Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мухаммад – посланник Аллаха ко всем людям и джиннам




Первостепенной основой убеждений любого человека должна быть истинная вера в то, с чем пришел Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в то, что он посланник Всевышнего, отправленный ко всем разумным обитателям земли - людям и джиннам, арабам и неарабам, людям писания и огнепоклонникам, правителям и поданным, и что ни для кого нет другого пути к Богу, кроме следования за этим посланником. Даже Муса, и Иса, и все другие пророки, если бы дожили до времени его прихода, должны были бы последовать за ним. Об этом свидетельствуют такие слова Всевышнего:

﴿ øŒÎ)ur x‹s{r& ª!$# t,»sW‹ÏB z`¿ÍhŠÎ;¨Y9$#!$yJs9 Nà6çG÷s?#uä `ÏiB 5=»tGÅ2 7pyJõ3Ïmur ¢OèO öNà2uä!%y` ×Aqß™u‘ ×-Ïd‰|Á–B $yJÏj9 öNä3yètB £`ãYÏB÷sçGs9 ¾ÏmÎ/ ¼çm¯RãÝÁYtGs9ur 4 tA$s% óOè?ö‘uø%r&uä ôMè?õ‹s{r&ur 4’n?tã öNä3Ï9¨sŒ “͍ô¹Î) ((#ûqä9$s% $tRö‘uø%r& 4 tA$s% (#r߉pkô­$$sù O$tRr&ur Nä3yètB z`ÏiB tûïωÎg»¤±9$# ÇÑÊÈ `yJsù 4’¯<uqs? y‰÷èt/ y7Ï9¨sŒ y7Í´¯»s9'ré'sù ãNèd šcqà)Å¡»xÿø9$# ﴾

«Вот Аллах взял завет с пророков: «Я одарю вас из Писания и мудрости. Если же после этого к вам явится Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему». Он сказал: «Согласны ли вы и принимаете ли Мой завет?» Они ответили: «Мы согласны». Он сказал: «Будьте же свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами».

Те же, которые отвернутся после этого, являются нечестивцами» (3:81, 82).

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сказал: «Аллах брал завет со всех пророков, которых посылал к людям, что если при их жизни явится Мухаммад, они непременно уверуют в него и окажут ему помощь. Кроме того, каждому из пророков приказывалось взять завет со своих последователей, что если при их жизни состоится приход Мухаммада, они уверуют в него и будут ему помогать»[632].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы пророк Муса, мир ему, был жив и находился среди вас, он непременно последовал бы за мной» [633].

Тот, кто отвергает всеобщность миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, относится к одной из двух категорий:

1. те, которые верят, что он послан Аллахом, однако считают, что его послание касается исключительно арабов;

2. те, кто вообще не признает его посланцем Всевышнего.

Что касается первой категории, то есть тех, кто утверждает, что верит в послание Мухаммада, однако считает его посланием к арабам, то им следует сказать: если вы верите в послание, принесенное Мухаммадом от Аллаха, значит вы должны верить во все его пункты, среди которых – указание на всеобщность его миссии и упразднение ниспосланным ему вероуставом всех предшествующих вероуставов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснял людям, что он послан к ним ко всем. Он отправил гонцов в разные страны мира с посланиями к их властителям, в которых призывал их принять ислам. Такие послания были направлены им к персидскому правителю хосрою, римскому императору кесарю, эфиопскому негусу и другим царям. Заявления о вере в посланника, не сочетающиеся с подтверждением всего, с чем он пришел, есть противоречие и высокомерие.

Что же касается второй категории, то есть тех, кто вообще отвергает послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то им предъявлены ясные доводы, неопровержимо доказывающие его правдивость. Ниспосланный ему Коран был и остается непревзойденным чудом, и вызов Всевышнего составить нечто подобное ему, брошенный роду людей и джиннов, по сей день остается в силе. Неверующие в Мухаммада либо должны ответить на этот вызов и сочинить нечто, опровергающее непревзойденность Корана, либо должны признать его истиной и уверовать в него, что подразумевает веру во все, о чем сообщил Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Если они проявят высокомерие и попытаются сочинить подобное тому, что ниспослано Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, то неизбежно потерпят неудачу и покроют себя позором, как это случилось с их предшественниками, ибо Коран – вечное и непреходящее чудо[634].

Все сказанное означает, что все люди обязаны жить по Корану и обращаться к нему за решением.

Благородный Коран с полной ясностью указывает на то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, - посланник Аллаха ко всем людям и последний из пророков. Всевышний говорит:

﴿ ö@è% $yg•ƒr'¯»tƒ â¨$¨Z9$# ’ÏoTÎ) ãAqß™u‘ «!$# öNà6ø‹s9Î) $·èŠÏHsd “Ï%©!$# ¼çms9 à7ù=ãB ÏN¨uq»yJ¡¡9$# ÇÚö‘F{$#ur (Iw tm»s9Î) žwÎ) uqèd ¾Ç‘ósムàM‹ÏJãƒur ((#qãYÏB$t«sù «!$$Î/ Ï&Ï!qß™u‘ur ÄcÓÉ<¨Y9$# Çc’ÍhGW{$# ”Ï%©!$# ÚÆÏB÷sム«!$$Î/ ¾ÏmÏG»yJÏ=Ÿ2ur çnqãèÎ7¨?$#ur öNà6¯=yès9 šcr߉tGôgs? ﴾

«Скажи (о Мухаммад): «О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, не умеющего читать и писать Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (7:158).

Господь также сказал:

﴿ x8u‘$t6s? “Ï%©!$# tA¨“tR tb$s%öàÿø9$# 4’n?tã ¾Ïnωö6tã tbqä3u‹Ï9 šúüÏJn=»yèù=Ï9 #·ƒÉ‹tR ﴾

«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (25:1).

Приказывая Своему посланнику предостеречь людей и донести до них послание их Господа, Всевышний сказал:

﴿ zÓÇrré&ur ¥’n<Î) #x‹»yd ãb#uäöà)ø9$# Nä.u‘É‹RT{ ¾ÏmÎ/.`tBur x÷n=t/ 4 ﴾

«Скажи: «Аллах – Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (6:19).

Эти аяты ясно указывают на то, что послание Корана касается каждого, до кого оно дошло.

В Коране с совершенной определенностью говорится о том, что послание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, охватывает и людей Писания. Господь говорит:

﴿ @è%ur tûïÏ%©#Ïj9 (#qè?ré& |=»tGÅ3ø9$# z`¿Íh‹ÏiBW{$#ur óOçFôJn=ó™r&uä 4 ÷bÎ*sù (#qßJn=ó™r& ωs)sù (#ry‰tF÷d$# (cÎ)¨r (#öq©9uqs? $yJ¯RÎ*sù y7ø‹n=tã à÷»n=t6ø9$# 3 ª!$#ur 7ŽÅÁt/ ÏŠ$t6Ïèø9$$Î/ ﴾

«Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: «Обратились ли вы в ислам?» Если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов» (3:20).

﴿ $¨B tb%x. JutèC!$t/r& 7‰tnr& `ÏiB öNä3Ï9%y`Íh‘ `Å3»s9ur tAqß™§‘ «!$# zOs?$yzur z`¿ÍhŠÎ;¨Y9$# 3 ﴾

 

«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и последний из пророков» (33:40).

﴿!$tBur y7»sYù=y™ö‘r& žwÎ) ZpuH÷qu‘ šúüÏJn=»yèù=Ïj9 ﴾

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

﴿!$tBur y7»sYù=y™ö‘r& žwÎ) Zp©ù!$Ÿ2 Ĩ$¨Y=Ïj9 #[ŽÏ±o0 #XƒÉ‹tRur £`Å3»s9ur uŽnYò2r& Ĩ$¨Z9$# Ÿw šcqßJn=÷ètƒ ﴾

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уведомил человеческий род о том, что он – последний из Божьих пророков и что его послание всеобщее. Он сказал: «Мне было дано пять вещей, которые не были даны никому из пророков до меня: мне была оказана помощь страхом, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня на расстоянии месяца пути; вся земля была сделана для меня [635] местом совершения намазов и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, время намаза, он может молиться на этом месте; военная добыча, которую не разрешалось брать никому из пророков до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества [636], и, кроме того, раньше каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям». [637]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, для сравнения меня с пророками, жившими прежде, можно привести притчу о человеке, который построил хороший дом и полностью украсил его, если не считать того, что не хватало последнего кирпича в одном из его углов. И люди стали ходить вокруг этого дома, дивясь его красоте и говоря: “Вот если бы и этот кирпич был на месте!” Я и есть этот кирпич, и я - последний из пророков» [638].

То обстоятельство, что послание Мухаммада направлено ко всем людям и джиннам, в любом месте и в любое время от начала его пророчества и до самого Судного дня и что им завершается цепь небесных посланий, однозначно и решительно указывает на то, что с его смертью навсегда прервалось получение людьми пророческих откровений. Из этого в свою очередь вытекает, что для людей, желающих поклоняться Всевышнему и жить по Его закону, источниками являются только Коран и Сунна. Следовательно, вера во всеобщность миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и следование полученному им шариату обязательны. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, кто бы из этой общины, будь он иудеем или христианином, ни услышал обо мне, а затем умер, не уверовав в то, с чем я пришел, обязательно окажется среди обитателей Ада» [639].

При помощи Аллаха всеобщее послание Мухаммада утвердилось среди людей и джиннов и останется доводом, предъявленным им, вне зависимости от места и эпохи вплоть до Судного дня.

﴿ ô‰s% Nä.uä!%y` ãÍ!$|Át/ `ÏB öNä3În/§‘ (ô`yJsù uŽ|Çö/r& ¾ÏmÅ¡øÿuZÏ=sù (ô`tBur }‘ÏJtã $ygøŠn=yèsù 4!$tBur O$tRr& Nä3ø‹n=tæ 7á‹Ïÿut¿2 ﴾

«Скажи: «К вам уже явились наглядные знамения от вашего Господа. Кто узрел, тот поступил во благо себе, а кто был слепым, тот навредил себе. Я не являюсь вашим хранителем» (6:104).

﴿ È@è%ur ‘,ysø9$# `ÏB óOä3În/§‘ (`yJsù uä!$x© `ÏB÷sã‹ù=sù ÆtBur uä!$x© öàÿõ3u‹ù=sù 4...﴾

«Скажи (о Мухаммад!): «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует»» (18:29).

 


Глава двадцатая

Признание пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, беспристрастными богословами из числа иудеев и христиан

I. Признание истинности ислама беспристрастными иудейскими богословами

Несомненно, что одним из мудрых шагов при призыве иудеев и христиан к вере в Аллаха является напоминание им о словах различных ученых из их же числа. Не секрет, что многие иудейские богословы, беспристрастно изучавшие доводы Ислама, приняли Это – люди, которым Всевышний помог распознать истину, они приняли ее и стали разъяснять ее другим, ничего не утаивая.

Приведем некоторые примеры того, как богословы из числа иудеев, признанные и почитаемые самими иудеями, принимали ислам и подтверждали, что он является религией истины.

1. Абдуллах ибн Салям, да будет им доволен Аллах

Если бы даже никто из иудеев, живших во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не принял ислам, кроме Абдуллаха ибн Саляма, который, по свидетельству самих иудеев, был благороднейшим из них и сыном благороднейшего, образованнейшим из них и сыном образованнейшего, лучшим из них и сыном лучшего, этого было бы достаточно, чтобы составить замену и противовес всем иудеям земли. А ведь Абдуллах ибн Салям был не один. Что сказать о той массе иудейских книжников и богомольцев, которые приняли ислам после него и число которых известно лишь Аллаху?![640]

Этот великий человек не колеблясь уверовал в Аллаха и Его посланника. Придя к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Абдуллах задал ему несколько вопросов и, получив на них ответ, воскликнул: “Свидетельствую, что ты - посланник Аллаха!” - после чего сказал: “О посланник Аллаха, поистине, иудеи лживы, и если они узнают о том, что я принял ислам до того, как ты спросишь их обо мне, они станут возводить на меня ложь. Позови их и расспроси обо мне до того, как они узнают о принятии мною ислама”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал за иудеями, и они пришли к нему. Что же касается Абдуллаха, то он вошел в дом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил этих иудеев: “Какое место среди вас занимает этот Абдуллах ибн Салям?” Они ответили: “Он - самый знающий из нас и сын самого знающего из нас, и он - лучший из нас и сын лучшего из нас!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А что бы вы сказали, если бы Абдуллах принял ислам?” В ответ на это они воскликнули: “Да упасет его от этого Аллах! Он не может сделать такого!” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: «А что если он примет ислам?» Иудеи сказали: «Да упасет Аллах! Такого не может быть!» Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в третий раз сказал: «А что если он (все-таки) примет ислам?» «Упаси Аллах! Он не сделает этого!» - вновь ответили иудеи. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Абдуллах! Выйди к ним!» Абдуллах вышел к ним и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха! О иудеи! Побойтесь Аллаха! Ведь клянусь Тем, кроме Которого нет истинного бога, вы знаете, что Мухаммад – посланник Аллаха и что он пришел с истиной!” На это иудеи сказали: «Ты лжешь!» - после чего они стали говорить про него: “Он - худший из нас и сын худшего из нас!” - и продолжали злословить об Абдуллахе, и тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел им уйти»[641].

Сообщается, что Абдуллах ибн Салям, да будет им доволен Аллах, сказал: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину, люди устремились к нему навстречу. Было объявлено трижды: «Прибыл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Прибыл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Прибыл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Я тоже пошел с людьми, чтобы посмотреть на него, и по лицу его понял, что оно не является лицом лжеца, а первым, что он сказал, было: «О люди, распространяйте мир [642], угощайте (людей), поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда другие люди спят, и вы войдете в рай с миром» [643].

Всевышний отозвался об Абдуллахе ибн Саляме, этом набожном ученом, похвалой. Сообщается, что Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не слышал я, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хоть о ком-нибудь из тех, кто ходит по земле, говорил, что он относится к числу обитателей рая, если не считать Абдуллаха ибн Саляма[644], и о нем говорится в ниспосланном свыше аяте: «Скажи: “А что если Коран - от Аллаха, а вы не уверовали в него? Свидетель из числа сынов Исраиля [645] засвидетельствовал его подобие [646] и уверовал, тогда как вы возгордились (и отвергли его, разве не являетесь вы несправедливыми)? Поистине, Аллах не ведет прямым путем людей несправедливых!”» (46:10)».[647]

2. Зайд ибн Са'на, да будет им доволен Аллах

О том, как этот иудейский книжник принял ислам, рассказывалось ранее.

Он уверовал в Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, присягнул ему на верность, принял участие во многих его военных походах и погиб в походе на Табук, проявив решимость и не повернув вспять[648].

3. Юноша, принявший ислам перед смертью

Как-то раз Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр и Умар пришли к одному человеку из иудеев. Они застали его раскрывшим Тору и читающим ее с целью найти утешение, ведь умирал его сын – один из самых благих и пригожих юношей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к иудею с вопросом: «Заклинаю тебя Тем, кто ниспослал Тору! Скажи, находишь ли ты в этой твоей книге мое описание и сообщение о моем приходе?» Иудей дал отрицательный ответ, покачав головой. Что же касается его сына, то он сказал: «О да! Клянусь Тем, кто ниспослал Тору, мы находим в нашей книге твое описание и известие о твоем приходе! Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: «Заберите вашего брата у иудеев!» - и взял на себя заботу о его саване, умастил его благовониями и совершил по нему погребальный намаз[649].

Три приведенные истории являются примерами признания иудейскими книжниками того, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, - истинный посланник Аллаха, качества которого описаны в Торе, и иудеи знают его, как знают своих сыновей. После этого остается лишь сказать: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18:29).

Еще один пример принятия иудеем ислама перед смертью упоминается в сообщении Анаса: «Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, заболел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу-ль-Касиму!” - и он принял ислам[650]. А после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”»[651]

 

II. Признание истинности ислама беспристрастными богословами из числа христиан

Одним из важных пунктов мудрого призыва христиан к исламу является упоминание в разговоре с ними о свидетельствовании беспристрастных богословов из числа христиан об истинности учения, ниспосланного Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и принятии теми из них, кого наставил Аллах, ислама. Эти свидетельства оказывают, если на то есть воля Аллаха, большое влияние на христиан, ибо исходят от тех, кто близок им. Приведем некоторые примеры признания истинности ислама крупными христианскими богословами.

1. Негус, царь Эфиопский, да будет им доволен Аллах [652]

Когда Джа'фар ибн Абу Талиб, да будет им доволен Аллах, прочел негусу начало суры «Марьям», тот стал плакать так, что промокла его борода. Епископы, слушавшие чтение, тоже плакали. Негус обратился к делегации мусульман с вопросом: «Что говорит ваш товарищ по поводу сына Марии?» Джа'фар, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Он говорит то, что сказал о нем Аллах: что он дух, почтенный Аллахом, и слово от Него, рожден от непорочной девы, которой не касался мужчина». Услышав эти слова, негус взял в руки тростинку, поднял ее и сказал: «О священники и монахи! В его словах нет прибавления к тому, что вы говорите, даже на вес тростинки». Затем он обратился к делегации мусульман и сказал: «Приветствую вас и тех, с кем вы пришли от Мухаммада. Я свидетельствую, что он - посланник Аллаха и тот, о ком благовествовал Иисус. Если бы не необходимость управлять государством, я отправился бы к нему, чтобы поцеловать его обувь»[653].

2. Сальман аль-Фариси, да будет им доволен Аллах

Удивительная история Сальмана аль-Фариси, да будет им доволен Аллах, известна многим. Он жил и обучался у многих христианских богословов. Последний из его наставников, который жил в городе 'Амурия в Византии, когда приблизилась его кончина, обратился к Сальману со словами: «Время твоей жизни совпало с приходом пророка из запретного города, который переселится из него в землю солончаков. В этой земле растут пальмы, и она расположена между двумя вулканическими равнинами. У него есть признаки, которые не укроются от тебя: между его лопатками - печать пророчества, он ест преподнесенное ему в дар, но не ест милостыню. Если тебе удастся добраться до него, сделай это, ибо ты застал его время!»

Сальман отправился в путь и, встретившись с пророком и найдя у него упомянутые его прежним учителем признаки, принял ислам[654].

3. Ираклий, император Византии

Ираклий пригласил к себе группу курайшитов во главе с Абу Суфйаном и в конце беседы с последним сказал: «Я спросил тебя о его происхождении, и ты ответил, что он принадлежит к знатному роду, но и все (прежние) посланники принадлежали к знатным родам своих народов. И я спросил тебя, не говорил ли кто-нибудь из вас подобного до него, ты же ответил, что нет, и я подумал, что если бы кто-нибудь уже заявлял об этом до него, то я решил бы, что этот человек просто повторяет сказанное до него кем-то. Еще я спросил тебя, был ли кто-нибудь из его предков правителем. Ты ответил, что нет, и я подумал, что если бы он являлся потомком владык, то я решил бы, что этот человек стремится вернуть себе свои родовые владения. Еще я спросил тебя, не приходилось ли вам обвинять его во лжи, прежде чем он стал говорить то, что говорит, а ты ответил, что нет, и мне стало ясно, что если он не клеветал на людей, то не станет возводить ложь и на Аллаха. Еще я спросил тебя, знатные люди последовали за ним или простые, и ты сказал, что простые, но именно они и становятся последователями посланников. Еще я спросил тебя, увеличивается их число или уменьшается, и ты сказал, что увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства. Еще я спросил тебя, отступается ли от его религии кто-нибудь из принявших ее из-за недовольства ею, и ты ответил, что нет, но (так и бывает), когда (истинная) вера проникает в сердца. Еще я спросил тебя, не свойственно ли ему вероломство, и ты ответил, что нет, но и посланники никогда не поступают вероломно. Еще я спросил тебя о том, что он велит вам делать, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, и велит вам молиться, говорить правду и быть добродетельными. И если ты говоришь правду, это значит, что он обязательно овладеет тем, что принадлежит сейчас мне. Я знал, что он должен появиться[655], но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него[656], то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»[657]

Затем Ираклий обратился к византийцам со словами: «О византийцы! Если вы хотите преуспеть и встать на путь истинный и желаете, чтобы ваше царство устояло, присягните этому пророку!»[658] Однако знать наотрез отказалась сделать то, к чему их призвал император, и он, не пожелав лишиться власти, не принял ислам.

Все приведенные примеры доказывают то обстоятельство, что все добросовестные и беспристрастные представители людей писания свидетельствовали о том, что Мухаммад – истинный посланец Всевышнего, и что очернение его имени теми, кто называет истину ложью, не способно никоим образом повредить ему[659].

Бесчисленное количество христианских богословов приняли ислам и засвидетельствовали о том, что Мухаммад – посланник Аллаха ко всем людям.

﴿ y7Ï9¨sŒ ¨br'Î/ óOßg÷YÏB šúüÅ¡‹Åb¡Ï% $ZR$t7÷dâ‘ur óOßg¯Rr&ur Ÿw tbrãŽÉ9ò6tGó¡tƒ ﴾

«Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия.

Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей» (5:82).

Поэтому было бы достойным, если бы христиане взяли пример со своих богословов, которые, непредвзято изучив Ислам, заявили, что это – религия Аллаха, Господа миров.

 

 


Глава двадцать первая

Лучшие из деяний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует - те, которые он совершил напоследок

Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал совершать какое-либо богоугодное деяние, то проявлял стойкость в его выполнении и делал его постоянно. Он говорил: «Самыми любимыми для Аллаха являются те дела, которые совершаются постоянно, даже если их мало» [660]. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время рамадана Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда неотлучно находился в мечети в течение десяти дней, а в год его смерти он провел там двадцать дней. Каждый год Джибриль проверял с ним Коран один раз, а в год смерти – дважды» [661].

Сообщается, что Айша, да будет ею доволен Аллах, сказала: «Перед смертью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой” / Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя/. Я спросила: “О посланник Аллаха, что это за новые слова, которые я от тебя слышу?” Он сказал: “Для меня был определен знак, увидев который, я и стал произносить их. (Этим знаком являются слова Всевышнего): “Когда придет помощь Аллаха и победа … ” [662] - и далее до конца этой суры”[663].

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, отвечая на вопрос 'Умара, да будет им доволен Аллах, о суре “Когда придет помощь Аллаха и победа, и увидишь ты людей, присоединяющихся к религии Аллаха толпами, то прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он - Приемлющий покаяние” (110: 1-3), сказал: “Здесь имеется в виду срок жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о близости завершения которого сообщил Аллах. Всевышний сказал, что, “когда придет помощь Аллаха и победа”, это будет признаком близости твоего срока, и тогда “… прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он - Приемлющий покаяние”». Выслушав его ответ, 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я тоже ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты»[664].

Сообщается, что эта сура («Ан-Наср») была ниспослана в День жертвоприношения, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Мине, совершая свой прощальный хадж[665]. Высказывается также мнение, что она была ниспослана в Дни ташрика[666]. Ат-Табарани приводит сообщение о том, что после того, как была ниспослана эта сура, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал проявлять особое усердие в совершении деяний для вечной жизни, большее, чем когда-либо[667].

Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая поясные и земные поклоны, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, много говорил: “Пресвят Ты [668], о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/ Он говорил так, выполняя то, что было велено ему делать в Коране[669]»[670].

Данная глава содержит такие полезные выводы:

1. Побуждение к постоянству в выполнении начатых праведных деяний. Благие деяния, совершаемые в малом количестве, но постоянно, лучше, чем те, что совершаются в большом количестве, но изредка. Это объясняется тем, что постоянство в совершении праведных деяний означает постоянство в повиновении Аллаху и Его поминании, постоянный контроль над собой, постоянное наличие искреннего намерения и неизменное стремление к Творцу. Малое, но постоянное деяние дает несравнимо больше добрых плодов, нежели большое, но совершаемое редко[671].

2. Если человек, желая быть усердным в поклонении, возлагает на себя излишне много, рано или поздно может обессилеть и отчаяться и тогда вообще оставить поклонение[672].

3. Верующий человек, чем старше он становится, тем больше должен совершать праведных деяний, конечно же в рамках своих возможностей. Это необходимо для того, чтобы он предстал перед Аллахом в наилучшем виде, так как праведные деяния оцениваются по их окончанию, и лучшие из праведных деяний – это те, которые совершаются в конце жизни[673].

 


Глава двадцать вторая

Прощание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со своей общиной и его заветы ей

1. Возвещение Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, о хадже

После того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выполнил то, что было ему поручено Господом, довел переданное ему послание до сведения людей, наставил свою общину и проявил истинное усердие в сражении на пути Аллаха, он объявил о своем намерении совершить хадж. Людям было возвещено, что в десятом году хиджры состоится паломничество посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекку. Он отправлялся в хадж после девяти лет, которые провел в Медине, полностью посвященных им призыву людей к исламу, передаче им знания и джихаду. Цель возвещения Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, о своем предстоящем хадже состояла в том, чтобы уведомить людей о таком обязательном предписании шариата, как хадж, а также чтобы, встретившись с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке, они могли воспринять от него законоположения и установления его религии, научиться от него религиозным обрядам, услышать от него наставления и передать их другим, чтобы исламский призыв распространился повсюду и послание истинной веры дошло до близких и далеких[674]. Джабир, да будет им доволен Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал хаджа в течение девяти лет. На десятый год было объявлено, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревается совершить хадж, и в Медину прибыло множество людей. Все они желали сопровождать Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и повторять совершаемые им обряды…».

«…Когда верблюдица Посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, достигла местечка аль-Байда[675], я увидел, что со всех сторон: спереди и сзади, справа и слева – его окружали пешие и всадники, которых было невозможно объять взором[676]. Среди нас находился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому ниспосылался Коран и который знал о его смысле, и поэтому мы повторяли все, что он совершал».

«…Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал ехать, пока не достиг долины Арафат. Шатер на горе Намира для него был уже разбит, и он остановился в нем»

2. Прощание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со своей общиной и заветы, которые он дал ей в Арафате

Джабир, да будет им доволен Аллах, сообщил: «После полудня Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел привести к нему аль-Касву[677] и на ней спустился в долину Арафат, где обратился к людям с проповедью, в которой сказал: “Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля. Все, что творилось во времена невежества, отныне запрещено! Запрещена кровь, проливаемая во времена невежества, и, прежде всего, я запрещаю мстить за кровь нашего родственника, сына Раби‘а ибн аль-Хариса. Его отдали на воспитание кормилице из рода бану са‘д, и племя Хузейль убило его. Запрещено лихоимство времен невежества, и, прежде всего, я запрещаю лихву, взимаемую членом нашего рода – Аббасом ибн Абдульмутталибом. Отныне лихоимство запрещено полностью! [678] Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их как доверенное от Аллаха и обладаете ими по слову Аллаха [679]. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите [680], и если они проявляют непокорность, то бейте их, но не сильно и избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом! Воистину, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться этого. Это – писание Аллаха [681]. Вас будут спрашивать обо мне, и что же вы тогда скажете?” Люди ответили: “Мы свидетельствуем, что ты донес свое послание, выполнил свою миссию и дал нам верные наставления”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем!”» [682]

При произнесении Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, этой проповеди присутствовали огромные массы людей, точная численность которых известна одному Аллаху[683]. В этот день, который был пятницей и днем стояния на горе Арафате, Всевышний ниспослал слова:

﴿ tPöqu‹ø9$# àMù=yJø.r& öNä3s9 öNä3sYƒÏŠ àMôJoÿøCr&ur öNä3ø‹n=tæ ÓÉLyJ÷èÏR àMŠÅÊu‘ur ãNä3s9 zN»n=ó™M}$# $YYƒÏŠ 4 ﴾

«Сегодня Я сделал для вас полной вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3).[684]

Поистине, величайшей милостью Аллаха к этой общине является то, что Он даровал ей полную и совершенную религию, после чего они не нуждаются ни в какой другой религии и ни в каком другом пророке, кроме своего. Поэтому Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сделан Всевышним последним из пророков, их печатью, послание которого обращено ко всем людям и джиннам. Нет дозволенного, кроме того, что дозволено им, и нет запретного, кроме того, что запрещено им. Нет иной религии, кроме той, которую он установил. Все, о чем он сообщил, - истинная правда, и нет в его словах места лжи. Аллах сказал:

﴿ ôM£Js?ur àMyJÏ=x. y7În/u‘ $]%ô‰Ï¹ Zwô‰tãur 4﴾

«Слово твоего Господа исполнено правды и справедливости!» (6:115).

Оно исполнено правды в приведенных в нем сообщениях и исполнено справедливости в его установлениях: приказах и запретах. То, что Господь сделал для мусульман полной и совершенной их религию, означает, что Он довел до конца Свою милость к ним[685].

Сообщается, что когда в день Арафата был ниспослан этот аят, 'Умар, да будет им доволен Аллах, заплакал. Люди спросили его, почему он плачет, и он ответил: «Меня заставило плакать то, что до сего дня мы видели лишь увеличение и рост нашей религии, а теперь она дошла до своей полноты, а ведь поистине, после совершенства не может быть ничего, кроме ущерба!» То есть 'Умар почувствовал, что смерть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, близка.

3. Прощание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последователями и его наставления им во время обряда бросания камешков

Джабир, да будет им доволен Аллах, сказал: «Я видел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в день жертвоприношения бросал камешки в столб, сидя на своей верблюдице и говорил: «Берите от меня ваши религиозные обряды, ибо не знаю – может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества» [686].

Умм аль-Хусайн, да будет ею доволен Аллах, сказала: «Я совершила хадж вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и видела, как он бросил камешки в столб аль-'Акаба, сидя на своей верблюдице, а затем отъехал от него. Вместе с ним были Биляль и Усама. … Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес длинную речь, и я слышала, как он говорил: «Если даже черный раб с курчавой головой станет вашим правителем и будет руководить вами согласно Книге Всевышнего Аллаха, то слушайте его и повин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...