Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитекторы Второй Степени




Мы уверены, что современное содержание трех степеней масонского Ремесла было полностью представлено теми двумя степенями, которые существовали до реорганизации, проведенной Шоу, а также добавившейся к ним степенью “теоретического” масона, находившейся между званиями Ученика и Мастера-Масона (последняя первоначально называлась “Группа Мастеров” - Master’s Part). Мы считаем, что эта вновь введенная степень получила название “Товарищ” (Fellow Craft), потому что “теоретические” масоны имели дело не с камнем, а с “наукой братства”. Есть все основания утверждать, что эта степень является развитием степени Отмеченного Масона (а не наоборот, как думает большинство современных масонов).

Когда в 1603 г. Яков VI Шотландский стал Яковом I, он первым делом возвел в рыцарское достоинство Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), который был одним из любимых мыслителей короля и его собратом по масонству. Шесть лет спустя Бэкон был назначен королевским генеральным солиситором [заместителем министра юстиции - Е.К.]. Затем он поочередно становился генеральным атторнеем [министром юстиции - Е.К.], лордом-хранителем печати и наконец лорд-канцлером (1618). Тогда же ему был присвоен титул барона Веруламского и виконта Сент-Олбанского.

Брат Бэкон, один из самых блестящих философов человечества, пытался очистить разум от того, что он называл “идолами”, или “заблуждениями”. Он с молодости вынашивал грандиозный план Instauratio Magna - “Великого Восстановления наук”, вложив в него свою мечту о восстановлении господства человека над природой. Этот труд должен был состоять из шести частей:

1) классификация наук;

2) новая индуктивная логика [т.е. совокупность теорий, в которых изучаются выводы из посылок, необходимых, но недостаточных для логической дедукции, а также математические критерии для степени оправдания следствий из таких посылок - Е.К.]:

3) обобщение эмпирических и экспериментальных фактов;

4) примеры, демонстрирующие эффективность разработанного им подхода;

5) обобщения, вытекающие из законов естественной истории [т.е. естественных наук - Е.К.];

6) новая философия, которая будет законченной наукой о природе.

К концу жизни он успел закончить только две части: “О преуспевании знания” (1605), изданную в 1623 г. под названием “О достоинстве и усовершенствовании наук”, и “Новый органон” (1620), полемизирующий с “Органоном” Аристотеля. Эту последнюю работу он посвятил своему покровителю королю. Вершиной творчества Бэкона стала индуктивная философия природы, с помощью которой он пытался найти “формы”, или физические законы, для чего разработал так называемые таблицы индукции (присутствия и отсутствия посылок, а также степеней оправдания следствий, если таких посылок недостаточно). Целью этой работы было обеспечение господства разума над природой.

Хотя Бэкона нельзя назвать великим естествоиспытателем, он оказал огромное влияние на развитие современных точных и естественных наук. Его работы вызывали восхищение многих мыслителей и ученых семнадцатого века включая Роберта Бойля, Роберта Гука, сэра Исаака Ньютона и Томаса Гоббса. Спустя столетие великие французские философы Вольтер и Дидро называли Бэкона ни более ни менее как “отцом современной науки”.

Очень похоже, что брат Бэкон был движущей силой, благодаря которой была создана вторая степень масонства, внедренная его ближайшим коллегой Уильямом Шоу. Никто в группе масонов, близких к королю, не обладал такой страстью к точным наукам. Однако масонские воззрения лорд-канцлера предполагали и стремление к переустройству общества. Эти взгляды причудливо переплелись в неоконченной социальной утопии “Новая Атлантида” (1624), открыто излагающей план духовного восстановления храма царя Соломона. Бэкон в духе пророка Иезекииля описывал его как “дворец изобретательности” и “величественный храм науки”. Это было видением не столько здания, сколько нового государства, основанного на достижениях всех сфер знания и организованного по принципу максимальной эффективности.

В этой работе содержалось интеллектуальное зерно, из которого выросла конституция Соединенных Штатов Америки.

 

 

Новая ересь

 

Ритуал посвящения во Вторую Степень, или Степень Товарища, почти не добавляет кандидату знаний о масонстве, однако знакомит его с идеей “сокровенных тайн природы и науки” и содержит ясное указание на то, что называется “ересью Галилея”. Хотя мы убеждены, что предмет этой степени имеет такое же древнее происхождение, как и предметы остальных масонских обрядов, тем не менее в нем отчетливо видны следы куда более поздних вставок, видимо, сделанных с легкой руки Фрэнсиса Бэкона. Эти вставки связаны с наукой и правом человека на знание и понимание.

Ритуальная фраза о значении понимания тайн природы вспомнилась нам при виде ботанической энциклопедии, представленной в убранстве росслинского мавзолея. Как указывалось выше, его искусные резные узоры отражают мельчайшие детали сотен растений включая “невозможные” американские виды.

Распространившееся повсюду вольномыслие привело к тому, что Ватикан открыл новую форму ереси, справедливо увидев в идее “неконтролируемой мысли” угрозу собственному существованию. Римская католическая церковь принялась преследовать естествоиспытателей, которые приходили к выводам, противоречившим решениям папских конклавов. Самым видным из этих “злонамеренных” людей был Галилей (1564-1642), использовавший новые технические средства для подтверждения теории о том, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце. Хотя эта теория была впервые предложена египтянином Эратосфеном в третьем веке до н.э., она названа коперниканством в честь более позднего приверженца этой идеи Николая Коперника (1473-1543). Несмотря на все протесты Римская Святая Палата [официальное название инквизиции - Е.К.] осудила гелиоцентрическую систему еще в 1616 г. Именно “ересь Галилея”, объявленная вне закона папской буллой 1633 г., цитируется в парадоксальном диалоге ритуала перехода от Первой ко Второй Степени масонства:

“Вопрос. Где ты стал масоном?

Ответ. В Ложе, справедливой, совершенной и правильной.

Вопрос. А когда?

Ответ. Когда солнце было в зените.

Вопрос. В этой стране заседания масонских лож и прием кандидатов обычно происходят по ночам. Как ты можешь объяснить данный парадокс?

Ответ. Солнце - неподвижное тело, а Земля постоянно вращается вокруг него и собственной оси. Поскольку масонство является универсальной наукой, распространившейся по всему населенному людьми земному шару, из этого неотвратимо следует, что по отношению к масонству солнце всегда находится в зените”.

Едва ли это указание могло быть включено в ритуал до 1610 г. - даты, когда Галилей публично заявил о своем убеждении в том, что Коперник был прав, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца. Мы убеждены, что именно Фрэнсис Бэкон немедленно вставил в недавно созданную им церемонию Второй Степени эту новую истину о строении Вселенной.

Следует напомнить, что Степень Товарища возникла не на пустом месте; в нее вошли части, взятые из Степени Отмеченного Масона и, возможно, двух первоначальных степеней (Вступающего и Мастера), к которым добавились некоторые новые элементы, казавшиеся авторам подходящими для этого случая. Однако это привело к возникновению существенного противоречия внутри ритуала. Кандидату сообщают тайный знак распознавания коллег, заключающийся в воздевании руки над головой, как делал Иисус:

“Когда Иисус бился во имя Господа в долине Иосафат, именно в такой позе он стоял и пылко молил Господа остановить бег Солнца и продлить свет дня, пока он окончательно не разобьет Его врагов”.

Просьба к Господу остановить бег Солнца, чтобы помочь Иисусу, явно противоречит предыдущему утверждению, что Земля вращается вокруг Солнца. Мы уверены, что этот фрагмент, не соответствующий новым научным данным, остался в церемонии, потому что он был слишком стар и слишком важен для безболезненного исключения или изменения.

По-видимому, этот знак распознавания друг друга масонами Второй Степени заимствован из Книги Иисуса Навина (10:12), но в указанном стихе идет речь о долине Аиалон, а не Иосафат:

“Иисус воззвал к Господу... и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!”

Напомним, что Иисус Навин был вождем израильтян после Моисея, а долина Иосафат стала территорией Израиля только при царе Давиде (как уже упоминалось, Иосафат - это другое название Кедронской долины, лежащей к востоку и югу от Иерусалима). Мы уже говорили о том, что Ветхий Завет изображает хабира Иисуса Навина как убийцу и мародера, не имеющего ничего общего с догмами масонства. Та часть Ветхого Завета, из которой заимствована данная цитата, является очередным омерзительным перечислением массовых убийств ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, единственной причиной которых были жадность таких мародеров как Навин и помешательство Яхве. В той же десятой главе хвастливо излагается, как по велению Бога вторгшиеся хабиры истребили пятерых царей, жителей их царств и животных и опустошили всю эту земля из конца в конец:

“...Иисус... никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышущее предал заклятию, как повелел Господь, Бог Израилев” (10:40).

Поскольку Иисус Навин был личностью совершенно не в масонском духе, а его “подвиги” были совершены задолго до строительства храма царя Соломона, мы не могли понять, почему считается, что в ритуале Второй Степени речь идет именно об этом человеке. Неужели те, кто разработал эту церемонию, были так невежественны?

Однако в Библии упоминается еще один Иисус, или Иешуа, который жизненно важен для масонства и который действительно отчаянно “бился во имя Господа” в долине Иосафат! Конечно, на самом деле в ритуале идет речь об Иисусе Христе, остановившемся с учениками в Гефсиманском саду (который находится в долине Кедрон, или Иосафат). Именно здесь он решил вступить в открытую битву со своими врагами и одолеть их. Зная древнюю легенду о Секенен-ра Тао - Хираме Абифе, он, видимо, попросил Господа “остановить солнце в зените”, что было метафорой мольбы о том, чтобы противоборство наступило в тот час, когда силы тьмы слабее всего, а силы добра находятся в апогее. К несчастью, эту битву он проиграл, но с помощью тамплиеров войну в конце концов выиграл.

Только такое объяснение может придать смысл знаку взаимного распознавания обладателей Второй Степени масонства; другие толкования не решают эту загадку. В двенадцатой главе мы говорили, что речь Иакова, произнесенная после распятия, и его последующее руководство Иерусалимской церковью означают, что действия старшего брата произвели на него глубокое впечатление. Поэтому нет никаких оснований считать, что столь важный эпизод, как молитва в Гефсиманском саду, назореи могли не отразить в свитках, впоследствии обнаруженных тамплиерами. Должно быть, Иаков и другие кумранцы восприняли поведение Иисуса в долине Иосафат как пешер об Иисусе Навине (10:12). Такая трактовка проливает свет на значение приветственного знака Второй Ступени, которое до сих пор было покрыто мраком.

 

 

Старые Уставы

Ясно, что изменения содержания прежних ритуалов следовало свести к минимуму. “Старые Уставы”, в которых впервые описывались церемонии, ранее передававшиеся из уст в уста, были составлены с целью сохранения этих церемоний в неприкосновенности. Как известно, Уильям Шоу стремился защитить “древние установления Ордена”. Имеются письменные свидетельства того, что собой представляло масонство до усовершенствований, введенных в ритуалы Шоу, Бэконом и другими по приказу Якова VI. Существует несколько таких документов; одним из них является “Манускрипт Иниго Джонса”, датируемый 1607 г. Правда, относительно его авторства существуют определенные сомнения. Документ приписывается знаменитому архитектору и масону, однако некоторые специалисты считают, что он был написан лет на пятьдесят позже и принадлежит неизвестному члену ложи Иниго Джонса.

Большего доверия заслуживает “Деревянный манускрипт”, написанный в 1610 г. (том самом, когда Галилей впервые публично высказал свои мысли относительно строения солнечной системы) на восьми полосках пергамента, сложенных таким образом, что они составляют шестнадцать листов, каждый из которых содержит две страницы. Он начинается перечислением наук, с которыми всегда ассоциировалось масонство: грамматики, риторики, логики, арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Знание этих классических древних предметов было утрачено христианским миром в Темные Века. В десятом веке оно появилось снова благодаря контактам с арабскими учеными Испании, Сицилии и Северной Африки, а также с греческими мыслителями в Константинополе. В частности, были заново обнаружены считавшиеся утерянными труды Аристотеля; кроме того, были переведены на доступную западному миру латынь трактаты арабских ученых, посвященные математике и другим наукам. К началу семнадцатого века знание этих семи наук вновь считалось нормальным для каждого образованного человека, тем более для масона.

Далее “Деревянный манускрипт” сообщает, что величайшей из этих наук является геометрия и что так было с начала времен. История Ордена начинается с двух колонн, найденных после Ноева потопа. Одна из них была сделана из мрамора, не горящего в огне, а вторая из не растворяющегося и не тонущего в воде вещества, которое в масонской легенде называется Латерус. На колоннах были выбиты письмена, отражавшие сущность этих тайных наук. Их унаследовали и развили шумеры; затем благодаря шумеру Аврааму и его жене Саре эти знания стали известны египтянам. Далее в рукописи рассказывается, как Евклид научил египтян геометрии, как израильтяне переняли эти знания и забрали с собой в Иерусалим, в результате чего был построен храм царя Соломона.

Некоторые из рукописей семнадцатого века не упоминают о Хираме Абифе; это заставляет многих считать, что данный персонаж был придуман сравнительно недавно. Однако имя “Хирам Абиф” было у нашего героя далеко не единственным; его называли Аймоном, Айменом, Амноном, А Маном, Аменом и иногда Беннаимом. Сообщалось, что на иврите имя Амен означает “доверенный” или “верный”; это значение полностью соответствует характеру Хирама Абифа. Но мы также знаем, что имя Амон (или Амен) принадлежало древнему фиванскому богу-создателю, богу Секенен-ра Тао. Есть ли здесь какая-нибудь связь? Мы думаем, есть.

Имя “А Ман” представляет для нас особый интерес, потому что оно вызывает в памяти стих книги Бытие (49:6), который мы цитировали в главе восьмой, предполагая, что в нем идет речь об убийстве Секенен-ра Тао:

“О моя душа, не вникай в их тайну; слава моя, не приобщайся к их собранию; ибо они в гневе своем убили мужа [по-английски “a man” - Е.К.] и в слепом желании прокопали стену”.

Не могло ли быть так, что эта якобы безымянная жертва на самом деле носила имя А Ман, которое является ранней масонской формой имени Хирам Абиф и именем фиванского бога-создателя? И по простому ли совпадению христиане произносят “амен” (или “аминь”) в конце молитвы с надеждой на то, что их желание исполнится?

Другое имя, Беннаим, вызывало у исследователей масонства немало трудностей. Известно, что окончание “-им” в древнееврейском языке означает множественное число (например, “пешерим” - пешеры), в то время как первая часть, по мнению некоторых, значит “строитель”. Мы пошли дальше и предположили, что его источником является древнеегипетское слово, обозначающее священную колонну, которая завершалась маленькой пирамидой, называвшейся камнем “бенбен”. Таким образом, это гипотетическое слово может быть очень древнего происхождения и означает “строитель священных колонн”. В своем буквальном значении оно прекрасно описывает Хирама Абифа, а в переносном - Иисуса.

Нам кажется, что к тому времени, когда бригада короля Якова ревизовала масонство, объединив практических и теоретических строителей Росслина, знание происхождения этого движения подернулось дымкой и было частично утрачено. Масоны начала семнадцатого века относили его зарождение чуть ли не к сотворению мира, но сохранившиеся рассказы о промежуточных этапах были темны и невнятны. Однако незнание обстоятельств возникновения Ордена не мешало им понимать значение содержащейся в этих легендах мудрости и стремиться к новым знаниям, количество которых тогда росло как на дрожжах. Масоны были готовы воспользоваться своим преимуществом.

Во время церемонии Второй Степени кандидата спрашивают: “Что является особым предметом исследований этой степени?” Требуется ответить следующим образом: “Сокровенные тайны природы и науки”. По окончании ритуала новому Товарищу говорят: “Теперь от тебя ждут, что ты займешься свободными искусствами и науками”. Великие масоны середины семнадцатого века не могли отвергнуть такое предложение. Анализируя развитие масонства в семнадцатом веке, мы стремились выяснить, какое влияние оно оказало на окружающий мир.

В 1625 г. король-масон Яков VI умер, и трон унаследовал его второй сын Карл (поскольку старший сын Якова, принц Генрих, скончался в 1612 г.). Мы были уверены, что новый король должен был пойти по стопам отца и тоже стать масоном. Об этом говорил ряд украшенных масонскими символами могил у северной стены эдинбургского аббатства Холируд, которое Карл отреставрировал для своей коронации в качестве шотландского короля в 1633 г. Однако с точки зрения протестантов, составлявших большинство его подданных, Карл начал свое правление очень неудачно, женившись на принцессе-католичке Генриетте-Марии, дочери короля Франции Генриха IV. Как и Яков, Карл твердо верил в божественность королевской власти и пользовался ею с надменностью, которая привела к конфликту с парламентом, а в конечном счете - к гражданской войне. Молодой король находился под сильным влиянием своего друга Джорджа Вильерса, первого герцога Бекингема, назначенного первым министром несмотря на широкое недовольство пуритан.

Карл продолжал постоянно ссориться со своими парламентами, отказывавшимися удовлетворять его непомерные требования, и распустил три из них за четыре первых года своего правления. Созванный в 1628 г. третий парламент представил королю так называемую “Петицию права”, требовавшую от короля в обмен на содержание провести некоторые реформы. Карл был вынужден принять петицию, но после заключения договора снова распустил парламент и посадил в тюрьму некоторых его лидеров. Новому королю не хватало политического такта отца; продолжавшееся противостояние с парламентом привело к тому, что он одиннадцать лет правил вообще без всякого парламента. В это время он ввел чрезвычайное финансовое положение, чтобы обеспечить расходы правительства, в результате чего потерял остатки популярности. Единоличное правление Карла привело к тому, что королевство начало терять прочность. Действие глубоких социальных противоречий, опасных для государства в любое время, усугубилось благодаря необычному стечению обстоятельств. Новый образ мыслей и невозможность следовать старому укладу превратили страну в кипящий котел.

Хотя на первый взгляд это может показаться странным, мы все сильнее чувствовали сходство между Англией семнадцатого века... и Израилем времен Иисуса и назорейского движения. Если такое сходство действительно существовало, то идеологию масонства должны были разделять все главные группировки, принимавшие участие в гражданской войне. Первая черта, характерная для обеих эпох, заключается в значении, которое тогда придавалось связи молящегося с его Богом. Как и древние иудеи шестнадцать веков назад, все в стране были убеждены, что “на все воля Божья”, однако сильно расходились во взглядах на то, каким образом лучше вступать в контакт с Господом. Во времена Иисуса существовал синедрион, поддерживавший авторитет духовенства и доказывавший, что без Храма пути к Яхве нет и быть не может. Кроме того, в Иудее были саддукеи, признававшие власть римского императора. Однако Иисус открыто восставал не только против них, но и против фарисеев (потенциально ближайшего к нему по духу слоя общества), упрекая последних в слепоте и забвении основ веры. С нашей точки зрения, Иисус, пытавшийся возглавить правление “праведных”, целью которого было бы соблюдение закона Божьего, был самым настоящим республиканцем. Его целью было свержение косных, самоуверенных бюрократов, которые присвоили себе единоличное право на общение с Господом. Не приходится сомневаться, что он воевал с правящей верхушкой; думается, его по праву можно назвать пуританином своего времени. В самом деле, он боролся за упрощение обрядов, восстановление их первоначальной строгости, свободу и, отстаивая эти принципы, не боялся идти за них в бой. В шестнадцатом-семнадцатом веках католической церковью руководили консерваторы, забывшие о религии и больше всего на свете беспокоившиеся о собственных удобствах и воспаленном самолюбии. Продолжая настаивать, что только папа римский имеет право напрямую общаться с Богом, они неминуемо вступали в конфликт с теми, кто имел разум и предпочитал мыслить самостоятельно.

Мы уже упоминали о восстановленном специалистами первоначальном евангелии “Q”. Содержащиеся там критические высказывания в адрес фарисеев очень похожи на обвинения, которые выдвигали против Римской католической церкви пуритане семнадцатого века. Приписываемые Иисусу слова из фрагмента данного евангелия, значащегося под номером QS 34, показались нам поразительно подходящими к обстоятельствам намного более поздней эпохи:

“Позор вам, фарисеи! ибо вы чисты снаружи, как свежевымытая чаша или блюдо, но внутри полны алчности и греховности. Глупые фарисеи! Очиститесь изнутри, тогда будете чисты и снаружи.

Позор вам, фарисеи! ибо вы любите передние сиденья на сборищах и приветствия на рыночных площадях. Позор вам! ибо вы подобны гробницам, прекрасным снаружи, но полным гниения внутри...

Позор вам, законники! ибо вы отняли у народа ключ к знанию. Вы сами не войдете в царство Божие и мешаете войти тем, кто хотел бы этого”.

Стоит заменить слова “фарисеи” или “законники” словом “кардиналы”, как получится пламенный пуританский пассаж, направленный против Рима!

Вторая черта, которая роднит эти две эпохи, заключается в окончании папской власти в Англии и объединении духовной и светской власти в личности короля. Впервые со времен основания церкви было реализовано стремление Иисуса стать духовной и царственной колонной одновременно. Во время работы над этим приложением мы решили как можно тщательнее изучить собранные нами документы, относящиеся к периоду гражданской войны в Англии, и обнаружили гравюру семнадцатого века, которая как нельзя лучше подтверждает наше предположение о родстве пуритан с Иерусалимской церковью. Раньше мы приходили в буйный восторг, обнаруживая факт или кусочек информации, который хорошо укладывался в собираемую нами головоломку. Однако теперь мы воспринимали даже самые серьезные доказательства как должное, поскольку убедились, что наша гипотеза верна и что мы нашли бесконечно щедрую жилу исторической правды. Свидетельство, обнаруженное нами на сей раз, представляло собой гравюру, на которой были во всех деталях изображены те самые царственная и духовная колонны “мишпат” и “цедек” - именно такие, какими они представились нам после чтения древнеиудейских документов. Это было не просто совпадение: наше представление и изображение были почти одинаковы!

Единственным реальным отличием была фигура, которая олицетворяла собой объединяющий две колонны замкОвый камень; здесь ею был король Карл I. Левой колонной была “цедек” с табличкой “Церковь”; ее венчала обнаженная женская фигура с книгой и светочем, олицетворявшая собой “Истину”. На правой колонне, “мишпат”, значилось “Государство”, и венчало ее “Правосудие” [или “Справедливость” - Е.К.] с мечом и весами в руках. Самое любопытное, что этот классический символ Священной Королевской Арки украсил собой парадный вход аббатства Холируд, после окончания гражданской войны заново восстановленного сыном Карла королем Карлом II в 1677 г.

(См. рисунок на стр. 341 оригинала).

Согласно этим символам, король Карл I шел непосредственно по стопам Иисуса. Правда, королю не хватало при этом кристальной честности и республиканских устремлений последнего. Иисус считал, что когда общественный порядок будет устроен согласно законам Яхве, нужда в функции первосвященника отпадет, ибо Бог, учреждая состояние “шалом”, будет действовать непосредственно через царя земного. В противоположность ему, английский король просто присвоил себе обе функции, предоставив Богу парить высоко в облаках. Выходило, что масонство, хранившее древнее послание, к этому времени во многом утратило его первоначальный и чрезвычайно важный смысл...

Англичанам, пытавшимся построить новый социальный порядок, пришлось вступить между собой в битву. Только после этого они сумели найти единственно верное решение, которое устраивало всех. Это решение было предложено масонами и предусматривало сохранение английской монархии. Тем временем остальные народы предпочли продолжать рубить своим королям головы.

 

 

Возвышение республиканцев

 

Спустя три года после коронации Карла I депутатом парламента стал избранный от Хантингтона молодой член палаты общин по имени Оливер Кромвель. Его семья была родом из Уэльса и сначала носила фамилию Уильямс. Она поднялась из безвестности благодаря министру Генриха VIII Томасу Кромвелю, который приходился прапрадеду Оливера дядей. В благодарность за помощь семья приняла фамилия своего покровителя. Новоявленные Кромвели вскоре добились заметного положения в городке Хантингтон (графство Кембриджшир), где Оливер и родился 25 апреля 1599 г. Разбогатевшие Кромвели сделали домашним учителем сына ведущего пуританина города Томаса Берда, который не скрывал своего желания “очистить англиканскую церковь от остатков римского католичества”. Позже Оливер учился в привилегированном пуританском Сидни-колледже в Суссексе и Кембриджском университете, а также изучал право в Лондоне. В августе 1620 г. он женился на Элизабет Борчьер, вернулся в родной город, чтобы управлять отцовским имением, и спустя восемь лет стал членом парламента от Хантингтона.

В последующие десять лет Кромвель, ставший ярым пуританином, разорился, но вновь поднялся, унаследовав кое-какую собственность в Эли, принадлежавшую дяде жены. В 1640 г. Кромвель вернулся в парламент - как раз тогда, когда разногласия между Карлом I и пуританами достигли апогея и стало ясно, что открытого конфликта не избежать. Двумя годами позже, 22 августа 1642 г. между парламентом, в котором большинство было за пуританами, и сторонниками короля началась война. Кромвель с его развитым мышлением полководца быстро понял, что религиозные страсти могут разжечь воинский дух, благодаря которому и выигрываются сражения. Он тут же набрал полк лихих кавалеристов, чтобы воевать на стороне парламента. В первые два года после создания двух армий победы одерживали роялисты (или “кавалеры”, как их называли). После кровавой, но не давшей никому преимущества битвы у Эджхилла в графстве Уорикшир (октябрь 1642 г.) роялисты попытались наступать на Лондон, однако были отбиты. К концу первого года войны в руках роялистов была вся Англия за исключением Лондона и южной части страны. В этих боях проявился полководческий талант Кромвеля, и к 1644 г. наш решительный воин стал генерал-лейтенантом армии, которой командовал Эдуард Монтегю, граф Манчестерский. Возвышение Кромвеля было заслуженным: именно его полк “железнобоких” позволил армии парламента, прозванной “кругологоловыми”, одержать победу в жестокой битве у Марстон-Мура.

По-видимому, эта победа стала для парламентаристов поворотным пунктом, потому что вскоре “армия нового образца” сэра Томаса Ферфакса снова разбила роялистов при Нейзби (графство Лестершир). Затем “круглоголовые” стали выигрывать битву за битвой, пока 24 июня 1646 г. не пала столица роялистов Оксфорд. Карл, окруживший себя шотландцами, сдался парламенту и был посажен в тюрьму. Город Личфилд в графстве Стаффордшир продержался еще несколько недель, но первая и главная стадия гражданской войны закончилась.

Многие верят, будто Оливер Кромвель был масоном, что очень похоже на правду, хотя письменных доказательств этого пока не обнаружено. Во всяком случае, его начальник и близкий друг Томас Ферфакс был членом Ордена; в родовом гнезде Ферфаксов, местечке Илкли (Йоркшир) все еще существует масонский храм. Винтовая лестница из библиотеки позволяет спуститься в комнату с двумя свободно стоящими колоннами, пол которой вымощен черно-белыми квадратами. В самом здании сегодня расположен офис крупной электротехнической фирмы, но в нескольких милях от него расположена деревня Гисли, в которой до сих пор существует масонская ложа, называющаяся “Ферфакс”.

Одним из наиболее богатых источников информации о масонстве семнадцатого века является дневник Элиаса Ашмола - чудовищных размеров рукопись, состоящая из шеститомного дневника и дополнительного тома, содержащего вспомогательные указатели. Сотрудник библиотеки университета, который закончил Роберт, страшно удивился, когда увидел, что тот взял все семь томов и собирается их прочитать за одно лето! Изучая период гражданской войны, мы пришли к выводу, что поскольку то было время великих мемуаристов, следует порыться именно в воспоминаниях. Мы сами не знали, что ищем, поэтому пришлось читать все подряд. Но время было потеряно не напрасно: нам удалось найти упоминания о некоторых очень странных встречах, пролившие свет на события, которые привели к Реставрации и возникновению Королевского общества.

Во время сдачи короля Элиас Ашмол был королевским инспектором артиллерии Оксфорда; кроме того, он был одной из самых важных фигур в официальной истории масонства. Спустя четыре месяца после этого события Ашмол поехал в Уоррингтон, чтобы пройти инициацию. Дневниковая запись от 16 октября 1646 г. гласит:

“В 4 часа 30 минут пополудни я стал вольным каменщиком в Уоррингтоне (Ланкашир) одновременно с коллегой Генри Мейнуорингом из Каринхема в Чешире.

Имена присутствовавших в тот день членов ложи: господа Пенкет Уорден, Джеймс Кольер, Ричард Сэнки, Генри Литтлер, Джон Эллам, Ричард Эллам и Хью Бруэр”.

В те дни путешествие из Оксфорда в Уоррингтон было делом долгим и трудным, но на следующий же день после своего приема в члены Ордена Ашмол отправился ни более ни менее как в оплот парламентаристов Лондон!

Поездка была в высшей степени странная, потому что напряжение сохранялось и всем бывшим офицерам короля запрещалось приближаться к столице ближе, чем на двадцать миль. Ашмол, совсем недавно служивший королю в качестве инспектора артиллерии, не мог надеяться остаться неузнанным, поэтому у него должна была существовать серьезная причина для такой поездки, а также гарантии безопасности. Пометка от 20 мая 1650 г., сохранившаяся в Государственном архиве записей актов гражданского состояния (отдел “Государственные документы, касающиеся внутренней политики, междуцарствие А”), подтверждает необычный характер этого визита и то, что он не был кратким:

“Он (Ашмол - Авт.) снимает жилье в Лондоне вопреки Акту Парламента”.

Это дает нам веские причины подозревать, что данный масон-роялист много лет открыто жил в Лондоне и тесно общался с высокопоставленными членами парламента. Несомненно, главную роль тут сыграло то, что он был масоном, членом единственной нерелигиозной и неполитической организации - братства, в котором “кавалер” мог без страха и злобы встретиться с “круглоголовым”, а католик с пуританином. Но дневник Ашмола предоставил нам еще одно важное свидетельство. В записи от 17 июня 1652 г. значится:

“11 часов утра. В Блэкфрайерс меня посетили доктор Уилкинс и мистер Рен; я увидел доктора впервые”.

“Мистер Рен” - очевидно, тот самый великий архитектор сэр Кристофер Рен, который после знаменитого пожара 1666 г., полностью уничтожившего Лондон, построил множество прекрасных церквей, в том числе кафедральный собор святого Павла. Рен вполне мог быть масоном, но доказательств ни “за”, ни “против” не сохранилось. В противоположность ему, доктор Уилкинс определенно был членом Ремесла. Во время этой встречи Джон Уилкинс был ректором оксфордского колледжа Уодем (а Кристофер Рен - членом того же колледжа); позже он стал епископом Честерским и членом-основателем Королевского общества. Уилкинс был сторонником парламента, пуританином высокого ранга, мужем сестры Оливера Кромвеля Робины и до недавнего времени духовником самого Кромвеля.

К моменту знакомства с Уилкинсом Ашмол прожил в Лондоне уже шесть лет, за которые много воды утекло. С помощью шотландцев король снова начал войну, но был разбит и содержался в Престоне на положении пленника. В конце концов король-масон проиграл войну масону-парламентаристу. 20 января 1649 г. Карл I был предан суду, состоявшемуся в лондонском Вестминстерском дворце. Король отказался признать законность суда, не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях, был объявлен тираном, убийцей и врагом народа, но не пожелал просить помилования. Через неделю он был приговорен к смертной казни и публично обезглавлен 30 января того же года. Когда с монархией было покончено и Англия объединилась под властью Кромвеля, первейшей задачей диктатора стало покорение Ирландии и Шотландии. За взятием Дрогхеды и Уэксфорда последовала чудовищная резня, ставшая результатом пламенной ненависти, которую Кромвель питал к ирландцам и католикам. Прошло триста пятьдесят лет, но имя Оливера Кромвеля до сих пор вызывает в Ирландии гнев и страх.

Вторым объектом ненависти Кромвеля была Шотландия, в которой он при малейшем намеке на сопротивление разрушал замки роялистов и католические церкви. Как указывалось выше, часовня в Росслине пережила войну только благодаря тому, что и Кромвель, и генерал Монк знали, что на самом деле она является масонским храмом (точнее, мавзолеем).

Однако страсть Кромвеля к насилию не мешала ему успешно поддерживать относительные мир, спокойствие и, как ни странно, даже веротерпимость. Нелюбовь к католикам не помешала ему в 1655 г. позволить вернуться в Англию евреям (изгнанным еще в 1290 г.). Наверняка эта акция была подсказана ему масонским ритуалом. Решительная внешняя и внутренняя политика Кромвеля, а также победы его армии и флота вернули Англии международный престиж, которого она не видела последние полвека.

После казни Карла трон опустел и Англия стала первой парламентской страной в мире. Впоследствии этот период прозвали эпохой Республики.

Однако уже через год после описанного события сын покойного короля Карл высадился в Шотландии и продолжил войну. В 1651 г. он был объявлен королем этой страны и тут же вторгся в Англию. Однако парламентская республика была слишком сильна и хорошо организована, чтобы испугаться этой смелой, но неподготовленной атаки. Карл был наголову разбит в Вустершире и был счастлив, что сумел бежать во Францию.

Все это хлопотливое время бывший инспектор артиллерии покойного короля безбедно жил в кромвелевском Лондоне и общался с умными и влиятельными людьми, представлявшими обе стороны. Ашмол явно имел разрешение самых высоких кругов на выполнение своей миссии, которая на первый взгляд была чисто политической, но полностью вытекала из его масонских взглядов, а потому привела к чему-то новому и очень важному.

Ашмол стал другом и хорошим знакомым астрономов, математиков, физиков, занимавшихся теми самыми “скрытыми тайнами природы и науки”, посвятить себя которым требовал исправленный и дополненный Фрэнсисом Бэконом ритуал Второй масонской Степени. Слово не воробей: результатом его стало создание “невидимого колледжа” [или “невидимого коллектива”, как принято выражаться сегодня - Е.К.] - сообщества ученых, которое нельзя было назвать единым кружком, одн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...