Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расходы бюджета.





Это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Классификация расходов бюджета
1. В зависимости от их экономического содержания:
1)текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ;
2) капитальные расходы - часть раϲ ходов бюджетов, обеϲ печивающая инновационную и инвеϲ тиционную деятельноϲ ть, включающая ϲ татьи раϲ ходов, предназначенные для инвеϲ тиций в дейϲ твующие или вновь ϲ оздаваемые юридичеϲ кие лица в ϲ оответϲ твии ϲ утвержденной инвеϲ тиционной программой, ϲ редϲ тва, предоϲ тавляемые в качеϲ тве бюджетных кредитов на инвеϲ тиционные цели юридичеϲ ким лицам, раϲ ходы на проведение капитального (воϲ ϲ тановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.
Формы предоставления бюджетных средств:
1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
3)трансферты населению, включающих в себя:
а) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
б) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
в) Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
4) бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства);
5) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
6) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
7) бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
8) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
9) кредиты иностранным государствам;
10) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

 

16. Понятие налога. Признаки налога

 

Налоги важная экономическая категория, исторически связан­ная с появлением, существованием и функционированием государст­ва. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общест­ва, породившего соответствующее государство. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов дано в Налоговом кодексе РФ: « Под налогом понимается обязательный, индивидуаль­но безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно­сти, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Первый сущностный признак налога — императивность (предписа­ние налогоплательщику со стороны государства, требование обязатель­ности налогового платежа). При невыполнении обязательства применя­ются соответствующие санкции.

Примечание. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государст­венного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Второй признак — смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государ­ственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и без­возмездность (плательщик не получает за выплаченные налога ника­ких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в оп­ределенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу).

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, носитель налога, объект налога, налоговая база, источник налога, единица обложения, ставка налога, оклад налога, на­логовый период, налоговая льгота.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физиче­ское лицо, на которое государством возложена обязанность уплачи­вать налог. При определенных условиях субъект налога может пере­ложить уплату налога на другого субъекта, который будет действи­тельным носителем налога.

Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачи­вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит последний субъекту налога, а не государству. Классический пример: субъектом налога является производитель или продавец то­вара, а носителем налога — покупатель товара.

Объект налога — доход или имущество, которые служат основа­нием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, при­быль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др. ).

Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вносится последний. Принципиально важно, что налог всегда только часть до­хода и потому он всегда меньше дохода по величине. В ряде случаев источник может совпадать с объектом налога (например, налог на прибыль (доход) организаций).

Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога; например, по подоходному налогу (в Российской Федерации таковым является налог на доходы физических лиц) в качестве единицы обложения выступает рубль дохода; по земельному налогу — гектар, сотка.

Ставка налога — размер налога с единицы: обложения. Ставка мо­жет устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах. По своему содержанию выделяют ставки маржинальные (непосредственно указываются в нормативном акте о налоге); фак­тические (определяются как отношение уплаченного налога к нало­говой базе); экономические (исчисляются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применять­ся разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (от­срочки внесения оклада налога) и др.

 

 

17. Понятие сбора. Признаки сбора

 

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отноше­нии плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и долж­ностными лицами юридически значимых действий, включая предос­тавление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как пра­вило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Основные отличия сборов от налогов.

 1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т. д. ). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

 

 

18. Законодательство о налогах и сборах. Особенности вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах

 

Законодательство о налогах и сборах — совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ. Подразделяется на: законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК.

В соответствии со ст. 4 НК нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. ГТК при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством РФ.

МНС, Минфин, ГТК, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено в ст. 5 НК. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК. Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Вышеуказанные требования распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

 

19. Налоговая правосубъектность

 

Налоговая правосубъектность - это установленная нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере организационно-имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов в пользу государства (РФ, субъектов РФ) и (или) муниципальных образований в целях финансового обеспечения решения общественных задач. Налоговая правосубъектность может предполагать также способность субъекта к участию в сфере иных, неразрывно связанных с названными отношениях.

4. Налоговой правосубъектности как одному из видов отраслевой правосубъектности присущи определенные особенности.

Во-первых, налоговая правосубъектность любого участника налоговых отношений является специальной. Она изначально предполагает участие каждого из налоговых правосубъектов лишь в определенных группах налоговых отношений (в качестве строго определенной стороны в правоотношениях). Каждый из налоговых правосубъектов может обладать ограниченным перечнем налоговых прав и обязанностей из абстрактного перечня налоговых прав и обязанностей, предусмотренных всей совокупностью налоговых норм.

Во-вторых, налоговая правосубъектность разделяется на частную налоговую правосубъектность и публичную. Частная налоговая правосубъектность - это предусмотренная законодательством о налогах и сборах способность индивидуальных и коллективных субъектов, руководствуясь собственным (частным) интересом и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально, подчиненной стороны в налоговых правоотношениях, а именно в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных участников налоговых правоотношений, не обладающих властными полномочиями. Под публичной налоговой правосубъектностью (компетенцией) понимается способность и одновременно обязанность государственных (муниципальных) органов и общественно-территориальных образований, руководствуясь на основании закона публичными (общественными) интересами и

имеющими публичное значение частными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями, в налоговых правоотношениях.

В-третьих, нередко налоговая правосубъектность выступает как производная от другой отраслевой правосубъектности. Публичная налоговая правосубъектность всегда производна от конституционной или административной правосубъектностей. Частная налоговая правосубъектность в ряде случаев производна от гражданской.

В-четвертых, налоговая правосубъектность не обладает иерархичностью, что не характерно для других отраслей публично-правового цикла. Особенностью отраслевой административной и финансовой правосубъектностей логично признать их иерархичность[3], отражающую иерархичность построения управленческих прав и обязанностей государственных органов, находящихся на различных уровнях.

5. Основными видами субъектов налогового права РФ являются: физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства); организации; государственные (муниципальные) органы; общественно-территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). В работе обосновывается положение о том, что должностные лица государственных (муниципальных) органов не должны рассматриваться в качестве субъектов налогового права РФ.

6. Понятие «организация», используемое в законодательстве о налогах и сборах РФ, нельзя рассматривать как категорию, тождественную категории «юридическое лицо». Можно выделить не менее пяти видов коллективных образований, не обладающих статусом юридического лица, признаваемых субъектами налогового права РФ. В связи с этим целесообразно конструировать параллельно с юридической личностью иной институт, охватывающий выступление организации в качестве субъекта налоговых отношений. В работе выделяются и обосновываются особые признаки коллективного образования (не обладающего властными полномочиями), способного быть носителем налоговых прав и обязанностей.

Организации, обладающие налоговой правосубъектностью, предлагается подразделять на простые, сложные и организации с ограниченными налоговыми правами.

7. Исходя из подразделения отраслевой налоговой правосубъектности на частную и публичную, предлагается классифицировать субъекты налогового права на частные и публичные. В основу деления субъектов налогового права необходимо положить признак наличия (или отсутствия) публичной власти у правосубъекта. В диссертации указываются и иные критерии, являющиеся основанием для подобной группировки субъектов.

8. Содержание налоговой правосубъектности физического лица (или организации) и налогово-правовой статус лица - тождественные категории, охватывающие общие налоговые права и обязанности субъекта, непосредственно вытекающие из налогового и конституционного законодательства. Содержание налоговой правосубъектности физического лица (или организации) составляют: право требовать справедливого, соразмерного имущественным возможностям взимания налога; право пользоваться установленными налоговыми льготами; право получать отсрочку, рассрочку по налогам, налоговый кредит и иные налоговые права; обязанность платить законно установленные налоги; обязанность представлять налоговым органам установленные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, иные общие налоговые обязанности.

9. В работе обосновывается возможность подразделения налоговых прав и обязанностей физического лица и организации на организационно-имущественные и организационные, а также на относительные и абсолютные.

10. Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) и холдинговые компании не обладают налоговой правосубъектностью. Однако ФПГ имеют необходимую организационную и имущественную обособленность, которые позволяют законодателю в дальнейшем, при наличии экономической целесообразности, признать их субъектами налогового права, возложив на ФПГ обязанности по уплате отдельных налогов и предоставив соответствующие права.

11. Налоговая компетенция (публичная налоговая правосубъектность) государственного органа и органа местного самоуправления в отличие от административной компетенции, как правило, не предполагает широкой оперативной самостоятельности и наличия возможности действовать по усмотрению. Законодательство о налогах и сборах РФ стремится урегулировать сферу налоговой компетенции органов власти с наиболее исчерпывающей полнотой. Налоговая компетенция выступает как цельное явление, ее носителями являются исключительно органы власти и общественно-территориальные образования. Порядок распределения полномочий

между должностными лицами внутри государственных органов и органов местного самоуправления, организация государственной службы в них к налоговым отношениям не относятся. Это сфера административно-правового или конституционно-правового регулирования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...