Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний. Принцип систематичности и последовательности в обучении требует • формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи; • деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки; • использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала; • осуществление межпредметных связей; • проведение уроков обобщения и систематизации; • координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности. Принцип прочности Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.
Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил: * обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность; • подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом . • новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются); • используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения; • активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного и т. п.; • процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.
Читайте также: A) Социально-экономические принципы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|