Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 8.4. Характерные пиктограммы экспрессии состояний: а — радость; б— удивление; в — презрение; г — страдание; д — страх; е — гнев 13 страница




Интерпретируя мимические конфигурации как выражение э> ций, следует учитывать, что лицо человека асимметрично, в ре»уЛ тате чего левая и правая стороны лица могут отражать эмоции я одинаково. Объясняют это тем, что левая и правая стороны находятся под контролем разных полушарий мозга. Левое по/ рие контррлирует речь, правое управляет образным мышление воображением, сенсорной деятельностью. Связи управления е< крещиваются так, что работа левого полушария отражается на_п{ вой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся больие| контролю. Работа правого полушария головного мозга отражг на левой стороне лица, а именно на этой стороне лица скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмсг более отчетливо выражены на левой стороне. Поскольку оба жоЛ шария мозга функционируют совместно, описанные различия ются лишь нюансов выражения.


Говоря о точности восприятия экспрессии лица, необходимо от­метить, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, левой и пра­вой половины лица действуют как звенья одной цепи, вследствие чего имеет смысл рассматривать не только их частные характерис­тики, но и целостную мимическую активность.

Целостность и динамичность мимики являются главными эле­ментами экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к измене­нию всего ее психологического смысла.

На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности — дисгармоничности мимики. Гармоничность выра­жает прежде всего целостность экспрессивных знаков, которые со­ответствуют естественным переживаниям, истинным отношениям к человеку, а также внутренней гармонии личности. Наигранное, преднамеренное выражение лица отличается дисгармоничностью; ярким ее примером является так называемая улыбка стюардессы, характеризуемая рассогласованием мимических движений верхней и нижней частей лица.

Процесс изучения мимики сопровождается поиском экспрессив­ных кодов, соответствующих тем или иным состояниям. Связь между мимикой (знаком) и ее значениями (психическими состоя­ниями человека) относительно устойчива. Метод графической фиксации признаков экспрессии, представляющий собой свобод­ное графическое ассоциирование терминов эмоциональных состо­яний, позволил получить графические эталоны экспрессии (рис. 8. 4).

Наряду с типичностью экспрессивных эталонов можно гово­рить об устойчивых индивидуальных особенностях как в выраже­нии мимики, так и в ее интерпретации. Сигналы мимического вы­ражения у. разных людей могут быть разными: вялыми, живыми, бо­гатыми, маловыразительными, напряженными, спокойными и т. д. Некоторым людям свойственна амимия — отсутствие выразитель­ности лицевой мускулатуры. Успешность «расшифровки» эмоций зависит от способности человека к психологической интерпрета­ции невербального поведения, которая в свою очередь определяет­ся характеристикой личности и формируется в результате обще­ния, совместной деятельности с другими людьми.

Большинство исследователей невербального поведения счита­ет, что женщины более точны, чем мужчины, как в восприятии чувств других, так и в передаче собственных чувств. Например, Женщины более успешно распознают выражения боли, тревоги, страдания; они чаще, чем мужчины, склонны видеть в воспринима­емых лицах возмущение и обиду. Женщины более чувствительны к



Глава 8. Невербальная коммуникация



8. 4. Жесты


 


 


экспрессивным признакам пониженного настроения. Более эф< |< тивное кодирование и декодирование невербальной информаш женщинами объясняется особенностями их социального развш общение субъективно более значимо для женщин, чем для муж*: поэтому у них, как правило, шире и разнообразнее круг общение, ч связи с чем им чаще приходится интерпретировать невербалыс поведение партнера.


4-

(о п -/о 1 и«/

V •/ \У и«

х

(о

О

®

-V

о

А

Рис. 8. 4. Характерные пиктограммы экспрессии состояний: а — радость; б— удивление; в — презрение; г — страдание; д — страх; е — гнев


Классик психологической науки У. Джемс утверждал, что эмо­ция является не столько причиной, сколько следствием определен­ных действий: мы сначала убегаем, потом пугаемся, сначала пла­чем, потом испытываем скорбь и т. п. Для того чтобы вызвать у себя эмоцию, нужно принять выражение лица, соответствующее этой эмоции. Если сконцентрироваться, то постепенно эмоция придет. Хотя экспериментально это положение почти не подтверждено, ау­тогенная тренировка в какой-то степени говорит о его правомер­ности.

Таким образом, экспрессия лица, мимика несут информацию о состоянии человека, демонстрируют отношение к другому, снабжа­ют обратной связью, комментируют речевое поведение. Лицо чело­века — самый мощный передатчик информации, поскольку лице­вые мышцы быстро сокращаются и расслабляются в соответствии с состоянием человека, создавая изменчивые по структуре выраже­ния, которые в то же время отличаются наличием константных признаков. Многозначность и одновременно однозначность мими­ки являются ее основными параметрами как элемента экспрессии личности и определяют ее функции в процессе коммуникации.

8. 4. ЖЕСТЫ

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный пред­мет, открывает дверь, закуривает и т. п. ). В таком случае для обозна­чения собственно движений рук употребляется термин «жестику­ляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состо­яния человека, при этом они несут информацию не только о психо­логическом состоянии человека, но и об интенсивности пережива­ния. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к како­му-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения не выработана общепри­знанная классификация жестов. Известные классификации постро­ены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяют­ся на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухоне­мых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др. ).



Глава 8. Невербальная коммуникация



8. 4. Жесты


 


 


1


 


, По мнению Т. М. Николаевой, при классификации жестов н-ходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возк ность запечатления движения в трехмерном пространстве и в{ ни (см.: Николаева Т. М. Жесты и мимика. М., 1972). В процессе муникации движение может быть запечатлено только в одной плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать орган, выполняющий движение; либо его направленность; цикличность, этапность в совершении движения; либо его отнс ние к положению человеческого тела в пространстве. Эти прш пы описания положены в основу словарей жестов.

В соответствии с классификацией известного исследователя] вербального поведения А. Штангля выделяются:

-ф- жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивно < недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к, танцированию, известная изоляция, выжидание и др.;

-ф- жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — < яснение, убеждение, открытое представление, отдавание; спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря не средственности; рука сжимается в кулак — концентрация, ление к самоутверждению и др.;

-ф- «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация юза интересованности; стирающие движения по лбу — стираниен^ хороших мыслей, плохих представлений и др.;

-ф-жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная на» ность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко стремление предотвратить всякое проявление, импульс к дению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованны) знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;

-ф- рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, > ес

цветное, слабое и др.

В классификации австралийского исследователя А. Пиза п| ставлены наиболее распространенные, с его точки зрения, же ( и действия: ^ф-жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивость

честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только

указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение;

действию и др.;

-ф-жесты кистями и руками: рука, охватывающая запяси говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля скрещенные руки с большими пальцами, направленньм! вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-лзб< ) и др.;


. ф. жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недове­рии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглажива­ние подбородка - принятие решения; потирание тыльной сто­роны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.; ф барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжа­тыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; до-трагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.; ^барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др. Б общении жесты выполняют разнообразные функции. В клас­сификации жестов, разработанной психологом Е. А. Петровой, уч­тены не только особенности жестов, но и разнообразные; функции сошетья, которые они реализуют:

•ф- аффективно-коммуникативная — жесты, выражаю­щие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функ­ция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

•ф регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, спо­собствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

•ф информативно-коммуникативная — презентация ин­формации об объекте, о себе, о другом.

Соотношение вербальной и невербальной информации в про­цессе коммуникации представлено в следующей классификации Н. И. Смирновой:

•ф- коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты ут­вердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др. );

•ф- описательно-изобразительные жесты, сопровождаю­щие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное рас­положение объекта и др. );

Ф модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверен­ности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивле-



8. 4. Жесты



Глава 8. Невербальная комм)Т! икация


 


 


ния) (см.: Петрова Е. А. Жестовые средства педагогического щения. М., 1991).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предостан мой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы

-Ф- жесты-регуляторы, выражающие отношение говоряце^ к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные двэ ния руками и др. );

-§• жесты-эмблемы — своеобразные заменители слов или с] в общении (поднятый вверх большой палец и др. );

-ф- жесты -иллюстраторы — жесты сообщения, обра картины сообщения («вот какого размера», «вот такой форм движения руками, соединяющие воображаемые пред» и др. );

-ф- жесты-адаптеры, демонстрирующие специфические вычки человека, связанные с движениями рук (почесывание глаживание, перебирание отдельных предметов и др. );

-ф- жесты-аффекторы, выражающие через движения тсле ределенные эмоции (растерянность, удивление, отвращен радость);

-ф-жесты оценки получаемой информации (один палец от« лен, остальные под подбородком — критическая оценка; вание подбородка — обдумывание предстоящего высказывав» почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение) Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже^ тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная де всего индивидуальными особенностями человека; в о - в т о р ы? многофункциональность. Например, взмах руки может употре ляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие — часто лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слуиат) дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать ре» поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свс слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.

Вариативность и многофункциональность жестов связаны же с различиями культур, в которых они функционируют: одкн* тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар ладони партнера в момент или после произнесения фразы «гов рит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилаС сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук вс примет как проявление неуважения. Кроме того, жесты, рас ел: страненные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в друто! Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», о? значающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жес


«почесывание затылка», передающий у русских старание припо­мнить что-то, у англичан встречается довольно редко.

Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зре­ние, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический кон­такт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопыва­ний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространст­ве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональ­ный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т. д. ).

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувст­ва — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека про­исходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связа­но с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматри­вается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосно­вений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

-ф- ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера — стремление к до­минированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;

-ф- ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера — готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;

-ф- ладонь ребром вниз (вертикальное положения) — позиция ра­венства;

-ф- рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать искренность, отзывчи­вость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как прави­ло, сопровождается улыбкой и потряхиванием;

-ф- рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;

" ф- рукопожатие сильное часто является отличительной чертой ак­тивных или агрессивных людей;

" ф- короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безраз­личии;


8. 5. Организация пространства и времени коммуникативного процесса 321


Глава 8. Невербальная коммуникация



 


 


•ф- весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные

говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувств*

ветственности.

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взгляд на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку не ние культурной традиции может привести к затруднению в оби нии. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русс чем у англичан или американцев. Западноевропейские и амерщ ские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ] атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняв рукопожатия, если между людьми существует интенсивный такт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий! русских.

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты; прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Напри«е японцы считают, что касаться собеседника может человек при полной потере самоконтроля либо для выражения своего дружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, лат! ноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) же определяются культурными нормами. Согласно усреднена! данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к же тикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец! 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются разл* ные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индие дуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается] человека, например, при ослаблении или отсутствии обратнс связи со стороны партнера по общению; может быть также въц нием беспокойства, неуверенности человека; в ситуации перегов ров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсив* жестикулируют те, кто претендует на лидерство.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности живаний, о качестве и направленности отношений, о культурной ] групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нес самостоятельную информацию о человеке независимо от его

8. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Проксемика (от англ. ргохппКу — близость) - область изучения ич дуального поведения, занимающаяся нормами пространственной и вр


Н0й организации общения. Это понятие ввел американский антропо­лог Э. Холл в начале 1960-х гг.

Партнеры в процессе коммуникации неосознанно регулируют свое пространство - дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительного другого (стоя, сидя и т. п. ) и ориен­тацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т. п. ).

Очевидно, что далеко не каждого человек подпускает близко к себе. Размещение обучающихся лицом друг к другу способствует возникновению контакта, в то время как разворот спиной к партне­ру воспринимается как нежелание общаться, пренебрежение.

Важная роль в коммуникации принадлежит временным характе­ристикам, выражающимся в нормативах общения, присущим раз­личным субкультурам. Так, своевременный приход или опоздание на назначенную встречу свидетельствуют об отношении к партнеру. Ряд исследований в этой области связан с изучением специфичес­ких наборов пространственных и временных констант коммуника­тивных ситуаций, которые получили название «хронотипов». М. М. Бахтиным, например, выделен хронотип «вагонного попутчи­ка» (откровенность к первому встречному, исповедальность).

Наиболее изучено в проксемике влияние на контакт организа­ции пространства, соответствующего определенному типу взаимо­отношений. Экспериментальным путем Э. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные амери­канской культуре. Он выделил следующие зоны в деловой коммуни­кации: интимную, персональную, социальную, публичную, каждая из которых соответствует особым ситуациям общения: ф интимная зона (в англ. «ЬиЫе» — пузырь) соответствует тому пространству, в рамках которого человек чувствует себя в безопасности. Границы интимной зоны находятся на расстоя­нии примерно в половину вытянутой руки (не менее 45 см). Че­ловек добровольно допускает в эту зону лишь близких, хорошо знакомых. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичны негромкий голос, доверительный разговор. На психологическом уровне вторжение в интимную зону чело­век воспринимает как покушение на неприкосновенность, что со­провождается определенными физиологическими изменениями в организме (учащение биения сердца, повышение выделения адре­налина, прилив крови к голове), а также выраженными сигналами тела (постукивание пальцами, беспокойное ерзанье, вставание, за-*муривание глаз и др. ).

Протяженность интимной зоны разная в разных субкультурах: от 60 см в Западной Европе и 45 см в Восточной Европе до 30 см в странах Средиземноморья. В рамках одной культуры собеседники

21-7621



Глава 8. Невербальная коммуникация


8. 5. Организация пространства и времени коммуникативного процесса 323


 


 


демонстрируют выраженные индивидуальные различия в усташ лении дистанции общения. Кроме того, в каждый конкретный мент на приближение к партнеру или удаление от него такие факторы, как статус партнера, собственное состояние и строение в данную минуту;

-ф- персональная зона— пространство, в котором пронс дит обыденная беседа со знакомыми. Персональная, или ная, дистанция характерна для различных форм делового обн ния (беседа, деловые переговоры, прием посетителей и т. ] и предполагает визуальный контакт между партнерами (4| 120 см). Во время разговора люди часто «делят один стол», он нивая «свою часть стола» как собственную интимную зону;

-ф- социальная зона обычно наблюдается во время ветре кабинетах, холлах и других служебных помещениях, где собь ются люди не очень хорошо или вовсе не знакомые друг с дй гом. Расстояние 120—400 см принято при ведении совеща дискуссии, семинара, пресс-конференции. В рамках социальв зоны возможны фиксация и интерпретация жестов партнер однако при этом доминирует рассмотрение безличных дел;

-ф- публичная зона подразумевает общение с большой пой людей — в лекционной аудитории, на митинге. Расстолк между общающимися таково, что детали лица, мелкие движей^ не улавливаются. Поэтому голос говорящего должен быть гре че, слова следует более тщательно выбирать и старательно вь варивать. Публичную зону также называют открытой. Размер! ее ограничены только возможностями съемки с помощью фс кино- или телекамеры. В проксемике для обозначения пространства вокруг челове» которое он считает своим и вторжение в которое других, не ких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как 1 кушение на его неприкосновенность, используется термин налъное пространство.

Персональное пространство у каждого человека имеет свои меры. Чем оно больше, тем больший эмоциональный стресс ис тывает человек в условиях скученности, тем хуже в этих услов* он выполняет задачи, требующие нестандартного подхода, ор* нального решения. Ощущение скученности приводит к росту дражительности, стрессу и конфликтам.

Установлено, что уравновешенные люди, обладающие чувств собственного достоинства, подходят к собеседнику ближе, тог, как беспокойные, нервные люди стараются держаться подальп особенно от собеседника противоположного пола.


Важное значение имеют особенности пространственного распо­ложения партнеров относительно стола в практике деловой комму­никации.

Рис. 8. 5. Позиции собеседников за столом

На рис. 8. 5 партнер В может занять четыре основные позиции по отношению к А:

•$• позиция непринужденного общения В] обычно используется людьми, которые находятся в дружеских отношениях и ведут не­принужденную беседу. Эта позиция позволяет видеть не только глаза, но и жесты собеседника;

•^ позиция сотрудничества В? характерна для собеседников, стре­мящихся к взаимопониманию и эффективному взаимодействию, работающих вместе над совместной проблемой, одним про­ектом;

•ф- соревновательно-оборонительная позиция Д) характеризует выбор партнера, желающего «играть на выигрыш». Люди, сидя­щие непосредственно друг напротив друга, бессознательно делят стол на две равные части, и стол становится своеобразным барьером. Каждый осознает, что эта половина стола является его территорией, и будет возражать, если собеседник вторгнет­ся на его территорию;

•ф- неуважительную позицию В* занимают люди, не желающие вза­имодействовать. Эта позиция свидетельствует об отсутствии за­интересованности или о желании остаться незамеченным, на­пример на деловом совещании, семинаре и т. п. Она может быть интерпретирована и как враждебная в случае внедрения в терри­ториальное владение партнера.

Кроме позиций, занимаемых собеседниками за столом, для эф­фективности коммуникации имеет определенное значение и сама форма стола:

•ф- квадратный стол (формальный) способствует установлению со­ревновательных, конкурентных отношений между людьми, за­нимающими равное положение в обществе. Квадратные столы


Глава 8. Невербальная коммуникация




8. 6. Позы и походка


 


 


подходят для коротких прямых переговоров, для общенид; ^ чальника и подчиненного. Тот, кто сидит справа, может расе тывать на большее сотрудничество с партнером, чем тот, сидит слева от него. Наибольшее сопротивление оказь партнер, сидящий напротив;

•ф- за прямоугольным столом при общении собеседников одина вого статуса главенствующую роль, скорее всего, займет век, сидящий лицом к двери;

•ф- круглый стол (неформальный) создает атмосферу неофицка ности, за ним лучше всего проводить беседы людям, запила щим одинаковое положение в обществе. Если убрать стол • ставить кружком стулья, то это также создаст атмосферу негм нужденности.

Важную информацию несет то, как человек сидит на стуле также размер и форма стула. На край стула часто садятся нереи тельные люди, а также те, кто не собирается задерживаться.

Высокий статус хозяина кабинета способны продемонстр вать размер стула и его спинка, высота, на которой находится I относительно пола и местоположение стула; обычно выбира стулья с высокой спинкой, объемное кресло, а посетителям пред гают обычные стулья с низкими спинками.

Для более эффективного решения конкретных проблем ком» никации следует учитывать различные элементы организации п{ странственной среды. На рис. 8. 6 представлены разные случаи] саживания собеседников.

К

Это стулья

хххххххххх

ххххххххх

хххххххх

ххххххх

хххххх

К X X

б х х

XX

X X

XXX

Рис. 8. 6. Организация пространственной среды:

а — при передаче распоряжений и указаний коммуникатора К;

б— для коллективного обсуждения проблем, принятия группового решения


Таким образом, чтобы" обеспечить комфортное состояние парт­неров в процессе коммуникации, необходимо знать и эффективно применять различные формы пространственной организации об­щения. При этом нельзя забывать, что все средства проксемики не смогут обеспечить успех или неуспех реального взаимодействия партнеров. Направление коммуникации задается гораздо более вы­сокими содержательными уровнями человеческой деятельности — социальной принадлежностью, позициями, целями участников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...