Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина: «Финансовый менеджмент»

 

Преподаватель: Кулагина Наталья Александровна (экзамен, 2 теор. вопроса устно и задача)

Ольга Викторовна

 

Тема №1: «Основы финансового менеджмента»

 

I. ФМ как система и механизм управления финансами;

II. Базовая концепция ФМ;

III. Субъекты и объекты ФМ;

IV. Информационное обеспечение ФМ;

V. Сущность финансовой политики и направления ее разработки;

 

Литература:

1) Журнал «Финансовый директор»;

2) Журнал «Экономический анализ: вопросы теории и практики»;

3) Журнал «Финансовый менеджмент»;

4) Журнал «Секрет фирмы»;

5) Журнал «Менеджмент России и за рубежом»;

 

I. Как наука ФМ сформировался в 50-е гг. XX века. В настоящее время управление финансами на предприятии ведется по 2 направлениям:

- как распорядиться финансовыми ресурсами (отражается в пассиве баланса);

- как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами);

 

Финансовый менеджмент – это весь процесс управления производством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, необходимых для финансирования предпринимательской деятельности.

 

Условия развития ФМ в России:

- многообразие форм собственности;

- самофинансирование предпринимательской деятельности;

- рыночное ценообразование;

- наличие рынков товаров, труда и капитала;

- четкая регламентация государственного вмешательства в экономику;

 

Особенности ФМ в рыночной экономике:

- ориентация управления финансами на рынок;

- учет при принятии управленческих (финансовых) решений фактора риска;

- использование бюджетирования как основы оперативного управления финансами;

 

Так как ФМ – это составная часть системы управления предприятием, то его целью является достижение общих целей управления. Общей целью является оптимизация решений финансирования и инвестирования.

 

В качестве прочих целей выделяют:

- выживание в условиях конкурентной борьбы;

- максимизация прибыли;

- рост объемов производства и т.д.

Задачи ФМ:

- обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов, их эффективного использования по важнейшим направлениям деятельности;

- оптимизация денежных потоков;

- максимизация прибыли в условиях допустимого уровня коммерческого риска

- достижение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия;

 

Функции ФМ:

- воспроизводственная – эффективное воспроизводство авансированного (вложенного) капитала;

- производственная – регулирует текущую хозяйственную деятельность (потребность в оборотном капитале, создание резервных фондов и т.д.);

- контрольная – отслеживает финансовую целесообразность хозяйственных операций;

 

ФМ включает в себя следующие разделы знаний:

- финансовый анализ;

- определение потребностей в краткосрочном капитале;

- анализ и оценка эффективности инвестиционных проектов;

- дивидендная политика и т.д.

 

II. Концепция денежных потоков – любая фирма представляет собой черный ящик или аппарат по производству денег. Для получения продукции на выходе, следует заложить определенные ресурсы на входе, поэтому вкладывать средства в фирму имеет смысл в том случае, если денежные потоки на выходе больше, чем денежные потоки на входе.

 

Концепция временной ценности денег – принимая решения о целесообразности вложений средств или ресурсов, следует учитывать будущие денежные потоки с позиции современной стоимости, для чего используют методику дисконтирования денежных потоков.

 

Концепция рисков и доходности – принятие риска оправдано лишь в том случае, если имеется возможность получения дохода, а наступление события не приведет к негативным событиям для бизнеса.

 

Портфельная теория и модели ценообразования активов – предполагает распределение финансовых средств по важнейшим направления деятельности, тем самым формируя инвестиционный портфель, а использование различных подходов к оценке его доходности оказывает влияние на финансовый результат от размещения средств.

 

Теория структуры капитала и дивидендной политики – финансовому менеджеру следует сформировать оптимальную структуру капитала, в которой доля собственного капитала должна быть не менее 50%. Иначе организация будет не финансово устойчивой.

 

Дивидендная политика заключается в оптимальном соотношением между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли идет на дальнейшее развитие бизнеса. Поэтому о вида дивидендной политики зависит величина собственных средств в будущем.

 

Концепция агентских отношений – агентские отношения – это отношения двух сторон, в которых одна сторона (заказчик, принципал) передает другой стороне часть своих функций (агент).

 

С точки зрения управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются:

- отношения между собственниками и менеджерами;

- отношения между кредиторами и акционерами и т.д.;

 

Конфликты, которые возникают в результате взаимодействия сторон, называют агентскими проблемами.

 

Суть концепции в том, что она изучает сущность и причины возникновения конфликтов, разрабатывает методы и инструменты, которые позволяют своевременно преодолеть конфликты и снижать их негативные последствия для бизнеса.

 

III. Как любая система управления ФМ включает в себя:

- объект управления – это сфера финансовых отношений, связанная с движением денежных средств и их источников.

- субъект управления – это финансовая служба или финансовый менеджер (экономист, бухгалтер предприятия).

 

Управление финансами на предприятии осуществляется посредством финансового механизма, который включает в себя:

1) финансовые методы – это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс (налогообложение, страхование, аренда, лизинг).

2) финансовые рычаги – это приемы действия финансовых методов (цена, налог, страховой тариф, льготы);

3) нормативно - правовое обеспечение – указы Президента, ФЗ, постановления и письма министерств и ведомств, инструкции, общепринятые нормативы;

4) информационное обеспечение – см. вопрос 4.

5) * финансовые коэффициенты – позволяют оценить степень влияния финансовой политики на финансовое состояние организации (см. практику);

 

ФМ направлен на разработку финансовой политики предприятия и включает в себя:

1. Стратегический ФМ – это система управления финансовыми потоками, направленная на решение долгосрочных целей и задач и обеспечение расширенного воспроизводства. Его элементы:

- управление внеоборотными активами через реализацию инвестиционных проектов;

- реструктуризация или реорганизация предприятия;

- стратегическое финансовое планирование;

2. Тактический ФМ - это система управления финансовыми потоками, направленная на решение текущих целей и задач и финансирования простого воспроизводства.

 

Принципы ФМ:

  1. Принцип «время – деньги» - реализуется в двух аспектах: со временем деньги теряют свою стоимость с учетом инфляции или увеличивают свою стоимость с учетом дефляции; товарный оборот способствует мобилизации (высвобождению) финансовых ресурсов и экономии средств;
  2. Соотношение доходности и риска – чем выше доходность, тем выше риск.
  3. Принцип финансового рычага – чем выше доля заемных средств в пассивах фирм, тем выше эффект финансового рычага (см. тема №2);
  4. Принцип операционного рычага – изменяя соотношения между постоянными переменными затратами в структуре себестоимости, можно влиять на прибыль;
  5. Принцип страхования рисков – относится как к доходам, так и к расходам организации, т.к. прежде, чем воспользоваться резервным капиталом, необходимо создать резерв за счет дохода;
  6. Принцип цены капитала (принцип финансового магнита) – предполагает использование различных видов финансовых ресурсов для достижения самоокупаемости;
  7. Принцип перманентного балансирования доходов и расходов – предполагает как поступление, так и расходование финансовых ресурсов, доходов, осуществление расходов сбалансировано (равномерно в течение определенного периода).

 

IV. Источники информации в ФМ можно подразделить на следующие группы:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны – объем доходов госбюджета, расходов, размер бюджетного дефицита, профицита, объем эмиссии денег, денежные доходы населения, темп инфляции, учетная ставка ЦБ РФ;

2. Показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия – индекс цена на продукцию, ставка налогообложения прибыли, общая стоимость активов, в том числе оборотных, объем реализованной продукции и т.д.

3. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка – виды основным котируемых фондовых инструментов (акции, облигации), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовых рынках, цены и объем сделок по видам фондовых инструментов, депозитные кредитные ставки коммерческих банков, официальные курсы валют;

4. Показатели, характеризующие ФХД фирмы (финансово-хозяйственную деятельность).

 

В состав финансовой отчетности организации входит:

- баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств (ДС);

 

Пользователей отчетности подразделяют на 2 группы:

1) Внутренние – руководство, персонал организации, которые на основании отчетности принимают обоснованные управленческие решения;

2) Внешние:

а) пользователи, заинтересованные в отчетности – банки, страховые компании, аудиторские компании;

б) пользователи, заинтересованные в деятельности предприятия – акционеры, кредиторы, судебные органы и т.д. (см. практику);

V. Финансовая политика – это целенаправленное использование финансов для достижения краткосрочных и долгосрочных задач в соответствие с учредительными документами.

 

Звенья финансовой политики:

1) разработка оптимальной концепции управления финансовыми потоками;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов как на текущий период, так и на перспективу;

3) использование финансового контроля, бюджетирования для постижения поставленных целей;

Задачи финансовой политики:

1) максимизация прибыли;

2) создание оптимальной структуры капитала;

3) повышение финансовой устойчивости;

4) запасы финансовой прочности;

5) использование рыночных механизмов с помощью эмиссии акций и т.д.;

 

В процессе разработки эффективной системы управления финансами выделяют финансовую стратегию и финансовую тактику.

 

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу (свыше 1 года) и предполагающий решение крупномасштабных задач.

 

В процессе ее разработки прогнозируют динамику следующих показателей:

- объем продаж;

- изменение стоимости фирмы;

- показатели финансового состояния;

 

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия.

 

Направления разработки финансовой стратегии:

1. Анализ финансово-экономического состояния;

2. Разработка учетной и налоговой политики;

3. Выработка кредитной политики;

4. Управление внеоборотными активами (основным капиталом), включая амортизационную политику;

5. Управление оборотным капиталом и кредиторской задолженности;

6. Ценовая политика;

7. Выбор дивидендной и инвестиционной политики;

 

Выбор финансовой стратегии еще не гарантирует получение прогнозируемого дохода из-за влияния внешних факторов. Поэтому составной частью финансовой стратегии является финансовая тактика, которая направлена на решение текущих задач развития фирмы.

 

Если финансовая стратегия является относительно стабильной, то финансовая тактика отличается своей гибкостью.

 

Тактические цели:

1) сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

2) достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде;

3) рентабельность капитала и продаж;

 

Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных.

 

Главная цель финансовой политики – это построение эффективной системы управления финансами.

 

Тема №2: «Характеристика источников финансирования деятельности»

 

I. Источники (пассив баланса) и методы финансирования деятельности фирмы;

II. Цена капитала;

III. Понятие дивидендной политики и ее основные теории;

IV. Типы дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов;

 

I. Сведения об источниках финансирования деятельности организации находят отражения в пассиве ББ (бухгалтерского баланса), в котором имеется информация о собственных средствах и внешних источниках финансирования.

 

Финансовые ресурсы:

1. Собственные:

- Капитал и резервы (III раздел ББ)

2. Внешние:

- долгосрочные обязательства (IV раздел ББ);

- краткосрочные обязательства (V раздел ББ);

 

III + IV разделы = перманентный капитал

V раздел – переменный капитал.

 

Источники формирования финансовых ресурсов можно сгруппировать также на следующие группы:

  1. Собственные и приравненные к ним средства: прибыль, амортизация, паевые взносы;
  2. Привлеченные и заемные средства: банка и прочих кредиторов, средства от продажи ценных бумаг;
  3. Средства, поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения по наступившим страховым случаям, бюджетные ассигнования.

 

Внутреннее финансирование предусматривает использование собственного капитала, в внешнее – может быть не только заемным, но и формировать собственный капитал за счет дополнительной эмиссии акций.

 

Различия между собственным и заемным капиталом:

 

Признак Собственный капитал Заемный капитал
1. Право на участие в управлении капиталом Дает Нет
2. Право на получение части прибыли и имущества По остаточному признаку Практически дает первоочередное право
3. Срок возврата капитала Не установлен По договору
4. Льготы при налогообложении Нет Есть, в зависимости от вида заемного капитала (ЗК)

 

Основные способы финансирования организации:

Методы финансирования Преимущества Недостатки
Закрытая подписка на акции между новыми и прежними акционерами - Контроль за предприятием не утрачивается; - Финансовый риск возрастает незначительно. - Объем финансирования ограничен и может сложиться высокий уровень стоимости привлечения средств.
Открытая подписка - Возможна мобилизация крупных денежных средств на достаточно большие сроки; - Финансовый риск возрастает незначительно. - Возможна потеря контроля над предприятием.
Долговое финансирование - Возможно привлечение солидного объема ресурсов; - Контроль за предприятием не утрачивается; - Возрастает рентабельность собственного капитала (СК). - Финансовый риск возрастает; - Срок использования и возмещения ограничен.
Комбинированный метод Преобладание тех или иных преимуществ (недостатков) наблюдается в зависимости от количественных параметров, сформированной структуры средств.

 

Преимущества и недостатки способов финансирования характерны как для СК, так и для ЗК.

 

II. Цена капитала характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость. (стоимость капитала всегда д.б. меньше рентабельности инвестируемого проекта). Цена капитала – это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия не только собственного, но и заемного.

 

Каждый источник капитала имеет цену, которая выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношении к собственному капиталу цена – это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций.

 

Для одних видов капитала цена достаточно четко выражена, для других – е необходимо рассчитывать. При этом на цену капитала оказывает влияние спрос и предложение капитала, уровень рисков финансовых активов.

 

Цена капитала всегда должна быть ниже, чем рентабельность капитала, иначе будет происходить уменьшение стоимости фирмы, и снижаться эффективность ведения бизнеса в целом.

 

Финансовый менеджер должен сформировать оптимальную структуру финансовых ресурсов (пассивов), для чего должен учесть следующие факторы:

1) наличие ликвидного имущества, которое может стать залоговым обеспечением;

2) специфика видов бизнеса фирмы, т.к. быстро развивающиеся компании более активно используют внешнее финансирование, т.к. уровень затрат по обслуживанию заемных средств, как правило, ниже, чем цена собственного капитала;

3) влияние рентабельности заемного капитала на рентабельность активов в целом (эффект финансового рычага);

 

Эффект финансового рычага (ЭФР) = ЗК / СК * (1 – Нп) * (ЭРА – ЦЗК)

 

где ЗК – привлекаемая величина заемного капитала;

СК – величина собственного капитала на момент взятия кредита;

Нп – ставка налога на прибыль (сейчас 20%);

ЭРА – экономическая рентабельность активов.

ЭРА = Прибыль до налогообложения / Среднегодовая стоимость активов (на конец периода).

ЦЗК – стоимость заемного капитала (процент, под который взят кредит).

 

Если ЭФР > 1, то использование ЗК привело к повышению эффективности бизнеса. Если же ЭФР < 1, то наблюдается «эффект дубинки» или проедание СК.

 

Основными элементами ЗК являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигаций.

Цена первого источника должна рассматриваться с учетом налога на прибыль, т.к. проценты по кредиту относятся на себестоимость продукции. Поэтому цена данного источника средств должна быть меньше, чем уплаченный банку процент.

Кб.с. = Р * (1 – Нп)

где Р – уплаченный банку процент

 

(Например, если организация взяла кредит под 21%, то цена этого кредита для фирмы составляет 21*(1-0,2)=16,8%).

 

Цена облигаций приблизительно равно величине уплаченного процента. Формула стоимости облигационного займа:

 

Коб. = ((Сн*Р + (Сн+Ср)/К) / ((Сн+Ср):2)) * (1 – Нп)

где Сн – величина займа (нарицательная стоимость облигаций);

Ср – реализационная цена облигации;

К – срок займа (количество лет);

 

 

Пример:

Предприятие планирует выпустить облигации нарицательной стоимостью 1000 р. Со сроком погашения 20 лет и ставкой 9% годовых. Расходы по реализации облигаций составляют в среднем 3% нарицательной стоимости. Налог на прибыль – 20%. Рассчитать цену этого источника средств.

Коб = (1000*0,09 + (1000+30)/20) / ((1000+30):2)) * (1-0,2) = 0,22.

 

 

Акционеры в обмен на предоставление своих средств предприятию получают дивиденды, поэтому с точки зрения предприятия цена данного источника средств приблизительно будет равно уровню дивидендов, выплачиваемых акционерам.

 

По привилегированным акциям выплачивается фиксированный процент, поэтому цена данного источника средств:

Кпа = Д / Цпа

где Д – размер фиксированного дивиденда в денежных единицах

Ц – текущая (рыночная) цена привилегированных акций

 

Размер дивидендов по обыкновенным акциям заранее не определен и зависит от эффективности работы предприятия. Поэтому цену средств можно рассчитать с меньшей точностью. На практике используются различные методы оценки, однако наибольшее распространение получила модель Гордона:

Коа = (Дп / Цоа) + g

где Д – прогнозное значение дивиденда на ближайший период

Ц – текущая или рыночная цена обыкновенной акции

g – прогнозируемый темп прироста дивидендов

 

На практике фирма для финансирования своей деятельности использует различные источники средств, поэтому рассчитывают средневзвешенную цену капитала:

где ki – цена i-того источника капитала

di – доля i-того источника средств в общей сумме

 

Смысл показателя в том, что фирма может принимать различные инвестиционные решения, но уровень их рентабельности должен быть выше WACC.

 

III. Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствие с долей его вклада в уставном капитале. Целью дивидендной политики является установление пропорциональности распределения прибыли в пользу акционеров и остающейся в распоряжении предприятия.

 

Основные теории дивидендной политики:

1) Теория независимости дивидендов (Миллер и Модильяни) – избранная политика в области выплаты дивидендов не оказывает влияния на рыночную стоимость фирмы, на благосостояние собственников, так как размер дивиденда зависит от суммы формируемой прибыли, поэтому дивидендная политика должна предусматривать вложения основного размера прибыли в инвестиционные проекты, а акционерам выплаты осуществляются по остаточному признаку.

2) Теория предпочтительности дивидендов (Гордон и Линтнер) – теория утверждает, что текущий доход в расчете на акцию в настоящее время стоит дороже, т.к. очищен от риска. Таким образом, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли.

3) Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений (Литценбергер и Рамасвами) – теория зависит от системы льгот, уровня налогов конкретной страны на конкретный момент времени. Эффективность политики определяется минимальным уровнем налоговых выплат на капитализируемую прибыль.

4) Теория сигнализирования – при увеличении размера дивидендных выплат происходит рост реальной стоимости акций на фондовом рынке, что будет приносить акционерам дополнительный доход, и наоборот.

5) Теория клиентуры (теория соответствия дивидендной политики составу акционеров) – фирма должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы учесть мнение большинства акционеров. Если они отдают предпочтения текущему дивиденду, то прибыль следует направить на цели текущего потребления.

 

IV. На практике существуют 3 основных подхода к формированию дивидендной политики, которые послужили основой для выделения 5 типов дивидендной политики:

Подход к формированию дивидендной политики Типы дивидендной политики
1. Консервативный 1) остаточная политика выплаты дивидендов; 2) политика стабильного размера дивидендных выплат
2. Компромиссный Политика минимального стабильного размера дивидендных выплат с надбавкой в определенные периоды – политика «экстрадивидендов»;
3. Агрессивный 1) политика стабильного уровня дивидендных выплат по отношении к прибыли; 2) политика постоянного возрастания размера дивидендных выплат;

 

Выделенные типы дивидендной политики имеют несколько разновидностей:

- политика «нулевого дивиденда»;

- политика 100% дивиденда;

- политика фиксированного дивиденда;

- политика фиксированного дивиденда с премиальными выплатами;

- прогрессивная дивидендная политика;

- регрессивная дивидендная политика;

- политика не денежных выплат – имуществом или ЦБ;

- политика накопившихся кумулятивных дивидендов – дивиденды начисляются, но не выплачиваются;

 

Порядок выплаты дивидендов устанавливается законодательными актами:

- ГК РФ;

- ФЗ «Об АО»;

 

Источники выплаты дивидендов:

1) прибыль за текущий год;

2) специальные фонды и резервы по привилегированным акциям;

3) прибыль за текущий год по обыкновенным акциям;

 

Решение о выплате дивидендов, их размере, принимается советом директоров общества и является основанием для принятия решения общим собранием акционеров.

 

Промежуточный дивиденд < Годовой дивиденд < Рекомендованный советом директоров

 

Дивиденды выплачиваются наличными за вычетом подоходного налога.

 

АО не имеет право выплачивать дивиденды, если:

- не произошла полная оплата всего уставного капитала;

- на момент выплаты дивидендов общество признано банкротом (отвечает признакам несостоятельности);

- стоимость чистых активов общества меньше собственного капитала;

 

Тема №3: «Управление внеоборотными активами»

 

I. Внеоборотные активы как составная часть имущества фирмы;

II. Инвестиции: сущность, виды, источники финансирования;

III. Сущность инвестиционной политики. Внутреннее и внешнее инвестирование;

IV. Оценка эффективности инвестиционных вложений;

V. Методы оценки финансовых активов;

 

I. Внеоборотные активы (основной капитал) играет ведущую роль в составе имущества организации и включает в себя разнородные по своей природе активы: нематериальные активы, ОС, незавершенное строительство, финансовые вложения и прочее.

 

Группировка видов финансовых вложений:

 

Признак Виды финансовых вложений
1) Связь с уставным капиталом - акции; - доли в УК; - инвестиционные сертификаты;
2) Форма собственности - государственная; - негосударственная;
3) По разновидности долговых ЦБ - облигации; - закладные; - депозитные сберегательные сертификаты; - казначейские обязательства; - векселя;
4) В зависимости от срока - долгосрочные (свыше 12 месяцев); - краткосрочные (до 12 месяцев);

 

В процессе анализа внеоборотных активов следует изучить их долю в составе имущества фирм. Рассчитывают их структуру и изучают динамику их величины по видам.

 

С помощью данных БУ изучается состав каждой статьи, например, рассматривая ОС необходимо изучить их состав и стоимость по видам (здания, сооружения, машины и т.д.), проанализировать уровень износа, следует сопоставить поступление и выбытие ОС как в целом, так и по видам. Это позволяет оценить уровень степени обновления оборудования (ОС).

 

Также следует оценить показатели эффективности использования внеоборотных активов в целом, так и по видам: выручка/стоимость оборотного актива (коэффициент оборачиваемости). В результате рассчитывается длительность оборота каждого вида внеоборотных активов: 360(365)/коэффициент оборачиваемости.

 

Обобщающим показателем выступает рентабельность внеоборотных активов = чистая прибыль/внеоборотные активы * 100.

 

С помощью приемов факторного анализа можно изучить причины изменения показателя.

 

Исходные данные для факторного анализа рентабельности основных средств:

Показатели     Отклонения
Стоимость ОС, т.р.     -203
Денежная выручка, т.р.      
Чистая прибыль, т.р.      
Показатель фонда рентабельность 8,51 16,14 7,63
Фондоотдача, руб. 2,21 3,14 0,93
Рентабельность продаж 3,85 5,14 1,29
Результат y    

 

В отчетном году по сравнении с уровнем прошлого года наблюдается увеличение эффективности использования основных средств (ОС), т.к. рост фонда рентабельности составил 7,63%.

 

Для определения влияния факторов воспользуемся приемом абсолютных разниц:

Рентабельность фондоотдачи = ЧП*В/ОС*В=ЧП/В*В/ОС

Rпр*Ф0 = ЧП/В*В/ОС.

 

Влияние на фондоотдачи на рентабельность продаж:

Rп = ∆РП*Ф0 = 1,29*2,21=2,85.

ya=∆a*b0

ФО = ∆ФО*РП1 = 0,93*5,14=3,78

yb=∆b*a1

 

Проверка: RФRп + RФФО = 2,85+3,78 = 7,63.

 

Таким образом, решающее влияние оказало увеличение фондоотдачи на 0,93 руб.

 

* Формы зависимостей:

- аддитивная зависимость y=a+b+c+d;

- мультипликативная зависимость y=a*b;

- комбинированная зависимость a/(b*c), y=a/b + c;

- кратная зависимость y=a/b;

 

Общая структура активов характеризуется коэффициентом соотношения оборотных активов с внеоборотными, на динамику которого оказывает влияние отраслевая принадлежность хозяйствующего субъекта.

 

II. Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала, которые позволяют решать следующие задачи:

- расширение собственной предпринимательской деятельности;

- покупка новых предприятий;

- диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса;

 

Все инвестиции можно разделить на 2 основные группы:

1) портфельные – вложения в группу проектов;

2) реальные – вложения в различные объекты ОС (капитальные вложения);

 

Субъекты инвестиционной деятельности:

- инвесторы;

- заказчики;

- исполнители работ;

- пользователи объектов инвестиционной деятельности;

- поставщики;

- ФЛ;

- ЮЛ;

 

Объекты инвестиционной деятельности в РФ:

- вновь создаваемые и модернизированные основные фонды, ОС в различных отраслях;

- ЦБ;

- целевые денежные вклады;

- научно-техническая продукция;

- имущественные права и права на интеллектуальную собственность;

 

Классификация инвестиций:

1) по направленности действий:

- начальные;

- экстенсивные (увеличение производственного потенциала);

- реинвестиции (свободные инвестиционные ресурсы направляются в другие объекты);

2) с точки зрения субъекта инвестирования:

- государственные;

- частные;

3) в зависимости от специфики:

- инвестиции в повышении эффективности;

 

Источники финансирования инвестиций:

- собственные средства в виде нераспределенной прибыли и амортизационного фонда;

- средства от продажи ценных бумаг, средства регионального, местного бюджета, заемные источники средств.

 

III. Инвестиционная политика – это составная часть финансовой стратегии организации, которая заключается в выборе и реализации наиболее реальных путей расширения и обновления потенциала фирмы.

 

На выбор инвестиционной политики оказывают влияние следующие факторы:

- финансовое положение фирмы;

- технический уровень производства;

- возможность получения оборудования по лизингу;

- структура источников финансирования и возможности дальнейшего привлечения заемных средств;

- льготы, получаемые от государства в случае реализации проекта;

- бюджетная эффективность и т.д.;

 

По своей направленности инвестиционную политику подразделяются на 2 основные типа:

- внешний;

- внутренний;

 

Внутренняя политика направлена на расширение производственных мощностей, техническое перевооружение и реконструкцию предприятия, увеличение объема выпуска продукции, расширение ее ассортимента.

Внешнее инвестирование – это приобретение акций, облигаций других компаний, а также приобретения новых предприятий путем поглощения.

 

Цели приобретений других компаний:

- устранение пробелов в технологической цепочке;

- попытка монополизировать рынок;

- инвестирование избыточных средств предприятия;

- укрепление партнерства;

 

В процессе инвестиционной политики формируется инвестиционный портфель, который зависит от источника дохода и может иметь следующие типы:

- портфель роста – формируется из акций компаний, курсовая стоимость которых растет. Цель – рост капитальной стоимости портфеля;

- портфель агрессивного роста – нацелен на максимальный прирост капитала и формируется из акций молодых быстро растущих компаний;

- портфель консервативного роста – формируется из акций хорошо известных компаний, по которым хотя и невысокий доход, но устойчивые темпы роста курсовой стоимости;

- портфель среднего роста – равен консервативный + агрессивный портфель;

- портфель доходных бумаг – формируется как из акций, так и из высоко доходных облигаций, который формирует высокий доход при среднем риске;

 

*** Казначейское обязательство - государственная ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством.

Сберегательный (депозитный) сертификат - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика на получение по истечении установленного срока вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат, или в любом ее филиале.

Сберегательный – физические лица, депозитный – юридический. Не облагается налогом на прибыль.

Вексель – это вид краткосрочной ценной бумаги, удостоверяющей безусловное обязательство уплатить по наступлению срока определенную сумму денег одной стороной – векселедержателем – другой стороне – владельцу векселя.

 

IV. Инвестиционный проект – это план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли.

 

Для оценки эффективности инвестиционных проектов могут быть использованы различные критерии и методы оценки, которые можно разделить на две группы:

- методы обоснования инвестиционных проектов в условиях неопределенности и риска;

- методы определения целесообразности инвестиционных проектов в условиях полной определенности в отношении получаемого результата;

 

Применяемые методики подразделяют на 2 группы методов:

1) Статические (бухгалтерские) методы оценки – используются для «грубой» и быстрой оценки привлекательности проектов на ранн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...