Общие организационно-методические указания
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права зарубежных стран - действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации. Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования. Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически-материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.
В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской пятичленной формационной периодизации исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Доктринерский характер господствовавшей исторической схемы дал толчок к поиску других подходов, основанных на анализе не только бесспорно важных объективных, независимых от воли людей производственных связей, но и связей личностных, субъективных. Это и привело к широкому использованию в отечественной науке понятия "цивилизация", которое окончательно сложилось в Европе еще в эпоху Просвещения в середине XVIII в. При рассмотрении той или иной цивилизации сторонники новых подходов ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт, что выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей. Эти подходы были вызваны к жизни полной невозможностью уложить в формационную схему историю ряда обществ, например восточных, что и привело к безоговорочному признанию не только их социально-экономической и политической специфики, но и двух путей развития человеческого общества, двух цивилизаций - Запада и Востока. Неоправданно переносимые на весь мир формационные подходы, сложившиеся на базе изучения эволюции европейских обществ, крайне обедняли рассмотрение принципиально важных вопросов истории государства и права восточных стран, отличающихся не только особой, "азиатской", системой производственных отношений, сопряженной со стойкой многоукладностью, но и глубочайшим влиянием на всю общественную жизнь религиозной идеологии, традиций и пр.
В истории государства и права зарубежных стран в силу специфики изучаемого объекта особенно важное значение имеет использование и других подходов (частнонаучных, специальных методов), таких как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обусловливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или же правовой системы. Использование сравнительного метода, напротив, позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в одно и то же время, но в разных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах исторических эпох (диахронное сравнение). Поскольку государство и право уже на начальных ступенях своего развития представляют собой достаточно сложные социальные образования, в историко-правовых исследованиях важный эффект дает системный анализ, с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем. История возникновения и развития государства и права отдельных стран изучается хронологически в рамках четырех основных периодов: 1) История государства и права Древнего мира; 2) История государства и права средних веков; 3) История государства и права Нового времени; 4) История государства и права Новейшего времени. Приступая к изучению Истории государства и права зарубежных стран, студенты должны обладать знаниями по основным общим гуманитарным дисциплинам, знаниями в области теории права, российской и всеобщей истории права, навыками анализа законодательства.
В рамках данного курса студенты должны усвоить историю возникновения, развития государства и права тех стран, которые в определенную эпоху и определенном регионе имели наибольшее влияние на развитие государства и права других народов. Одной из основных задач предмета Всеобщей истории государства и права является изучение возникновения и развития прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения власти, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Программа курса “История государства и права зарубежных стран” содержит полный перечень тем и вопросов, изучение которых входит в учебные планы подготовки студентов высших юридических заведений по специальности «Юриспруденция». Для глубокого понимания содержания учебника следует сделать анализ прочитанного раздела, темы или параграфа, который включает в себя: • во-первых, уяснение того, что в прочитанном тексте является основным, т.е. какая главная мысль развивается автором; • во-вторых, выделение из общего текста проводимых автором пояснений главной мысли, а также доказательств, в числе которых нередко приводятся конкретные факты, данные статистики, ссылки на законы или иные нормативные акты, а также на научные источники (нужно уметь не только воспроизвести определенное утверждение автора, но и самому его доказать); • в-третьих, подробный разбор сделанных автором выводов и уяснение их значения для практической деятельности. В том случае, когда выводов в книге не сделано, надо постараться сделать их самому. Анализ прочитанного предполагает сопоставление его содержания с вопросами учебной программы. Студент должен разобраться, все ли вопросы программы нашли освещение в прочитанном тексте. Если какие-либо из этих вопросов программы в книге не освещены или изложены не достаточно полно, надо прочитать об этом в других рекомендованных источниках. В ходе самостоятельной работы особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов. Общие рекомендации по работе с книгой приемлемы и для работы над нормативным материалом, но имеются и некоторые особенности. Изучая нормативные акты, надо точно запомнить их название и дату принятия соответствующими органами государства. Это необходимо для того, чтобы при решении конкретного вопроса иметь возможность сослаться на нормативный акт.
В изучении истории государства и права зарубежных стран ничто не может заменить студенту знакомства с первоисточником, с тем или иным судебником древности, феодальной хартией, 6yржуазной кодификацией или конституцией, с историческими особенностями их форм, понятий, языка и стиля. Без самостоятельной работы над первоисточником, как бы ни был содержателен соответствующий раздел учебника, студент не может в должной мере закрепить знания по предмету. С этой целью обязательным является изучение хрестоматийного материала. Вопросы к зачету 1. Особенности развития государства в странах Древнего Востока 2. Особенности развития права в странах Древнего Востока 3. Общественный и государственный строй Древнего Египта 4. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона 5. Законы царя Хаммурапи 6. Общественный и государственный строй Древней Индии 7. Законы Ману 8. Общественный и государственный строй Древнего Китая 9. Древнекитайское право 10. Возникновение государства в античном мире и полисная система. Право в античных государствах 11. Общественный и государственный строй Афинского государства 12. Общественный и государственный строй Спарты 13. Основные этапы и особенности развития государства в Древнем Риме 14. Царский период в истории Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия 15. Возникновение и развитие Римской республики 16. Государственный строй Древнего Рима в период империи 17. Этапы развития римского права. Источники римского права 18. Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц 19. Римское право классического периода. Институции Гая 20. Особенности средневекового государства и права в Европе 21. Характеристика раннефеодального государства франков 22. «Салическая правда» 23. Феодальное государство во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357 г. 24. Источники права средневековой Франции. Кутюмы Бовези. 25. Особенности развития феодального государства Германии. «Золотая Булла» 1356 г. 26. Источники права средневековой Германии. «Саксонское зерцало» 27. Каролина: общая характеристика, уголовное право и процесс 28. Феодальное государство в Англии 29. Великая Хартия Вольностей 1215 г., её основные положения и историческое значение
30. Источники права средневековой Англии 31. Феодальное государство Византии 32. Источники византийского права. Эклога 33. Образование и развитие государства Арабского Халифата 34. Особенности становления и развития мусульманского права (шариата) 35. Особенности развития феодального государства в Китае 36. Источники права средневекового Китая. Танский кодекс VII в. 37. Феодальное государство Японии 38. Источники права средневековой Японии. Свод законов Тайхо Вопросы к экзамену 1. Особенности развития государства в странах Древнего Востока 2. Особенности развития права в странах Древнего Востока 3. Общественный и государственный строй Древнего Египта 4. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона 5. Законы царя Хаммурапи 6. Общественный и государственный строй Древней Индии 7. Законы Ману 8. Общественный и государственный строй Древнего Китая 9. Древнекитайское право 10. Возникновение государства в античном мире и полисная система. Право в античных государствах 11. Общественный и государственный строй Афинского государства 12. Общественный и государственный строй Спарты 13. Основные этапы и особенности развития государства в Древнем Риме 14. Царский период в истории Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия 15. Возникновение и развитие Римской республики 16. Государственный строй Древнего Рима в период империи 17. Этапы развития римского права. Источники римского права 18. Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц 19. Римское право классического периода. Институции Гая 20. Особенности средневекового государства и права в Европе 21. Характеристика раннефеодального государства франков 22. «Салическая правда» 23. Феодальное государство во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357 г. 24. Источники права средневековой Франции. Кутюмы Бовези. 25. Особенности развития феодального государства Германии. «Золотая Булла» 1356 г. 26. Источники права средневековой Германии. «Саксонское зерцало» 27. Каролина: общая характеристика, уголовное право и процесс 28. Феодальное государство в Англии 29. Великая Хартия Вольностей 1215 г., её основные положения и историческое значение 30. Источники права средневековой Англии 31. Феодальное государство Византии 32. Источники византийского права. Эклога 33. Образование и развитие государства Арабского Халифата 34. Особенности становления и развития мусульманского права (шариата) 35. Особенности развития феодального государства в Китае 36. Источники права средневекового Китая. Танский кодекс VII в. 37. Феодальное государство Японии 38. Источники права средневековой Японии. Свод законов Тайхо 39. Общая характеристика буржуазного государства и права нового времени 40. Буржуазная революция в Англии и ее основные этапы 41. Государственный строй Англии во второй половине ХVП в. и ХVШ в. Характеристика основных конституционных актов: «Хабеас корпус акт» (1679), «Билль о правах» (1689), «Акт об устроении» (1701) 42. Развитие английского права в новое время 43. Война за независимость и образование США. «Декларация независимости» 1776 г. 44. Основные черты государственного строя США по Конституции 1787 г. Билль о правах 1791 г. 45. Гражданская война в США и ее основные итоги 46. Буржуазная революция во Франции ХVШ в. Образование конституционной монархии во Франции 1791 г. 47. Французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. 48. Особенности государственного строя Франции в период «якобинской диктатуры». Конституция Франции 1793 г. 49. Термидорианский переворот 1794 г. во Франции. Директория. Конституция 1795 г. 50. Государственный строй Первой империи. Конституция Франции 1799 г. 51. Реставрация монархии Бурбонов во Франции. Конституционные хартии 1814 и 1830 гг. 52. Гражданский кодекс Франции 1804 г. Вещное и обязательственное право 53. Семейное и наследственное право по Гражданскому кодексу Франции 1804 г. 54. Уголовный кодекс Франции 1810 г., Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808г. 55. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя 56. Образование Третьей республики во Франции. Органы власти и управления по Конституции 1875 г. 57. Конституция Пруссии 1850 г. 58. Объединение Германии (1806 - 1871 гг.). 59. Государственный строй Германии по Конституции 1871 г. 60. Германское гражданское уложение 1896 г. (1900). Вещное и обязательственное право 61. Брачно-семейное и наследственное право по Германскому гражданскому уложению 1896 г. (1900) 62. Революция Мейдзи и становление буржуазного государства в Японии 63. Конституция Японии 1889 г. 64. Общая характеристика буржуазного государства и права новейшего времени 65. Развитие политической системы Франции между двумя мировыми войнами 66. Изменения в государственном строе Великобритании в начале XX в. 67. «Новый курс» президента Ф. Рузвельта. Государственное регулирование экономики и социальных отношений в США в XX в. 68. Государственный строй Германии по Веймарской Конституции 1919 г. 69. Государственный строй Германии в период фашистской диктатуры 70. Потсдамское соглашение о послевоенном устройстве Германии. Образование ФРГ, ее государственный строй по Конституции 1949 г. 71. Государственный строй Италии в период фашистской диктатуры 72. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 г. 73. Возникновение Пятой республики во Франции и основные положения Конституции 1958 г. 74. Особенности государственного строя Японии после Второй мировой войны. Конституция 1947 г. и ее основные положения 75. Эволюция гражданского права в ХХ в. Правовое регулирование предпринимательства в зарубежных странах 76. Развитие семейного и наследственного права в зарубежных странах в новейшее время 77. Эволюция трудового и социального законодательства зарубежных государств в новейшее время 78. Тенденции развития уголовного права и процесса в зарубежных государствах в новейшее время
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|