№
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| Текущий контроль
|
| Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин)
| Просит рассмотреть вещества и предметы на столах и сделать вывод о теме урока
| 1. Обсуждают вещества на демонстрационном столе (проблемная ситуация). Предлагают тему урока
| Л. УУД.
Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира.
К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| устный, фронтальная беседа
|
| Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме). (3-4 мин)
| Организует фронтальную беседу по теме «Сложные эфиры»
Предлагает ребятам ответить на вопрос; «Как могут быть связаны жиры и сложные эфиры?
| Работают с учебником, находят определение жиров, читают
| П.УУД. Уметь анализировать, отличать новое от уже известного.
| устный, фронтальная беседа
|
| Этап выявления места и причины затруднения(3-4 мин)
| Подводит ребят к проблеме, получение жиров. Если жир - сложный эфир, вспомните, как получают сложные эфиры, подумайте и предложите способ получения искусственного жира.
| Ученики указывают на реакцию этерификации, как способ получения эфиров
| Р. УУД.
Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.
| устный опрос, фронтальная беседа
|
| Этап «открытие нового знания»
(3-4 мин)
| Молодцы! Вы только что повторили великое открытие, сделанное французским химиком Марселеном Бертло 150 лет назад, представляем ему слово
| Один из учеников, одев цилиндр, зачитывает запись из лабораторного журнала Бертло.(прил.1)
| П. УУД.
Умение работать с текстом.
К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
| устный опрос, фронтальная беседа, работа в тетерадях
|
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
(7-8 мин)
| Учитель организует беседу на основе прочитанной информации и просит записать уравнение реакции получения тристеарина, трипальмитина, триолеина
В. Вспомните агрегатное состояние пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Демонстрирует названные кислоты Обсудите в группах: Соотнесите агрегатное состояние со строением кислот. Что можно ли сказать об агрегатном состоянии написанных эфиров?
Сделаем вывод об агрегатном состоянии жиров.
| Пишут уравнения реакций с выходом к доске.
Пальмитиновая и стеариновая кислоты твердые, они предельные, а олеиновая жидкая, она непредельная.
Вероятно, эфир, образованный предельной кислотой будет твердым, а непредельной жидким
Отвечают на вопрос учителя
| П.УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
|
| Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону
(7-8 мин)
| Подумайте над тем, в каких организмах образуются жиры.
Как правило, животные жиры жидкие, а растительные твердые, почему?
Как доказать, что в составе имеются непредельные кислоты?
Организует лабораторный опыт
| В животных и растениях
Вероятно, животные жиры содержат предельные кислоты, а растительные непредельные.
Вещества, имеющие кратные связи в своем составе, обесцвечивают растворы KMnO4 и Br2
Проговаривают этапы выполнения опыта. Проводят лабораторный опыт
| Р. УУД.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
| фронтальная беседа
наблюдение за проведением лабораторного опыта
|
| Этап включения в систему знаний и повторения
(7-8 мин)
| Сегодня Вы на урок принесли обертки от того «масла», которое используете по утрам для бутербродов, прочитайте информацию о его составе
Как сделать жидкие жиры твердыми?
Проведение этой реакции стало возможным, благодаря работам французского химика Поля Сабатье. За эти работы он в 1912 году был удостоен Нобелевской премии.
Вспомним значение жиров в природе, в быту, в жизни человека
Дает задание прочитать текст учебника §37 с. 222 «Мыла», составить ситуационные задания по тексту, используя конструктор М. Шаталова(прил. 2)
| Состав: выполнено из высококачественных растительных жиров
Провести химическую реакцию между жидким жиром и водородом
Читают, составляют задания
| П.УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
П.УУД. Понимание текста, извлечение информации
| письменный контроль (ответы на вопросы)
индивидуальная форма
|
| Информация о домашнем задании
(1-2 мин)
| §37, упр. №3, 4.
Поясняет выполнение заданий.
| Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.
| | письменный контроль (ответы на вопросы)
|
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
(5-6 мин)
| Учитель подводит ребят к моменту формулирования итога урока.
| Проводят рефлексию по алгоритму.
Пишут синквейн «Жиры»
| Л. УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
| наблюдение
|
Приложение1.
М. Бертло: "Лабораторный журнал. Сегодня, наконец, достигнут желаемый результат. В запаянных трубках я нагревал глицерин со стеариновой, пальмитиновой, олеиновой кислотой в разных пропорциях, наконец, в пропорции, когда три частицы кислоты приходились на одну частицу глицерина, произошла реакция, выделяя при этом три частицы воды. Мною, в течение 1854 года были получены тристеарин, трипальметин, триолеин» // Конарев Б. Н. «Любознательным о химии. Органическая химия».
Приложение 2.