Предварительное задание к эксперименту
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 2.6 ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА СМЕШАННОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Цель работы: изучение устройства и принципа действия двигателя постоянного тока; освоение приемов расчета основных электрических и механических величин; снятие и анализ рабочих характеристик двигателя.
Общие сведения
Двигатель постоянного тока (ДПТ) состоит из неподвижной части (статора) и вращающейся части (якоря), разделенных воздушным зазором. Статор имеет станину, на внутренней поверхности которой крепятся основные и дополнительные полюсы. Основные полюсы с обмотками возбуждения служат для создания в машине магнитного потока, а дополнительные – для улучшения коммутации. Вращающаяся часть машины (якорь) состоит из сердечника, обмотки и коллектора. Сердечник имеет цилиндрическую форму. Он набирается из колец или сегментов листовой электротехнической стали, на внешней поверхности которых выштампованы пазы. В пазы сердечника укладываются секции, которые выводятся на коллектор и припаиваются к его пластинам, образуют замкнутую обмотку якоря. Коллектор набран из медных пластин клинообразной формы, изолированных друг от друга и от корпуса изолирующими прокладками, образующих в сборе цилиндр, который крепится на валу якоря. Электрические машины постоянного тока могут работать как в режиме генератора, так и в режиме двигателя, т.е. обладают свойствами обратимости. В режиме двигателя осуществляется преобразование электрической энергии постоянного тока в механическую энергию, снимаемую на валу. По способу возбуждения различают: двигатели независимого возбуждения; двигатели параллельного возбуждения; двигатели последовательного возбуждения; двигатели смешанного возбуждения.
На рис. 6.1 приведена схема включения двигателя смешанного возбуждения. Магнитное поле двигателя возбуждается двумя обмотками: обмоткой параллельного возбуждения ОВШ и обмоткой последовательного возбуждения ОВС. В двигательном режиме работы обмотки включены согласно. Двигатель параллельного возбуждения имеет только обмотку ОВШ. При подаче на щетки двигателя напряжения U от внешнего источника электроэнергии по обмот-кам якоря и возбуждения протекают токи, которые возбуждают магнитный поток Ф двигателя дву-мя обмотками: обмоткой параллельного возбуждения Фовш и обмоткой последовательного возбуждения Фовс:
.
В результате взаимодействия то-ка якоря I я и магнитного потока Ф создается вращающийся момент
где C м – постоянная машины, зависящая от ее конструктивных Вращающий момент М двигателя уравновешивается моментом сопротивления М с рабочей машины. В данной работе нагрузкой на валу двигателя является трехфазный синхронный генератор (СГ) переменного тока, к которому подключается регулируемое нагрузочное сопротивление R н1. При вращении якоря с частотой n его обмотка пересекает магнитный поток Ф и в ней согласно закону электромагнитной индукции наводится ЭДС:
, (6.2)
где C е – конструктивная постоянная машины.
Ток якоря I я и ЭДС E направлены навстречу друг другу (см.
. (6.3)
Из выражений (6.3) и (6.2) ток якоря определяется по формуле
. (6.4)
В момент пуска, когда , ЭДС в обмотке якоря также равна нулю, и ток якоря достигает значения
,
что недопустимо. Для ограничения пускового тока I п.я в цепь якоря включается пусковой реостат R п (см. рис. 6.1). Величина пускового тока в этом случае
.
Искусственное (с помощью пускового реостата) снижение пускового тока приводит, как это видно из формулы (6.1), к снижению пускового момента М п. Чтобы сохранить достаточную величину М п, необходимо запускать двигатель при максимальном потоке, для чего регулировочный реостат R в в цепи ОВШ должен быть в момент пуска полностью выведен, . При разгоне двигателя возрастает частота вращения n, противо-ЭДС увеличивается, а ток якоря уменьшает-ся, поэтому реостат R п постепенно выводится. В установившемся режиме, когда , пусковой реостат R п полностью выведен, ток якоря достигает значения, определяемого нагрузкой двигателя. С ростом нагрузки М с > М, что вызывает уменьшение частоты вращения n и соответствующее увеличение тока якоря I я (формула (6.4)) и вращающего момента М (формула (6.1)) до тех пор, пока не наступит новое равенство при сниженной частоте вращения n. При уменьшении нагрузки на валу двигателя М с < М частота вращения n увеличивается, а ток якоря уменьшается. Таким образом, всякое изменение нагрузки на валу двигателя вызывает в нем автоматическое изменение n, I я, М. Подставляя в уравнение (6.3) выражение ЭДС и полагая, что в цепь якоря может быть включено добавочное сопротивление R д (в данной работе ), получаем уравнение скоростной характеристики двигателя:
. (6.5)
Основной характеристикой двигателя является механическая характеристика, выражающая зависимость n (М). Используя соотношения (6.1) и (6.5), запишем уравнение механической характеристики:
.
Как видно, частоту вращения двигателя можно регулировать тремя способами: включением реостата R д в цепь обмотки якоря (реостатное регулирование); изменением магнитного потока Ф, т.е. изменением I в (полюсное регулирование); изменением питающего напряжения U (якорное регулирование). Механическую характеристику n (М), получаемую при , и , называют естественной. При реостатном способе регулирования искусственные механические характеристики более мягкие, чем естественные, так как с введением R д в цепь обмотки якоря увеличивается наклон характеристик n (М). При полюсном регулировании, которое обычно состоит в уменьшении тока возбуждения I в, увеличиваются скорость идеального холостого хода п х и наклон характеристик n (М). В случае якорного регулирования изменится только величина п х, а наклон характеристик останется неизменным. Эксплуатационные свойства двигателя определяются рабочими характеристиками n, I, M, f (P) при и .
Для построения рабочих характеристик двигателя используются следующие соотношения. Мощность, потребляемая двигателем из сети:
.
Мощность, отдаваемая генератором:
,
так как нагрузка синхронного генератора (СГ) чисто активная. Коэффициент полезного действия двигателя
.
Полезная мощность на валу двигателя
,
где . Ток возбуждения двигателя параллельного и смешанного возбуждения определяется по закону Ома:
и не зависит от нагрузки двигателя (R в принять равным 0). Ток I, потребляемый из сети двигателем параллельного или смешанного возбуждения, определяется по первому закону Кирхгофа:
и изменяется при изменении нагрузки. Номинальный момент двигателя
.
Момент М на валу двигателя для заданного варианта определяется по уравнению (6.1):
.
Номинальный ток якоря: . Противо-ЭДС Eном определяется из уравнения (6.3). Частота вращения якоря n для заданного варианта определяется по уравнению (6.5) при .
Предварительное задание к эксперименту
Для двигателя постоянного тока в табл. 6.1 заданы номинальные величины: мощность на валу P ном, номинальное напряжение U ном, частота вращения якоря n ном, КПД hном, сопротивление обмотки якоря R я, сопротивление обмотки возбуждения R в. Определить: 1. Номинальные значения мощности и тока P 1ном, I ном, потребляемые двигателем из сети. 2. Номинальный ток якоря I яном, ток возбуждения I в, а также номинальную противо-ЭДС E ном. 3. Ток I 1, потребляемый двигателем из сети, согласно своему варианту, заданному в табл. 6.1. 4. Номинальный момент М ном, а также момент М на валу двигателя для своего варианта.
5. Частоту вращения якоря n для заданного в табл. 6.1 относительного значения тока якоря при номинальном напряжении сети U ном и номинальном потоке Фном обмотки ОВШ (потоком ОВС пренебречь). 6. Результаты предварительного расчета к эксперименту записать в табл. 6.3.
Т а б л и ц а 6.1
Читайте также: II Письменное задание Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|