Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наглядность в обучении истории

МПИ как отрасль пед. науки.

МПИ – отрасль пед. науки о задачах, содерж. и методах изуч-я ист., изучающая законом-ти процесса обуч-я с целью повышения его эффективности, отвечающая на в-с: «Как надо преподавать историю?». М-ка включ. в себя м-ку обуч. истории (процесс, включающий в себя и преподавание как д-ть учит, и учебн. деят-ть школьника;) и м-ку препод. истории (исследует деят-ть преподавателя по передаче сведений). Разные т.з. на в-с о месте МПИ среди др. наук (Стражев, Гора: МПИ – самостоят. пед. и историч. наука; Лейбенгруб и Коровкин: МПИ – часть пед. науки; Вернадский и Андреевская: МПИ – не наука, а собрание метод. рекомендаций). Объект МПИ – процесс обучения истории. Предмет МПИ – внутр-ие законом-сти взаим-ия главн. факторов проц. обуч-я истории. Факторы – это основные эл-ты проц. обуч-я: цели, содержание, методы, ф-мы учебной работы и р-ты обучения И., познават. возм-ти учащихся. Цели обуч-я определяют содерж-ие и м.б. реализованы лишь на основе содержания; содерж-ие отбирается с учётом познават. возможностей уч-ся. Задачи МПИ: «Зачем учить?» (образов., развив., воспитат. цели); «Чему учить?» (учитель д-н отбирать содержание И. материала в соотв-ии с целями, позн. возм-ми учащихся); «Как учить?» (учитель д-н моделировать сп-бы, ф-мы, ср-ва обуч-я в соотв-ии с целями, позн. возм-ми уч-ся, рез-тами обуч-я). Ф-ции МПИ: практическая – вырастить гражданина своей страны; теоретическая – отвечает на в-с «Кого надо воспитывать?». Метод – способ учителей и учеников, направл. на достижение цели образования. Методы МПИ: 1. по степени взаимод-ия учителя и ученика (изложение, беседа, сам. работа); 2. в зависим. от решаемых на уроке задач (подготовка к усв., объяснение, закрепление); 3. по ист-ку знаний (устный и печатно-словесный, наглядный, практический – вычерчивание схем); 4. по хар-ру познават. деят-ти учащихся (объяснит-иллюстративный, репродуктивный, продуктивные). Методы всегда ориентированы на цель урока.

Есть 2 вар-та стр-ры ист. образ-я в МПИ- линейная (1-кратное последоват-е хронолог-е изуч-е временных эпох разв-я ист. общ-ва) и концентрическая (изуч-е этапов разв-я общ-ва с 2-3-хкратным их повторением и последующим углублением).

Соврем. проблемы МПИ: в связи с появлением большого кол-ва подходов к обуч-ю учитель встал перед проблемой выбора. Каждая шк. сегодня может сама выбирать путь своего р-ия, создавать свои программы. Не решён в-с: «Каково д.б. базовое содержание школьного курса И.?». По-прежнему идут споры о том что выше в МПИ: история, или педагогика?

 

Урок истории и подготовка к нему

Урок – это осн-я ф-ма организации обучения. Создание люб. урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления ср-ва - что поможет учителю в достижении цели, и далее- определения сп-ба - как учитель б. действовать, чтобы цель урока была достигнута. Успешная реализ-я намечен. цели осуществляется в процессе взаимосвязанной д-ти учителя и учащихся, направленной на их обуч-е, воспит. и разв-е. Урок требует постоянного совершенствования и модернизации: творч. подход с учетом новых достижений в обл. пед-ки, психол. обеспечит выс. ур. преподавания. Гл. черта ур. ист. и гл. требов-е к преподаванию– выс. научно- теоретический ур., соответствие преподавания современному состоянию ист. и пед. науки, закономерностям учебно-воспит-го процесса. Важн. требование к уроку- соответ-е учебной цели образовательным воспитательным и развивающим задачам и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Этапы подгот. к комбинир. уроку: 1. аналитический (провод-ся сравнит. анализ тех программ, по кот. будут интегрир-ся, выявл-ся факты, м-ды, кот. б. примен-ся на уроке); 2. установочный (отбор мат-ла, его интегрирование). Отбор мат-ла определяется с учётом сод-я учебной программы, образовательных, воспитательных и развивающих задач, возраста учащихся, уровнем их знаний, умений и навыков.

3. подготовительный (определение цели, задач, лит-ры, презентаций, нагляд. мат-ла); 4.сам урок; 5. заключительный (обобщение, подведение итогов). Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всесторонний анализ программы, где сформулированы цели и задачи истории. Подготовке конкр. урока предшествует составление тематического планирования (название темы, формул-ка задач, цели, тип урока, отбор необходим. оборудование, учебных пособий, намечается объем и содерж. учебного материала, логику его раскрытия). В плане урока отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемный вопрос. Образность, яркость фактов - обязательное условие эмоционального восприятия. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе изуч. нового материала, опроса, повторения и закрепления, умение учитывать при этом индивидуальные особенности каждого учащегося, сильные и слабые стороны в их знаниях и навыках. Установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей. Определяя домашнее задание, учитель должен разъяснить его, дать инструкцию к его выполнению. Черта кач. урока – его результативность, т.е. усвоение материала в классе, на уроке.

Типология уроков по их основной дидакт. цели: урок изуч-я нов. мат-ла; урок проверки и учёта знаний; урок повторения и обобщения изученного; комбинированный урок. В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательная деятельность школьников при полном контакте с ними учителя. Если планируется опрос, то формулир. основные и доп. вопросы.

Типология уроков по сп-бу их проведения или ведущему м-ду обуч-я: лк, семинар, практическое занятие, лабораторный урок, киноурок, телеурок, экскурсия.

В последние годы –нетрадицион. (нестандарт.) уроки.

Классификация нетрадиционных уроков истории.

Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, анализ ист. источников, с применением компьютеров.

Уроки с использованием игровых ситуаций: написать сценарий, распределить роли, провести репетицию (урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-путешествие).

Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-зачет. Нетрадиц. ур. позволят учителю развивать у уч. творч. сп-сти, формировать самостоятельность в подготовке и отборе мат-ла, личностных качеств учащихся.

 

Наглядность в обучении истории

На основе наглядного восприятия предметов у уч-ся формир-ся образные представления и понятия.

По внешн. признакам: печатные, экран., звуков. нагл. ср-ва; по содержанию: предметная, естественная, монументальная нагл-ть (памятн. прошлого: пирамиды, Колизей); подлин. (предметы матер. к-ры оружия, кости); спец. созданные предметы (макеты предметов быта); изобразит-ая (картины); условно-графич. (схематич. рисунки, схемы, карты); ТСО (фильмы, аудиозаписи, CD).

Значит. место среди Н. заним. картины (событийные – о единичных событиях; типологические – единичное событие, типичное для какой-то эпохи; культурно-исторические – знакомят с предметами быта, памятниками архитект.). Картины м. использ-ся как ист-ник знаний, как опора в рассказе учителя, как ср-во закрепл-ия. При работе с картиной уч-ки учатся извлекать из неё знания, использ-ть её в своём рассказе, анализировать её, сравнив-ть неск. картин.

Условно-графич. Н.: схематич. рисунок (передаёт наиб. сущ-ые черты предмета, способ-ет формиров-ю понятий); аппликации (помогают раскрыть последов-ть событий; создают зрит. образ). Таблицы, диаграммы, графики (в старш. кл.: для обобщ. и систематиз. знаний, сравнения явлений, выявл-ия тенденций р-ия).

ТСО: для подкрепл-ия слов кадрами, фото. С помощью комп-ра можно моделир-ть ист. проц., создать иллюзию присутствия, вмешиваться в ход событий.

Карты как ср-во наглядности. Классификация И. карт: по содерж. (общие – И. страны или региона в теч. длит. врем.: «Россия в 17-18 веках»; обзорные – определ-ые последоват. происходящие моменты: «Рост древнерус. гос-ва»; тематические – отдельные события: «ВОВ»); по охвату территории: регион., государств, материковые, мировые; по масштабу: мелко, средне, крупномасштабные; по степени схематизации: карто-схемы, план на местности, подлинная карта.

 

Структура историч. знаний

На основе изучаемых фактов у учеников формир-ся конкретные представления. Факты не повторяются, не наблюдаются. Уникальный факт- уникальное событие, привязанное ко времени и простр-ву. Факты- основные (занчимые для познания истории и формир-я осн-х знаний курса), неосновные (менее значимы, они мог. излаг-ся конспективно(неподробно); факты 1-го порядка (крупные, сложные: ВОВ), 2-го порядка (мельче), 3-го (ещё мельче: операция тайфун). При подгот. к ур. нужен отбор основн. и опорн. фактов, выявление тех из них, кот. уч-ки д-ны надолго запомнить. При отборе нужно учит-ть достов-ть, конкр-ть, образность и эмоц-ть фактов. Большей образн-ти треб. факты для уч. ср. звена, больш. докум-ти, доказат-ти- для уч. ст. кл. Ист. понятие- обобщёное представление, повтор-хся существенных признаков. Виды: частноисторич. (работают только на ур.: триера), общеисторич. (гражд. в-на), социологич. (модернизация, гос-во, к-ра). Ист. понятия необход. для объясн. и систематиз. фактов, осмысл-я др. понятий. Проц. формир-я понят. протек. эффект-о, если выделенные типич. черты образа осмыслив-ся уч. как признаки пон. Легче усваив-ся понят., кот. можно предст-ть наглядно, выделить отличительные черты 1 понятия от похожего. Методики формир-я понятий: индуктивный путь (от частного к общ.), дедуктивный (от общ. к частному).

Из сочетания фактов разн. порядка- представления- образ, мысленная картинка. На ур. ист. важно сформир. эту картинку, т.к. изуч-ся прошлое, кот. невозм. увидеть.

3 вида ист. представлений: предст-я о фактах прошлого (матер., соц-политич. жизнь людей); предст-я об историч. времени (длит-ть и последоват-ть И. событий и явлений); предст-я об И. пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Для формир-ия у уч-ся полных предст-ий надо не т-ко показывать изображ. и разъяснять их, но и использ-ть приёмы, содействующие закреплению предст-ий (рисование и др.).

Понятия, усваиваемые в нач. обучения и тесно связ. с представл. Приёмы формир-я ист. предст-ий: наглядность, живое слово учителя (экскурсия, образная х-ка), приём персонализации (олицетвор-е ист. проц. в конкр-х судьбах людей, жизненных примерах).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...