Глава 2. Исследование хозяйственной деятельности ООО «чоп-чоп»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
2.1. Общее описание организации
Сеть мужских парикмахерских Chop-Chop придумали три друга: экс-редактор мужского журнала GQ Данила Антоновский, редактор сайта GQ Алексей Ермилов и иллюстратор Евгений Мурушкин. Идея возникла в 2010 году, когда один из основателей наткнулся в New York Times на большую публикацию про барбершопы. Его вдохновила фотография, на которой молодой человек с подкрученными усами в белой рубашке и жилетке укладывал волосы такому же колоритному персонажу. Эта картинка не могла не вызвать у работников глянца симпатии. К тому же им самим не хватало подобной цирюльни в Москве. Chop-Chop – мужская территория, где постригут быстро, аккуратно и без лишних церемоний. Мужчины-парикмахеры непринужденно болтают с посетителями, предлагают бесплатные чай-кофе-пиво и журналы вроде американских GQ и Esquire. Интерьер Chop-Chop небрежно стильный, как и люди, которые там работают. По словам основателей, бизнес задумывался как развлечение, никаких страхов и рисков для них не существовало. Помещение площадью 60 кв. м в Дегтярном переулке создатели нашли за один день, по объявлению в Facebook. Знакомая написала в соцсети, что ее друг срочно сдает помещение, так как выехал бывший арендатор — магазин одежды. И Chop-Chop в тот же вечер заключил договор по крайне низкой для Москвы арендной ставке — 80 000 рублей в месяц. На парикмахера Колю Риша (чемпион Европы по парикмахерскому искусству, сейчас арт-директор Chop-Chop) тоже вышли почти случайно — когда-то он участвовал в съемке GQ, посвященной мужским стрижкам. Эта «цепь приятных совпадений» позволила открыть салон в рекордные сроки. От идеи до воплощения прошло два месяца. Первый Chop-Chop заработал в сентябре 2011 года.
Салон был расположен в тихом дворике, и, чтобы привлечь посетителей, за месяц до открытия партнеры начали «интересно» вести группу в Facebook, с яркими фотографиями и нескучными текстами. Поэтому к моменту открытия у них было уже 1000 подписчиков — потенциальных клиентов. Первые недели в Chop-Chop заходили не больше 10 человек в день, потом 20, и к Новому году салон работал при полной занятости трех кресел — 30 человек в день. Средний чек в Chop-Chop — 1500 рублей. Дороже, чем в обычных салонах, но за непринужденную атмосферу посетители готовы переплачивать. 1 млн рублей, вложенный в цирюльню (собственные сбережения и частично потребительский кредит), партнеры окупили за три месяца. Сейчас открытие новых парикмахерских обходится им ненамного дороже — в 1,5 млн рублей. Сейчас у Chop-Chop четыре заведения: летом 2012-го появился салон на Патриарших прудах, через год — на «Маяковской» (тогда же была закрыта первая точка, в Дегтярном переулке), а через полгода еще один — на «Парке культуры». В январе 2014-го заработал четвертый салон — в Столешниковом переулке (аренда помещения там обходится дороже всего, 500 000 рублей в месяц). Ежедневно в четырех салонах Chop-Chop стригутся около 150 мужчин — по 10 клиентов на кресло. Каждый пятый из них покупает средства для укладки (в Chop-Chop представлены марки Baxter of California, Malin+Goetz, American Crew и др.). Совокупный оборот четырех московских салонов Forbes оценивает в сумму свыше 7 млн рублей в месяц. Год назад основатели сети попытались открыть парикмахерскую в Петербурге. Но «не подружились с этим городом», опустили руки и продали франшизу. Как оказалось, это достаточно прибыльное дело. На сегодняшний день куплено уже 30 франшиз. Chop-Chop есть почти во всех миллионниках (в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Самаре, Челябинске, Уфе), а также в странах Балтии, Казахстане и на Украине. Недавно даже прислали заявку из ЮАР. Для городов-миллионников паушальный взнос обходится в 500 000 рублей, роялти – 300000-400000 рублей в год в зависимости от потенциала города.
За эти деньги с франчайзи снимают всю головную боль по открытию салона: помогают с дизайном интерьера, объясняют, где что заказывается, обучают местных мастеров. В региональных барбершопах стрижка, как правило, стоит дешевле, от 800 рублей. Хотя в некоторых городах, например в Краснодаре, цены оставили московские. Москву и область партнеры оставили за собой, здесь франшиза не продается. Основатели не исключают, что откроют в ближайшее время еще несколько салонов, но не в центре, а в спальных районах. Конкуренция их не смущает: Москва в этом смысле нетронутая территория, здесь можно открыть еще 20 подобных парикмахерских, считают они. Типичная проблема московского обслуживания — казенное отношение к клиенту. Если в Америке к тебе относятся как к приятелю, который зашел в гости выпить кофе и сделать стрижку, то в России — неприятное дистанционирование. Вытравить из человека этот казенный дух, привить чувство такта очень сложно. Поэтому в Chop-Chop решили не только стричь, но и учить. В четвертом салоне в Столешниковом переулке в феврале открылась академия парикмахерского искусства. Стоимость полного курса для новичков — 180 000 рублей (за 200 часов занятий), продвинутые курсы для парикмахеров со стажем от года стоят 25 000 рублей. За два года Chop-Chop превратилась в самую большую сеть мужских парикмахерских в мире (считая все филиалы). Сейчас партнеры прощупывают азиатский рынок: Китай, Гонконг, Сингапур. В Тюмени первая парикмахерская «Чоп-Чоп» появилась в августе 2013 года.
2.2. Основные технико-экономические и финансовые показатели деятельности организации В Приложении 1 представлен анализ активов ООО «Чоп-Чоп». На рис. 2.1 представлена структура активов баланса ООО «ЧОП-ЧОП» в 2015 г. Рис. 2.1. Структура актива баланса ООО «Чоп-Чоп» в 2015 г.
На основе данных, представленных в Приложении 1 и на рис. 2.1, можно сделать следующие выводы. В активе баланса наблюдается рост на 12551 тыс. руб. стоимости внеоборотных активов, и на 369334 тыс. руб. стоимости оборотных активов. Доля внеоборотных активов в балансе снизилась с 22,5% до 20,54%. Доля оборотных активов, в свою очередь, выросла с 77,5% до 79,46. Следует отметить, что такое значительное превышение оборотных средств над внеоборотными – не самая лучшая ситуация для предприятия, т.к. такое соотношение активов оказывает негативное влияние на показатели финановой устойчивости.
В ООО «Чоп-Чоп» и в 2014 году оборотные активы превышали внеоборотные, а в 2015 году структура активов еще больше ухудшилась. Рассмотрим, воздействием каких факторов обусловлено изменение внеоборотных и оборотных активов. Рост внеоборотных активов обусловлен только ростом стоимости основных фондов – на 12551 тыс. руб. Рост стоимости оборотных активов обусловлен снижением в 2015 г. величины запасов (на 555934 тыс. руб.) и краткосрочных финансовых вложений (на 321431 тыс. руб.) Доля этих статей в структуре актива изменись, соответственно, с 5,11% до 19,43% и с 7,41 до 15,24%. Краткосрочная дебиторская задолженность и денежные средства сократились (на 490523 тыс. руб. и 10036 тыс. руб. соответственно). Доля денежных средств, в свою очередь, снизилась с 0,67% до 0,12%, а доля дебиторской задолженности – с 64,28% до 44,63%. Все изложенное дает возможность сказать, что изменения структуры актива баланса в основном неблагоприятные. Т.е. доля низколиквидных оборотных активов выросла, а доля средне- и высоколиквидных активов снизилась, что оказывает негативное влияние на уровень финансовой устойчивости ООО «Чоп-Чоп». Анализ пассивов баланса представлен в Приложении 2. Структура пассива баланса ООО «Чоп-Чоп» в 2015 году представлена на рис. 2.2. В пассиве баланса следует отметить рост на 9,09 процентных пункта доли собственного капитала, снижение доли краткосрочных обязательств на 3,94 п.п. и доли долгосрочных обязательств на 5,14 процентных пункта. Стоимость собственного капитала в абсолютном выражении выросла на 400901 тыс. руб., в то время как краткосрочные обязательства выросли на 147815 тыс. руб., а долгосрочные обязательства снизились на 166831 тыс. руб. Результатом таких изменения стал рост доли собственного капитала до 24,94%, доли краткосрочных обязательств до 73,43%, и доли долгосрочных обязательств до 1,63%.
Рис. 2.2. Структура пассива баланса ООО «Чоп-Чоп» в 2015 г.
В целом, по результатам анализа имущественного положения ООО «Чоп-Чоп» можно сказать следующее. В структуре актива баланса отмечается рост доли низколиквидных активов и снижение доли средне- и высоколиквидных активов. Это оказывает негативное влияние на показатели ликвидности. Также необходимо отметить существенное превышение оборотных активов над внеоборотными, что оказывает отрицательное влияние показатели финансовой устойчивости предприятия. Что касается структуры пассива баланса ООО «Чоп-Чоп», то как негативную тенденцию можно назвать довольно низкий удельный вес собственного капитала, хотя в 2015 году и отмечается ее значительный рост (с 15,85% до 24,94%). У предприятия очень высокий удельный вес заемных источников финансирования (свыше 70%), что негативно влияет на показатели финансовой устойчивости. Одна из наиболее значимых характеристик финансового состояния предприятия – это его возможность отвечать по своим обязательствам. Деятельность хозяйствующего субъекта можно оценить с различных сторон, однако в самом общем смысле ее можно представить в виде совокупности притоков и оттоков денежных средств. Поддержание баланса между притоком и оттоком денежных средств лежит в основе поддержания способности предприятия в полной мере отвечать по своим обязательствам, наиглавнейшей задачей и, зачастую, проблемой финансового менеджера предприятия. За денежные средства, полученные во временное пользование, необходимо регулярно вносить обязательные платежи; помимо того, привлеченные средства следует вернуть. Также собственные средства могут быть задействованы во внутреннем обороте предприятия и за его пределами (дебиторская задолженность, покупка ценных бумаг). Соответственно, встает проблема определения источников финансирования, определения структуры источников, выбор наиболее эффективных источников финансирования, выявление наиболее оптимального способа размещения собственных средств предприятия, определения возможностей стабильного ведения своей деятельности и, при этом, иметь возможность отвечать по своим обязательствам - в этом и состоит суть обеспечения ликвидности предприятия. Далее проведем анализ ликвидности и платежеспособности ООО «ЧОП-ЧОП». В таблице 2.1 проведем оценку аналитических показателей ликвидности баланса.
Таблица 2.1 – Абсолютные показатели ликвидности баланса
Условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение следующих неравенств: А1 ³ П1; А2 ³ П2; А3 ³ П3; А4 < П4. Оценим ликвидность баланса ООО «Чоп-Чоп». Как следует из таблицы 2.1, балансы ООО «Чоп-Чоп» за 2013-2015 годы не являются абсолютно ликвидными, поскольку не выполняются вышеуказанные неравенства. В 2014 г. А1 £ П1 на 656434 тыс. руб., т.е. наиболее ликвидные активы намного меньше величины наиболее срочных обязательств; А4 > П4 на 218760 тыс. руб., что говорит о существенном превышении внеоборотных активов над величиной собственного капитала. В 2015 году сложилась аналогичная ситуация. Оборотных активов у предприятия недостаточно для покрытия обязательств. В таблице 2.2 представим расчет коэффициентов ликвидности и платежеспособности ООО «Чоп-Чоп». Таблица 2.2 – Анализ относительных показателей ликвидности ООО «Чоп-Чоп»
Коэффициент общей (или текущей) ликвидности характеризует степень достаточности оборотных активов предприятия для покрытия текущих (краткосрочных) обязательств. На рисунке 2.3 представлено графическое отображение динамики коэффициентов ликвидности ООО «ЧОП-ЧОП». Рис. 2.3. Динамика показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Чоп-Чоп»
Как следует из таблицы 2.2 и рисунка 2.3, в 2015 г. этот показатель выше уровня 2014 и 2013 г. В 2013-2014 годах показатель общей ликвидности был ниже нормы (норма 1,5-2), а в 2015 г. ООО «Чоп-Чоп» способно погасить 108,2% текущих обязательств за счет всех имеющихся в наличии оборотных активов. Таким образом, общая ликвидность ООО «Чоп-Чоп» по-прежнему ниже нормы. Показатель промежуточной ликвидности отражает долю краткосрочных обязательств, которую предприятие способно погасить за счет средне- и высоколиквидных активов. Нормальное значение показателя лежит в пределах 0,7-0,8. В ООО «Чоп-Чоп» в 2014 г. показатель промежуточной ликвидности составлял 0,932, а в 2015 г. можно отметить снижение показателя до 0,817 Иначе говоря, ООО «Чоп-Чоп» за счет собственных средне- и высоколиквидных активов способно погасить 81,7% краткосрочных обязательств. Т.е. показатель промежуточной ликвидности имеет нормальные значения. Показатель абсолютной ликвидности отражает долю краткосрочных обязательств, которую предприятие способно погасить в кратчайшие сроки (за счет денежных средств). Нормальное значение показателя должно составлять как минимум 0,2. Из рисунка 2.3 видно, что этот показатель у ООО «ЧОП-ЧОП» повышался. Если в 2013 г. он составлял 0,109, то в 2015 г. – уже 0,209. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что ООО «Чоп-Чоп» не испытывает серьезных проблем с платежеспособностью. Показатель собственной платежеспособности отражает удельный вес чистого оборотного капитала в текущих (краткосрочных) обязательствах, иными словами, он отражает способность предприятия расплатиться по краткосрочным обязательствам за счет своих чистых оборотных активов. Этот показатель у ООО «ЧОП-ЧОП» имеет неустойчивую тенденцию, что говорит о нестабильной способности предприятия расплатиться по краткосрочным обязательствам чистыми оборотными активами. Анализ финансовой устойчивости дает возможность установить, насколько эффективно организация управляет своими собственными и заемными средствами. Далее проведем расчет показателей обеспеченности затрат и запасов собственными оборотными средствами. 1) Размер собственных оборотных средств рассчитывается по следующему алгоритму: СОСгод = СК – ВОА (тыс. руб.) и имеет величину: СОС2013 = 543268 – 676499 = -133231 тыс. руб.; СОС2014 = 533350 – 756791 = -223441 тыс. руб.; СОС2015 = 934251 – 769342 = 164909 тыс. руб. Как следует из расчетов, в 2015 году собственных оборотных средств у ООО «Чоп-Чоп» достаточно, хотя в 2013-2014 величина собственного капитала была меньше, чем внеоборотные активы. 2) Величина собственных и долгосрочных источников, рассчитанная по следующей формуле: СДИ = СОС + ДКЗ (тыс. руб.) СДИ2013 = -133231 + 385325 = 252094; СДИ2014 = -223441 + 227948 = 4507; СДИ2015 = 164909 + 61117 = 226026 тыс. руб. 3) Общая (совокупная) величина основных источников финансирования запасов. ОИЗ2013 = 252094 + 2587174 = 2839268 тыс. руб.; ОИЗ2014 = 4507 + 2602652 = 2607159 тыс. руб.; ОИЗ2015 = 226026 + 2750467 = 2976493 тыс. руб. На основе этих показателей можно определить три критерия обеспеченности запасов предприятия источниками финансирования: 1. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств. DСОС2013 = -133231 – 786576 = -919807 тыс. руб.; DСОС2014 = -223441 – 171934 = -395375 тыс. руб.; DСОС2015 = 164909 – 727868 = -562959 тыс. руб. Как видно из полученных расчетов, и в 2013, и в 2014, и в 2015 году у ООО «Чоп-Чоп» наблюдался недостаток собственных оборотных средств для покрытия запасов. 2. Излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных (привлеченных) источников финансирования. DСДИ2013 = 252094 – 786576 = -534482 тыс. руб.; DСДИ2014 = 4507 – 171934 = -167427 тыс. руб.; DСДИ2015 = 226026 – 727868 = -501842 тыс. руб. Из расчета видно, что и в 2013, и 2014, и 2015 г. отмечался недостаток собственных и долгосрочных источников финансирования. 3. Излишек (недостаток) основных источников покрытия запасов рассчитывается по следующей формуле: DОИЗгод = ОИЗгод – З (тыс. руб.), DОИЗ2013 = 2839268 – 786576 = 2052692 тыс. руб.; DОИЗ2014 = 2607159 – 171934 = 2435225 тыс. руб.; DОИЗ2015 = 2976493 – 727868 = 2248625 тыс. руб. Таким образом, по всему исследуемому периоду отмечается профицит (излишек) совокупной величины источников финансирования запасов. Рассчитанные выше показатели характеризуют соответствующие источники финансирования запасов. На основе расчета этих показателей можно сделать вывод о типе финансовой устойчивости ООО «Чоп-Чоп». Такой вывод делается на основе трехкратной модели: М(DСОС; DСДИ; DОИЗ) В соответствии с проведенными расчетами: - 2014 год М(DСОС < 0; DСДИ < 0; DОИЗ > 0); - 2015 год М(DСОС < 0; DСДИ < 0; DОИЗ > 0). Анализ типа финансовой устойчивости на основе трехфакторной модели свидетельствует, что ООО «Чоп-Чоп» обладает неустойчивым финансовым положением. Основными источниками финансирования выступают собственные оборотные средства, а также долгосрочные и краткосрочные заемные (привлеченные) средства. Таким образом, ООО «Чоп-Чоп» испытывает некоторые проблемы с платежеспособностью, и потребность в дополнительном привлечении средств. Относительные показатели (коэффициенты) финансовой устойчивости показывают уровень зависимости организации от внешних кредиторов. В таблице 2.3 проведем расчет относительных показателей финансовой устойчивости ООО «Чоп-Чоп».
Таблица 2.3 – Расчет коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Чоп-Чоп»
Рисунок 2.4 показывает динамику показателей финансовой устойчивости ООО «Чоп-Чоп».
Рис. 2.4. Динамика показателей финансовой устойчивости ООО «Чоп-Чоп» Как следует из таблицы 2.3 и рисунка 2.4, коэффициенты финансовой устойчивости ООО «Чоп-Чоп» за исследуемый период значительно колебались. Показатель финансовой независимости характеризует удельный вес собственного капитала в общей сумме источников финансирования. Если значение показателя превышает 0,6, следовательно, деятельность предприятия финансируется в основном за счет собственных источников, и предприятие независимо от внешних кредиторов. В данном случае показатель финансовой независимости ООО «Чоп-Чоп» по всем периодам (2013-2015 гг.) существенно ниже нормативных значений, хотя и отмечается неустойчивая положительная динамика. В 2015 году показатель финансовой независимости почти в 3 раза ниже нормативного значения. Например, в 2015 году доля собственного капитала в общей сумме источников финансирования составляет всего 24,9%. Показатель финансовой зависимости отражает соотношение между собственными и заемными средствами. Нормальное значение коэффициента не должно превышать 0,7, иначе говоря, заемные (привлеченные) средства не должны превышать 70% стоимости собственного капитала. В ООО «Чоп-Чоп» в 2015 году величина заемного капитала в 3 раза превышала величину собственного капитала. Хотя значение коэффициента по сравнению с предшествующим годом снизилось, все равно можно о высокой степени финансовой зависимости ООО «Чоп-Чоп». Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует удельный вес собственных оборотных средств в общей стоимости оборотных активов. Нормативное значение коэффициента должно превышать 0,1. В ООО «Чоп-Чоп» в 2014 данный коэффициент отрицателен, что объясняется недостатком собственных оборотных средств. Как позитивную тенденцию следует отметить рост коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Так, если в 2014 г. он составлял (-0.086), то в 2015 году уже 0.06. Коэффициент маневренности характеризует долю собственных оборотных средств в собственном капитале. Нормативное значение показателя должен быть более 0,2, рекомендуемое значение – 0,5. В данном случае в 2014 г. показатель имеет отрицательное значение, что связано с недостатком собственных оборотных средств ООО «Чоп-Чоп». Также можно отметить позитивную тенденцию роста данного показателя. Так, если в 2014 году он составлял (-0,419), то в 2015 году – уже 0,177 (приближается к нижней границе нормы). Основываясь на проведенных расчетах финансовой устойчивости, можно сказать следующее. Деятельность ООО «Чоп-Чоп» в основном финансируется за счет краткосрочного заемного капитала, предприятие значительно зависит от внешних кредиторов. Величина собственных оборотных средств неустойчива, их не всегда достаточно для финансирования текущей деятельности, в результате чего коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент маневренности имеют отрицательные значения. В целом по проведенному анализу основных показателей хозяйственной деятельности ООО «Чоп-Чоп» можно сделать вывод, что предприятие полностью зависит от внешних кредиторов, его деятельность в основном финансируется за счет долгосрочных и краткосрочных заемных (привлеченных) средств, имеет неустойчивое финансовое состояние и значительные проблемы с платежеспособностью. В Приложении 3 представлен анализ показателей доходов и расходов ООО «Чоп-Чоп». Как следует из анализа, проведенного в Приложении 3, в выручке от продаж невозможно выделить однозначную тенденцию на протяжении последних трех лет. Например, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. выручка выросла на 624671 тыс. руб. (на 17,2%), а в 2015 г. относительно 2014 г. – снизилась на 576328 тыс. руб. (на 13,54%). При этом себестоимость продаж изменялась аналогично, но с меньшими темпами роста/снижения. Например, в 2014 г. относительно 2013 г. себестоимость выросла на 554151 тыс. руб. (на 15,98%), а в 2015 г. относительно 2014 г. – снизилась на 696348 тыс. руб. (на 17,32%). Более медленные темпы роста себестоимости относительно темпов роста выручки в 2015 г. привели к тому, что валовая прибыль по сравнению с 2014 г. выросла на 120020 тыс. руб. (на 51,14%). Прибыль от продаж в 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросла на 53189 тыс. руб. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. чистая прибыль выросла на 755 тыс. руб. (или на 9,65%). Оценка экономической эффективности деятельности организации осуществляется посредством показателей рентабельности (доходности). При помощи коэффициентов рентабельности можно охарактеризовать уровень прибыльности деятельности ООО «ЧОП-ЧОП». В таблице 2.4 представим расчет показателей рентабельности. Таблица 2.4 – Коэффициенты рентабельности ООО «ЧОП-ЧОП», %
Как видно из таблицы 2.4, практически по всем показателям рентабельности в 2015 г. отмечается снижение. Рост наблюдается только по рентабельности продукции (+2,37 п.п.) и рентабельности продаж (+1,99 п.). Наибольшее снижение рентабельности наблюдается по рентабельности чистого оборотного капитала и рентабельности оборотных активов. Из таблицы 2.4 видно, что в 2015 г. рентабельность реализованной продукции составила 6,03%, что на 2,37 п.п. выше, чем в 2014 г. Рентабельность производства составила 1,03%, что на 1,13 п.п. ниже, чем в 2014 г. Рентабельность активов составила 0,41%, что на 0,18 п.п. ниже, чем в 2014 г. Рентабельность внеоборотных активов выше, чем оборотных, по обоим показателям в 2015 г. отмечается снижение. Динамику показателей рентабельности представим на рисунке 2.5. Рис. 2.5. Динамика показателей рентабельности ООО «Чоп-Чоп»
На основе проведенного анализа рентабельности можно сказать, что ООО «Чоп-Чоп» работает эффективно. За период 2013-2015 гг. увеличились многие коэффициенты рентабельности. Это обусловлено тем, что у ООО «Чоп-Чоп» растут показатели выручки и прибыли. Оценка деловой активности организации осуществляется при помощи определенных качественных и количественных критериев. В таблице 2.5 представлен расчет коэффициентов деловой активности.
Таблица 2.5 – Коэффициенты деловой активности ООО «ЧОП-ЧОП»
На рис. 2.6 и 2.7 представлена динамика коэффициентов оборачиваемости. Рис. 2.6. Изменение коэффициентов оборачиваемости активов Рис. 2.7. Изменение коэффициентов оборачиваемости пассивов
Как следует из таблицы 2.5 и рис. 2.6-2.7, коэффициент оборачиваемости активов за 2015 год снизился, т.е. активы ООО «Чоп-Чоп» стали менее эффективно использоваться в производственном процессе. И вследствие этого выросла длительность одного оборота. Таким образом, активы предприятия медленее возвращаются в стоимостную форму, что негативно влияет на деятельность ООО «Чоп-Чоп». Также в 2015 году снизилась скорость превращения в денежную форму оборотных активов (-0,24 оборота) и внеоборотных активов (-1,12 оборота). Продолжительность одного оборота оборотных активов, соответственно, выросла с 234 дней до 277, внеоборотных – с 61 до 76 дней, что является негативной тенденцией. Коэффициент оборачиваемости запасов отражает снижение числа оборотов запасов с 8,4 до 7,4. Т.е. можно сказать, что запасы стали медленнее обращаться, т.е. превращаться в денежную наличность. Количество оборотов дебиторской задолженности также незначительно снизилось (с 2,2 до 1,9). Также снизилась эффективность использования собственного капитала: его скорость упала с 7,9 до 5 оборотов. Следовательно, длительность одного оборота выросла (на 27 дней). Это неблагоприятная тенденция. Выросла эффективность работы с кредиторами. В 2015 г. число оборотов кредиторской задолженности снизилось с 4,5 до 3, что оказывает благоприятное влияние на ликвидность предприятия. А рост на 37 дней периода расчета с кредиторами свидетельствует о благоприятной деятельности предприятия.
2.3. Прогнозирование банкротства организации
Одной из главных целей экономического субъекта является получение прибыли в данный момент времени и обеспечения возможности получения ее в будущем. Резкое или постепенное снижение эффективности деятельности организации может привести к ее финансовой несостоятельности (банкротству). В настоящее время регламентирует порядок определения несостоятельности (банкротстве) ФЗ № 127 от 26.10.12 «О несостоятельности (банкротстве)» Согласно этому закону, несостоятельность (банкротство) – это признание арбитражным судом или объявление должником неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В мировой практике выработан ряд методов прогнозирования банкротства, которые основаны на использовании формализованных и неформализованных критериев. Эти методы представляют собой расчеты комплексного показателя финансовой устойчивости. По сути, это специальные аналитические коэффициенты для прогнозирования банкротства в виде набора формул, которые разработали ведущие европейские и отечественные экономисты. При анализе вероятности банкротства по модели Альтмана целесообразно для расчета пользоваться следующей формулой[24]. Zб = 1,2X1 + 1,4X2 + 1,3X3 + 0,6X4 + 1,0X5, где X1 – Собственный оборотный капитал/Валюта баланса; X2 – Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) / валюта баланса; X3 – Прибыль до налогообложения/Валюта баланса; X4 – Собственный капитал/Заемный капитал; X5 – Выручка/Валюта баланса. Если показатель принимает значение Z < 1,81, то это высокий признак вероятности банкротства, при 1,8 < Z < 2,7, вероятность банкротства средняя, но организации следует обратить внимание на результирующие показатели, тогда как при Z > 2,7 свидетельствует о низкой вероятности банкротства в исследуемой организации. Анализ вероятности банкротства ООО «Чоп-Чоп» по модели Альтмана представлен в таблице 2.6. Таблица 2.6 – Анализ вероятности банкротства по модели Альтмана
Как видно из проведенного расчета по пятифакторной модели Альтмана, вероятность банкротства ООО «Чоп-Чоп» очень велика, поскольку Z < 1,7. Также можно отметить негативную динамику показателя. При анализе вероятности банкротства по модели Лиса целесообразно применять следующую формулу для расчета[25]: Zб = 0,063X1 + 0,092X2 + 0,057X3 + 0,001X4, где X1= Оборотные активы/Валюта баланса; X2= Прибыль от продаж/Валюта баланса; X3= Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) / Валюта баланса; X4= Собственный капитал/Заемный капитал. В данной модели нормальным значение Z считается 0,037. Если Z принимает значение больше 0,037, то вероятность банкротства мала, и напротив, если Z принимает значение меньше 0,037, то вероятность банкротства высока. Анализ вероятности банкротства ОАО по модели Лиса представлен в таблице 2.7. Таблица 2.7 – Анализ вероятности банкротства по модели Лиса
На основе расчета вероятности банкротства по модели Лиса был сделан вывод, что вероятность банкротства невысока, т.к. Z > 0,037. При анализе вероятности банкротства по модели Тафлера целесообразно использовать следующую формулу для расчета[26]: Zб = 0,53X1 + 0,13X2 + 0,18X3 + 0,16X4,
|
|
|