Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список основной литературы

ЛИХОДИЕВСКАЯ Л.Н. национальные религии

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

 

Национальные религии, к которым относятся конфуцианство, индуизм, синтоизм, иудаизм и др., складываются в период формирования государств. Они, как правило, не выходили за границы определенной страны и отражали особенности ее исторического развития. Представления о национальных религиях помогают понять их роль в духовных и нравственных ориентациях народов, а также осознать значение религиозных традиций в настоящее время.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Конфуцианство.

2. Индуизм – основная религия Индии.

3. Синтоизм - традиционная религия Японии.

4. Иудаизм.

 

1.КОНФУЦИАНСТВО

 

В Китае в середине 1 тысячелетия до н.э. возникло философско-этическое учение, которое со временем приобрело черты религии. Создателем новой философии стал великий мудрец древности Кун-цзы (551-479 г.г. до н.э.), известный в Европе как Конфуций. Он жил в эпоху смуты и междоусобиц, поэтому стремился стабилизировать жизнь китайского общества. С этой целью философ обращается к древним верованиям и традициям, согласно которым мир представляет собой упорядоченное гармоничное вечное начало. Человек должен найти свое место в этой мировой гармонии и, постоянно совершенствуясь, поддерживать правильные отношения с космосом. Конфуций создал свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы, который должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жэнь) включала в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Особый упор в учении Конфуция делается на преданность своему государю (чжун), поскольку вечным является социальный порядок, где верхи думают и управляют, а низы трудятся и повинуются. По мнению Конфуция, высокое положение должны занимать люди не благодаря знатности происхождения или богатству, а только с учетом их знаний и добродетели, а точнее благодаря степени близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа.

Приобщиться к добродетели, согласно конфуцианству, каждый человек способен, соблюдая ритуал. Добросовестное исполнение обрядов необходимо не ради того, чтобы снискать милость божества, а потому, что ритуал – опора всего социального порядка, главное правило жизни благородного человека. Соблюдение ритуала учит людей владеть собой, усваивать свои обязанности, в результате чего вся Поднебесная придет к гуманности.

Порядок в обществе Конфуций связывал со строгим повиновением старшим: отцу, чиновнику, правителю. Он напоминал, что государство – это большая семья, а семья – малое государство. Основной формой конфуцианского культа был культ предков, как живых, так и мертвых. С ним связано учение о «сяо» - сыновней почтительности, которое требовало от почтительного сына всю жизнь преданно заботиться о родителях. Сын должен повиноваться родителям при жизни и приносить им жертвы после смерти. Младший сын повинуется старшему, жена – мужу.

Культ предков и нормы «сяо» воспитывали у китайцев уважительное отношение к семье, которая считалась основой общества. Социально-семейный долг состоял в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род и упрочить позиции семьи. Отсюда – постоянная тенденция к росту семьи.

В Ш в. до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во П-1 до н.э. она становится официальной религией Китая. Ее важнейшим догматом было обожествление императора и освящение его власти.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во что бы то ни стало сохранить вид, не потерять лицо - все это стало играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и – от имени Неба – с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в прежнюю эпоху культ правителя, императора как «сына Неба», управляющего Поднебесной.

Не будучи религией в собственном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом, это основа китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, на их быт и уклад жизни. Немаловажную роль оно играет и в период современного реформирования китайского общества.

2. ИНДУИЗМ – ОСНОВНАЯ РЕЛИГИЯ ИНДИИ.

Древнейшей национальной религией Индии является индуизм. Ее приверженцы составляют 83 процента населения страны.

Священной книгой индуизма являются Веды. Их принесли в северную Индию в глубокой древности арии. Веды в переводе означают знание. Но это не просто человеческое знание, а такое, которое возникло путем божественного откровения. Веды включают четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яжджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений) и Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Вначале Веды передовались из поколения в поколение. Затем жрецы записали их. При этом каждая веда стала иметь свои ритуальные комментарии – брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили религиозно-философские комментарии упанишады. Таким образом, ведическую литературу составили: Веды (самхиты) и толкования к ним (брахманы и упанишады).

Индуизм отличается сложностью и противоречивостью. Исторически он означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь, сохранились до наших дней. Это соединение множества религий и культов, которых объединяет признание Вед, учения о карме, сансаре и варнах (кастах).

Пантеон индийских богов насчитывает не одну тысячу божественных, полубожественных и демонических персонажей с разнообразными и колоритными чертами. В индуизме огромное количество сект и направлений, ему присущ плюрализм и чрезвычайная терпимость к прочим культам. Индуистские храмы действуют самостоятельно, нет даже подобия церковной иерархии.

В индуизме есть высшее существо, нечто вроде Бога, абсолютного и безличностного. Его зовут Брахма. От него берет начало вселенная подобно тому, как воздух выделяется при дыхании. Его дыхание – сущность жизни, оно часто идентифицируется с «я» каждого живого существа. Таким образом, божественное присутствует в любом существе, а его душа (атман) неразрушима. Брахма – создатель вселенной, однако он не воплотился. Это отдаленный бог, которым индусы мало интересуются.

Наиболее близки людям Шива и Вишну. Шива – бог жизни и смерти, который разрушает и строит. Однако практически в культе Шивы главным является мужское начало и его духовная энергия. Он – бог ритма и танца, его еще называют богом любви. Вишну – бог благодетель, хранитель мирового порядка. Управляя миром, Вишну воплощается в земные существа (аватары). Среди них наиболее известны Рама и Кришна.

Триада индусских богов Брахма --Шива – Вишну (тримурти) для многих индусов является тремя гранями одного и того же бога, что близко к христианскому понятию Троицы. Но многие приверженцы индуизма ставят на первый план Вишну или Шиву, образуя тем самым два направления - вишнуитов и шивавитов.

 

СИНТОИЗМ – ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ ЯПОНИИ.

 

Синтоизм возникает в Японии в период раннего феодализма из множества родоплеменных культов на базе анимистических, тотемистических представлений, магии, шаманизма, культа предков. Быть синтоистом – значит чувствовать себя членом японской общины. «Синто» - китайское название традиционных японских верований «каминомити», т.е. пути ками (богов), это обозначение мира сверхъестественного, богов и духов, которые издревле почитались японцами. Синтоизм – типичная политеистическая религия. Подвергнувшись сильному влиянию буддизма, стала синкретической, т.е. впитала множество разнородных элементов.

Самым важным божеством является солнце, которое наряду с другими добрыми делами защищает страну от нашествий. Само название Японии с китайского переводится как Страна Восходящего Солнца. Флаг Японии – символ синто.

Ками чаще всего внушают почтительный страх, но японцы полагают, что им присуща доброта. К ками обращаются по разным поводам: с просьбой о хорошем урожае, дожде, удаче в важном начинании. Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. В нем выделяется богиня Аматэрасу. Она отправила на землю, согласно преданию, своего внука, который положил начало императорской династии. Поэтому Аматэрасу считается прародительницей всех японских императоров.

Сведения о других мифологических богах дают древние религиозные книги «Кодзики» («Записки о древних делах»), возникшие на основе устных преданий в начале УШ века. Боги появлялись в хронологической последовательности: творцы («небесные боги»), культурные герои («внуки небесных божеств»), «земные боги». В «Кодзике» содержатся идеи превосходства японской нации, божественном происхождении императорской династии, рассказывается об основании японского государства. Второй священной книгой синтоизма является «Нихон секи» («Анналы Японии»). В синтоизме распространено обожествление камней, рек, гор. Местом обитания богов считается гора Фудзияма.

Важный элемент синто – обожествление императора. Первый легендарный император взошел на престол в 660 г. до н.э., что является началом японского летоисчисления.

Синтоизм глубоко националистичен. Люди другой национальности не могут исповедовать эту религию. Синтоизм призван сохранить японский национальный дух, национальную сущность. Однако японцы не склонны к религиозному фанатизму, успешно совмещают свои духовные устои с европейскими знаниями.

Своеобразен культ синтоизма. Целью жизни провозглашается осуществление идеалов предков. Спасение возможно не в потустороннем, а в этом мире благодаря духовному слиянию с божеством с помощью молитв и обрядов, совершаемых в храме или у домашнего очага. Для синтоизма характерны пышные праздники со священными танцами и процессиями. Синтоистская служба состоит из четырех элементов: очищения, жертвоприношения (рис, овощи, рыба), краткой молитвы и возлияния. Важную роль играет обрядовая чистота: ничто нечистое не должно касаться священного места; кто соприкоснулся с нечистым, должен подвергнуться обряду очищения. Нечистым считается кровь и все, связанное со смертью. Два раза в год устраиваются всенародные очистительные церемонии, когда люди радуются своему существованию, выражают благодарность за все доброе, что есть в мире.

Синтоизм бывает храмовый и домашний. Храмовый – это ритуалы, совершаемые в тысячах японских храмах, во внутренней ограде которых находится главное святилище, где хранятся святыни: меч, зеркало и украшения из яшмы. Это символы богини Аматэрасу, которые означают мужество, честность и сострадание. По традиции, эти три предмета богиня передала людям через своего внука, отправляя его на землю в качестве первого японского императора.

Домашний синтоизм – культ в маленьких домашних храмах-алтарях. В качестве культовых действий практикуется поломничество в горы, где живут ками.

Помимо обычных служб в храмах, всевозможных обрядовых церемоний широко отмечаются синтоистские праздники, которых насчитывается более сотни. Все они сопровождаются религиозными обрядами.

Синтоистские жрецы – канусси – передают свои должность по наслеству.

1 января 1946 г. японский император публично отказался от своего божественного происхождения. На этом основании конституцией 1947 г. синтоизм был приравнен ко всем другим культам Японии перестал быть государственной религией.

 

4. ИУДАИЗМ.

 

Иудаизм - национальная религия евреев, одна из древнейших религий мира, в которой изложена история еврейского народа..

Важнейшая основа иудаизма – вера в общение Авраама с Богом (около 2085 г.до н.э.) и в обетование Бога: потомки Авраама будут многочисленны образуют особый «избранный» народ.

В иудаизме выделяется три этапа: библейский, талмудический, раввинистический и реформационный. Библейский период отражен в Ветхом Завете, где подробно излагается ранняя история Израиля, описывается завоевание Ханаана, пребывание евреев в Египте. Ключевой фигурой иудаизма является Моисей, который родился во время египетского плена. Поборник справедливости, он вступается защитником обиженных и слабых и оказывается избранником Божьим. Через пророка Моисея Бог Яхве предложил народу Израиля союз – «завет». Он содержит два основных положения: первое – евреи обязаны признать, что Бог Яхве – единственный Бог (поэтому иудаизм является монотеистической религией); второе – еврейский народ является народом, избранным Богом и будет находится под Его особым покровительством до тех пор, пока будет верным Богу. Бог даровал на горе Синай Моисею 10 заповедей, т.е. Свой Закон. Первые четыре регулируют отношения между людьми и Богом, последующие шесть – отношения между людьми. Через пророка Бог научил евреев молиться, установил главные положения об обрядах и ритуалах

В иудаизме Бог как субъект творения остается надмирным, выходящим за рамки творения, он чувственно не воспринимаем: «говорил Яхве из огня, глас слов был слышен, но образа не видели». В иудаизме Бог всемогущ и вечен. Он создал мир, а человек способен познать Бога только в той мере, в какой Бог являет себя Сам. Его воля проявляется либо когда Он непосредственно обращается к определенным людям, либо когда Он вдохновляет других людей, которые говорят от Его имени.

Важное место в иудаизме занимает учение о приходе мессии. Мессия – это спаситель, который придет, чтобы свершить суд и воздать людям по их заслугам. Вначале под мессией понимали реального царя-освободителя, а позже – посланника Бога, который должен обновить мир, утвердить равенство и всеобщую справедливость.

К Ш-П в.в. до н.э. окончательно сложились основные части Священного Писания евреев – Ветхий Завет. Он открывается Пятикнижием Моисея, которое называется Торой, а также включает в себя такие части, как Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания).

С 1 века до н.э. начинается второй период в развитии иудаизма – талмудический. Он связан с формированием новой священной книги евреев Талмуда, который создается в период расселения (диаспоры) евреев по всему свету. Талмуд был окончательно собран и отредактирован к началу Ш века. Он представляет собой огромный свод правил религиозного, житейского и вероучительного характера. Это интерпретация Торы, где регулируются социальные отношения и практика культа.

Талмуд состоит из двух частей - Мишны, где рассматриваются конкретные вопросы сельского хозяйства, уголовного и гражданского права, а также тексты молитв, условия ритуальной чистоты; и Гемары – новых комментарий. Талмуд был призван соединить всех евреев диаспоры. Не выполняющий предписаний Талмуда не мог называться евреем. Поэтому изучение Торы и Талмуда стало обязательным в каждой семье.

В иудаизме нет учения о потустороннем мире. Вся история человечества направляется Богом. При соблюдении Его законов установится царство мира и справедливости. Это произойдет с появлением Мессии – человека, избранного Богом, потомка царя Давида.

Иудаизм выжил в диаспоре, так как во многих странах к тому времени существовали еврейские общины. В каждой из них были синагоги, т.е. собрания верующих, где учил и преподавал раввин. Раввины учат, что спасение достигается строгим соблюдением требований Торы. Они разделили Закон на 613 заповедей. Раввинат был оплотом средневекового иудаизма.

В середине 19 века иудаизм стал меняться, приспосабливаясь к новым условиям. В Германии возник «Союз друзей реформы», который выступил против авторитета Талмуда. Реформированный иудаизм распространился в США. Он не придает особого значения положениям и обычаям Талмуда. Синаноги реформисты называют храмами, выходной день перенесен на воскресенье.

Культ в иудаизме очень сложный и представляет совокупность действий, направленных на то, чтобы исполнить все повеления Яхве. Наиболее распространенным культовым действием является молитва. Верующие иудеи убеждены, что молитвенное слово и песнопение достигают неба и воздействуют на Бога. Совместная молитва у евреев предпочитается индивидуальной.

Культ требует соблюдения огромного количества запретов, предписаний, обычаев. Обязанность всех евреев – чтить субботу, посвящая ее Богу. Младенцам мужского пола на восьмой день после рождения делают обрезание, которое символизирует завет Яхве с еврейским народом. Религиозное совершеннолетие достигается для мальчиков в 13 лет, а для девочек – 12.

У иудеев много пищевых ограничений. Нельзя употреблять свинину, мясо верблюда, зайца. Мясо «чистых» животных должно быть очищено от крови. Для этого их надо убивать по особым ритуальным правилам.

Евреи празднуют Пасху – день освобождения из египетского плена, на 50-ый день после Пасхи – Шаббоут – в честь дарования Моисею Торы и др.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

2.Костюкович П.И. Религиоведение. – Мн., 2002.

3.Круглов А.А. История и теория религии и свободомыслия. – Мн., 1998.

4.Кудрявцев В.В. Лекции по истории и теории религии и свободомыслия. – Мн., 1998.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...