Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные учреждения, их типы и организационная структура




Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реа­лизуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).

Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и мо­жет быть по организационно-правовым формам государственным, муници­пальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и ре­лигиозной организации).

Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных уч­реждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации, то для негосударственных образовательных учреждений они являются при­мерными.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и кате­гория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уров­нем и направленностью реализуемых им образовательных программ) уста­навливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его до­веренности осуществлять полностью или частично правомочия юридиче­ского лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные сче­та в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объ­единения в целях развития и совершенствования образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регу­лируется законом.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования рас­пространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализаций ими дополнительных образовательных программ.

Согласно Федеральному закону (ст. 13) в уставе образовательного уч­реждения указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический ад­рес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образо­вательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

 

• язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

• порядок приема обучающихся, воспитанников;

• продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

• порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

• система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

• режим занятий обучающихся, воспитанников;

• наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставле­ния (на договорной основе);

• порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (закон­ных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образователь­
ного учреждения, в том числе в части:

• использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

• финансирования и материально-технического обеспечения деятель­ности образовательного учреждения;

• источников и порядка формирования собственности образователь­ного учреждения; (

• осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

• компетенция учредителя;

• структура, порядок формирования органов управления образователь­ного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

• порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

• порядок изменения устава образовательного учреждения;

• порядок реорганизации и ликвидации образовательного учрежде­ния; права и обязанности участников образовательного процесса;

8) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других
актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегули­рованной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты образова­тельного учреждения не могут противоречить его Уставу.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения из­ложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель уста­навливает порядок приема в государственные и муниципальные образова­тельные учреждения на ступени начального общего, основного общего,среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные уч­реждения для получения среднего профессионального, высшего професси­онального и послевузовского профессионального образования проводится
на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны
гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Вне конкурса при
условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и
муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального
и высшего профессионального образования принимаются

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети-инваяиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

• граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы;

• граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответ­ствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций ко­мандиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

• дошкольные;

• общеобразовательные (начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего образования);

• учреждения начального профессионального, среднего профессио­нального, высшего профессионального и послевузовского профессиональ­ного образования;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

• учреждения дополнительного образования;

• учреждения для детей-^сирот,и детей, оставшихся без попечения ро­дителей (законных представителей);

• учреждения дополнительного образования детей;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Реализация общеобразовательных программ (ст. 17) осуществляется

в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных про­грамм с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего и среднего (полного) общего образования являются преем­ственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу пре­дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени об­щего образования.

Дошкольные учрежденияясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ре­бенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориен­тировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурно­го поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотиваци-онной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуаль­ного развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в вос­питании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность обра­зовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех сло­ев населения. Органы местного самоуправления организуют и координиру­ют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образова­ние (ст. 19) включает три ступени. Они соответствуют уровням образова­тельных программ:

• начальное общее;

• основное общее;

• среднее (полное) общее образование.

Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным перио­дам развития ребенка: детству, отрочеству, юности.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необ­ходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, пись­му, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами по­ведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового об­раза жизни.

Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегриро­ванных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут,вво-диться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудово­му воспитанию, иностранным языкам.

Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом обра­зовательного учреждения. По согласию родителей (законных представите­лей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший

возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательного уч­реждения допускается исключение из данного образовательного учрежде­ния обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет.

Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разреше­ния) на указанный вид деятельности.

Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразова­тельной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвое­ния основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обяза­тельных предметов, охватывающих 75—80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуров­невые программы.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продол­жить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеоб­разовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы су­щественно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять ре­шение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гу­манитарный, физико-математический, химико-биологический, техниче­ский, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобра­зовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофиль­ные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получе­ния образования выявляют следующие особенности:

• тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;

• создание прочных основ профессиональной ориентации;

• создание основ для осмысленного выбора будущей профессии моло­дежью;

• ориентация на социальный заказ.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются пре­имущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования:

• начального (училища);

• среднего (техникумы, колледжи);

высшего (институты, университеты, академии);

• послевузовского (аспирантура, докторантура);

• курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подго­товку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возмож­ность повышения уровня образования.

В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необ­ходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессио­нальная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждени­ях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях:

• межшкольных учебных комбинатах;

• учебно-производственных мастерских;

• учебных участках (цехах);

• в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответ­ствующие лицензии;

• в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем ос­новным направлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного общего образования. Оно может быть получено в образовательных уч­реждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей под­готовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лично­сти в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образова­ния. Среднее профессиональное образование может быть получено в обра­зовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях.

Высшее образование — образование, содержание которого ориентирова­но на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функ­ции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, при­общения их к научно-исследовательской работе.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет граж­данам возможность повышения уровня образования, научной, педагогиче­ской квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образова­ния через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой.

Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное об­разование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант — это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образователь­ных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным со­вершенствованием образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образова­тельные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждени­
ях профессионального образования за пределами определяющих их статус
основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в уч­реждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональ­ной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных на­туралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитан­ников — для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы кор-рекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, со­циальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия ро­дителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, — интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санатор-но-лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, до­стигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образова­ние и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образо­вании.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образова­ние, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупно­сти научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответству­ющий документ.

Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей от­крытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодей­ствие носит цикличный характер).

Каждая ступень общего образования решает свои специфические зада­чи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых коли­чественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте схему «вертикали» управления образованием в Российской Федерации.

2. Покажите, в чем заключается автономность образовательного уч­реждения.

3. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образо­вательного пространства Российской Федерации.

4. В чем проявляется государственно-общественный характер управле­ния современной школой?

5. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образо­вательных учреждений.

Основная литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

2. Селиванов В. С. Управление школой в России. Смоленск, 2001.

3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогичес­кое общество России, 1999.

Дополнительная литература

1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Юристь, 2001.

2. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.

3. Сластенш В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Управление воспитательной системой школы / Под ред. В. А. Кара-ковского и др. М., 1999.

5. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образо­вательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.

Поделиться:





Читайте также:

III. Образовательные технологии
Глава III. Как преобразовываются учреждения, религии и языки.
Государственные образовательные стандарты
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА
Информационные и образовательные технологии
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия, учреждения, организации в пределах компетенции этих подразделений.
Комиссия по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации имеет печать установленного образца.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования
Название статьи, сведения, об авторах, название организации/ВУЗа/предприятия/учреждения, аннотация и ключевые слова должны быть представлены на русском и английском языках.






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...