Научные основы и принципы управления персоналом
В теории управления широко используются понятия «научное управление» и «научные основы управления», которые необходимо разграничивать. Научное управление – это понятие, характеризующее качество практики управления. Оно означает, что управленческие отношения позволяют на практике реализовывать требования законов, и эта возможность осуществляется в действительности. Научные основы управления – это система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления (рис. 16).
Всю систему научных основ управления можно представить состоящей из трех частей. Первая часть – это теория управления, включающая в себя знания естественных и конкретных наук, в которых содержатся открытые законы и закономерности жизни общества в целом, его различных систем, организаций, человека. Таковыми, в частности, являются законы философии, экономической теории, социологии. Предмет теории управления – это законы управления как целостного, комплексного общественного явления. Во-первых, это законы интеграции частей управления в систему, во-вторых, это законы управления как целого. Предмет теории управления включает в себя две обособленные части. Одна из них построена на базе логического метода, формулирует научные правила управления и может быть названа теорией руководства. Вторая часть включает эмпирические обобщения и может быть названа искусством управления. Только имея в виду наличие этих двух самостоятельных частей в управлении, можно употреблять общее для них название – «теория управления». Вторую часть системы научных основ управлениясоставляют ее методологические основы, представляющие коренные, исходные положения, выступающие в качестве правил по осуществлению управленческих функций. В механизме реализации законов управления они выступают как принципы («принцип» – латинское слово, означающее начало, основу).
Третью часть системы научных основ управления составляетконкретные управленческие науки об элементах, функциях и аспектах управления. В основном это прикладные дисциплины, ориентированные на применение знаний, полученных в фундаментальных науках. В состав наук об управлении входят также дисциплины, изучающие те или иные аспекты управления: правовые науки, психология управления, социология управления, управление персоналом и т.д. Конкретные управленческие науки, базирующиеся на общих и частных принципах (методология руководства), призваны формировать основные компоненты искусства управления. Искусство управления – способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. Все решения, принимаемые человеком, или его поступки так или иначе подчиняются осознанным или неосознанным зависимостям. Из категории «зависимость» вытекает понятие закона. В философском понимании закон – это внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Характерной особенностью общих законов является то, что они действуют во всех материальных системах, определяют устойчивые количественные и качественные соотношения между их субъектами и объектами управления. Авторы ряда учебных пособий по управлению к их числу относят: - закон синергии; - закон развития; - закон самосохранения; - закон приоритета целого над частью; - закон учета системы потребностей;
- закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Одним из ведущих общих законов организации является закон синергии, утверждающий, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. В управлении персоналом особое место занимает общий закон развития. Закон развития формируется так: каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Во всех материальных системах (социальная организация не является исключением) действует закон самосохранения, согласно которому любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое (выжить), используя для этого весь свой потенциал (ресурс). Специфические законы организации действуют в конкретных ситуациях, в определенных видах управленческой деятельности. К их числу можно отнести: - закон информированности-упорядоченности; - закон пропорциональности и композиции; - закон дифференциации и универсализации структуры и функций управления. В работе с персоналом информационная среда является объектом специфического управления ввиду ее особой важности и сложности, которое должно осуществляться с учетом действия закона информированности-упорядоченности. Формулировка закона: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Следствие закона: информированность работника после достижения критического уровня переходит в его компетентность. Особое место в реализации потенциала организации занимает действие закона пропорциональности и композиции,требующего сохранять пропорциональность между нею как целостным системным образованием и составляющими элементами при любых возможных изменениях. Формулировка закона: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданном подчинении (пропорции).
В основе действия закона пропорциональности и композиции лежит естественный эволюционный процесс гармонизации, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: на уровне стран, государства, отраслей, организаций, семьи, конкретного человека. Гармонизация предполагает наличие совокупности элементов, процессов (композицию) и их соотносительность (пропорциональность). В организационных системах действуют противоположно направленные процессы: разделение, специализация функций, с одной стороны, и их интеграция, универсализация – с другой. Все эти процессы регулируются действием закона дифференциации и универсализации структуры и функций, эффективное использование которого позволяет увеличивать потенциальные возможности составляющих систему элементов и улучшать результаты их взаимодействия в виде прироста потенциала организации в целом. Формулировка закона: «Каждая материальная система: живой организм, социальная организация (завод, концерн, учебное заведение и др.), стремится настроиться на более экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций». Перечисленные выше законы будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный из них на текущий момент и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации. Закон информативности-упорядоченности, закон самосохранения и закон развития – это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон дифференциации и универсализации функций, закон композиции и пропорциональности – это структурные законы связанные с организацией как явлением. Законы оказывают друг на друга как положительное, так и отрицательное влияние. Например, по закону синергии путем увеличения до известных пределов численности персонала можно добиться резкого увеличения потенциала организации, что соответствует закону развития, однако закон композиции и пропорциональности и закон единства анализа и синтеза будут тормозить такое расширение. Выполнение же руководителем требований закона композиции и пропорциональности обеспечивает стабильность организации, однако это противоречит закону самосохранения, который требует быстрой перестройки в условиях рыночной экономики.
Рассматриваемые законы играют особую роль в научном подходе к управлению персоналом. Они: - образуют теоретический фундамент управления; - способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; - позволяют более реально, правильно оценить возникающую ситуацию; - позволяют анализировать опыт других. Руководитель может в основе своей деятельности руководствоваться либо здравым смыслом, основанным на интуиции и т.д. («хотел сделать как лучше»), либо законами организации. Здравый смысл обычно приводит к центральным движениям в организациях от их устойчивого состояния. Научный подход обеспечивает центростремительное движение в сторону устойчивости и процветания. Разобраться в пересечениях законов непросто даже для профессионала. Принцип единства дает подход для эффективного использования приведенного набора законов. Этот подход состоит в следующем. Законы имеют объективный характер и поэтому будут реализовываться независимо от нашего желания, т.е. набор элементов (законов) уже задан. Задачи руководителя: - из списка целей организации выявить основную (на месяц, квартал, год); - выбрать из набора главенствующий закон, которому следует уделить основное внимание; - подчинить реализацию остальных законов главенствующему; - добиться соответствия законов друг другу путем установления пропорций, приоритетов и сроков их выполнения. В механизме реализации законов и закономерностей центральное место занимают принципы (латинское слово, означающее начало, основу). В специальной литературе не выработано единого подхода к формулированию принципов организации. Некоторые исследователи истолковывают отдельные законы как принципы, а принципы возводят в ранг законов. По нашему мнению, принципы отличаются от законов гносеологическим происхождением. Если закон отражает устойчивые, повторяющиеся связи и отношения в природных и общественных явлениях, то принцип является оптимальным правилом, нормой, которые сформулированы людьми. Принципы являются исходными, коренными положениями какой-либо теории, учения или науки. В этой связи принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций; как важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Как система важнейших положений, принципы исторически складываются в процессе практики управления в своего рода конвенции (договор, соглашения по какому-либо вопросу).
Принципы управления не есть что-то застывшее, они развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Вся система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на все новом опыте, его анализе, осмыслении и обобщении. Являясь по своей природе объективными (они отражают основные положения объективных законов и закономерностей), принципы должны изучаться, усваиваться и соблюдаться людьми на любой стадии создания и функционирования организации, так как искусство управления ею не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации, на принципах, законах управления. В настоящее время в литературе пока нет четкой систематизации принципов управления, многое здесь дискуссионно. Ряд исследователей склонны классифицировать их как общие и частные принципы управления, выделяя в отдельную группу принципы управления персоналом. Думается, что такой подход правомерен для понимания особенностей создания и функционирования организаций как социальных систем, в которых реализуются основные функции управления персоналом. Поэтому выделение принципов управления персоналом в отдельные группы вполне объяснимо. По аналогии с рассмотрением классификации законов и закономерностей организации принципы управления можно разделить на общие, частные и ситуационные (рис. 18). Все они связаны между собой, и только их комплексное применение обеспечивает успех функционирования и развития организации как целостной системы. Общие принципы управления действуют прежде всего во всех динамичных системах: биологических, социальных и искусственно-технологических. Это – стратегические нормы управления. Кроме того, есть общие принципы, которые присущи всем видам социальной управленческой деятельности (экономической, технологической, политической, духовной). К общим принципам социального управления относятся принципы: - социальной ориентации; - научной обоснованности; - системности; - эффективности; - рационального сочетания централизма и демократии; - соревновательности, конкуренции; - рационального стимулирования; - разделения труда; - иерархичности и обратной связи. Сфера действия частных принципов ограниченна, локальна. Например, существуют принципы социального партнерства, государственной служ6ы принципы руководства персоналом, принципы морали и т.д. Иногда их разделяют на следующие группы: - принципы, применяемые в различных подсистемах общества (экономической, социальной, политической, семейно-бытовой и др.). Например, в экономической сфере применяются принципы экономического планирования, распределения, прогнозирования, ценообразования и т.д.; в маркетинге применяются принципы: «любите клиента, а не товар», «отыщите потребности и удовлетворите их», «производите то, что можно продать» и др.; - принципы, применяемые в процессе различных видов организационной деятельности: принципы государственной службы, принципы управления персоналом, принципы построения системы управления персоналом в организации, принципы планирования служебно-профессионального продвижения и др.; - принципы управления фирмой, корпорацией. Особое место среди частных принципов отводится принципам руководства персоналом, т.е. тем правилам, основным теоретическим положениям, нормам, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты в процессе управления людьми. Управление людьми имеет особый характер и не зависит от отраслевой принадлежности.Управление людьми базируется на общих принципах управления, хотя оно (это управление) имеет ограниченную сферу (управление человеком). Именно ограниченность сферы управления относит принципы руководства персоналом к частным принципам управления. К примеру, в работе с кадрами следует соблюдать следующие принципы учета особенностей человеческой личности:- принцип перспективности кадров; - принцип соответствия кадров; - принцип сменяемости кадров. В отечественных организациях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся принципов: - научности; - демократического централизма; - плановости; - принципа первого лица; - единства распорядительства; - отбора, подбора и расстановки кадров; - сочетания единоначалия и коллегиальности; - централизации и децентрализации; - линейного, функционального и целевого управления; - контроля исполнения решений и других принципов. В ряде американских и японских корпораций широко используют и другие принципы управления персоналом: - пожизненного найма; - коллективного принятия решений; - контроля исполнения заданий, основанного на доверии; - сочетания такого контроля с корпоративной культурой; - обязательного одобрения принимаемых решений большинством работников. Особенности действия, ситуационных принципов обусловлены складывающейся ситуацией или особым характером деятельности. Например, американский менеджер высокого класса Ли Якокка при формировании своей команды руководствовался следующими принципами: профессионализм, опыт, способность решать проблемы, умение взаимодействовать, работать в коллективе, готовность взяться за трудную проблему, личная преданность, полная самостоятельность и оперативность в подборе членов команды. Известный американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги сформулировал шесть правил (принципов) общения, соблюдение которых позволяет людям понравиться окружающим: - искренне интересуйтесь другими людьми; - улыбайтесь; - помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; - будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе; - говорите о том, что интересует вашего собеседника; - внушайте вашему собеседнику сознание его значимости, и делайте это искренне. Он же сформулировал принципы, «соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения»: - единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него; - проявляйте уважение к мнению вашего собеседника, никогда не говорите человеку, что он не прав; - если вы не правы, признайте это быстро и решительно; - с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона; - заставляйте собеседника сразу же ответить вам «да»; - пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему; - искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника; - относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других; - взывайте к более благородным мотивам; - драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно; - бросайте вызов, задевайте за живое. К этой же группе правил-принципов можно отнести правила, характеризующие требования к формированию системы управления и ее функционированию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|