Развитие техник проектирования.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 История процесса проектирования тесно связана с этапами развития ремесленного и промышленного производства, технической деятельности человека. Проектирование на основе «прототипа». Модернизация, «стайлинг» - усовершенствование внешнего вида объекта, без изменения функциональных и конструктивных свойств изделия (дизайн -проектирование посуды, мебели, электроприборов, автомобилей). Проектирование совершенно нового объекта связано с принципиально новой постановкой задач, неизвестным ранее техническим принципом - изменением технологии производства, появлением новых материалов. См табл. Рунге «Проектная графика», относят примерно к 18в в это время в академических школах идет разделение, специализации программ обучения студентов, определяются характерные для проектов виды и техники изображений (инженеры, архитекторы, художники - прикладники). Как же изображались проектируемые объекты в предшествующие периоды? Специалисты утверждают, что зодчие Др. Египта, Ассирии, Др. Греции обходились без чертежа - объемной моделью. Однако сложность планов др. сооружений, геометрическая правильность говорит о том, что без графической схемы создать подобное невозможно. Вполне очевидно, что для постройки этих объектов зодчие пользовались чертежами, шаблонами, моделями, а также графическими схемами - эскизами, рисунками ландшафта, орнаментальных фрагментов. (на глиняных досках, папирусе, коже, шаблоны и схемы в натур. величину на стенах и полу зданий, стиль изображения, инструменты - мерные трости, резец, примитивные угольники, линейки) За многовековой период развития деятельности человека (разделения по видам, на профессии) чертеж, эскиз, рисунок прошли ряд трансформаций в приемах начертания, изложения изобразительной информации, в технике и стиле выполнения.
Зодчие Др.Греции уже работали с циркулем, отвесом, «карандаши», в литературе уже есть упоминание о проектах сооружений представленных заказчику - чертежи, модели, специальные тексты. В Др. Риме работают по комплексным чертежам, набор инструментов. В 13 -15 веках происходит разделение двух видов деятельности строителя и проектировщика (Леон Батист Альберти занимался проектированием арх. объектов), соответственно уточнялись приемы изображения - должны быть понятны обоим, одинаково прочтены. В период 15-16в теоретически обосновывается и практически отрабатывается система чертежных изображений - методика проекционного черчения в ортогонали и в перспективе. (Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер). В результате в проект стали входить ортогональные проекции, планы, разрезы здания, общий вид - перспективное изображение, архитектурные детали. Все изображалось на листах в произвольных масштабах, перспективы и детали, цифры и надписи. Метод ортогональных проекций усовершенствовал Густав Монж (математик и военный инженер, Наполеон) в начале 19в. С 16 по 18в совершенствовалась методика проектирования и обучения студентов в академиях архитектуры и искусств (петербургская 1757г, строгоновская школа). Именно в стенах академий разрабатывались и внедрялись в практику специфические приемы графики - технические приемы черчения, тушевой отмывки, линейного и тушевого рисунка. Проектная графика рассматривается как разновидность художественной графики, и возникает ветвь архитектурная фантазия (Альберти, Фишер, Пиранези). Одновременно с появлением новых форм и изобразительных приемов совершенствуются и чертежные инструменты, материалы (карандаши, сангина, соус прессованные, калька, бумага разного качества выделки). Создаются учебные пособия - гравюры, рисунки архитектурных деталей, фасадов.
(ранее принцип проектирования по образцу, прототипу - ремесленный характер производства, сменяется на проектирование объекта с заданными свойствами на основе новых технологий). В 19в. развитие промышленного производства расширяет возможности строительства общественных, производственных, жилых зданий, инженерных коммуникаций - деловая документация приобретает все более специфический характер, что влияет на стиль проектной графики, методы изготовления и размножения чертежа. Внедряются копировальные машины на основе сдвоенных рейсфедеров, зубчатых приводов, основным графическим приемом становится техника линейной графики с заливкой и штриховкой. Влияние на стилистику проектной графики (инженерной и архитектурной) оказали мастера 19- 20в - Малютин, Клейн, Щусев, Шехтель, Бенуа. Начало 20в знаменательно созданием архитектурных и дизайнерских школ - Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР). Вокруг прогрессивных учебных заведений сплачиваются архитекторы, художники, дизайнеры - разрабатываются новые проектные концепции, направления в архитектурной и прикладной графике. Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Иоханнес Иттен, (баухауз), Владимир Кринский, Бр. Веснины, Константин Мельников, Эль Лисицкий, Владимир Фаворский, В.Лебедев, Александр Родченко создали новый стиль проектной графики. В проекты Ле Корбюзье, Мисс Ван дер Роэ, Сергея Чернышева внедряются показ с птичьего полета, резкие перспективные ракурсы, четкая и лаконичная линейная и штриховая графика, покраска проекта аэрографом, гуашью, темперой, виртуозная техника использования коллажа, применение пастели и тд. 40 -50г 70-80г В современной проектной графике применяют рапидографы, фломастеры, трафареты, лет-расет, коллаж и др., компьютерные технологии.
Освоение графических приемов изложения графической информации является способом развития творческих навыков в обучении, на них строится механика изображения, реализуются замыслы, совершенствуется качество проектирования. Основной эффект дизайнерского решения — в выразительности целостного художественного впечатления, не противоречащего представлению о его целесообразности. Нам, к сожалению, не известны секреты рецептов таинственного преобразования созданной дизайнером композиции в эстетический импульс, рождающий в ответ всплеск озарения, резонанс сопереживания художественному замыслу автора. Известны только пути достижения потенциала, генерирующего этот эффект: накопление знаний и практических навыков, формирующих творческую личность.
Творческая основа художественного проектирования состоит в образном понимании, отражении и воплощении жизненных ценностей. Базовой профессиональной способностью дизайнера является проектное воображение. В связи с этим возникают новые понятия, раскрывающие механизм проектного мышления, например, такие, как образное моделирование, или образ-тип.Эти понятия помогают ощутить специфику художественного отношения дизайна к действительности, отличия образов дизайна от их аналогов в других видах искусства. Выявление основополагающих терминов и понятий, связанных с проектной культурой, условиями их возникновения и развития, взаимоотношения между образом жизни и объектами дизайна, трактующих особенности и принципы их формирования, позволяет углубиться в современную жизнь сферы художественного проектирования. СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ - специфические приемы и принципы, используемые дизайнером в процессе работы: проектные классификации, композиционное формообразование, проектно-графическое моделирование, проектная графика и т.д. Выбор С.п. влияет на ход проектирования, на характер и формы будущего объекта, на степень его проработки, методы предъявления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|