Глава 10. Коммуникация в малых группах
Глава 10. Коммуникация в малых группах 10. 2. Структура и динамика комм\'никацни в малой группе
Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. ' человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в социа взаимодействии, поскольку совместное действие значительна легчается, если существует взаимопонимание ее символиче окружения. Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным. Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение; | свойства, характеристика и оценка, т. е. новая информация. Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т. п. ).
В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего дс научиться внутреннему языку новой группы. Причем нов! нужно усвоить не только принятые категории и их символы^ также невысказанные предпосылки относительно того, как эти < ницы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными нами, человек становится участником символического окруже данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве < мощью координат, используемых группой; он думает в тех же в» жениях, которые использует в разговоре с другими и которые, гие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и 1й| чать инструкции относительно того, что неясно. Поскольку каждый индивид входит в различные малые тру то как коммуникативная личность он является «полиглосснымН владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп-ПЬ1, воспринимается как инородный элемент речи. Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участником различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать участие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в несколько иное символическое окружение. Нормы и правила, т. е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. В частности, следует обратить внимание на тендерное разнообразие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения.
Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей, но в то же время стремятся замаскировать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к открытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры». Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и Такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса. Глава 10. Коммуникация в малых группах 10. 2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
Правила коммуникативного поведения в группе включают: -ф- взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы; -ф учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы; -ф- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения; -ф- желательность публичного оценивания достижений д| («Молодец! Хорошая идея! »); -Ф- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); -ф- умение выразить согласие с групповыми идеями, действ! решениями; -ф- умение предложить нужную информацию и идеи группе («| чему бы нам не... »; обратное действие здесь деструктивно; ] просы не по теме»); -ф- умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы... »; «За тельно, а не получится ли так, что... »);
-ф- призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о... »; это особенно важно для пары лидер — мс ник); -Ф- умение интегрировать различные идеи и информацию,,! свойство особенно важно для лидера); -Ф- умение предложить план совместных действий («Поп{ так... »). Формирование групповой сплоченности и комму малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной степени регулируется фактом учас гих индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который чивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной коо{ цию движений большой сложности. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых < ляется степень сплоченности, индексом которой может служить1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений. Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19, 51 г.
Обычно различают два вида конформизма: •ф внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться; ф- внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду-. Цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус. В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и 1- Джерардом, были выделены два вида группового влияния: " Ф" нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма; Глава 10. Коммуникация в малых группах 10. 2. Структура и динамика коммуникации в малой группе
•ф- информационное, когда давление может оказываться» шинством, член группы рассматривает это мнение как и* " цию, на основе которой он сам должен осуществить свой (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298); * Нормативный конформизм подразумевает необходимое! чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с. хорошие отношения или заслужить одобрение. Информаь влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный! тер и мнение окружающих может оказаться ценным источ информации. Любопытно отметить, что после того как челов гласился с той или иной группой, у него возникает довольно*! ная потребность оправдывать выбранное решение. Таким образом, конформизм проявляется не только в сь сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувству некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, || задание кажется ему чересчур трудным.
Групповая сплоченность с точки зрения процессов ком» в малой группе была исследована также Л. Фестингером. ность анализировалась им на основе данных о частоте и проч коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Цент понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало?;! тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противополс своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271). По мнению Фестингера, процессы социальной коммуш социального влияния неразрывно переплетены с процесса никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для инл социальная группа является одновременно и главным источ когнитивного диссонанса, и основным средством его умень или даже полного устранения. Так, информация, получаемая! цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонир со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуации более эффективным путем устранения диссонанса между мне индивида и группы является принятие набора когнитивных эле соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, в! ный столкновением мнений, зависит от следующих факторе! •ф- количество когнитивных элементов мнения индивида, ющих с противоположным мнением. Чем больше консона отношений, т. е. чем больше количество совпадающих ког ных элементов двух высказываемых мнений, тем мены званный разногласием диссонанс. Таким образом, количе ная характеристика определяет в конечном счете гласия', . ф. важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия; . ф. авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными. Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь-" нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах: •ф- самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является ббя-зательным условием уменьшения диссонанса; •ф изменение мнения субъекта через влияние; •ф утверждение превосходства собственного мнения. Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида. Экология и коммуникация в малой группе. Когда речь идет об экологических, т. е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то Пространстве, адаптируется к нему, обживает его. Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуни-дивной его стороны. Так, экспериментальные данные, получен-^е Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном поме-Чении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2001. е-165-166). Р-7621 Глава 10. Коммуникация в малых группах 10. 3. Прагматика коммуникации в малых группах
Близость расположения влияет на усиление коммунш роста аттракции и дружеских отношений. По-видимому, в да случае сказывается и тот факт, что люди размещаются отнюдь, | случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить гу| тение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дк цироваться от тех, кто не вызывает желания общаться. Но этс происходит в группах с сильным директивным руководит жестко контролирующим коммуникативные потоки, вследс чего большая часть информации, если того требует руководи адресуется именно соседям. Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадрат; или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались! формацией с партнерами, находящимися напротив них, неже соседями. На основании этих данных был сделан важный в пра ческом плане вывод о целесообразности размещения учас групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью I чения равномерной коммуникации. Выбор членами группы того или иного местоположения в: повом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь ] странственной позиции со статусом владельца. К примеру, поз*1 на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обла-лю возможность контролировать групповые процессы, еле тельно, возможность повысить свой статус, стать лидером. Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваются • ко пространственным расположением членов группы в обы»; помещении. Исследования в этом направлении ориентированы также на| чение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных ус " •" ях — в изоляции при ограниченности перемещения, высок" грузках, в том числе стрессовых. Ориентация исследователей на столь специфическую среду^ Обобщая результаты исследований, можно с уверенное! верждать, что причины многих проблем, с которыми сталкива группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с ~ нениями в процессе коммуникации. В частности, исследован отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы фликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке] ственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна причина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в данной группе коммуникативную сеть. В любой малой группе существует также превалирующая «эмоциональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласующиеся с превалирующим настроением, в значительной степени облегчаются. Итак, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания. 10. 3. ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тренинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп. Семья как коммуникативная система. Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т. д. ) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей). Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокулътурную единицу, посредством которой из поколения в поко-ление передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом Исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между супругами, родителями и детьми, сиблингами (братьями и сестра- 27- Глава 10. Коммуникация в малых группах 10. 3. Прагматика коммуникации в малых группах
ми); жизненные циклы семьи; семья как полная система; взаимс ствие семьи как группы с другими группами. Семья при системном подходе рассматривается как аккумул ванный результат поведения всех ее членов. Это означает, чт ществуют такие характеристики системы, которые превыша* чества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида 1 ри семьи связано и зависит от поведения всех остальных. Все ] дение является коммуникацией и, следовательно, влияет; поведение других или находится под их влиянием. Любую семейную систему можно описать следующими пара рами. -Ф- Семейные правила. В основе поведения в семье лежат опреде ные устойчивые образцы. Большинство из них не осознав членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за реаль поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают что-л принимают совместные решения и т. д. Правила бывают кул но заданными, и тогда они разделяются многими семьями, аЦ вают уникальными для каждой отдельной семьи. •$• Семейные последовательности. Последовательность правил мс иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение о^ члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение вто]: на которое реагирует третий, и т. д. Например, исходным том выявления последовательности стала жалоба матери на проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположен что поведение матери можно объяснить прежде всего ее вза отношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сы4 компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказв лась беспомощной, то проявлял большую активность. Таки\ разом, «беспомощность матери» оказалась психологиче способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. ' хология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183). ф Семейные мифы. Семейные правила составляют основу ми< ] Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуалиэ| ется, когда посторонний человек входит в семью, когда про! дят какие-то значимые перемены либо семья переживает си цию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной се миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представл том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и| Миф может формироваться в течение нескольких поколений. ние семейной мифологии часто позволяет понять на первый вз1! немотивированные поступки членов семейной системы. СемейЯ миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повыи ся его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с отделением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышедшим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается составить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть прилично». ^ Семейная история. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например определенные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родителями, брачного поведения и т. д. Исследование семейной истории позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особенности. Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положения, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дисфункциональным. Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как пациент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, особенно в том, что касается их психического, социального и даже физического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нарушения и т. п. ) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонники коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «го-меостатические механизмы», действие которых направлено на возвращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацла-вик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. С. 167-181). Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действительности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно ус-. Тойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную способность сохранять зСаШх цио, используя преимущественно отрицательную обратную связь. Вводимая в семейную систему информа-Ция (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и
определенным образом изменяется системой. Отсюда необход! рассматривать не только вводимую информацию, но и природу, темы и механизмы ее обратной связи. Технология принятия группового решения. Сразу следует | вериться, что групповое решение не является универсальным собом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие ний может оказаться неприемлемым в случае, когда требус найти быстрое решение. На выработку решения группой требу больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, как групповой подход предполагает взаимные контакты и по можности нахождение консенсуса по принимаемым решениям. Влияние типа задачи, или формы организации (модели) вместной деятельности, на групповой процесс выявлено в исследований, проведенных Л. И. Уманским с сотрудниками в ственных группах. Оказалось, например, что по мере органиэ совместной деятельности, т. е. при переходе ее от совместно видуальной модели (каждый член группы отдельно от других^ полняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодейс щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задач* взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявле межличностного общения, выражаемые позитивными речев! реакциями партнеров, кооперативными действиями членов пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кр ский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой гру С. 213). Основным потенциальным преимуществом группы при щ тии решений выступают индивидуальные различия членов гру но они могут стать балластом, если групповые процессы не пс лят их использовать. Первым условием, необходимым для чтобы различные мнения были услышаны и приняты во вню в процессе принятия решений, является организация групш принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то мо» времени общая цель должна стать более важной, чем индиви; ные цели. Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную ] в любой группе, принимающей решения. Многочисленные ис дования показывают следующее: чтобы члены группы предлаг оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать опреде ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказьи идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинс препятствование преждевременной оценке идей); в противном| чае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом. Способность лидера группы оказывать влияние на коммуникативные связи в группе не сводится исключительно к инициированию активности членов группы. Определенную роль играет, например, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьшается, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фракции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличением численности группы, особенно если членов группы четное число. Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решений. Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основное внимание сосредоточить на максимальной объективности информации. Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они думают о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющиеся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мнения людей как членов данной группы. Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На Данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои способности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение. Четвертая фаза— фаза принятия решения, когда предложенные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе анализа достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы- Брейнсторминг, или мозговой штурм, - метод организации выдвижения и стимулирования креативных идей. Предполагается, что члены «штурмовой команды» руководствуются следующими правилами: 1) генерирование максимально возможного числа идей; 2) проявление изобретательности, сообразительности, смекалки; 3) воз-^ержание от какой-либо критики в адрес участников. Глава 10. Коммуникация в малых группах 10. 3. Прагматика коммуникации в малых группах
браковки, объединения нескольких в одно, выработки «тр путей. Недостатком группового принятия решения является то, группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное^ шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, кс решение проблем находится в процессе группового обсужден тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и иск ниго крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантснУ шения. Данная тенденция получила название группового мыъ или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия < обусловливает существенное снижение качества конечного реа тэта обсуждения. Симптомами группового мышления могут вь пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этичес норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости ] пы, давление' на противников, ставка исключительно на душие. Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное ние, не всегда является обязательным условием эффектйВ! группового решения. Более разумным представляется требов ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исход данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пр мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с нием большинства члены группы получат основания в дальней поддержать принятое решение. Это обстоятельство осе важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответе! ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют > во личной ответственности, особенно в ситуации, когда челс| может сказать: « Почему я должен это делать? Ведь я был п^ Как показывает практика, наиболее эффективным профь ческим средством борьбы с групповым мышлением может внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности котр| входила бы конструктивная критика предлагаемых идей. Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вов ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», при* окончательного решения только после того, как участники: получили достаточное время для его анализа. Еще одним феноменом, возникающим в процессе групповог суждения, выступает так называемая групповая поляризация ^ * ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных > (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято счи что установки членов группы могут поляризоваться в любр! | правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд! дователей придерживается мнения о существовании тендещ преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе говоря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивидуально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценностным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изобретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства больше стремится к новаторскому коллективному решению. Наконец, в современных условиях система поддержки групповых решений (это особенно важно для формальных групп) предусматривает использование компьютерных технологий, дающих возможность благодаря наглядности, быстрой обработке поступающих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями. Особенности коммуникации в психокоррекционных группах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений. Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и терапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Скорее они символизируют созданную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу. Такие группы возглавляет специально назначенный руководитель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: эксперта (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависимости от формы работы с группой может занимать позицию как активного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важнейшая функция руководителя состоит в организации коммуникационного пространства группы. Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения проблем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Преимущества групповой формы работы определяются прежде Всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой — Глава 10. Коммуникация в малых группах 10. 3. Прагматика коммуникации в м; шых группах
группа в известной степени выступает миниатюрной модель» щества. Поэтому опыт, приобретенный в специально создан» среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем м» Важное значение для понимания ролей, которые играют в ] пе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимоде вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторц условиях и для изучения реальных психотерапевтических гр Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в хокоррекционных группах выявили два типа функций поведег которые необходимы для успешного существования группы: фу ции решения задач и функции оказания поддержки. Функции решения задач представлены процессами, с: средством достижения определенных це
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|