Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические субъекты рыночной экономики




Предмет цели и метод микроэкономики

} Микроэкономика раскрывает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя и потребителя.

} Микроэкономика изучает мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, результативность деятельности отдельного предприятия и отрасли.

} Микроэкономика дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар:

- под воздействием спроса и предложения,

- о побудительных мотивах в принятии экономических решений,

- об объемах выпускаемой продукции в различных рыночных структурах,

- об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли.

2. Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена. Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы. Услуга – труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делятся. Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.Цена – денежное выражение стоимости.Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.Производство благ требует использования ресурсов.

Классификация благ.

1. Ограниченные и свободные.

К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой.

Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.

2. Используемые и потребляемые.

Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).

3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

5. Нормальные и подчиненные.

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.

Т. к. частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.

3. Основные методы изучения позитивной микроэкономической теории

1.Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

2. Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество.

3. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние в ней относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния.

4. Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике

4. Моделирование экономических явлений и процессов с помощью нормативного подхода

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими фактами и отвечает на вопрос: что есть или может быть. Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет, какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Приверженцы нормативного подхода широко используют моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания осуществляется не непосредственно, а косвенно, путем моделей.

В микроэкономике применяются модели двух видов - оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели используются при изучении поведения отдельных экономических субъектов. В этих моделях основными рабочими категориями являются предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т. п.

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими субъектами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических субъектов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное, и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические субъекты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический субъект не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

5. Понятие рынка и его модели

Рынок — это место, где продают и покупают

Модели рынка с позиции ценообразования и характера конкуренции.

} · рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);

} · рынок монопольной конкуренции (один продавец);

} · рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);

} · рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);

} · рынок двухсторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);

} · рынок дуополии (два продавца и два покупателя);

} · рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);

} · рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).

Модели рынка
в зависимости от объектов купли-продажи

} рынки товаров;

} рынки услуг;

} рынки капиталов;

} рынки труда;

} рынки информации (научно-технических разработок).

Экономические субъекты рыночной экономики

субъектами рыночной экономики являются: домохозяйства, предприятия, государство.

Домохоз-во. Как собственники факторов предлагают на рынке ресурсов труд, землю, капитал; получают доходы от реализации ресурсов; используют доходы на приобретение потребительских вещественных товаров и услуг для удовлетворения личных потребностей

Предприятия Предъявляют спрос на ресурсы; предлагают вещественные товары и услуги как для предпринимательского и государственного секторов (инвестиционные вещественные товары и производительные услуги), так и для домашних хозяйств (потребительские вещественные и невещественные товары); инвестируют полученные доходы

Государство предъявляет спрос на экономические ресурсы для осуществления деятельности в государственном секторе экономики; предлагает деньги; предлагает общественные блага без непосредственной их оплаты или с частичной оплатой, что положительно влияет на производительность предпринимательского сектора и уменьшает затраты на потребление домашних хозяйств; осуществляет правительственное регулирование рыночной экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...