Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа и суть социального взаимодействия. Социальная коммуникация как способ эффективного социального взаимодействия.

Преступность и девиантное поведение.

Преступность — самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» — производное от слова «преступление», что в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние». Преступление — это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность — это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и его членов как ни одно из других негативных явлений общественного развития.

Девиантное поведение (социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, — это состояние запутанности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных перемен. Дюркгейм объяснил это на примере увеличения количества самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователь Дюркгейма, американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека. В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций — по сути типы девиантного поведения):

1. Подчинение (подчинение целям, и средствам достижения целей общества);

2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);

3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);

4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);

5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

Природа и суть социального взаимодействия. Социальная коммуникация как способ эффективного социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие — процесс обмена социальными действиями между двумя акторами и более.

Социальное действие — любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей.

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Коммуникация - это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Она включает в себя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом. Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений. В процессе коммуникации задействованы 5 элементов, без которых она не может реализоваться: Коммуникатор – тот, кто является инициатором передачи и формирует ее в речевую, текстовую, аудио и видео форму; Само сообщение; Канал, с помощью которого устанавливается связь с аудиторией; Аудитория, к которой направляется информация; Цель передачи и уровень эффективности сообщения (воздействия). Таким образом, социальная коммуникация характеризуется наличием определенной информации, которая распространяется посредством канала связи с широкой аудиторией, цель ее - воздействие на поведение, эмоции и ощущение людей.


60. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации. Средства массовой информации и их виды.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др). Существует несколько концептуальных подходов к изучению особенностей массовой информации относительно ее влияния на общество.

Концепция тотального влияния. Согласно ее общественное мнение формируется под тотальным влиянием массовой информации, которая циркулирует по коммуникативным каналам общества. Такая информация во многом определяет социальные ценности и стереотипы, культурные доминанты в обществе. Главным в процессе социальной коммуникации сторонники этой концепции считают пропагандистский момент, а понятие «пропаганда» вообще является центральным для них. Такой подход к изучению массовой коммуникации соотносится с пониманием социального мира как “массового общества”, которое стратифицировано на массы и элиту. Массы рассматриваются своеобразным пассивом социума, хоть и являются наибольшей его частью.

Концепция ограниченных эффектов. Предусматривает усредненный подход к изучению массовой коммуникации, абсолютизирует манипуляционные возможности власти, а СМИ считает отделенными и независимыми от властных структур социальными институтами, которые являются генераторами и распространителями информации, свободными от внешнего давления. Их задача - в информировании общества, а не тотальном влиянии на него.

Концепция глобалистской ориентации. Сторонники считают определяющей роль современных средств массовой информации в создании новой культуры, новых основ общения и взаимодействия людей. Технический прогресс, появление современных средств общения и передачи информации повлекли кардинальные изменения в системе социального контроля и программирования социального порядка.

Семиотическая концепция. Центральными в ней являются вопросы, связанные со значением, особенностями передачи информации, соотношениями реальности и идеологии в процессе массовой коммуникации. Современная идеология, по мнению представителей этого направления (Р. Барт, В. Еко), функционирует уже не как система догм, лозунгов, доктрин и теорий, а как целостное знаковое пространство, как отдельный язык. Она не устраняет реальность как такую, а акцентирует лишь на важном для нее смысле и значении определенных событий.

Постмодернистские концепции. Представителей данных концепций (Ж. Деррида, Ф.Лиотар, Ж. Бодрийяр и др.) объединяет тотальное недоверие к возможностям передачи посредством СМИ достоверной информации. В ходе истории произошла эволюция знаков, посредством которых человечество фиксировало окружающую реальность.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);
  • книжные издательства;
  • агентства печати;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • кино-, видео-, звукозапись;
  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...