Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговое количество баллов –6.

Класс

Лексика. Фразеология.

1. Значение какого слова определено неверно?

а) пассивный – вялый, безучастный;

б) апелляция – обращение с просьбой, с призывом;

в) корысть – преступление, совершенное с целью личного обогащения;

г) зодчий – архитектор;

д) миссия – ответственное задание, роль, поручение.

 

2. Составьте пословицы.

1. Два медведя в одной берлоге А) не уживутся.

2. Худой мир Б) ваше дело: как же быть.

3. Бояться волков - В) скажет: деготь.

4. Либо полковник, Г) там и мы с руками.

5. Кто языком штурмует, Д) либо покойник.

6. Не узнав горя, Е) не много навоюет.

7. Наше дело: что же делать; Ж) унеси что с чужого двора – вором

назовут.

8. Не надо и беса, З) не узнаешь и радости.

9. Где я лисой пройду, И) коли ты здеся.

10.Федюшке дали денежку, К) лучше доброй драки.

11. Лей на него масло - Л) там три года куры не несутся.

12. Лучше не дари, М) а он и алтын просит.

13. Грязь не сало: Н) да после не кори.

14. Заработанный ломоть О) потер, она и отстала.

15. Нынче люди таковы: П) лучше краденого каравая.

16. Где пирог с грибами, Р) быть без грибов.

 

3. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами

написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в

гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя,

поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

 

9-11класс

moirus.ru/olimpiadnie-zadaniya

Задание 1.

Общеславянское слово пшено, буквально означающее «толченое», образовано от пъхати – «толочь, пихать». Как в современном русском языке называется такой способ словообразования? Приведите примеры слов из современного русского языка с аналогичным историческим чередованием корневых согласных. Назовите существительные, входящие в тематическую группу «наименование кушаний», которые образованы таким же способом. Восстановите весь словообразовательный путь одного из них.

Итоговое количество баллов - 5.

Критерии оценивания.

Определение способа образования – 1 б.

Одна пара слов с чередованием - 1 б.

Один пример существительного - 1 б.

Восстановление пути образования существительного – от 0,5 до 2 баллов в зависимости от полноты и точности.

Задание 2.

Определяя каждый из двух типов характера русского человека («русского люда»), автор приведенного ниже стихотворения дважды употребляет слово предан. Определите его значение в каждом из употреблений и объясните, что позволило вам сделать именно такое заключение. Дайте грамматическую характеристику этому слову.

Насколько категоричен автор в своей характеристике? Почему вы так считаете?

Преданность вечно была в характере русского люда.

Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.

Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу.

Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

Итоговое количество баллов – 9.

Критерии оценивания.

Определение одного значения – 1балл. В сумме 2 балла.

Грамматическая характеристика – 1 балл. В сумме 2 балла.

Интерпретация каждого контекста и привлечение фоновых знаний – до 2 баллов. В сумме до 4 баллов.

Ответ на вопрос – до 1 балла в зависимости от полноты ответа.

Задание 3.

Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова к исподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич рассматривал…)?

За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые, стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.

(По Мережковскому )

Итоговое количество баллов – 16.

Критерии оценивания.

Определение типа речи – 1 балл.

Одна стилистическая помета – 0,5 балла. В сумме – 3 балла.

Толкование одного слова -1 балл. В сумме – 6 баллов.

Одно однокоренное слово – 1 балл.

Развернутый ответ на вопрос – до 5 баллов.

Задание 4.

В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?

Итоговое количество баллов – 2.

Критерии оценивания.

1. Одна поговорка – 1 б.

2. Толкование одной пословицы - 1 б.

Задание 5.

Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» фамилии Фёдоров,

принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах?

Итоговое количество баллов – 2.

Критерии оценивания.

До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Задание 6.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов – 2.

Критерии оценивания.

Обособление приложения скота – 2 б.

Задание 7.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 6.

Критерии оценивания.

1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б. В сумме 3б.

2. Обоснование каждого варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Задание 8.

«Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего произведения - «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке? Какие слова ему родственны? Что в древнерусском языке означало слово домострой?

Итоговое количество баллов –

Ответ.

Критерии оценивания.

Выявление значения слова наказание – 1 б.

Выявление значения современного слова – 1 б.

Подбор одного родственного слова – 0,1 б. В сумме –

Выявление значения слова домострой - 3 б.

Задание 9.

Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло?

Итоговое количество баллов – 7.

Критерии оценивания.

Указание на происхождение от глаголов - до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.

Указание на словообразовательный суффикс - 2 б.

Задание 10.

Найдите«четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.

Итоговое количество баллов –6.

Критерии оценивания.

Выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл.

Комментарий выбора – до 5 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

Задание 11.

Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...