III. Повышение квалификации
Обучение персонала 1. Система многоуровневого образования 2. Профессиональная подготовка 3. Повышение квалификации 4. Переподготовка кадров
I. Система многоуровневого образования В соответствие с законом об образовании образовательные учреждения классифицируются: По формам собственности - Государственные образовательные учреждения федерального или муниципального уровня - Негосударственные: частные, общественные и религиозные 2) По образовательным программам: - Общеобразовательные программы, которые включают в себя: o Дошкольное образование o Начальное общее образование o Основное общее (8-летняя школа) o Среднее полное общее (11 лет) - Профессиональные образовательные программы: o Начальное профессиональное образование, которое состоит из специализированных школ, профессиональных училищ и лицеев o Среднее профессиональное образования (техникумы, специальные училища и колледжи) o Высшее профессиональное образование (институты, академии, университеты) o Послевузовское профессиональное образование (институты, высшая школа управления, школа бизнеса Обучение рабочих и служащих включает в себя 4 блока: § Профессиональная подготовка (начальная, средняя, высшая) 1-6 лет § Повышение квалификации от 1 дня до 1 года § Переподготовка кадров (получение второй специальности) от 2 мес. до 2 лет § Послевузовское дополнительное образование для получения высшей профессии и научной квалификации от 2 до 4 лет
II. Профессиональная подготовка Профессиональная подготовка осуществляется в целях получения рабочим профессии или специальности и предусматривает в стране разные уровни подготовки:
1) Выпускники школ и лицеев – 1 уровень 2 года неполное высшее 2) Выпускники колледжей и техникумов – 2 уровень (2-3) высшее образование, бакалавр 4 года, специалист 5 лет 3) Бакалавры и специалисты – 3 уровень (2 года) – магистр по специальности Начальная профессиональная подготовка ведется по рабочим профессиям в ТПУ и лицеях в течение 2-ух – 3-ех лет и предусматривает получение полного общего образования. Средняя профессиональная подготовка осуществляется в техникумах, где получают неполное высшее образование. Высшее профессиональное образование предусматривается на втором уровне подготовки бакалавров и специалистов. Дополнительно 2 года после получения бакалавров и специалистов продолжается обучение на 3 уровне с присвоением квалификации магистра. Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному руководству. Срок обучения 208 недель и срок 4 года. Магистр менеджмента должен быть подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями и в функциональных областях менеджмента. Срок обучения 6 лет при очной форме обучения. Объекты профессиональной деятельности – различные организации экономической, производственной и социальной сферы подразделения системы управления государственных предприятий (АО, частные фирмы, научные объединения). Требования к подготовке управленческих кадров: · Специалист должен знать теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений · Должны: - уметь выявлять проблемы экономического характера, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры, редактировать, рецензировать и реферировать тексты, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач; - должен владеть специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, основными методическими приемами чтения лекций и проведения семинарских занятий · Защита дипломного проекта и сдача государственных экзаменов Профессиональным обучением вынуждены заниматься и сами предприятия. В условиях постоянной смены должны меняться и требования к обучению и образованию. Функция обучения для организации должна способствовать повышению профессиональных знаний умений и навыков, поэтому обучение должно быть непрерывным. Для организации процесс обучения складывается в циклическую модель обучения, которая включает в себя: ü определение потребности в обучении ü составление плана и программ обучения ü обоснование последовательности и реализация этих программ ü выбор различных методов ü оценка процесса обучения Методы подразделяются на: 1) обучение на рабочем месте включает: ~ инструктаж ~ ротация Ученичество и наставничество – коачинг – это когда рядом с мастером находятся молодые рабочие. 2) обучение вне рабочего места складывается из лекций, практических ситуаций, деловых игр и самостоятельного обучения При проверке результатов обучения необходимо убедиться, что каждому созданы условия реализации полученных знаний.
III. Повышение квалификации Повышение квалификации популярным является по ряду причин: Ø Оно дешевле подготовки специалистов Ø Меньшая продолжительность подготовки Ø Целевая направленность обучения Занимаются этим, как правило, учебные заведения или специальные центры. Индикатором необходимости повышения квалификации рабочих служат: · рост брака в работе · не выполнение норм выработки · отказ от выполнения более сложных работ · неумение справиться с поставленной задачей
Школы передового опыта, приемов и методов труда имеют цель - массовое освоение рабочими приемов и методов передовиков производства. Главная задача повышения квалификации – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности организации или предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации – это переход к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должны стать составной частью государственной системы непрерывного образования. Она может осуществляться в виде курсов при предприятиях, вузах, техникумах, а также – специальных семинаров. Результаты повышения должны быть увязаны с занимаемой должностью, аттестацией, должностными передвижениями и оплатой труда. Одним из основных документов является Указ президента: «О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих» 1994 г. Постановление Правительства «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов народного хозяйства» (1988г). Этим постановлением обязывается перейти от периодического к непрерывному обучению кадров. Постоянное повышение квалификации признано прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста. Оно предусматривает: 1) Систематическое самостоятельное обучение работника 2) Участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах в хозяйстве 3) Краткосрочное (не менее 1 раза в год) обучение по месту работы или учебных заведениях 4) Длительное периодическое обучение (1 раз в 5 лет) в учебных заведениях системы ФПК 5) Стажировка на передовых предприятиях 6) Обучение в целевой аспирантуре 7) Получение второй специальности
IV. Переподготовка кадров Переподготовка кадров предусматривает получение второй рабочей профессии для рабочих и второй специальности для служащих. Необходимость переподготовки связана с:
- конверсией производства - освоением новых технологий - совмещением профессий - сокращениями персонала Государственная программа переподготовки возложена на центры занятости населения, при них создаются школы, курсы краткосрочного обучения по различным программам. Для подготовки руководителей в мире используется программа «Магистр управления», которая предусматривает фундаментальную подготовку руководителя на базе высшего образования, магистратуру с получением академической степени. Длительность обучения 10 – 24 мес. В России программа используется в: 1) СПБ Электротехническом университете 2) СПБ институте менеджмента 3) Дальневосточном институте международного бизнеса 4) Нижегородском государственном университете Программа адаптирована к современным рыночным условиям России и реализуется с 1995 г. Цель программы – подготовка профессиональных руководителей с глубокими знаниями в области менеджмента и бизнеса. В Костроме начал работу: · кадровый и юридический центр Костромского отделения ОАО «КОРСИС» · институт дополнительного образования КГТУ предлагает: ~ для руководителей ~ для бухгалтеров коммерческих и бюджетных организаций ~ для специалистов кадровых служб ~ для молодых и активных ~ для специалистов, желающих специализироваться по компьютерным сетям ~ изучения иностранных языков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|