Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Избирательные права граждан: понятие и содержание. Избирательные цензы. Гарантии избирательных прав граждан




Наиболее распространенными, вносящими коррективы в принцип всеобщности, являются ценз гражданства, возрастной ценз, ценз оседлости, имущественный ценз, образовательный ценз, ценз грамотности, ценз национальности, ценз пола, языковой ценз и т. д. Мировая практика знает и другие дополнительные условия для приобретения этого политического права.

Традиционно во многих странах (Голландии, Турции, большинстве латиноамериканских государств) отстраняются от участия в голосовании военнослужащие (в основном рядового состава), что формально объясняется концепцией: " Армия - вне политики". Эта концепция расходится с реальной действительностью, особенно в развивающихся странах, где вооруженные силы очень часто оказывают решающее воздействие на общественно-политическую жизнь, и поэтому юридическое отстранение армии от участия в избирательной кампании является скорее парадоксальной особенностью многих политических режимов, нежели действенным механизмом.

В целом ряде стран в избирательной кампании не принимают участия служители церкви, поскольку официально провозглашается, что служение Богу не может быть совместимо с активным вмешательством в светскую политическую жизнь.

Законодательство ряда стран предусматривает легальные основания для лишения избирательных прав определенных категорий граждан, в частности, по решению суда (Бразилия, Аргентина, Уругвай и др. ) отбывавших наказание в виде тюремного заключения, постоянно или временно лишенных политических прав, банкротов, должников государственной казны и т. д.

Законодательством может быть предусмотрено существование так называемых моральных цензов, детальная классификация которых, как правило, отсутствует, что дает возможность для злоупотреблений и произвольного отстранения от выборов целых групп избирателей.

В ст. 19 действующей Конституции России содержится перечень оснований, которые не могут выступать в качестве избирательных цензов. К ним относятся признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В большинстве стран в качестве необходимых условий закрепляется минимальный набор требований, касающихся характеристик личности (возраст, гражданство), а также формальных условий (включение в списки избирателей). Применительно к праву избирать можно говорить об определенной унификации подходов, чего нельзя отметить, анализируя тенденции регулирования права быть избранным.

Избирательное право принадлежит к такой категории публичных прав, условием реализации которого является наличие гражданства, что обусловлено политико-правовым характером этого субъективного права. Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, в силу которой лицо и государство наделяются корреспондирующими друг другу правами и обязанностями и взаимной ответственностью. Конституция России 1993г. и международные правовые акты исходят из того, что в сфере правоотношений, связанных с гражданством, личность выступает как полноправный субъект, и это обязывает государство обеспечивать процесс реализации права на гражданство необходимыми законными процедурами и гарантиями. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина, лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства нарушает в первую очередь ст. 6 Конституции России. Для наличия избирательных прав может требоваться как состояние гражданства на день выборов, так и нахождение в этом состоянии не менее установленного срока. Важно в этом отношении определиться с избирательной правосубъектностью граждан с двойным гражданством, поскольку в современных условиях целый ряд субъектов Федерации (Белгородская, Иркутская области и др. ) самостоятельно лишают их права быть избранными.

Традиционно в России и во всех других государствах, действует, как минимум, возрастной ценз, о котором даже не упоминается в ст. 32 Конституции России 1993г. Более того, ст. 60 Конституции устанавливает, что гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако последующими статьями Конституции (ч. 2 ст. 81, ч. 1 ст. 97) вводится возрастной ценз при реализации права быть избранным Президентом Российской Федерации и депутатом Государственной Думы России. С формальной точки зрения положения названных статей вступают в противоречие с содержанием ст. 32 Конституции. Более того, ч. 2 ст. 82, помимо возрастного, вводит и ценз оседлости, возможность которого также не предусмотрена по смыслу ст. 32. Так, ст. 81 Конституции говорит, что Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. То есть право быть избранным, например, Президентом России, ограничено двумя квалифицирующими признаками - возрастом кандидата и сроком проживания на территории России.

Во многом установление того или иного возраста обусловлено особенностями менталитета населения и политической ситуацией в конкретной стране, необходимостью обладать должной компетентностью и образованием. Содержание возрастного критерия составляет признание за лицом избирательной правосубъектности, т. е. юридической способности быть носителем определенных прав, обязанностей и ответственности в порядке организации и проведения выборов. Как правило, для приобретения права избирать в России требуется достижение 18-летнего возраста. Ограничения права быть избранным касаются в первую очередь выборов президентов, губернаторов, мэров, депутатов Государственной Думы и представительных органов государственной власти субъектов Федерации, возрастной ценз которых установлен от 21 до 35 лет. Российское законодательство не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности. Установление такого предела в ряде субъектов Федерации неправомерно. Достаточно сложно объективно оценивать достоинства и недостатки введения низкого возрастного ценза.

Ограничение принципа всеобщности временем проживания в определенной местности (ценз оседлости) является одним из распространенных правовых средств, исключающих из политической жизни потенциальных избирателей. При этом указанные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов Федерации должны предусматривать предоставление права избирать на выборах в органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на соответствующей территории. Тем самым федеральное законодательство в решении вопроса об обладании гражданином права избирать исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не связывая его ни с какими иными условиями. Временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятие с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания и, как следствие, ограничений по данному признаку права избирать.

В ст. 4 Закона " Об основных гарантиях... " от 12 июня 2002г. специально оговорено, что установление Федеральным законом, законом субъекта Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта, муниципального образования в качестве основания для приобретения права быть избранным не допускается. Закон исходит из того, что ценз оседлости в отношении права быть избранным может быть только следствием директивных конституционных предписаний. Следовательно, правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане России независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В ряде регионов России имели место попытки установить ценз оседлости. Так, например, в Санкт-Петербурге и в Курской области был введен ценз оседлости в один год, который в Санкт-Петербурге был направлен против Ю. Ю. Болдырева, а в Курской области против В. А. Руцкого. В судебном порядке установление названных цензов было признано незаконным. Учитывая, что на сегодняшний день на конституционном уровне какие-либо ограничения права граждан быть избранными, за исключением президентских выборов, отсутствуют, можно сделать однозначный вывод, что ценз оседлости в отношении права граждан быть избранными в иные органы государственной власти и местного самоуправления не предусматривается ни в каких вариантах.

      Анализ избирательных цензов, предусмотренных конституциями республик в составе Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев республики предпочитают в своих конституционных законах устанавливать ценз гражданства республики, а не гражданства Российской Федерации (например, Конституция Республики Башкортостан). В краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах применяется ценз гражданства Российской Федерации, что более точно отражает содержание и смысл избирательного права в духе Конституции России.

В своем большинстве законодательные органы республик стремятся усилить режим возрастного ценза, особенно для глав республик (или глав исполнительной власти, если такие лица являются выборными). Во-вторых, ст. 68 Конституции России закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, местного самоуправления наряду с государственным языком Российской Федерации. Однако из этого положения не следует обязанность республик устанавливать государственные языки или необходимость и обязательность специального требования к знанию этих языков в качестве условия приобретения права быть избранным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...