Концепция коллективного бессознательного
Личность Личность как субъект и объект общественных отношений. Двойственность природы человека Природа человека двойственна: она сочетает биологические основы жизнедеятельности и социальные начала. Решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования. Развитие личности невозможно вне социальных связей. Через социальные взаимодействия передается социальный опыт человечества, усваивается его культура. Таким образом, человек – биопсихосоциальное существо. Биологизаторский подход: · Природа человека – биологична, так как человек обладает теми же органами, что и животное. · Поведение человека обусловлено его инстинктами (Герберт Спенсер: инстинкт выживания, Зигмунд Фрейд – эрос и танатос). · Физические черты личности связаны с характером поведения (Итальянский врач Чезаре Ломброзо) Социологизаторский подход: · Личность играет различные роли применительно к конкретной ситуации. · Общество предписывает личности определенный стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом в группе. · Итог: несущественны биологические механизмы деятельности человека. Сущность и механизм социального поведения: Человек в социологии - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Она лежит в основе человеческого бытия и носит целерациональный характер благодаря разуму. Ее содержание – это целесообразное осмысление, изменение и преобразование окружающего мира.
Социальная среда — это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют: · макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания) · микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом. Взаимодействие личности и общества — это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой — воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания. Социальные отношения — это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня: 2. социальный уровень: люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп; 3. психологический уровень: это непосредственно межличностные отношения «человек — человек», «человек — другие люди».
Агенты и институты социализации Социализация — процесс усвоения личностью системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения ею социальных ролей в конкретном обществе. Цели социализации: · переход человека из биологического существа в социальное, · обретение личностью самостоятельности, · определение своего социального места в обществе · в результате человек становится личностью, у него формируется образ собственного «Я», отличного от других людей. Условия социализации
· Межличностное взаимодействие: передача смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей. · Интериоризация – превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения. Самооценка и самопознание изолированного индивида невозможны. Такие люди усваивают повадки животных, но при этом не становятся личностями (феральные люди). Этапы социализации соответствуют наиболее важным вехам в становлении личности: детство, юность, студенчество, семейная жизнь, выбор профессии, служба в армии, выход на пенсию. Два больших этапа отвечают системе этих жизненных циклов: · ранняя социализация (до 15—18 лет), когда происходит становление личности; · поздняя социализация - вступление во взрослую жизнь. Агенты и институты социализации — социальные группы, институты, которые воздействуют на личность в процессе освоения человеком определенных ценностей и конкретных социальных ролей. · отдельные личности — агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания; · учреждения — институты, которые контролируют протекание социализации. Классификация агентов:по характеру воздействия. · агенты первичной социализации - среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида: родители, семья, друзья, учителя, врачи, т.д. · агенты вторичной социализации, оказывающие опосредованное влияние: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь, средства массовой информации, политические партии и т. д. Последствия нарушений социализации · психические отклонения, · различные виды беспокойств (фобии), · деградация личности, · преступность.
Механизм поведения человека: сознательное и бессознательное Область сознательного Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». Поступки человека основаны: · на совокупности его знаний и умений пользоваться социальными нормами поведения; · моральных и политических установках; · духовных и религиозных ценностях. Сознание — высший уровень психической активности человека как социального существа; функция мозга, заключающаяся в адекватном отражении внешнего мира в идеальных образах.
· Содержание сознания: знания, чувства, воля. · Выступает как осознание и самосознание.
Область бессознательного Зигмунд Фрейд: действиями людей руководит сфера бессознательного — либидо (сексуальное влечение), «инстинкт жизни», врожденная склонность к агрессии («инстинкт смерти»). Структура психики: · сфера бессознательного («ид»): вытесненные из сознания влечения, инстинкты сексуального характера; · область сознательного («эго») помогает личности ориентироваться в окружающем мире, регулирует выбор объекта для удовлетворения побуждений; · «сверх-Я» («супер-эго») - идеалы, ценности и нормы общества, сфера самооценки действий личности. Концепция коллективного бессознательного Карл Юнг: Человек рождается с набором инстинктов. Их основа – коллективное бессознательное. Каждый индивид постигает свои цели и стремления. Поступки человека обусловлены желанием осознать эти цели, преодолеть внутренние конфликты в соответствии с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное - это хранилище культурных идей и воспоминаний, полученных в наследство от предков; содержание – архетипы в форме идеалов, образов, символов. Мотивы поведения: индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|