащих вытянуто на спине. Погребенные были засыпаны ярко-красной охрой. В сопутствующем инвентаре присутствует множество украшений в виде бус из пластинок перламутра, костяные украшения, шлифованные топорики и тесла. Возможно, что над такими погребальными комплексами существовали надмогильные сооружения из дерева, тростника или других растительных материалов.

Погребения охотников—рыболовов—собирателей лесной зоны делятся на две группы: это индивидуальные погребения, совершенные на стоянках, и могильники, вынесенные за их пределы. Наиболее известными могильниками являются Сахтыш, Тамула, Звийеники в лесной зоне. Значительно чаще и повсеместно в этой зоне встречаются отдельные захоронения. Погребальный обряд лесных охотников-рыболовов, оставивших разные археологические культуры, достаточно сходен — это трупоположения в грунтовых ямах, где позы погребенных варьируются от выпрямленных до скорченных. Погребальный инвентарь немногочислен, это каменные и костяные орудия труда и охотничье вооружение, украшения из раковин или сверленых клыков зверей, изредка встречаются мелкие зооморфные фигурки из различных материалов. Оружие и украшения клались и в мужские, и в женские погребения. Находки керамики чрезвычайно редки. Следует отметить, что исследование большого количества неолитических погребений лесной зоны позволяет сказать, что более многочисленный инвентарь обнаружен в погребениях людей среднего возраста, как мужчин, так и женщин, погребения других возрастных групп более бедные. Видимо, именно эта возрастная группа имела максимально важное значение в жизни социума, что и нашло отражение в погребальном обряде.

Искусство неолита

Многочисленные памятники искусства эпохи неолита позволяют проследить определенные особенности в мировоззренческих представлениях населения различных географических зон и регионов.

В южных областях, там, где жили племена, уже перешедшие к производящим формам хозяйства, были в большей степени распространены культы плодородия, имеющие генетическую связь с материнско-родовым почитанием хозяек и охранительниц домашнего очага, матерей-прародительниц, известным еще в палеолите. Правда, в неолитической мелкой пластике образ женщины претерпевает сильные изменения, становясь все более схематичным и даже абстрактным. Женские статуэтки южноевропейских земледельческих культур крайне упрощены и часто выглядят как стерженьки, на которые нанесены символические знаки пола.

Связанными с культами плодородия следует считать и солярные (солнечные) культы, которые были особенно важны для земледельцев, так как хозяйственно-календарный цикл их работ был приурочен к годовому циклу движения солнца. Об их наличии говорят многочисленные солярные знаки, изображения солнечной ладьи, странствующей по морю, сюжеты, известные по более поздним мифам, о борьбе солнца с чудовищами. Многие из этих образов и символов встречаются и на памятниках изобразительного искусства лесной зоны. Исследователи считают, что это результат межкультурных обменов и влияний.

Некоторые мифологические мотивы, известные нам по древним письменным и этнографическим источникам, в основе своей восходят к первобытной эпохе, что подтверждается сходством и повторяемостью некоторых сюжетов и образов.

Искусство неолитических земледельческих племен представлено небольшим числом образцов, среди которых выделяется монументальная живопись, мелкая пластика и прикладное искусство.

 

Изображения человека (1-8) и животных (9-17) в неолите (1, 2, 11, 13, 15, 16—кость; 4, 5, 10, 14— кремень; 3, 12— дерево; 6, 7, 9— изображения на керамических сосудах;
17— камень)

Среди памятников наскальной живописи хорошо известны росписи в ущелье Зараут-Сай на юге Узбекистана. Рисунки Зараут-Сая выполнены охрой. На крупных каменных глыбах в небольших углублениях изображены сцены охоты с собаками на быков, джейранов, козлов, кабанов. Охотники вооружены луками, топорами и бумерангами. Одним из наиболее интересных сюжетов являются изображения людей, видимо, тоже охотников, в необычной одежде — широких конусовидных накидках и «страусовых» масках. Изображения людей в звериных или птичьих масках имеются и в других районах Средней Азии (см. рис. на с. 101).

Тысячи изображений, вырезанных на камне и окрашенных охрой, обнаружены в гротах холма Каменная Могила в Приазовье. На потолках гротов сохранилось множество изображений быков, оленей, хищников, изредка людей и следов человеческих ног. С ними соседствуют геометрические узоры и солярные знаки. Как и Зараут-Сай, Каменная Могила была древним святилищем, существовавшим на протяжении многих тысячелетий от мезолита до бронзы.

Мелкая пластика земледельцев представлена на ряде поселений Переднего Востока, на Балканах, в Средней Азии. Очень показательны в этом смысле глиняные статуэтки джейтунской культуры, которые сделаны как из обожженной, так и необожженной глины. Некрупные фигурки животных и людей довольно схематичны. Часто находят только фрагменты — головы или торсы статуэток. Нередко они имеют отверстия и углубления, сделанные острым предметом, — возможно, что это следы магических обрядов.

Мировоззренческие представления охотников-рыболовов и собирателей лесной зоны, судя по памятникам искусства, были иными. Многочисленные и разнообразные изображения животных были, по-видимому, связаны с обрядами охотничьей магии. Образцы монументального искусства, вероятно, были приурочены к особо почитаемым местам, предметы мелкой пластики могли служить амулетами-оберегами. Судя по изображениям, наиболее почитаемыми были самые крупные животные — лось и медведь, а также водоплавающая птица.

Наскальная живопись и гравировка неолитических племен Северной Евразии представлена многочисленными группами изображений, часто называемых писаницами или петроглифами, которые располагались на скальных поверхностях берегов рек и водоемов. Широко известны такие памятники на побережьях Скандинавии, Карелии, Белого моря, Онежского озера, в долине рек Лена, Ангара, Томь (древнейший пласт изображений), в Приамурье (см. рис. на с. 101). Иногда вместе с животным изображались фантастические существа, по-видимому, духи — покровители охоты или хозяева зверей.

Ангарские и Ленские писаницы представляют замечательные изображения лосей. Томские писаницы выбиты или вырезаны на гладких камнях у самого берега р. Томь. Более древняя часть изображений, первоначально выбитая точечным способом (пикетаж), позже была усилена и заново прочерчена линиями. Среди древнейших изображений выделяются фигурки «танцующих» человечков: люди с широко расставленными и согнутыми в коленях ногами как бы приседают в танце. Наряду с фигурами людей на камнях видны контуры человеческих ступней и геометрических фигур.

Блистательным образцом монументального наскального искусства неолита могут считаться петроглифы Белого моря и Онежского озера, дающие представление о сложном ментальном мире их создателей. Они располагаются на прибрежных плитах и валунах, иногда группируясь в композиции.

Петроглифы, включающие сотни изображений, представляют сцены сухопутной и морской охоты, образы реальных животных, водоплавающих птиц, рыб, а также фантастических существ и абстрактные символы. Очень выразительны фигуры лыжников, преследующих добычу, или охотников, плывущих в большой лодке и загарпунивших крупную рыбу. Известны изображения лосей, водоплавающих птиц (лебедя), рыб, выполненные в лаконичной реалистической манере. Фантастические существа антропоморфны, возможно, они изображают каких-то божеств или духов — покровителей и хозяев животных. Выразительным примером таких изображений может служить двухметровая фигура «беса» с Бесова мыса на Онежском озере.

Мелкая пластика представлена во всей лесной зоне Евразии зооморфными и антропоморфными изображениями, сделанными из кремня, глины, кости, рога, дерева, янтаря.
Зооморфные изображения более многочисленны, среди них — изображения лося, медведя, бобра, куницы, лисы, рыб и змей, однако существенно преобладают разнообразные птицы, как боровые, так и водоплавающие. Фигурки водоплавающих птиц особенно распространены, что, возможно, служит отражением их важного промыслового значения для населения лесной зоны. Известны деревянные черпаки с рукояткой, являющиеся изображением птицы. Образ водоплавающей птицы становился сюжетом не только мелкой пластики, на поздних этапах культур с гребенчато-ямочной керамикой встречаются сосуды, украшенные фризом из вереницы уточек.

Изображения головы лося — один из распространенных мотивов оформления наверший. Изображения медведя относительно редки. Удивительно художественна и выразительна каменная (песчаник) фигурка медведя из западносибирского поздненеолитического Самусьского могильника. Медведь стоит, сложив на груди передние лапы, морда выполнена рельефно.

Антропоморфные изображения, как правило, очень схематичны, черты лица, детали фигуры обозначены весьма условно.

Мелкая пластика обнаружена и в культурных слоях поселений, и в погребениях, что, вероятно, свидетельствует о ее разнообразном использовании и в качестве культовых предметов, и как украшений и амулетов.
Прикладное искусство неолита представлено богатейшим массивом орнаментов, нанесенных в основном на керамику, а также на костяные и деревянные изделия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...