Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель рынка совершенной конкуренции




Чистая (совершенная) конкуренция (риrе competition) - рыночная структура, при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт.

Однородность продукта означает, что потребителям безразлично, у какого производителя его покупать. Таким образом, неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует, и разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Это значит, что даже малое повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению покупательского спроса на продукцию конкурентов. Совершенная заменяемость однородной продукции разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене близка к бесконечности.

Так как число экономических субъектовна рынке неограниченно велико, а их размеры относительно масштабов рынка крайне малы, решения отдельной фирмы-производителя (или отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. Малость и множественность субъектов рынка исключают возможность соглашений по объемам и уровню цен. Таким образом, рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и всех продавцов.

Отсутствие какие-либо ограничений и барьеров (не требуются патенты или лицензии, значительные первоначальные капиталовложения, отсутствуют субсидии, налоговые льготы, квотирование и т.п.) обеспечивает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой, где их альтернативная ценность выше. Предполагается также, что информация распространяется мгновенно и бесплатно и все решения принимаются в условиях определенности, т.е. все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены ре­сурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех продавцов.

В связи с тем, что совершенный конкурент является на рынке ценополучателем, кривая его индивидуального спроса абсолютно эластична по цене (см. рис. 9.1). Как видно на графике, кривая рыночного спроса D убывает (рис. 9.1, а), поскольку, чем больше продукта на рынке, тем по более низким ценам готовы его купить потребители. Кривая спроса d, с которой имеет дело отдельная фирма, представляет собой горизонтальную линию, поскольку конкурентная фирма может продать дополнительное количество товара без сокращения цены.

Рисунок 9.1 - Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:

А - рыночный спрос; б - спрос на продукцию отдельной фирмы

В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия Ре. Вместе с тем у конкурентной фирмы нет необходимости продавать товар по цене ниже равновесной.

Поскольку решения отдельной фирмы не влияют на рыночную цену е = const), кривая совокупного дохода (TR) фирмы будет возрастать прямо пропорционально объему производства. Совокупный доход (total revenue, TR) -это общая величина дохода, полу­ченная фирмой от реализации всей своей продукции: TR = P · Q. Средний доход (averagerevenue, AR) -доход от реализации единицы про­дукции: AR = TR / Q.

Основные характеристики модели чистой монополии

Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия.

Чистая монополия - рыночная структура, при которой единственная компания является производителем и продавцом данного вида продукции.

Так, в городе может быть только один производитель подземных транспортных услуг - метрополитен, единственная компания, обеспечивающая коммунальные хозяйства водой, электроэнергией, и т.д.

Будучи единственным производителем (продавцом) конкретного товара или услуги, монополист находится в уникальном положении. У него нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент Херфиндаля - Хиршмана (Н), характеризующий концентрацию производства, приближается к своему максимальному значению Н = 10000.

На рынке не существует сколько-нибудь близких товаров-заменителей для продукции монополиста, которая носит уникальный характер. В этих условияхперекрестная эластичность спроса по цене, показывающая степень количественного изменения объема продаж фирмы-монополиста i при изменении цены какой-либо другой фирмыj на 1%, стремится к нулю:

Монополист удерживает рынок в своей полной власти. Максимально высокая рыночная власть позволяет ему контролировать объемы продаж и воздействовать на рыночные цены. В этих условиях коэффициент рыночной власти достигает своего наивысшего значенияL = 1.

Вместе с тем разработка ценовой стратегии любой компании, даже чистого монополиста, предполагает обязательный учет платежеспособности потенциальных потребителей и действие закона спроса. Назначение высоких цен ведет к сокращению объема продаж и может привести к снижению совокупных прибылей фирмы.

Сохранение монопольных позиций отдельной компанией возможно лишь в условияхкрайне высоких барьеров входа и выхода из отрасли, когда проникновение на рынок других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными.

Характер существующих на рынке барьеров в значительной степени предопределяет различные типы монополий:

- естественные.

- сырьевые,

- локальные.

Естественные монополии

Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Примерами естественных монополий в России могут служить компании:

- ОАО «Газпром»,

- ОАО РАО «ЕЭС России»,

- ОАО «Российские железные дороги».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...