Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки.

Ценности в жизни человека и в жизни общества играют большую роль. Порой ценности навязываются. В истории ф-ии сущ сильные ценностные традиции. Если говорить об античной ф-ии, то ценности отоджествл с бытием. В сред века ценности принимали религиозный характер. Их стали опред с позиции рационализма. Поворотный момент – ф-я Эммануила Канта. Заслуга созд теории ценности принадлежит Когену, Виндельбанду, Риккерту. П. Лапи вводит термин «аксиология» - «учение о ценностях». В 20 в феноменология, герменевтика и тд очень активны. Теория ценности базируется на идеалистич философии. Предметом изучения аксиологии являются ценности любых типов, их природа и взаимосвязь с др ценностями. Осн. понятия: благо, достоинство, знание, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье и тд. ПОДХОДЫ: 1)натуралистический психологизм – Мейнонг, Пери, Дьюн, Льюис. Ценности зависят от человека и заключ в биологич, псих потребностях. 2)Персоналистический онтологизм – Макс Шеллер. Ценности имеют объективный х-р. Их нельзя связать с эмпирической природой. Мир ценности имеет опр иерархию. 3) Оксиологический трансцендентализм – Виндельбанд, Риккерт. Ценности – идеально бытие. Не завис от человек желаний и потребностей. Ценности не реальность, а неких идеал. 4)Культурный историч релятивизм – с т.зр этого направл (Дельтей) ц. надо рассматрив с т.зр аксиологического плюрализма. 5)Социологическая концепция ценностей – родоначальник Макс Вебер. Вводит понятие ценности в социологию. С его т.зр Ц – норма, имеющ значимость для человека как соц субъекта. Ц – то, что ценно для ч-ка. 1) Ц социальна, имеет объектно-субъектный х-р. Ц. сущ только в обществе.2) Ц возникли в ходе практич деят ч-ка. Любая деят начит с опред цели. Не все р-ты чел деят яв-ся ценностными. Только те, кот значимы для общества. 3) Понятие ценность необходимо отлич от понятия значимость. Ц соотносит с понятием значимость. Значимость может имеет х-р антиценности. Значимость как понятие очень широко Ценность только + значимость. 4) Всякая ц х-ся 2мя св-ми: а)фунцион зн-е(совокупность обществ знач св-в, ф-ций предмета, кот делают их ценными в обществе) б)личностный смысл (ее отношение к потр конкр личности конкретн человека. 5) Ц. объективны. Предметом ценности выступает общество. Общество не может быть однообразн мнения. ЦЕННОСТЬ – объект значитмость многообр компонентов действ, сод кот опред потр и интересами субъектов общества. Отношение в ценностям – ценностное отношение.

Ценности и оценки

Ценность – ц. есть то. Что мы оцениваем, т.е предмет оценки. Ц имеет только «+», отриц не сущ., ценность объективна как порождение практ отношения к миру.

Оценка – Ср-во осознания значим вещи для деят ч-ка. Процесс оценивания умственный акт, р-том кот яв-ся опред ценности конкр для нас предмета. Может быть как «+», так и отриц. Оценка субъективна. Истинность закл в том, насколько адекватно оценив субъект осозн объективное значение ценности.

Структ оценки 2 сост: 1)фиксация некоторых объективных х-к предмета, св-в. 2) отношение субъекта к объекту. Оценка тяготит к знанию и к норме. Норма – общепризнанное правило, напр и контролир деят ч-ка. Норма выступ чаще всего как требование. Нормы воздейств на процесс оценочной ценности. Ф-ЦИИ ОЦЕНКИ: 1)мировоззренческая – любая оценка – условие формир самосозн объекта 2) гносеологическая – любая оценка всегда отражение истины. 3) активизирующая ф-ция – практич использ знаний. Ориентир на практ деят. 4) Вариативная ф-ция – выбор субъектов каких –либо объектов.

59. Классификация ценностей. Ценностный ориентации и их социальная обусловленность. Нет явлений кот мы не давали бы оценки. Ценностей много. Справедливо только по отношение к обществу. КЛАССИФИКАЦИЯ: По сферам обществ жизни: 1)матер ценности, ценностно значимые предметы, произв человеком, предм культурного наследия прошлого, прир объекты и предметы ценностно значимые. 2) соц полит ценности – ценностные зн-я соц полит явлений, событий, действий, благо. Индивид или личностные ценности. 3) Духовные ценности – нормат оцен стороны явлений общ созн. По субъектам (носителям) ценностей: 1) Групповые ценности(для общности) 2) Общечеловеческие ценности - значимость предметов, яв-й, идей, для миров сообщества (соц полит цен). По знанию, кот ценности имеют для общества: 1) Ц имеющие второстепенное значение для ч-ка и общества 2)Ц повседневного спроса и повседневного обихода 3) Высшие ценности – предельные по своей значимости ценности отраж фундамент интересы людей.

60. Основные парадигмы социологической мысли (О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин). Каждое событие кот происходит кажется нам неповторимым. Кажется, что у народа не сущ общих мерок. Задача этнографии и подобных наук – выявить закономерности развития этой сис-мы. Научные знания обществу необходимы. Сущ несколько альтернат путей разв общества. Ф-я исслед общество в целом, ф-я стремиться выявить всеобщее в истор процессе. ПРОБЛЕМЫ: 1) проблема единства и целостности обществ процесса 2) проблема периодизации.

Выявляя фундам основы общ жизни кажд философ руководств своим филос мирофоззрением. В сер 19 в возник филос наука от обществе – социология(Огюст Конт) Социология четко опред свой предмет – только общество!!! Социология должна изучать: 1) соц статику (анатомия общества) 2)соц динамика. Первая ступеть теологическая, 2 – метафизическая стадия, 3 – позитивная стадия – господств наука и научн знания (К. Маркс и Ф. Энгельс). Маркс х-ет общество как сверхслож саморазв сис-му всех сторон, кот наход на одном уровне экономич. Развития. Тип общества формир на экономич основе и именно экономич фундамент придает обществу объект х-р. Обществ экономич фармация. Смена ее процесс закономерный, обуслов развитие этих форм: Стороны: 1) Производит силы – оруд труда 2) производств отношения – отнош, в кот люди вступ в процесс пр-ва. М. рассматр историю как процесс порождения коммунизма. 1)первобытно-общинная фармация 2) азиатский способ производства 3) рабовладельческая фармация 4)Феодальная фармация 5)Капиталистич фармация 6)Коммунистич фармация(социализм, коммунизм). Любое обществ явление оценивается с позиции классового подхода. Виндельбанд и Риккерт связ понимание общества с ценностями. От этой идеи оттолкнулся Э. Дюркгейм(структурный функционализм). Общество – автономные сферы бытия. Структура общества с т.зр Д. совокупность соц факторов. Соц стороны общества располаг на 2 гр факторов: 1)ценности(матер и дух) 2) социальные коллективы(семья, проф группа и тд). ВСЕ соц коллективы по принципу Д. возник на основе раздел труда!!! Причинность – взаимод разл элем соц среды говорит Д. Деградация общества влечет деградацию личности. Д. говорит что надо найти адекватные средства раздел труда и устойчивый свод правил. М. Вебер опир на идеи Риккерта говорил что ценности в общ жизни играют большую роль. Его труд «Протестантская этика и дух капитализма». Тут анализир влияние ценностей протестантской этики – это идеалф-ии и скупости. Все обществ правила утилитарны. Высшая блага этой морали – нажива! Наивысшее осущ ценности в сфере производства: 1) коммерциализация пр-ва 2)Бух отчетность 3) Биржа и ценные бумаги. Соц действии – клеточка отдельного организма. МОМЕНТЫ: 1) Субъективная мотивация 2)Ориентация на других. П.А Сорокин оказал большое влияние. Был выслан в США. Рассматривал общество как интегральное целое. Обр внимание на то, что любое общ следует рассматривать и изуч с позиции многообр социокульт систем. Поскольку общество – соц образ, историч социальные концепции изуч все стороны жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...