Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности деятельности информационных агентств.

Публицистические жанры журналистики.

 

Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Жанр в прессе – это способ подачи информации. Теоретики классифицируют жанры по назначению, объекту изображения (теме), стилистике, выразительным средствам и проч.

Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:

1. Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др. Характерна объективность в изложении информации.

2. Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др. Это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

3. Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др. здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль.

Художественно-публицистические жанры:

Здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

ОЧЕРК. Это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Его с успехом используют и газетчики, и писатели. В отличие от художественного повествования в тексте очерка автор, прерывая рассказ о герое, может непосредственно обращаться к читателю, прямо высказывая свое отношение к изображаемому, что дает ему неограниченные возможности в осмыслении, объединении самых разнообразных фактов и явлений, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени. Именно эти авторские размышления часто являются структурообразующими элементами очерка, основным композиционным стержнем, вокруг которого и идет группировка всего собранного материала. Сила воспитательного воздействия очерка состоит в том, что полюбившийся читателям герой очерка живет среди них, у него есть конкретный адрес, ему можно написать письмо, позвонить, встретиться, обменяться мыслями, чувствами. Между героем очерка и аудиторией устанавливается прямая связь, которая может продолжаться многие годы. Различают очерки:

1. Описательные: путевые и событийные.

2. Сюжетные: портретные и проблемные.

Описательные очерки отличаются в основном однолинейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.

 

ФЕЛЬЕТОН - это объемный сатирический жанр, " синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки)".

Слово фельетон - в переводе с французского означает "листок" - в 1800 году 27 января в журнале "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.

Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон - зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон - жалоба, фельетон - заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон -скетч и т.д.

Главная задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в-третьих - показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона - верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора. В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати.

 

ПАМФЛЕТ – Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. В отличие от фельетона, который строится на одном или группе близких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб.

Его назначение — вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Этот жанр отличается «убийственной» иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников. Памфлет – это произведение, в котором публицистическое начало составляет злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Великой Отечественной войны, в них памфлетисты подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей. Их безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждали у читателей глубокое чувство ненависти к врагам. В последнее десятилетие XX века в российской журналистике также было опубликовано большое количество памфлетов. С помощью этого жанра противоборствующие политические силы демократов и оппозиции вели ожесточенную борьбу за умы читателей.

ПАРОДИЯ – жанр-передразнивание. Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.

ПИСЬМО (эпистолярный жанр) – прямое обращение автора к конкретному адресату, имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо реактивность (ответное действие). Письмо может быть на абсолютно любую тему. Так, в свое время Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в вузах страны.

 

ЭССЕ – жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике: Политические,Экономические,Литературные,Публицистические. и др.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ – жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

 

! Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

 

Особенности деятельности информационных агентств.

 

Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция – снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.

Информационные агентства находятся в самом центре системы средств массовой информации. Их работа редко доходит до широкой публики напрямую: как правило, новости, которые готовят агентства, используют другие средства массовой информации: газеты, телевидение и радио. Главными читателями информационных «лент» (названных так из-за рулонов бумаги, использовавшихся до последнего времени для печати сообщений агентств) являются профессиональные журналисты или аналитики – только они способны разобраться в сотнях сообщений на все мыслимые темы, появляющихся на «лентах новостей».

Если на первых этапах своего существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера информационных услуг значительно расширилась. Современные агентства, помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и справочно-аналитический материал, специализированную информацию; проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции. В структуре агентств нередко представлены как особые подразделения теле- и радиокомпании, редакции газет и журналов, рекламные компании, PR-службы. Крупные и влиятельные агентства предлагают подписку на десятки и сотни информационных продуктов различного содержания, периодичности и формы.

В настоящее время, информационных агентств существует множество, каждое из них специализируется на предоставлении информации, доступной только для них, обеспечивая здоровую конкуренцию на информационном рынке. Цель их – предоставление информации, причем наиболее достоверно и оперативно.

Принципы работы информационных агентств во всем мире одинаковы. Каждый корреспондент готовит свой индивидуальный план работы, который позже входит в состав большого плана работы всего агентства. Таким образом, агентство знает, что в определенный момент времени должно произойти определенное событие. Если об этом событии прессе не сообщают его участники (в форме пресс-релизов, пресс-конференций и т.п.), корреспондент сам выясняет, что произошло. После этого он пишет новость.

Начиная с 90-х годов XX в. и по настоящее время, для передачи информации используется сеть Интернет. Благодаря чему повысилась скорость передачи информации, на дальние расстояния, повысилось ее качество. Наряду с печатным видом сообщения, появилась возможность отправки аудио-, и видео – сообщений.

Жанры материалов

Новость – это сообщение о каком-либо событии или явлении, имеющем значение для аудитории агентства, о котором было неизвестно раньше. Новость всегда отвечает на вопрос – что произошло или что произойдет. Новостью является не только событие, происшедшее сегодня или вчера, – новостью может быть событие, случившееся в прошлом или могущее случиться в будущем, о котором стало известно именно в текущий момент.

Все эти сообщения делятся на две категории – те, что посвящены только что происшедшим событиям, и те, которые сообщают о чем-то регулярно случающемся. Общим для большинства новостей будет их внутренняя структура. Новость об одной аварии или многих будет состоять из совершенно одинаковых частей.

Первой, но не главной составляющей новости будет так называемый слаглайн (англ. – slugline). Согласно «ReutersStyleGuide», слаг – это комбинация слов или цифр, появляющаяся первой строчкой любого сообщения, помещенного на ленту. Слаг является индивидуальным идентификатором новости, в течение 24-часового периода не должны появляться два сообщения с одинаковыми слаглайнами.Слаглайн обычно содержит от трех до пяти слов, наиболее емко характеризующих ситуацию.

Следующим за слаглайном обязательным элементом новости будет так называемый дейтлайн (dateline – англ.). В нем кратко сообщается, где и когда происходит событие, а также добавляется имя агентства.

Перед дейтлайном находится одна из самых важных частей новости – заголовок, или хедлайн (headline – англ.), как его называют во многих информационных агентствах.

Информационные агентства очень жестко ограничивают фантазию авторов: заголовок должен быть не длиннее 50–70 знаков. Это ограничение существовало всегда, но раньше не было таким жестким. Почти все новости сегодня доставляются электронным способом и заголовок должен уместиться в одну экранную строку, так как почти во всех системах доставки новостей пользователи имеют возможность выбирать новость либо по слаглайну, либо по хедлайну.

В стандартной структуре новости нет места для комментария автора. Традиционные жанры информационного агентства, полностью исключают возможность выражения личного мнения автора. Это абсолютный закон, продиктованный самой натурой работы информационного агентства. Никто не платит за комментарии, платят за новости.

Требования к материалам

К настоящему времени в России действуют около тысячи различных служб, называющих себя информационными агентствами. Конкуренция между ними влияет на основные направления развития и совершенствования их деятельности.

К таким направлениям прежде всего относятся:

· повышение оперативности сообщений за счет разработки и освоения новых технических средств передачи информации;

· уточнение аудитории и поиск своей информационной ниши, ведущей к дальнейшей специализации по проблемно-тематическому, аудиторному, технологическому и прочим признакам;

· максимальный учет потребностей и интересов потребителей – интенсификация маркетинговых исследований, усиление экспертно-аналитических служб в составе агентств, постоянное обновление информационных продуктов и диверсификация продукции в целом;

· повышение достоверности и надежности сообщений за счет роста профессионального мастерства и технологических поисков.

Главная цель, которую ставит перед собой каждое СМИ, – достижение максимального общественного влияния как по отношению к потребителю, так и по отношению к социальным институтам. Рассматривая современные информационные агентства как разновидность СМИ, необходимо признать, что и перед ними стоит (или встанет в самом ближайшем будущем) та же цель.

Суммируя различные критерии, предложенные теоретиками и практиками журналистики, можно предложить следующую классификацию фактов заслуживающих того, чтобы информационное агентство о них сообщило (следует оговориться, что речь в ней идет о сообщениях СМИ в традиционном понимании, а не о материалах информационных агентств):

· Близость темы новости читателю: либо в пространстве (непосредственное соседство или не слишком отдаленное место), либо во времени (недавнее прошлое или недалекое будущее), все то, что может заинтересовать читателя по ассоциации с какими-нибудь личными впечатлениями, если даже речь идет о чем-то далеком и по времени, и по месту.

· Известность кого-либо или чего-либо – все то, что по тем или иным причинам может получить признание и популярность либо на местном уровне, либо в более широких масштабах; успехи или неудачи государственных, политических, деловых, общественных и иных организаций и их представителей, которые «делают новости»; знаменитости разного уровня, причем как в положительном, так и отрицательном смысле; сенсационные открытия, изобретения или достижения в самых различных областях.

· Своевременность. Способна ли новость «держать» всю информацию, пока она почему-либо не утратит свою актуальность? Уместно ли давать те или иные сведения в контексте сегодняшнего дня? Не принесет ли их опубликование «незапланированный» вред? Достаточно ли они созвучны духу времени по стилю изложения и аргументации?

· Воздействие новости по ее возможным последствиям. Возбудит ли она интерес читателей к другим элементам информации? Привлечет ли их внимание? Поможет ли эта тема формированию каких-то суждений или эмоций? Отвечает ли новость насущным проблемам повседневной жизни читателей и их семей? Соответствует ли настроениям в обществе и интересам страны, может ли вызвать резонанс в мире?

· Масштабность новости по степени ее важности, весомости и значимости.

· Конфликт в самом широком толковании этого понятия – от семейных коллизий до межнациональных или межрелигиозных столкновений; от «пикантных» интриг до сенсационных скандалов разного рода. Короче говоря, самая разнообразная информация со знаком минус, которая, как принято считать в западной журналистике, «быстрее продает газету».

· Необычность – непредсказуемое развитие событий и проблем; неожиданные или непривычные ситуации разного рода; все то, что так или иначе выходит за привычные рамки повседневной рутины и потому дает поводы для малых и больших сенсаций.

· Персонификация. Дает ли новость возможность акцентировать внимание на интересных подробностях с помощью конкретных людей, объяснить событие или проблему «через человека»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...