Часть 2. Исследования идентичности.
Реферат по теме: «Формирование идентичности в юношеском возрасте»
Выполнили: Белоусова Елизавета Каткова Татьяна Клинчева Татьяна Группа 11-10 Проверил: Яркин Пётр Алексеевич
Санкт-Петрбург Оглавление. Введение..............................................................................................................................................2 Часть 1. Общие вопросы и актуальность проблнмы. Идентичность......................................................................................................................................2 Период юности (старший подростковый возраст) общая характеристика...................................4 Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте........................................5 Часть 2. Исследования идентичности. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования..............................................................................................6 Гавриченко О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза......................8 Часть 3. Упражнения. «Ты значишь многое».......................................................................................................................10 «Сам ли ты создаёшь свою идентичность?»..................................................................................12 «Схожи или нет?».............................................................................................................................14 «У меня есть выбор»........................................................................................................................15 «Мой герой»......................................................................................................................................19
Список литературы...........................................................................................................................21
Введение. Данная тема актуальна в связи с тем, что самоопределение в юношеском возрасте влияет на всю последующую жизнь человека.
Часть 1. Общие вопросы и актуальность проблемы. Идентичность. Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эгосостояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способностьиндивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.
Эрик Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно: ·Индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования. ·Тождественность и целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл. ·Единство и синтез- ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии. ·Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям. Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Формирование эго-идентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий: 1.Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии — надежда, а потенциальное отчуждение — временная спутанность. 2. 3.Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а потенциальное отчуждение — патологическое самоосознование. 4.Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициативапротив вины. Потенциальная эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение — жесткая ролевая фиксация. 5.Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.
6.Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное отчуждение — тотальность. 7.Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила — любовь, а потенциальное отчуждение — нарциссическое отвержения. 8.Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность. 9.Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение — безисходность. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет. Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял подростковому возрасту, характеризующемуся наиболее глубоким кризисом. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества.
Основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, так называемая диффузная идентичность. Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится путем проб и ошибок найти свое место в обществе, Эриксон назвал психическим мораторием. Острота этого кризиса зависит как от разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Эриксону: ·регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; ·смутное, но устойчивое состояние тревоги; ·чувство изоляции и опустошенности; ·постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что может изменить жизнь; ·страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; ·враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских; ·презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Обретение идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности психолога. Раньше вопрос «Кто я?» автоматически вызывал перечисление традиционных социальных ролей. Сегодня, как никогда, поиски ответа требуют особого мужества и здравомыслия.
ПЕРИОД ЮНОСТИ (СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ)
Джеймс Марсиа описал 4 варианта решения проблемы идентичности, которые определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый «кризисом идентичности», и связал ли себя обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Варианты формирования идентичности: В юношеском возрасте новое развитие приобретает механизм идентификация-обособление. Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, изобразительным. Происходит идентификация не только с людьми, но и профессиональное мышление.
Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Для определения статуса идентичности используются специальные интервью, в процессе которых фиксируются сообщаемые респондентом сведения о прежних (или текущих) кризисах, профессиональном самоопределении и идеологической ориентации. Из четырех возможных вариантов статуса идентичности по Марсия два свидетельствуют о наличии устойчивой личной идентичности: «самоопределившиеся» (Achievers) и «предопределенные» (Foreclosures). Эти статусы различаются процессом, благодаря к-рому сложились идентичности их обладателей. «Самоопределившиеся» сформировали свои обязательства перед собой и др. после периода активного принятия решений. В отличие от них «предопределенные» более пассивно (без переживания кризиса) приняли цели и ценности, предписанные им другими, особенно теми, кто их воспитывал. Оставшиеся два варианта статуса идентичности охватывают тех, кто пока не связал себя обязательствами. «Неопределенным» (Diffusions) недостает твердого чувства идентичности, и в данное время они не переживают кризиса, связанного с принятием решений. «Взявшие отсрочку» (Moratoriums) активно занимаются вопросами профессионального и идеологического определения; они пытаются найти свои собственные ответы на эти вопросы, чтобы затем самостоятельно сделать выбор. Исслед., выполненные в рамках парадигмы статуса идентичности, выявили некоторые половые различия. Когда речь идет о статусах идентичности юношей, рез-ты «самоопределившихся» оказываются лучшими по большинству сравниваемых переменных. Эдмунд Бурн делает вывод, что «самоопределившиеся» имеют относительно высокие показатели по таким характеристикам, как моральное рассуждение, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, приспособляемость, близость и способность к когнитивному самоанализу. «Взявшие отсрочку», по-видимому, ближе всего к «самоопределившимся». Однако относительно высокая изменчивость их функционирования и высокий уровень тревоги (по данным самоотчетов) согласуются с предположением о том, они включены в активный процесс самоопределения. «Предопределенные» юноши во многих отношениях проигрывают при сравнении с обладателями др. статусов идентичности, являясь относительно ригидными, неуступчивыми, контролируемыми извне и демонстрирующими конвенциальный уровень в своих моральных рассуждениях. Хотя «неопределенные» юноши в большинстве исслед. устойчиво демонстрировали худшие рез-ты по сравнению с «самоопределившимися», они все же не соответствуют картине глубокой спутанности идентичности, нарисованной в теории Эриксона. В большинстве сравнений «неопределенные» юноши не отличаются статистически значимо от «предопределенных». Марсия отмечает, что «самоопределившиеся» и «предопределенные» девушки наиболее устойчивы к групповому давлению, обнаруживают самый высокий уровень поленезависимости и самый низкий уровень тревожности. Однако по показателям авторитаризма «предопределенные» девушки оказываются столь же ригидными и неуступчивыми, как и «предопределенные» юноши. Галлатин высказывает сомнение по поводу того, что модель кризиса идентичности яв-ся адекватной т. зр. на оптимальное развитие женской личности. Напротив, при наличии стереотипных ожиданий отзывчивого, заботливого и опекающего поведения приобретение девушками устойчивой идентичности может быть делом первостепенной важности, и неважно, сформирована ли она в активном процессе самоопределения или пассивно, под влиянием др. людей. В силу того, что об-во ожидает от юношей превращения в независимых и умелых мужчин, близость к лично достигаемой идентичности может быть наиболее важным аспектом развития мужской личности в юности.
Часть 2. Исследования идентичности. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. Экспериментальный подход к исследованию проблем социальной идентичности, будучи весьма популярным в западной психологии, на сегодняшний день не получил широкого распространения в отечественной научной традиции. Хотя в наших эмпирических исследованиях социальной идентичности он не применялся, мы решили остановиться подробнее на описании некоторых экспериментальных процедур, поскольку этот подход представляется нам весьма перспективным. Он был, по сути, заложен еще до выделения проблематики, связанной с формированием социальной идентичности личности, в отдельный раздел социально-психологического знания. В 1950-х г.г. М. Шерифом были проведены первые эксперименты, демонстрирующие, что источники межгрупповых отношений кроются не в мотивах отдельных личностей, а в ситуациях взаимодействия этих групп. С появлением и развитием теории социальной идентичности обозначились и методически оформились отдельные исследовательские проблемы в этой области. Одним из таких направлений является экспериментальное изучение процессов межгруппового восприятия и, в частности, ин-группового фаворитизма и аут-групповой дискриминации, базирующихся на содержании авто- и гетеростереотипов. В этих экспериментах участвуют либо реально существующие социальные группы, попадающие в ситуацию потенциально-конфликтного взаимодействия, либо такие группы формируются искусственным путем, на основе какого-либо несущественного признака, и затем замеряется отношение членов этих групп друг к другу. Например, в классическом эксперименте Г. Тэджфела студентам было предложено сравнить картины В. Кандинского и П. Клее и определить, на какой из них большей точек (это было возможно благодаря манере письма художников). На основе количества точек, названного студентами, были создано две группы - «сторонники Кандинского» и «сторонники Клее». Хотя в действительности студенты не являлись членами этих групп, Тэджфел тут же заметил появление эффекта «мы» и «они», начали проявляться ин-групповой фаворитизм и аут-групповая враждебность. Как известно, в дальнейшем эти данные легли в основу идей Тэджфела о том, что причина межгрупповой дискриминации кроется в плоскости осознания людьми своей принадлежности к той или иной группе, а не в характере взаимодействия с представителями аут-групп (Андреева Г.М., 2008). Отечественная психология, базирующаяся на принципах деятельностного подхода, интерпретирует эффекты межгруппового восприятия через призму содержания совместной деятельности групп. Первые отечественные эксперименты в этой области принадлежат В.С. Агееву. В них было получено экспериментальное подтверждение тому факту, что характер межгруппового восприятия опосредуется совместной деятельностью групп. Например, в эксперименте, проведенном с участием студентов среднего учебного заведения в период сессии, реально существующие учебные группы попадали в разные условия, связанные с получением зачета по одному и тому же предмету (Агеев В.С., 1983). Студентам двух экспериментальных групп сообщалось, что, в зависимости от успешности их работы на семинарских занятиях, одна из групп получит зачет «автоматом», а вторая будет сдавать его традиционным путем (каждый студент будет отвечать на вопросы преподавателя). Преподаватели сообщали группам общую оценку их успешности, не уточняя, из чего она складывается. При этом в первом случае умышленно все время сообщалось о лидерстве одной и той же группы, а во втором - о попеременном лидерстве. В контрольной группе зачет «автоматом» был обещан не группе в целом, а лишь тем участникам, которые лучше всех зарекомендуют себя в ходе семинарских занятий. В ходе анализа полученных результатов в качестве показателей адекватности межгруппового восприятия рассматривались прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования, объяснение причин победы или поражения своей и чужой групп в этом соревновании и представление о потенциальных успехах своей и чужой групп в различных сферах деятельности, не связанных непосредственно с экспериментальной ситуацией. Адекватность межгруппового восприятия оценивалась степенью предпочтения своей группы по указанным параметрам. Выяснилось, что в условиях соревнования чаще наблюдаются реплики в поддержку своей группы и ее членов, используются местоимения «мы» и «они», регулируется выбор тех выступающих, которые могут увеличить шансы группы на победу, в том числе и с помощью давления на преподавателя. Таким образом, было показано, на идентификацию с группой и проявления ингруппового фаворитизма оказывает влияние характер деятельности группы (в данном случае - ситуация соревнования) Опубликовано: Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 48-57.
Часть 3. Упражнения
УПРАЖНЕНИЕ «ТЫ ЗНАЧИШЬ МНОГОЕ»
Тема: личность.
Цель: Участники поймут, что личность каждого отдельного человека состоит из множества различных ролей, отношений и свойств; что все люди – сложные индивиды и что поэтому неправильно и несправедливо акцентировать внимание только на одной характеристике или черте
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько у вас ролей? Для родителей вы- прежде всего ребенок: сын или дочь. В школе вы - приятель и ученик. Для возлюбленного вы- возлюбленная. Ну и кроме всего прочего, вы, наверное, швед, норвежец или может быть китаец. Вы можете быть футболистом, любителем компьютеров или танцевать балет. Дело в том, что вы – это много всего разного, и разные ваши стороны активизируются в разных ситуациях. Вы - сложный индивид, равно как и все остальные люди!
Практическая реализация: Это - забавное упражнение, в котором участвуют все, расположившись на полу
Время: 30 минут
Необходимо подготовить: Просторное помещение, подготовленное для подвижной игры
Приготовления: Ведущий должен подготовить список различных принадлежностей/характеристика человека
Порядок проведения:
1. Группа становится в круг вокруг ведущего, стоящего в центре комнаты.
2. Руководитель называет признак (характерную черту или свойство), являющийся частью личности человека. Эти признаки могут быть связаны с полом, национальностью, интересами, физическими характеристиками, увлечениям и др. Если руководитель, например, говорит "девушка", то все девушки выходят в центр круга. Когда все увидели девушек, они возвращаются на свои места. Если руководитель говорит "родился за границей", то все, кто родился за границей, встают в круг. Важно, что рууководитель назвал множество разных признаков и свойств, например: спортсмен, эмигрант, имеет братьев или сестер, зеленые глаза, религиозный, блондин, не интересуется футболом, рокер, принадлежит к двум культурам, родственники живут за границей, влюблен, принадлежит к меньшинству, политически активен, носит очки и др. Все участники с определенной принадлежностью образуют круг.
Обсуждение: · Что вы думаете об этом упражнении и почему, как вы думаете, мы его делали? · Узнали ли вы что-нибудь новое друг о друге? · Узнали ли вы что-нибудь новое о самих себе? · Есть ли какие-то идентичности, которым чаще придается значение? В какой связи? Почему? К каким последствиям это приводит? Правильно ли это и справедливо? · Есть ли у вас какие-то принадлежности/черты, которые вы не хотели бы иметь? Как вы их приобрели?
На заметку: Люди – сложные индивиды, имеющие много принадлежностей и характеристик. Много разного определяет, кто мы и что составляет нашу личность. Наши принадлежности активизируются в различных ситуациях. Иногда на передний план выходят те наши признаки, которые нам не нравятся. Может быть, я тоже иногда выделяю признаки людей, которые им не нравятся? Наши характеристики делают нас уникальными и незаменимыми.
Вариации: Ролевая игра: Участники разыгрывают ситуацию, где человек «другой», непохожий на других, и ему это нравится.
УПРАЖНЕНИЕ«САМ ЛИ ТЫ СОЗДАЕШЬ СВОЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ?»
Тема: идентичность
Цель: Участники поймут, что на формирование идентичности человека влияют различные факторы
Думали ли вы когда-нибудь о том, что многое из того, что составляет вашу личность, имеет отношение к вещам, которые полностью вне вашего конроля? Не вы ведь решали, в какой стране родиться и вырасти. И не вы сами выбрали ваших родителей и образ жизни, религию, хотя зачастую люди приходят к религии или атеизму сами, без влияния родных.Ваша идентичность, таким образом, складывается из многих разных факторов. Культура, в которой мы рождаемся, влияет на формирование нашей идентичности. Это отличает китайца, например, от норвежца. При этом следует помнить, что китаец, выросший в Норвегии, не очень сильно будет отличаться от норвежца, но очень сильно – от китайца, выросшего в Китае. И китаец, воспитывавшийся в семье врача в Пекине, не так уж сильно будет отличаться от сына врача в Осло. В то же время люди «создают» себя сами, выбирая для себя ценности в жизни и отношения по тому или иному вопросу. Вы сами вполне можете сменить город или страну проживания, если чувствуете, что именно там сможете полнее реализоваться. Это делает и китаец, и норвежец.Мы зависим друг от друга и формируем личности друг друга через контакт и диалог.
«Мужчина и женщина - не просто сами по себе...Они также и среда, в которой они живут; город и улица, где они научились ходить; игрушки, с которыми они играли в детстве; еда, которую они кушали; школу, в которой они учились; спорт, которым они занимались; писатели, которых они читали и Бог, в которого они верят» Сомерсет Моэм «Острие бритвы»
Практическая реализация: Участники начинают работу самостоятельно, заполняя таблицы своих приналежностей/ черт/способностей. Выполнение упражнения продолжается общим обсуждением.
Время: 45 минут
Что необходимо: ручки и таблицы
Приготовления: Таблица - лист бумаги с вопросами
Порядок выполнения:
1. Ведущий начинает с объяснения, что цель упражнения- выяснить, каким образом формируется наша идентичность. Есть многие факторы, которые способствали и способствуют становлению нашей личности и которые делают нас непохожими на других. Некоторые факторы мы можем «выбирать» сами, а некоторые даны нам с рождения.
2. Всем участникам раздается лист бумаги с вопросами/таблица: · Какие ваши самые важные элементы идентичности? · С какими принадлежности и характеристиками вы родились? · Какие принадлежности вы выбрали сами? · Принадлежите ли вы какой-либо группе? Какой? · Принуждали ли вас к какой-либо принадлежности? Какой?
Обсуждение:
· Какие чувства вы испытывали, пока отвечали на вопросы? · Задавали ли вы себе и раньше вопросы: «кто я?что я?» и «почему я стал(а) таким(ой) какой я есть?»? · Было ли что-нибудь, что вас удивило в ответах? · С какими чертами/особенностями человек рождается? А какие приобретает в жизни? · Какие стороны идентичности человека являются результатом построннего влияния? · О каких сторонах своей идентичности человек решает сам? · Какие стороны своей идентичности человек хотел бы иметь? (например, в школе или среди друзей) · За какие стороны своей идентичности мы боремся? · Почему людям вешают ярлыки или приписывают качества/принадлежности, которые они сами бы не хотели? Случалось ли подобное с вами или с другими людьми, которых вы знаете? · Каковы могут быть последствия ситуации, когда человеку приписываются качества/принадлежности? Как можно справиться с подобной ситуацией? · Что важней: принадлежность и среда, в которых мы родились; или то, кем и чем мы хотим стать? Есть ли здесь взаимосвязь? · Помог ли данный «анализ» увидеть себя самого по-новому? · Помог ли данный «анализ» увидеть других людей по-другому/ по-новому? Почему и каким образом? · Мы влияем на других людей, и на нас влияют другие. Несем ли мы ответственность друг за друга?
На заметку:
Не мы одни формируем нашу идентичность и личность. Некоторые факторы даны нам от природы, как например: голубые или карие глаза, пол. Некоторые имеют отношение к тому, в какой стране и обществе мы родились, к какой культуре принадлежим; кто мы по национальности; принадлежим ли к большинству или меньшинству в обществе; богатые мы или бедные. Эти факторы могут меняться, в том числе – и нами самими. Такие элементы идентичности, как занятия тем или иным видом спорта, рисованием, игрой на музыкальном инструменте, чувство уважения или неуважения к религии, интерес к политике, мы изначально выбираем сами. Наша идентичность формируется, таким образом, из черт и особенностей, с которыми мы родились, из окружающей нас действит
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|