Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция коллективного бессознательного

Личность

Личность как субъект и объект общественных отношений.

Двойственность природы человека

Природа человека двойственна: она сочетает биологические основы жизнедеятельности и социальные начала. Решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования. Развитие личности невозможно вне социальных связей. Через социальные взаимодействия передается социальный опыт человечества, усваивается его культура. Таким образом, человек – биопсихосоциальное существо.

Биологизаторский подход:

· Природа человека – биологична, так как человек обладает теми же органами, что и животное.

· Поведение человека обусловлено его инстинктами (Герберт Спенсер: инстинкт выживания, Зигмунд Фрейд – эрос и танатос).

· Физические черты личности связаны с характером поведения (Итальянский врач Чезаре Ломброзо)

Социологизаторский подход:

· Личность играет различные роли применительно к конкретной ситуации.

· Общество предписывает личности определенный стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом в группе.

· Итог: несущественны биологические механизмы деятельности человека.

Сущность и механизм социального поведения:

Человек в социологии - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Она лежит в основе человеческого бытия и носит целерациональный характер благодаря разуму. Ее содержание – это целесообразное осмысление, изменение и преобразование окружающего мира.

Социальная среда — это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют:

· макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания)

· микросреду (трудовой коллектив, семья, школа).

Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом.

Взаимодействие личности и общества — это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой — воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.

Социальные отношения — это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы. Социальные отношения являются отражением общественных отношений и включают в себя два уровня:

2. социальный уровень: люди относятся друг к другу через посредство различных социальных групп;

3. психологический уровень: это непосредственно межличностные отношения «человек — человек», «человек — другие люди».

 


Агенты и институты социализации

Социализация процесс усвоения личностью системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения ею социальных ролей в конкретном обществе.

Цели социализации:

· переход человека из биологического существа в социальное,

· обретение личностью самостоятельности,

· определение своего социального места в обществе

· в результате человек становится личностью, у него формируется образ собственного «Я», отличного от других людей.

Условия социализации

· Межличностное взаимодействие: передача смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей.

· Интериоризация – превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения.

Самооценка и самопознание изолированного индивида невозможны. Такие люди усваивают повадки животных, но при этом не становятся личностями (феральные люди).

Этапы социализации соответствуют наиболее важным вехам в становлении личности: детство, юность, студенчество, семейная жизнь, выбор профессии, служба в армии, выход на пенсию.

Два больших этапа отвечают системе этих жизненных циклов:

· ранняя социализация (до 15—18 лет), когда происходит становление личности;

· поздняя социализация - вступление во взрослую жизнь.

Агенты и институты социализации — социальные группы, институты, которые воздействуют на личность в процессе освоения человеком определенных ценностей и конкретных социальных ролей.

· отдельные личности — агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания;

· учреждения — институты, которые контролируют протекание социализации.

Классификация агентов:по характеру воздействия.

· агенты первичной социализации - среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида: родители, семья, друзья, учителя, врачи, т.д.

· агенты вторичной социализации, оказывающие опосредованное влияние: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь, средства массовой информации, политические партии и т. д.

Последствия нарушений социализации

· психические отклонения,

· различные виды беспокойств (фобии),

· деградация личности,

· преступность.

 


Механизм поведения человека: сознательное и бессознательное

Область сознательного

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую».

Поступки человека основаны:

· на совокупности его знаний и умений пользоваться социальными нормами поведения;

· моральных и политических установках;

· духовных и религиозных ценностях.

Сознание высший уровень психической активности человека как социального существа; функция мозга, заключающаяся в адекватном отражении внешнего мира в идеальных образах.

· Содержание сознания: знания, чувства, воля.

· Выступает как осознание и самосознание.

 

Область бессознательного

Зигмунд Фрейд: действиями людей руководит сфера бессознательного — либидо (сексуальное влечение), «инстинкт жизни», врожденная склонность к агрессии («инстинкт смерти»).

Структура психики:

· сфера бессознательного («ид»): вытесненные из сознания влечения, инстинкты сексуального характера;

· область сознательного («эго») помогает личности ориентироваться в окружающем мире, регулирует выбор объекта для удовлетворения побуждений;

· «сверх-Я» («супер-эго») - идеалы, ценности и нормы общества, сфера самооценки действий личности.

Концепция коллективного бессознательного

Карл Юнг:

Человек рождается с набором инстинктов. Их основа – коллективное бессознательное. Каждый индивид постигает свои цели и стремления. Поступки человека обусловлены желанием осознать эти цели, преодолеть внутренние конфликты в соответствии с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное - это хранилище культурных идей и воспоминаний, полученных в наследство от предков; содержание – архетипы в форме идеалов, образов, символов. Мотивы поведения: индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...