Обязанности мусульман по отношению к их пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32 1. Искренняя вера в него, подтверждаемая словом и делом, и принятие на веру всего, о чем он сообщил 2. Обязательное повиновение Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и боязнь ослушаться его 3. Следование за ним и взятие с него примера во всех делах и поступках 4. Проявление любви к нему, более сильное, нежели к самому себе, имуществу, семье, детям и ко всем людям 5. Уважение к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и оказание ему почтения 6. Оказание ему помощи и защита его самого и его Сунны 7. Обязанность обращаться к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, за решениями и довольство его решениями 8. Отношение к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с занимаемым им положением, без пренебрежения, но и без чрезмерности и излишества 9. Призыв на него благословения [1] Говорится при упоминании имени посланника Аллаха: да благословит его Аллах и приветствует! [2] «Приводит Ахмад в Муснаде (12/226 по нумерации аль-Банна). Аль-Хайсами в «Муджма’ аз-заваид» (3/266) сказал: «Этот хадис приводит Ахмад, а его передатчики — те, которые упоминаются в «Ас-сахихах»». [3] Аль-Бухари (№ 4372), Муслим (№ 1764). [4] Аль-Бухари (№ 6010) [5] Муслим (№ 537). [6] Муслим (№ 2312). [7] Муслим (№ 2313). [8] Ибн Хаджар «Фатх аль-бари» 6/96, 97 (хадис № 2910), Муслим (№ 843). [9] Ибн Хаджар «Фатх аль-бари» 7/428, «Шарх ан-Навави ли сахих Муслим»15/44. [10] Ат-Термизи (№ 2485), Ибн Маджа (№ 3251). [11] Ибн Хаджар «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/566). [12] Ахмад (5/411), Ибн Касир «Ат-тафсир» (2/252). [13] Аз-Захаби «Сийар а’лям ан-нубаля» (1/438). [14] Аль-Бухари (№ 7). [15] Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381), см. также «Ас-сильсиля ас-сахиха» аль-Албани (№ 45). [16] Муслим (№ 746).
[17] Муслим (№ 2276). [18] Происхождение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, до Адама описано в книге Ибн Касира «Аль-бидайа ва-н-нихайа», а также у Ибн Хишама (1/1). Что касается его родословной до ‘Аднана, то по поводу нее Ибн аль-Каййим сказал: «Достоверность ее единодушно подтверждается всеми знатоками генеалогии, и относительно нее нет абсолютно никаких разногласий. Та же часть родословной, которая выше ‘Аднана — спорна. Однако ни у кого не вызывает сомнений то обстоятельство, что ‘Аднан — потомок Исмаила, мир ему, являющегося, согласно правильному мнению, разделяемому учеными из числа сподвижников, их последователей и тех, кто жил после них, тем самым сыном Ибрахима, которого он должен был принести в жертву Всевышнему» [«Заду-ль-ма’ад», 1/71]. [19] То, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в месяце раби’ аль-авваль в год Слона, — известный факт. Некоторые богословы даже передавали наличие по этому поводу единодушия знатоков религии (иджма’). См. «Тахзиб ас-сира» имама ан-Навави (стр. 20). [20] Факт рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в понедельник подтверждается достоверными хадисами. У Муслима (2/820) передано, что, когда Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, был задан вопрос относительно поста в понедельник, он ответил: «В этот день я родился и в этот день впервые получил небесное откровение». Что же касается числа его рождения, то здесь существует несколько мнений. Называются второй день месяца раби’ аль-авваль, восьмой, десятый, двенадцатый, семнадцатый дни того же месяца и другие даты. Наиболее же известными и близкими к истине являются два мнения. Первое: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в восьмой день месяца раби’ аль-авваль. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Абдульбарр, сославшись на историков (см. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» 2/260). Второе: его рождение состоялось 12 раби’ аль-авваля. Эта дата, как на то указывает Ибн Касир, наиболее известна среди большинства биографов Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует (см. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» 2/260). На ней настаивает Ибн Исхак (см. «Сира ибн хишам», 1/171).
[21] См. «Ар-рахик аль-махтум» стр. 53. [22] Прибытие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину состоялось в один из понедельников месяца раби’ аль-авваль. Некоторые историки датируют его двенадцатым числом месяца раби’ аль-авваль. См. «Фатх аль-бари» 7/224. [23] «Сахих аль-бухари» (№ 6851), «Аль-усуль ас-саляса» шейха Мухаммада ибн Абдульваххаба (стр. 75, 76). [24] Аль-Бухари (№ 2697), Муслим (№ 1718). [25] См. трактат «Тахзир мин аль-бида’» («Предостережение от религиозных нововведений») выдающегося шейха Абдульазиза ибн База, да смилуется над ним Аллах. [26] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/142). [27] Имеется в виду кормилица Халима. [28] Муслим (261). См. также «Аль-бидайа ва-н-нихайа» Ибн Касира под редакцией д-ра Абдуллаха ибн Абдульмухсина ат-Турки (3/413).
[29] Ибн Касир «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/423), «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 92). И отец, и мать Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, умерли в религии невежества (см. «Сахих муслим» (№ 203)). [30] Аль-Бухари (№ 3883, 3884, 3885, 6208, 6572), Муслим (№ 209). См.также «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 93) и «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/431-434) Ибн Касира. [31] Ат-Термизи (№ 3620). Это же сообщение, со ссылкой на ат-Термизи, приводит Ибн Касир в книге «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 94) и указывает на то, что все его передатчики — надежны. Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-термизи» (№ 3620) и «Фикх ас-сира ли-ль-газали» (стр. 68). [32] Об этом сообщает Ибн аль-Каййим в «Зад аль-ма’ад» (1/105). Ибн Касир в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/466) говорит о том, что на время заключения брака ей было тридцать пять, а по мнению некоторых — двадцать пять лет. [33]) Ибн Касир «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 91-95), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/406-451), ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/24). [34] Мужчина говорил своей жене: “Когда окончатся твои месячные, обратись к такому-то с предложением вступить в половую связь”, затем отдалялся от нее и не прикасался к ней до тех пор, пока не выяснялось, что она беременна от того человека, и уж после этого возобновлял с ней половые отношения, если желал. Все это он делал для того, чтобы воспитываемый им ребенок имел благородное происхождение. Это явление называлось «никах аль-истибда’», то есть «брак предложения половой связи».
[35] Ахмад «Аль-муснад» (3/425). Аль-Албани назвал это сообщение хорошим (хасан) в комментариях к хадисам, приведенным в «Фикх ас-сира» (стр. 84). [36] Ибн Касир «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 95). [37] Ибн аль-Каййим “Зад аль-ма’ад” (1/78). Он указывает также на то, что ученые называют и другие даты этого события: некоторые из них считают, что это произошло в месяце рамадан, другие — в месяце раджаб. [38] Аль-Бухари (№ 3), Муслим (№ 160). [39] Аль-Бухари (№ 3). [40] Аль-Бухари (№ 4971), Муслим (№ 208). [41] Аль-Бухари (№ 349), Муслим (№ 163). [42] «Фатх аль-бари» (7/ 205-207). [43] Ибн аль-Каййим “Зад аль-ма’ад” (1/ 71–135), Ибн Касир «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (3/353 — 563), «Аль-фусуль фи сира ар-расуль» (стр. 91– 330), ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/22-33).
[44] Абдуллах ибн аш— Шиххир сообщил: «Я вошел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в то время, когда он совершал намаз, и услышал, как из его груди исходят звуки, напоминающие бульканье котелка, от того, что он плакал». Этот хадис приводится у Абу Дауда (№ 904). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 276). [45] Ахмад (3/398). Ибн Маджа (№ 246), аль-Хаким (4/481), Ибн Хиббан (2099). См. также «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 1557). [46] То есть его кожа была светлой со слегка розоватым оттенком. [47] Ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 1). Достоверность этого сообщения подтверждена аль-Албани. Оно приводится также у аль-Бухари (№ 3549). [48] Аль-Бухари (№ 5908). [49] Муслим (№ 2340). [50] Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 43). [51] Ат-Термизи «Аш-шамаиль». Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 44). [52] «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 34, 35). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани.
[53] Кусок ткани, оборачиваемый вокруг бедер. [54] «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 97). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани. [55] «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 188). Достоверность сообщения подтверждена аль-Албани. [56] Ахмад (3/134). [57] Ахмад (1/352). Хадис достоверный. [58] Аль-Бухари (№ 3829), Ахмад (4/222). [59] Аль-Бухари (№ 2262, 3406). [60] Муслим (№ 2277). [61] Аль-Бухари (№ 3532), Муслим (№ 2354). [62] Тот есть тот, кто идет по следам пророков, прошедших до него. «Потом Мы отправили по их следам Наших посланников» (Коран, 57: 27). См. «Зад аль-ма'ад» (1/94). [63] Муслим (№ 2355), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 316). [64] Ахмад (2/381, № 8939). [65] Аль-Бухари (№ 3035, 3822, 6090). [66] Аль-Бухари (№ 6038), Муслим (№ 2309), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 269). [67] Ан-Навави «Тахзиб аль-асма ва-ль-лугат» (1/25-26, 31-32), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (стр. 13-194). [68] См. ан-Навави «Тахзиб ас-сира» (стр. 56), Абдульгани аль-Макдаси «Мухтасар ас-сира» (стр. 77), аль-Кади ‘Ияд «Хукук аль-мустафа» (1/77-215), ат-Термизи «Мухтасар аш-шамаиль» (стр. 112 —188). [69] Аль-Бухари (№ 1970), Муслим (1/541, № 782). [70] Аль-Бухари (№ 7288). Муслим (№ 2619). [71] Аль-Бухари (№ 1130), Муслим (№ 2819). [72] Аль-Бухари (№ 1147), Муслим (№ 737). [73] Муслим (№ 728). [74] Аль-Бухари (№ 1172), Муслим (№ 729). [75] Так именуется определенный период времени, который начинается, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья, и заканчивается незадолго до полудня. Допустимо начинать совершать эту молитву по истечении трети часа после восхода солнца и далее почти до полудня. [76] Муслим (№ 719). [77] Муслим (№ 772). [78] Ибн аль-Каййим «Китаб ас-саля» (стр. 140). [79] Муслим (№ 1160). [80] Ат-Термизи (№ 745), Ан-Насаи (4/202). [81] Аль-Бухари (№ 1969, 1970), Муслим (№ 1156, 1157). [82] Муслим (№ 1164). [83] Аль-Бухари (№ 1971), Муслим (№ 1156). [84] Аль-Бухари (№ 2000-2007), Муслим (№ 1125). [85] Ан-Насаи (4/205), Абу Дауд (№ 2437), Ахмад (6/288). См. «Сахих ан-Насаи» (№ 2236). [86] Аль-Бухари (№1961-1964), Муслим (№1102-1103). [87] Абу Дауд (№ 8549), Ахмад (5/393). [88] Ан-Насаи (7/61), Ахмад (3/128). См. «Сахих ан-Насаи» (3/827). [89] Аль-Бухари (№ 6), Муслим (№ 2308). [90] Муслим (№ 2312). [91] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/455. № 6033), Муслим (4/1804. № 2308). [92] “Зад аль-ма’ад” (3/5,10,12). [93] Походы, состоявшиеся по приказу Пророка, но без его участия, называются «сариййа». [94] Ан-Навави «Шарх сахих муслим» (12/95), «Фатх аль-бари» (7/279-281, 8/153). [95] В данном случае речь идет о законном праве на возвращение долга. [96] Аль-Бухари (№ 2305), Муслим (№ 1600). [97] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/320. № 2097), Муслим (№ 3/1221, 715). [98] Муслим (1/513, № 746). [99] Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381). См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 45.) [100] Ат-Термизи и др. См. «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 439), «Сахих ат-термизи» (2/280). [101] Аль-Бухари (№ 2389), Муслим (№ 991).
[102] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/517, 549. № 5374). [103] См. «Фатх аль-бари» (9/517, 549. № 5374, хадис Айши № 5416). [104] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/549. № 5414) [105] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6455). [106] Здесь имеется в виду, что в домах жен Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение этого времени не готовили горячую пищу. [107] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6459). [108] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/282. № 6456). [109] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (11/283. № 6460), Муслим (№ 1055). Под «необходимым пропитанием» (ар. аль-кут) имеется в виду то минимальное количество еды, благодаря которому можно поддерживать жизнь, не допуская излишества. Когда человек располагает лишь необходимым ему, он бывает убережен от бедствий, связанных как с богатством, так и с бедностью. [110] Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и его семье было запрещено брать милостыню и есть то, что дано людьми в качестве милостыни. [111] Муслим (2/751. № 1070) [112] Муслим (2/751. № 1069). [113] То есть Аллах не устанет награждать вас, пока вы не устанете совершать благие дела. [114] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970; 11/294. № 6465), Муслим (1/541, 2/811. № 782). [115] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (4/213. № 1970); см. «Сахих аль-бухари» (№ 6461-6467). [116] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (9/104. № 5063), Муслим (2/1020. № 1401); В квадратных скобках приводится то дополнение, которое содержится в версии Муслима. [117] То есть: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности. [118] То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, что вы сможете совершать изо дня в день. [119] Аль-Бухари (№ 6463, 6464), Муслим (4/2170. № 2816-2818). [120] Ат-Термизи (5/238. № 3522) и др. См. «Сахих ат-термизи» (3/171). [121] Муслим (4/2045. № 2654). [122] Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 532). [123] Ат-Табари «Джами’ аль-байан» (18/552). [124] Ат-Табари «Джами’ аль-байан» (18/552). [125] Муслим (№ 2599). [126] Абу Дауд (№ 4659). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (3/134). [127] Ибн Са’д (1/192), Ибн Абу Шейба (11/504), аль-Хаким (1/35). [128] То есть тот, кто идет по следам пророков, прошедших до него. [129] Муслим (№ 2355). [130] Ибн Кудама «Аль-мугни» (13/175-179). [131] «Тафсир ибн касир» (1/227), «‘Анасир аль-кувва фи-ль-ислям» (стр. 212). [132] Аль-Бухари (№ 3014, 3015). [133] Муслим (3/1357. № 1731). [134] Муслим (3/1357. № 1731), “Зад аль-ма’ад” (3/58). [135] «Тафсир ибн касир» (2/321), «Тафсир ас-са’ди» (3/183-184). [136] Это делается в том случае, когда существует обоснованное опасение того, что враг нарушит договор. [137] Абу Дауд («Китаб аль-джихад», глава «Об имаме, заключившем перемирие с врагом и направившемся к нему»; 3/83. № 2759), ат-Термизи (№ 1580). См. «Сахих аби дауд» (2/528). [138] Имеются в виду горы Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан, расположенные в Мекке. [139] Аль-Бухари (№ 3231). Муслим (№ 1795). [140] Аль-Бухари (№ 1356, 5657). См. «Фатх аль-бари» (3/219). [141] Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 357). [142] Ас-Са’ди «Тайсир аль-карим ар-рахман» (стр. 659) [143] Муслим (№ 1828). [144] Аль-Бухари (№ 6731, 2298), Муслим (№ 1619). [145] Муслим (№ 2319). [146] Ат-Термизи (№ 1923). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ат-термизи» (2/350). [147] Ат-Термизи (№ 1924). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/350). [148] Ат-Термизи (№ 1919). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/348). [149] Ат-Термизи (№ 1920). Аль-Албани оценил хадис как достоверный в «Сахих ат-термизи» (2/348). [150] Абу Дауд (№ 5147), ат-Термизи (№ 1912, 1916). Аль-Албани назвал его достоверным за счет других путей передачи (сахих ли гайрих) в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/429). [151] Ахмад «Аль-муснад» (19/481. № 12498). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/428). [152] Муслим (№ 2983), аль-Бухари (№ 605; со слов Са’да ибн Сахля). [153] Ахмад (14/558; № 9018). Имам аль-Мунзири в «Ат-таргиб ва-тархиб» (3/323) сказал по поводу этого хадиса: «Его передал Ахмад. Его иснад представлен передатчиками достоверных хадисов». Аль-Албани назвал его хорошим за счет других путей передачи (хасан ли гайрихи) в «Сахих ат-таргиб ва-тархиб» (2/676). Он оценен как слабый авторами «Мавсу’а аль-хадисиййа фи тахкик муснад аль-имам ахмад» (13/21. № №7576; 14/558. № 9018). [154] Ибн Маджа (№ 3678). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ибн маджа» (2/298). [155] Ибн Маджа (№ 1851). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ибн маджа» (2/120). [156] Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственницей Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [157] Аль-Бухари (№ 2844). См. «Фатх аль-бари» (6/161). [158] Аль-Бухари (№ 5353, 606, 607), Муслим (№ 2982). [159] Ан-Насаи (№ 1415). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ан-насаи» (1/456). [160] Ибн Маджа (№ 1272). Аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ибн маджа» (1/382). [161] Аль-Бухари (№ 3700). [162] Абу Дауд (№ 1667). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (1/464). [163] Ат-Термизи (№ 2650, 2651), Ибн Маджа (№ 247). Аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ибн маджа» (1/98). [164] То есть: пусть старший будет имамом. [165] Аль-Бухари (№ 628, 631). [166] Аль-Бухари (№ 3046). [167] Аль-Бухари (№ 1240, 2162.) [168] Муслим (№ 2568). [169] Ат-Термизи (№ 969). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-термизи» (1/497). [170] Абу Дауд (№ 3106), ат-Термизи (№ 2083). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (№ 3160). [171] Аль-Бухари (№ 173, 2466), Муслим (№ 2244). [172] Аль-Бухари (№ 3321). [173] Аль-Бухари (№ 2365, 3482), Муслим (№ 2243). [174] Аль-Бухари (№ 2320), Муслим (№ 1552). [175] Хадис привел Аль-Хаким (4/233) и назвал его достоверным согласно условиям аль-Бухари и Муслима. Его также привел аль-Хайсами в «Муджма’ аз-заваид» (4/33) и сказал: «Данный хадис передан ат-Табарани в «Аль-кабир» и в «Ас-сагир», его передатчики — передатчики достоверных хадисов». Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2/552). [176] Имеются в виду такие случаи, когда казнят преступников. [177] То есть: старайтесь причинять осужденному на смерть как можно меньше страданий. [178] Муслим (№ 1955). [179] Ан-Насаи (7/239. № 4445), аль-Хаким (4/233). Последний назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Аль-Албани в «Ат-таргиб ва ат-тархиб» (2266) назвал этот хадис хорошим (хасан). [180] Аль-Бухари (№ 5515). Муслим (№ 1958). [181] Абу Дауд (№ 2675). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (2/146). [182] Муслим (№ 2117). [183] Муслим (№ 2116). [184] Ахмад (1/205), Абу Дауд (№ 2549). Аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих аби дауд» (1/183). [185] “Зад аль-ма’ад” (1/183). [186] Ибн Хиббан «Ас-сахих» (№ 620). Шу’айб аль-Арнаут сказал по поводу этого хадиса: «Его иснад достоверен согласно условиям Муслима». Аль-Албани в «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 68) указал на то, что его иснад хороший (джаййид). [187] Абу Дауд (№ 904). Аль-Албани подтвердил его достоверность в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 276). [188] То есть как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довел послание Аллаха. [189] Аль-Бухари (№ 4582), Муслим (№ 800). [190] Аль-Бухари (№ 1303), Муслим (№ 2315). [191] Аль-Бухари (№ 1285, 1342). [192] Ахмад (1/268), ат-Термизи «Аш-шамаиль» (№ 324). Аль-Албани подтвердил достоверность этого сообщения в «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 279). [193] Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах. [194] Са`д, да будет доволен им Аллах, выражает недоумение в связи с тем, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывавший дочь безропотно перенести утрату, плачет. [195] Аль-Бухари (№ 1284), Муслим (№ 923). [196] Абу Дауд (№ 3163), ат-Термизи (№ 989), Ибн Маджа (№ 1456). [197] “Сайфу-Ллах” (меч Аллаха) — так Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал Халида ибн аль-Валида, да будет доволен им Аллах. [198] То есть мусульманам. [199] Аль-Бухари (№ 4262). [200] Муслим (№ 108) [201] Аль-Бухари (№ 1304), Муслим (№ 924). [202] Ибн Маджа (№ 4195), Ахмад (4/294). Аль-Албани оценил хадис как хороший (хасан) в «Сахих ибн маджа» (3/369) и «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 1751). [203] Ибн Хузейма (№ 899; 2/53), Ахмад (1/125; 2/222). Аль-А’зами и аль-Албани подтвердили достоверность цепочки передачи этого хадиса. См. «Сахих ибн хузейма» (2/52). [204] Намаз, совершаемый при затмении солнца. [205] Ибн Хузейма (№ 901). Аль-А’зами и аль-Албани подтвердили достоверность цепочки передачи этого хадиса. См. «Сахих ибн хузейма» (2/53), а также «Мухтасар аш-шамаиль» (№ 278). [206] Муслим (№ 1763). [207] Имеются в виду идолы. [208] То есть: исповедует ту же религию. [209] То есть: помилуй членов моей общины. [210] Имеются в виду слова “ … моя община, моя община!” [211] Муслим (№ 202). [212] Аль-Бухари (№ 77), Муслим (1/456. № 265). [213] «Фатх аль-бари» (1/172). [214] Комментарии к хадисам аль-Бухари (№ 77). [215] Муслим (№ 2329). [216] Один из двух внуков Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от ‘Али и Фатимы, да будет доволен Аллах ими обоими. [217] Аль-Бухари (№ 5997). [218] Этот вопрос они задали мусульманам, увидев, что те целуют своих сыновей. [219] Аль-Бухари (№ 5998), Муслим (№ 2317). [220] Имеются в виду Хасан и Хусейн, да будет доволен Аллах ими обоими. [221] Базилик /райхан/ — ароматическое растение. [222] Аль-Бухари (№ 5994). [223] «Фатх аль-бари» (10/427). [224] В данном случае под словом “сын” следует понимать “потомок”, так как Хасан являлся внуком Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. [225] Сайид — господин, предводитель. [226] Аль-Бухари (№ 3746). [227] Аль-Бухари (№ 2704). [228] Аль-Бухари (№ 3749). [229] Ан-Насаи (№ 1142), Ахмад (3/493). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих ан-насаи» (1/246). [230] Имеется в виду внук Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хасан ибн 'Али, да будет им доволен Аллах. [231] Аль-Бухари (№ 6003, 3747, 3735). [232] Аль-Бухари (№ 516, 5996), Муслим (1/385. № 543). [233] В то время Умм Халид, да будет доволен ею Аллах, была еще ребенком. [234] Имеется в виду родимое пятно или нарост, находившийся между лопаток Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. [235] То есть используй и износи до предела эту одежду, и следующую, и следующую. Имеется в виду, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с мольбой за девочку, желая ей долгой жизни. [236] Аль-Бухари (№ 3071). [237] «Фатх аль-бари» (1/184). [238] Аль-Бухари (№ 707). [239] Аль-Бухари (№ 6247), Муслим (4/1708). [240] Аль-Бухари (№ 6203). [241] «Фатх аль-бари» (10/583). [242] Речь идет об Абдуллахе ибн ‘Аббасе, да будет им доволен Аллах, которому в то время было меньше тринадцати лет. [243] Аль-Бухари (№ 2351, 2451). [244] Аль-Бухари (№ 223). [245] Ат-Термизи (3/437. № 1162), Абу Дауд (4/220. № 4682). Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих ат-термизи» (1/340). [246] Ат-Термизи (4/370. № 2019). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-термизи» (2/196). [247] Аль-Бухари (№ 6029), Муслим (4/1810. № 2321).
[248] Абу Дауд (4/253. № 4798), ат-Термизи (4/362. № 2002). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих абу дауд» (3/911). [249] [250] Ахмад «Аль-муснад» (2/177). Хадис приводится с неплохой цепочкой передачи. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагир» аль-Албани (1/301. № 886). [251] Муслим (4/1980. № 2553). [252] Ат-Термизи (4/355. № 2389). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих сунан ат-термизи» (2/191). [253] Аль-Байхаки (10/192), Ахмад (2/381), аль-Хаким (2/613) см. также «Ас-сильсиля ас-сахиха» аль-Албани (1/75. № 45). [254] Муслим (1/513. № 746). [255] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764). [256] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/438. № 6010). [257] Муслим (1/381. № 537). [258] Муслим (4/1806. № 2312). [259] Муслим (4/1806. № 2313). [260] Аль-Бухари (№ 2910), Муслим (№ 843). [261] «Фатх аль-бари» (7/428). [262] Муслим (1/534. № 770) [263] Аль-Байхаки, Ахмад (6/68). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Ирва аль-галиль» (1/113. № 74). [264] Абу Дауд (№ 792), Ахмад (3/474), Ибн Маджа (№ 3847). См. «Сахих ибн маджа» (2/328). [265] Абу Дауд (№ 4800). Аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих аби Дауд» (3/911) и «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 273). [266] Иначе говоря, сквернословие, ложь, сплетни и тому подобные вещи, с одной стороны, и совершение прелюбодеяний, с другой. [267] То есть: человек, ставший близким к людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и легкостью характера. [268] “Маджму’ аль-фатава” (10/658). [269] «Мадаридж ас-саликин» (2/308). [270] Ибн аль-Каййим «Мадаридж ас-саликин» (2/293 — 296). [271] Муслим (4/1806. № 2312). [272] Многочисленные примеры щедрости Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся в «Сахих аль-Бухари» (1/30 — № 6; 10/455 — № 6034; 11/264 — № 6445; 11/303 — № 6470; 4/474 — № 2296; 13/217 — № 7228) и «Сахих Mуслим» (4/1805, 1806 — № 2311-2314; 2/730 — № 1056 —1058; 2/687 — № 991). [273] «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (15/72). [274] Муслим (4/1806. № 2313). [275] Муслим (4/1806. № 58 — (2312)). [276] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (3/340. № 1478), Муслим (2/733. № 1059). [277] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/249. № 3143 — 3349). [278] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/580. № 3571, № 344, 348), Муслим (1/476. № 682). [279] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/448. № 344). [280] См. «Фатх аль-бари» (1/453). [281] Аль-Бухари (№ 660), Муслим (№ 1031). [282] Муслим (№ 1827). [283] Имеется в виду озабоченность тем, что за это ей должны были отсечь кисть руки. Подобное было непривычно для людей, только недавно принявших ислам, тем более, что эта женщина принадлежала к знатному роду. [284] Здесь подразумеваются те люди, к которым родственники этой женщины обратились с просьбой заступиться за нее. [285] То есть: кто заступится за нее? [286] Иначе говоря, лицо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покраснело от гнева. [287] Аль-Бухари (12/86 — № 6786; 12/87 — № 6788; 6/513 — № 3475; 5/255 — № 2648), Муслим (3/1315 — № 1688. См. также «Шарх ан-наваи» (11/186), «Фатх аль-бари» (12/95, 96). [288] Мудрые примеры, связанные с этой темой, приводятся во многих книгах. См. «Сунан аби дауд» (2/242), Ат-Термизи (3/137), ан-Насаи (7/64). См. также аль-Бухари (3/292 — № 1423; 2/143 — № 640; 11/312 — № 6479; 12/112 — № 6806), Муслим (3/1458. № 1827 — 1830), книгу «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 534, 535). [289] ‘Амра бинт Раваха — мать ан-Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен ими Аллах. [290] Аль-Бухари (№ 2586, 2587, 2650), Муслим (18 — № 1623). [291] Я слышал это высказывание шейха при разъяснении им хадиса № 2586 из «Ас-сахиха» аль-Бухари. (Прим. автора). [292] Абу Дауд (№ 2134), ат-Термизи (№ 1140), ан-Насаи (7/64), Ибн Маджа (№ 1971). Я слышал, как шейх Ибн Баз, давая комментарии к хадисам книги «Булуг аль-марам», назвал цепочку передачи этого хадиса хорошей (джаййид). [293] Я слышал эти слова шейха при разъяснении им хадиса № 1084 из книги «Булуг аль-марам». (Прим. автора). [294] Ахмад (2/347), Абу Дауд (№ 2133), ат-Термизи (№ 1141), ан-Насаи (7/63), Ибн Маджа (№ 1969). Аль-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан аби дауд» (1/593). [295] Из слов, услышанных мною от нашего шейха — Абдульазиза ибн База, произнесенных им при разъяснении хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора). [296] Аль-Бухари (№ 5214), Муслим (№ 1461). [297] Муслим (№ 1460). [298] Аль-Бухари (№ 5212), Муслим (№ 1413). [299] Абу Дауд (№ 2135). Аль-Албани назвал хадис хорошим и достоверным (хасан сахих) в «Сахих аби дауд» (1/594). Передача Саудой своей очереди Айше упоминается у аль-Бухари (№ 5212) и Муслима (№ 1463). [300] Я слышал эти слова шейха при комментировании им хадисов «Булуг аль-марам». (Прим. автора). [301] Аль-Бухари (№ 5268), Муслим (№ 1474). [302] Комментарии к хадисам «Булуг аль-марам» (№ 1089).
[303] «Фатх аль-бари» (1/389). [304] Я слышал эти слова от шейха во время разъяснения им хадисов аль-Бухари (№ 268). (Прим. автора). [305] Муслим (№ 1462). [306] Я слышал эти слова шейха во время разъяснения им хадисов книги «Булуг аль-марам» (хадис № 1089). (Прим. автора.) [307] Аль-Бухари (№ 2593), Муслим (№ 2770). [308] Аль-Бухари (№ 2481, 5225). [309] «Мадаридж ас-саликин» (стр. 997). [310] Муслим (4/2001. № 2588). [311] Изар — кусок ткани, который обматывается вокруг бедер. [312] Муслим (16/173. № 2620) [313] “‘Адба” — та, у которой отрезано или разрезано ухо. [314] Аль-Бухари (11/340. № 6501). [315] Ибн Маджа (№ 3312), аль-Хаким (2/466). Последний назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Аль-Албани оценил хадис, как достоверный в «Сахих ибн маджа» (3/128) и «Сильсиля ас-сахиха» (4/497. № 1876). [316] Ибн аль-Каййим «Мадаридж ас-саликин» (3/328, 329). [317] Муслим (№ 1369). [318] Речь идет о пророке Йунусе (библ. Иона), мир ему. [319] Аль-Бухари (№ 4630), Муслим (4/1846. № 2376). [320] Аль-Бухари (№ 3340, 3361, 4712), Муслим (№ 194). [321] То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его. [322] Абу Дауд (№ 4763). Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аби дауд» (№ 3/138). [323] Аль-Бухари (№ 1283). [324] Аль-Бухари (№ 7210). [325] Муслим (№ 2151, 2152). [326] Муслим (№ 956). [327] Аль-Бухари (№ 6038), ат-Термизи в «Аш-шамаиль». [328] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, желая окончательно склонить к исламу вождей некоторых племен. [329] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/251. № 3150), Муслим (2/739. № 1062). [330] «Фатх аль-бари» (8/49). [331] Подразумевается ‘Уйайна ибн Хисн ибн Хузейфа. Бадр — один из предков ‘Уйайны (см. «Фатх аль-бари» 8/68). [332] Зайд аль-Хайль ибн Мухаллаль ат-Таи. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал его Зайд аль-Хайр, заменив букву «лям» на «ра» (см. «Фатх аль-бари» 8/68). [333] ‘Алькама ибн ‘Аляна аль-’Амири. Этот человек принял ислам и стал прекрасным мусульманином. Умар, да будет им доволен Аллах, назначил его своим наместником в Хуране, где он и умер во времена его правления (см. «Фатх аль-бари» 8/68). [334] Все эти люди принадлежали к племенной знати, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел склонить их к исламу с помощью подарков. [335] Имеется в виду, что такие люди будут исповедовать религию только внешне. [336] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/67. № 4351), Муслим (2/741. № 1064). [337] См. «Фатх аль-бари» (8/69). [338] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/10 — № 2937; 8/101 — № 4392; 11/196 — № 6397), Муслим (4/1957 — № 2524). Этот же хадис приведен у Ахмада (2/243, 448), и в данном случае представлена его версия. См. «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (6/337, 3/99), «Сира ибн хишам» (1/407). [339] «Сийар а’лям ан-нубаля» (1/346), «Зад аль-ма’ад» (3/626), «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (2/225). [340] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/96, 97 — № 2910; 7/426 — № 4135), Муслим (4/1786, 1/576 — № 843), Ахмад (3/311, 364). См. «Аль-ахляк аль-ислямиййа ва усусуха» аль-Майдани, где приводится подробная версия этого сообщения со ссылкой на «Сахих» Абу Бакра аль-Исма’или (2/335). [341] См. «Фатх аль-бари» (7/428), «Шарх ан-навави ‘аля сахих муслим» (15/44). Ибн Хаджар упоминает о том, что имя этого бедуина — Гаурас ибн аль-Харис. [342] См. «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 528), «Хидайа аль-муршидин» (стр. 384). [343] Эту историю приводит Ибн Хаджар в книге «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба», ссылаясь на ат-Табарани, аль-Хакима, Абу аш-Шейха, Ибн Са’да и других. Затем он говорит: «Передатчики этого сообщения — надежные... Мухаммада ас-Сирри назвал надежным передатчиком Ибн Му’ин. Что касается аль-Валида, то здесь он открыто указывает на то, что это сообщение было рассказано ему его шейхом» (1/566). Этот хадис приводится также Ибн Касиром в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (2/310) со ссылкой на Абу Ну'айма. Аль-Хайсами в «Муджма' аз-заваид» пишет: «Сообщение передано ат-Табарани. Его передатчики являются надежными». [344] «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/566). [345] См. «Сира ибн хишам» (2/216), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/157). [346] См. «Сира ибн хишам» (2/428), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/4). [347] “Зад аль-ма’ад” (3/126, 190). [348] “Зад аль-ма’ад” (3/194), «Сира ибн хишам» (3/8, 3/57), «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/51). [349] «Сира ибн хишам» (2/218, 219). [350] История об оговоре Айши лицемерами приводится у аль-Бухари (7/431 — № 4141; 8/452 — № 4750) и Муслима (4/2129 — № 2770). См. также “Зад аль-ма’ад” (3/256 — 268). [351] См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652 — № 4905; 6/546 — № 3518), Муслим (4/1998 — № 2584). См. также «Сира ибн хишам» (3/334). [352] См. «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648 — № 4904), Муслим (4/2140 — № 2772). [353] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/648, 652; 6/546 — № 4905), Муслим (4/1998 — № 63 (2584)). [354] «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (4/185). См. также «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (16/139) и «Хаза аль-хабиб йа мухибб» (стр. 336). [355] Сумама хочет сказать, что он ни о чем не беспокоится, так как он уверен, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поступит с ним несправедливо. [356] Эти слова Сумамы можно перевести и по-другому: если ты убьешь меня, то убьешь человека, виновного в убийстве, а значит, поступишь справедливо. [357] То есть если ты освободишь меня. [358] Йамама являлась крупным земледельческим районом, снабжавшим сельскохозяйственной продукцией многие области Аравии, в том числе и Мекку. [359] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/87. № 4372), Муслим (3/1386. № 1764) [360] «Сира ибн хишам» (4/317), «Фатх аль-бари» (8/88). [361] По поводу этого предания Ибн Хаджар сказал: «Его цепочка передачи хорошая (хасан)». См. «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203). [362] «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203). [363] «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/89), «Фатх аль-бари» (8/88). [364] «Аль-исаба фи тамйиз ас-сахаба» (1/203). [365] Наджран — местность в Йемене. [366] «Фатх аль-бари» (10/506). «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (7/146, 147). [367] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (6/514. № 3477), Муслим (3/1471. № 1792). [368] Муслим (1/48. № 17/25). [369] Абу Дауд (4/357. № 5225), Ахмад (4/206, 3/23). [370] Ахмад (4/367. № 19286). [371] То есть: напали на людей из этого рода. [372] Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам. [373] То есть: после того, как он принял ислам и его жизнь стала неприкосновенной. [374] Усама, да будет доволен им Аллах, имел в виду тяжесть совершенного им греха и то обстоятельство, что если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены. [375] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/517; 12/191 — № 4269), Муслим (1/97 — № 159 — (96)). [376] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что вера скрыта в сердце человека, а это значит, что один лишь Аллах может судить о том, верит человек или нет. [377] Муслим (1/96 — № 97). [378] То есть: как ты оправдаешься перед Аллахом за то, что убил человека, который произнес эти слова? [379] Муслим (1/97 — № 97). [380] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (2/82 — № 610), Муслим (1/288 — № 382). [381] Муслим (3/1357 — № 1365), “Зад аль-ма’ад” (3/100). [382] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (2/390 — № 908), Муслим (1/420 — № 602). [383] Муслим (1/422 — № 604). [384] Муслим (1/48 — № 18). [385] Муслим (1/288 — № 382). [386] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (2/89 — № 610). [387] Ат-Термизи (4/366 — № 2010). См. «Сахих сунан ат-термизи» (2/195). [388] «Шарх ас-сунна» (13/177), «Тухфа аль-ахвази» (6/153). [389] Ахмад (6/156). Цепочка передачи этого хадиса достоверна. См. «Сильсиля ас-сахиха» шейха аль-Албани (№ 519). [390] «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (16/145), «Фатх аль-бари» (10/449), «Тухфа аль-ахвази» (6/154). [391] Муслим (3/1458 — № 1828). [392] Муслим (3/1358 — № 1732). [393] Ахмад (6/71). Аль-Албани в «Сильсиля ас-сахиха» сказал по поводу этого хадиса: «В передаче от Айши он является достоверным» (3/219 — № 1219). [394] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (8/62 — № 4344, 2345), Муслим (3/1359 — № 1733). [395] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/163 — № 69), Муслим (3/1359 — № 1732). [396] См. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/41), «Фатх аль-бари» (1/163). [397] См. «Фатх аль-бари» (1/162, 163). [398] См. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (12/213). [399] Хадис привел Ахмад в «Аль-муснад» (5/256, 257). Его также привел аль-Хайсами в «Муджма’ аз-заваид» (1/129) со ссылкой на ат-Табарани и указал, что его иснад состоит из передатчиков достоверных хадисов. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» аль-Албани (т. 1, № 370). [400] То есть вместо того, чтобы сказать: “Ас-саляму ‘аляй-кя /Мир тебе/”, они сказали “Ас-самму ‘аляй-кя /Смерть тебе/”. [401] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/449 — № 6024). [402] Муслим (4/2004 — № 2593). [403] Муслим (4/2004 — № 2594). [404] Муслим (4/2003 — № 2592). [405] Ат-Термизи (4/367 — № 2013). См. «Сахих ат-термизи» (2/195). [406] Ахмад (6/451). См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» аль-Албани (№ 876). [407] Муслим (1/236 — № 285), «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/322 — № 219, а также 1/223, 10/4449, 10/525). [408] «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (10/438 — № 6010). [409] Ат-Термизи (1/275 — № 147), Ахмад (12/244 — № 7254; 20/134 — № 10540), Абу Дауд (2/39). [410] Ахмад (20/134 — № 10540), Ибн Маджа (1/175 — № 529, 530). [411] См. «Фатх аль-бари» (10/439). [412] См. «Фатх аль-бари» (1/325), «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (3/191). [413] Ибн Маджа (1/175 — № 529). Номер этого хадиса в сборнике Ахмада был указан выше. [414] См. «Фатх аль-бари» (1/325), «Шарх ан-навави» (3/191), «‘Аун аль-ма’буд шарх сунан аби дауд» (2/39), «Тухфа аль-ахвази» (1/457). [415] Разъясняя эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ученые говорят о том, что люди неминуемо обнаруживают в своих сердцах тягу к обращению внимания на всякого рода дурные приметы, и за само наличие этой тяги им нет порицания. Однако они не должны придавать приметам значения и отказываться по их причине от своих планов и действий. (См.. «Шарх ан-навави ‘аля муслим» (5/22)). [416] Учеными высказаны разные мнения по поводу толкования этих слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако наиболее правильное из них заключается в том, что гадание по черточкам дозволено лишь в том случае, если черточки в точности совпадут с черточками упомянутого в хадисе пророка. Однако никто не может быть уверен, что его черточки совпадут, значит, подобное действие в любом случае запрещено (харам). Итак, смысл данных слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сводится к тому, что заниматься гадан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|