Глава 1. Школа как социальный институт
РЕФЕРАТ по введению в специальность Учебная деятельность как ведущий элемент процесса социализации.
Челябинск - 2009 Содержание
Введение Глава 1. Школа как социальный институт Глава 2. Физическая культура, как элемент учебной деятельности, влияющий на процесс социализации Заключение Список литературы Введение
Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации - сочетание адаптации и обособления человека в обществе, баланс которых определяет становление индивида. Воспитание определяется, как целенаправленное “взращивание человека", осуществляемое в семье, школе и других учебных заведениях. Сейчас в учебных заведениях создаются условия для адекватной адаптации учащихся в обществе, чтобы предотвратить столкновение учащихся с опасностями социализации, чтобы дети могли жить в новом демократическом обществе, нашли свое место в жизни. Выдвинутая на современном этапе цель образования - развитие личности - не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний уже воспринимается не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство - развитие личности. Переход в учебной деятельности с монологических методов к диалогу и полилогу, активизация учащихся благодаря использованию интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора уровня достижений и способа выполнения заданий, дифференциация и профилизация содержания образования на завершающем этапе - все эти направления перестройки процесса усвоения знаний становятся средствами развития личности.
Решение частных и целевых задач развития личности, которые могут быть решены на том или ином этапе общего образования зависит и от реализации потенциальных возможностей каждого учреждения. Естественно-математический цикл формирует мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира, развивает экологическую культуру личности. Гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся. Информационные технологии, экономические знания, овладение иностранными языками обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности в современных социально-экономических условиях. Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, удовлетворяя потребности в творчестве, общении, самореализации. Следовательно, на процесс активной социализации влияет целостный образовательный процесс. Подобным “центром кристаллизации” является общеобразовательное учреждение, где создаются условия для развития индивидуальных способностей самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения. Что же может противопоставить воспитательная деятельность тем же телепередачам, которые специально рассчитаны на утверждение прямопротивоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижение эгоистической цели. Даже детские передачи и мультфильмы не лишены жестокости и насилия. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые, художественные народные традиции. Конечно же, приобщение детей ко всему богатству народной национальной культуры, к искусству, истинным образцам художественного творчества, расширяет кругозор и поощряет вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. Только в этом случае мы воспитываем не потребителей искусства, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей.
Общими усилиями преподавателей и администрации создается такая модель воспитательной системы, цель которой совершенствование воспитательной работы в учреждениях. Ее содержание и формы деятельности выглядят таким образом: учебно-познавательная деятельность, коллективно творческая деятельность, трудовая деятельность, оздоровительная деятельность, нравственность, здоровый образ жизни. Реализация целей и других условий развития воспитательной системы в образовательных учреждениях на сегодняшний день способствует решению следующих задач: укрепление личности и развитие воспитательных задач, развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом, укрепление взаимодействия педагогов и семьи в воспитании детей, развитие детских общественных организаций и ученического самоуправления в лицее. Основными направлениями стали: четкое планирование; использование разнообразных форм и методов; развитие дополнительного образования в образовательном учреждении и вне его. Также четко планируется и вводится в действие педагогическая поддержка по социально - психологической защите человека. Конечным эффектом социализации является воспитание индивидуальности. В основу социальной зрелости выпускника ложится формирование ответственности через представление свободы личности в принятии решения, самостоятельности, а это и есть не что иное, как переход от системы внешнего управления в самоуправление. В рамках воспитательной системы была проведена диагностика по следующим направлениям: по уровню воспитанности, оценке социальной активности, с целью изучения автономности, приверженности детей гуманистическим нормам (нравственности), социальной адаптированности.
Анализ результатов показал, что следует отметить уровень средней социализации на всех стадиях учебной деятельности. Используя новые технологии, формы и методы работы (клубные, КВН-овские, КТД, участие в городских конкурсах, фестивалях, через ученическое самоуправление) воспитывают деловые и организаторские способности. Благодаря совместной работе учебных заведений и правоохранительных органов снижается уровень правонарушений несовершеннолетними. Перечисленные подходы к воспитанию составляют основу системы воспитательной работы в учебных заведениях. Процесс развития воспитательной системы - это движение от разрозненных воздействий к целостному, саморегулирующему, воспитывающему социальному организму. Глава 1. Школа как социальный институт
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь - это не только академические знания. Социализация не сводится, конечно, лишь к передаче знаний об основах наук. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя: 1) развитие интеллекта; 2) развитие эмоциональной сферы; 3) развитие устойчивости к стрессорам; 4) развитие уверенности в себе и приятие себя; 5) развитие позитивного отношения к миру и приятие других; 6) развитие самостоятельности, автономности; 7) развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования. В последний пункт входит и мотивация учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. В сумме все эти идеи можно назвать позитивной педагогикой или гуманистической психологией воспитания и обучения. Человек - существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит, растет и наш опыт. Каждый из нас усваивает полученные от жизни уроки на свой лад, ведь все мы разные. Но опыт, который мы получаем, незаметно становится частью нас самих. В определенной мере процесс социализации отражает поговорка "С кем поведешься, от того и наберешься". Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Таким образом, процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта.
Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов - социализации и индивидуализации. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может быть и регулируемой, и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, "случайным". Это не только закрепление определенных правил и норм, но и реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителей с учениками и учителей между собой. Он может быть как положительным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и отрицательным, то есть противоречащим поставленным целям. В знаменитом романе Дж. Апдайка "Кентавр", посвященном отчасти и проблемам американской школы, одну из основных сюжетных линий составляет травля директором пожилого преподавателя астрономии Колдуэлла. Это единственный человек во всей школе, который вносит в свои уроки элемент творчества. В романе есть эпизод, где директор начинает выяснять отношения с учителем прямо во время урока, якобы посетив класс ради ежемесячного "контрольного визита". Понятно, что школьники при этом не столько накапливают информацию об эпохах геологического развития Земли, сколько наглядно постигают безнаказанность того, кто выше стоит на социальной лестнице. Итак, перед нами одновременно накопление и учебного материала, и отрицательного, как бы "случайного", социального опыта. Неудивительно, что, наблюдая такие эпизоды, ученики Колдуэлла ведут себя так же, как директор школы: Дефендорф, сильный, спортивный мальчик, бьет другого, болезненного и слабого.
Как в этой связи соотносятся понятия "воспитание" и "социализация"? Воспитание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный процесс социализации. Однако неверным будет представление о том, что в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях - наоборот. Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Социализация - не противоположность индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Соответственно, и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|