Актуальность данного направления.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе образовательной программы МБДОУ №
Для разработки и реализации используются пособия, программы, методики:
· Занятия по развитию речи В. Гербова. сред., млад. груп.
· Воспитание основ здорового образа жизни и малышей Н. С. Галицына, И. М. Шумова
· Развитие игровой деятельности Н. Ф. Губанова
· «Сенсомоторное развитие детей 3-5 лет» Т.П.Высокова
Актуальность данного направления.
Совместное формирование сплоченности детей разновозрастной группы
3-5 лет, представляет одну из интересных и сложных проблем.
Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не только по личностным качествам, но и по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, приходиться, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.
Поэтому очень важным и актуальным в своей работе считаю подвести малышей к осознанию собственного умения дружить; сформировать умение у детей ценить дружбу.
Возрастные особенности детей по реализации данного направления:
Многие дети проявляют недоверие к окружающим, испытывают трудности при общении. У некоторых детей наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых, по отношению к сверстникам. Дети испытывают трудности в назывании членов семьи, определении своего рода. Не развито представление о детском саде, профессии взрослых в детском саду, результате их трудовых действий.
Поэтому основной целью программыя обозначила:воспитание любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушки, бабушки, к своему дому, детскому саду, улице, городу.
Начинает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.
Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Задачи:
1. Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать узнать друг друга, налаживать контакты.
2. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
3. Формировать представления детей о людях (взрослых, сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
4. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
5. Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям –любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
Структура и особенности программы:
Рабочая программа рассчитана на детей 3-5 лет:
Формы организации непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе.
Поэтапное проведение НОД
Начало занятий одновременное, все две подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших детей, потом детям старшей подгруппы (или средней и старшей подгрупп) дается самостоятельное задание, а дети младшей подгруппы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми младшей подгруппы заканчивается.
Воспитатель переходит к детям средней подгруппы – если в группе три возрастных подгруппы - или старшей подгруппы – если в группе две возрастных подгруппы, работает с ними над программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5 минут продолжает работать с детьми старшей подгруппы.
Одновременная деятельность детей
Один программный материал, но разные педагогические задачи
Работа идет одновременно со всей группой детей по общим для всех образовательным областям и общей для всех теме. Но педагогические задачи дифференцируются в зависимости от возраста детей.
Педагогические задачи могут быть дифференцированы за счет разных способов:
- разные способы выполнения одного задания;
- разный объем выполнения одного задания;
- старшие дети выступают в роли учителя по отношению к младшим или организаторов какой-либо деятельности;
- совместное творчество.
Работа по подгруппам
Пока воспитатель проводит организованную образовательную деятельность с одной подгруппой, другие подгруппы заняты с младшим воспитателем или самостоятельной деятельностью.
Данный раздел программы интегрируется со всеми образовательными областями:
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитии: включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Объем образовательной нагрузки:
Общее количество НОД средний возраст – 36, младший возраст - 18
Количество НОД в неделю средний возраст – 1, младший возраст – 1 раз в две недели.
Количество НОД отведенных на реализацию основной части программы: средний возраст – 27, младший возраст – 13;
Части формируемой участниками образовательных отношений: средний возраст – 9, младший возраст – 5.
Длительность занятия (3-4 года)– 15 минут.
Длительность занятия (4-5лет)– 20 минут.
Месяц
| Тема
| Основная
часть программы
| Часть формируемая участниками образовательных отношений
|
Сентябрь
|
Дом
в котором я живу
| Речевое развитие
«Маша и медведь» (мнемотехника)
|
мин.
| Речевое развитие
«Маша и медведь»
(мнемотехника)
|
мин
| Речевое развитие
Любимые сказки Чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
|
мин.
|
Одежда
| Речевое развитие
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
|
мин.
|
| Речевое развитие
Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
д/ игра Помогаем друг другу
|
мин.
| Речевое развитие Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
|
мин
|
Октябрь
|
Осень
| Речевое развитие.
Чтение сказки«Три поросёнка».
|
мин.
| Речевое развитие Чтение сказки«Три поросёнка».
|
мин
| Речевое развитие
Пересказ сказки «Три поросёнка»
|
мин.
|
Я в обществе
| Речевое развитие
«Мы веселимся, смеемся, играем»
|
мин
| Речевое развитие «Мы веселимся, смеемся, играем»
|
мин
| Речевое развитие
Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
|
мин.
|
Ноябрь
|
Мой дом
| Речевое развитие
Составление описательного рассказа «Квартира» с опорой на картинку.
|
мин.
| Развитее речи Составление описательного рассказа «Квартира» с опорой на картинку.
|
мин
| Речевое развитие
Чтение и обсуждение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».
|
мин.
|
Безопасный мир
| Речевое развитие
«Безопасный дом»
|
мин.
|
| Речевое развитие
«Безопасный дом»
|
мин
| Речевое развитие
Чтение и обсуждение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа»
|
мин.
|
Месяц
| Тема
| Основная
часть программы
| Часть формируемая участниками образовательных отношений
|
Декабрь
|
Зима
| Речевое развитие
Чтение стихов о зиме
|
мин.
| Речевое развитие
Чтение стихов о зиме
|
мин
| Речевое развитие
Чтение р.н.с. «Морозко»
|
мин.
|
Новый год
| Речевое развитие
«Вырастала елка»
|
мин.
| Речевое развитие «Вырастала елка»
|
мин
| Речевое развитие
Чтение «Елка наряжается» Я. Аким
|
мин.
|
Январь
| Русское народное творчествотрадиции
| Речевое развитие
Чтение белорусской народной сказки «Жихарка».
|
мин.
| Речевое развитие Занятие-диспут по белорусской народной сказке «Жихарка».
|
мин
| Речевое развитие
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
|
мин.
|
Транс
порт
| Речевое развитие
«Как нам транспорт помогает»
|
мин.
|
| Речевое развитие
«Как нам транспорт помогает»
|
мин.
| Речевое развитие
Занятие-диспут по русской народной сказке «Зимовье».
|
мин
|
Февраль
|
В гостях у книги
| Речевое развитие
Викторина: «Сказка, я тебя знаю»
|
мин.
| Речевое развитие Викторина: «Сказка, я тебя знаю»
|
мин
| Речевое развитие
Речевая игра – фантазия «Если бы у меня был ковёр-самолёт»
|
мин.
|
23 февраля
| Речевое развитие
«Праздник армии родной»
|
мин.
| Речевое развитие
«Праздник армии родной»
|
мин
| Речевое развитие
Сюжетно ролевая игра «Магазин спортивных товаров»
|
мин.
|
Месяц
| Тема
| Основная
часть программы
| Часть формируемая
|
Март
|
8 марта
| Речевое развитие
Чтение стихотворения «Все начинается с мамы»
|
мин.
| Речевое развитие «Все начинается с мамы»
|
мин.
.
| Речевое развитие
Чтение произведения К.Ушинского «Петушок с семьёй
|
мин.
|
Весна
| Речевое развитие
«К нам пришла весна»
|
мин.
|
| Речевое развитие
А.Милна «Вини-Пух и его друзья».
|
мин.
| Речевое развитие
«К нам пришла весна»
|
мин
|
Апрель
|
Космос
| Речевое развитие
«Детям о космосе»
|
мин.
| Речевое развитие «Детям о космосе»
|
мин.
| Речевое развитие
«Я гуляю по родному городу» рассматривание фотографий
|
мин.
|
День птиц
| Речевое развитие. Перелетные птицы
«Птичий переполох» - пальчиковая игра-драматизация
|
мин.
| Речевое развитие «Перелетные птицы»
|
мин.
| Речевое развитие
Загадки о птицах
|
мин.
|
Май
| Природа (живая и неживая)
| Речевое развитие
Отгадывание загадок о цветах
|
мин.
| Речевое развитие Отгадывание загадок о цветах
|
мин.
| Речевое развитие
Чтение и обсуждение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».
|
мин.
|
Животный мир
| Речевое развитие
К.И.Чуковского «Путаница»
|
мин.
|
| Речевое развитие
К.И.Чуковского «Путаница»
|
мин.
| Речевое развитие
У страха глаза велики (мнемотаблицы)
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
|
мин.
|
Непосредственно – образовательная деятельность
| Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности
| Игровая деятельность
| Восприятие художественной литературы
| Двигательная, музыкальная, конструирование
| Познавательно – исследовательская, коммуникативная
|
|
|
|
|
| Сентябрь 1-2 неделя «Дом в котором я живу» 3-4 неделя «Одежда».
| «Дом в котором я живу»
| Задачи:
| Часть формируемая участниками образовательных отношений: Речевое развитие «Маша и медведь» (мнемотехника).
Цель:Знакомство с книжной культурой.Воспитание интереса к русскому народному творчеству – сказке, используя методы и приемы мнемотехники.
Формирование понимания на слух художественной литературы и фольклора.
| Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Мама стирает, гладит бельё, убирает в комнате. Д/и «Погладим кукле платье, у нас порядок».
Цель:
| Р.н.с. «Красная шапочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Мальчик- Помогай»,
К.Ушинский «Четыре желания»
А.Барто «Игрушки».
| Подвижная игра «Дотронься до шара», П/игра «Весёлые мячи»- способствовать двигательной активности детей, снять импульсивность.
Хороводная игра «Мы гуляем» Цель: создать хорошее настроение, способствовать развитию речи.
Работа с конструкторами разных видов «Разные заборчики».
| Ситуативный разговор об осени и осенних явлениях, особенностях жизнедеятельности животных и птиц, их подготовке к зиме (линяют, переходят на растительную пищу).
Наблюдения за осенним деревом. Наблюдения: за явлениями неживой природы (за дождём)
Отгадывание загадок на тему «Осень» Цель: развивать воображение ребенка, умение анализировать, сопоставлять и обобщать
| «Одежда»
|
| Сюжетно-ролевые игры «Едем в гости» Цель: развитие общения со взрослыми и сверстниками.
Игра на муз. Инструментах - развивать в ребенке слуховое восприятие и чувство ритма
д/ игры с экологическим содержанием
«Угадай, что в руке?»
| Литературные сказки
В. Осеева. «Волшебная иголочка»
обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка»
Для заучивания наизусть
А.Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...»
Песенки, потешки, заклички
«Ножки, ножки, где вы были?»,
«Идёт лисичка по мосту, Несёт вязанку хворосту.»
| Подвижные игры «Мы топаем ногами»
«Лодочники и пассажиры», «Горшки» - Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Составление узора из опавших шишек и камней. Цель: развитие творческого мышления, воображения.
| Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду.
Наблюдение за листопадом.
Беседа «Осенние приметы» – закрепить признаки осени.
Наблюдения за грузовым транспортом.
Индивидуальная работа по ПДД
«Я – пешеход» - формирование основ безопасного поведения на дороге.
| | | | | | | |
Октябрь 1-2 неделя «Осень» 3-4 неделя «Я в обществе».
| «Осень»
| Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие
Чтение сказки «Три поросёнка».
Познакомить детей с английской сказкой «Три поросёнка» (пер. С Михалкова. Помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
Д/и «Кто больше слов скажет про волка?» - Кто? Какой? Что делает? – активизация
словаря.
| Д/и «Собери машину из частей»
Н/печатные игры «Гуси-лебеди»
Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием «Найди игрушку»,
Сюжетно-ролевые игры «Парикмахер» - развивать интерес и уважение к профессии парикмахера.
| Тувин «Овощи».
р.н.с. «Вершки и корешки»
В.Плещеев «Осенью», «Что растёт на нашей грядке»
Н.Носов «Огурцы»,
В.Сутеев «Мешок яблок»,
р.н.с. «Гуси-лебеди»,
В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».
| Игры с песком «Слепить пирожки из песка для куклы Кати»
П/игры «Хромая лиса», народные игры «Колечко»
Свободная двигательная
активность, работа по развитию движений «Прыг да скок» - побуждать детей выполнять соответствующие действия: прыгать, бегать, приседать, хлопать с проговариванием своих действий.
| Наблюдение за листопадом
Цели: формировать представления о признаках осени; развивать наблюдательность;
воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
Беседа «Осень в деревне» - рассказать детям, как жизнь людей в деревне отличается от жизни в городе.
|
«Я в обществе»
| Часть формируемая участниками образовательных отношений. Речевое развитие «Мы веселимся, смеемся, играем»
Цель:Развитие речевого творчества, отгадывание загадок, построенных на описании и сравнении.
- Чтение и заучивание стихов А.Л.Барто – формирование восприятия стихотворного произведения.
| Сюжетно-ролевая игра «Едем кататься в осенний лес» -формировать представлений об окружающем мире. Шнуровка «Ботинок», «Белка с грибами» - развитие мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
| Литературные сказки
«Про мальчика, который рычал на тигров»
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро
Для заучивания наизусть
«Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки
Песенки, потешки, заклички
«Стучит, бренчит на улице –Фома едет на курице»
| Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом
Цель: воспитывать желание играть дружно, сообща, уступая друг другу игрушки, П/и «Птички-невелички» -цель: развивать быстроту движений, ориентировку в пространстве
| Наблюдения за живой природой (за кошкой).
Игра природовед. характера ««Где что зреет?» Цель: формирование представлений о растениях, их видах. Наблюдения: за явлениями неживой природы (за облаками), д/и «На что похоже?»
Наблюдения за погодой, сравнить утреннюю и вечернюю погоду.
ОБЖ «Опасно - не опасно». - формирование основ безопасного поведения.
|
Ноябрь. 1 – 2 неделя «Мой дом», 3 – 4 неделя «Безопасный мир».
| «Мой дом»
| Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие Составление описательного рассказа «Квартира» с опорой на картинку.
Цель:обогащение активного словаря по теме "Квартира". Воспитание навыков самообслуживания
- упражняться в употреблении распространенных предложений. Развитие связной речи
| Сюжетно-ролевая игра «Мишка заболел» - обогащение активного словаря, развитие моральных и нравственных ценностей.
Театрализованные игры «Три медведя»
| Л.Толстой «Как мальчик рассказал про то, как его в лесу застала гроза»,
р.н.с. «Три медведя», «Маша и медведь». К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Н.Носов «Заплатка», Л.Толстой «Была у Насти кукла», А.Твардовский «Лес осенью».
| Подвижные игры «Перебежки», «Сбей кегли» - согласовывать свои действия с действиями товарищей.
П/игры «Ловишки парами», народные игры «Золотые ворота»
Конструирование «Забор для цыплят(разных цветов)» -развивать конструкторские способности.
| Наблюдение за птицами
Цели: расширение представления о птицах; о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать;
воспитывать доброе отношение к пернатым.
Наблюдения за трудом шофёра.
Индивидуальная работа по ПДД «Как вести себя на улице» - рассказ воспитателя о культуре поведения на улице.
Целевая экскурсия по территории детского сада.
| «Безопасный мир»
|
| С/р игра «Магазин овощей» Цель: расширение словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи.
Развивающая игра «Отремонтируй светофор».
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
| Литературные сказки
К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»
Для заучивания наизусть
А.Барто «Наша бабушка»
Песенки, потешки, заклички
«А и где же это видано?А и где же это слыхано?»
| П/и «Цветные автомобили» - развивать внимание, ловкость, быстроту.
П/игра «Рыбаки и рыбки»
П/игра «Перелёт птиц».
Цель: повышение двигательной активности; развитие внимания, скорости реакции.
| Рассматривание осеннего дерева
Цель: формирование представлений об основных частях дерева, их высоте и толщине.
Наблюдения за листопадом.
Наблюдения за птицами прилетающими на участок.
Опыты «Отпечатки наших рук» - Закрепить представления детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета.
| | | | | | | |
Декабрь. 1 -2 неделя «Зима» 3 – 4 неделя «Новый год».
| «Зима»
| Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие
Чтение стихотворения «Зима белоснежная».
Цель:Развитие связной речи детей. Приобщение детей к художественной литературе.
Д/и «Времена года» - накопление опыта использования речи-доказательства.
| Д/и «Лото». Цель: обогащение активного словаря.
| Р.н.с. «Три медведя». «Колобок». «Колосок».
«Горшок каши», «Снегурочка»
«В гостях у Дедушки Мороза».
Е.Чарушин «Дятел»,
К.Чуковский «Ёлка»,
Александрова «Новая столовая».
| Игры «Найди клад», «Волшебный мяч».
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Конструирование «Ледяная избушка» - развивать конструкторские способности, усидчивость.
| Наблюдение за свежевыпавшим снегом
Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.
Наблюдение за работой дворника зимой.
Цели: расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду.
| «Новый год»
| Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие
«Вырастала елка»
Цель:создать условия для развития связной речи и знакомства со стихотворением Трутневой «Вырастала елка в лесу на горе…», составление простых предложений.
| Игровые ситуации: «Наши куклы», «Покормим куклу»
Д\и «Собери фигурки» - развивать мышление, формировать умение подбирать фигурки данной формы.
| Литературные сказки
«Знаменитый утенок Тим»
Д. Самойлов. «У слоненка день рождения»
Песенки, потешки, заклички
«Гуси, вы гуси...»; «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»
| Снежная карусель».
Цель: упражнять в ориентировке на местности.
«Зайка беленький сидит», «Мороз — красный нос».
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
| Наблюдение за птицами зимой
Цели: расширять представления детей о жизни птиц в зимний период;
Воспитывать желание помогать им.
Наблюдение за снегом
Цель: продолжать знакомство с природным явлением — снегом, его свойствами.
|
Январь 1 – 2 неделя «Русское народное творчество и традиции 3 – 4 неделя «Транспорт»
| | «Русское народное творчество и традиции»
| | Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие
Белорусская народная сказка «Жихарка».
Цель:- Накопление опыта использования образности высказываний.
- Подбор синонимов к словам: храбрый, маленький, хитрый.
Придумывание новых эпизодов в сюжете сказки.
| С/р игра Больница»- формировать представления детей о действиях с предметами по назначению, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
| Н.Калинин «Снежный колобок»,
Н.носов «На горке»,
В.Осеева «Добрая хозяюшка».
Р.н.с. «Кочеток и курочка», «Жихарка». «Хаврошечка».
С.Маршак «Усатый-полосатый».
| «Кто бросит дальше снежок?».
Цель: формировать соблюдение правил очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом. «Кто быстрее добежит до флажка?». Цель: становление саморегуляции собственных действий. Конструирование «Мебель для кукол»- развитие мелкой мотрики.
| Наблюдение за небом
Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями;
— формировать представления об отличиях погоды, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Наблюдение за синицей
Цели: закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами
| | «Транспорт»
| |
| Д\и «Собери пирамидку» -развивать мышление, формировать представлений о свойствах и отношениях предметов. Артикуляционная гимнастика: «Шарик», «Лошадка» «Юла».
Цель: развивать у детей артикуляционную моторику и дыхание.
| Литературные сказки
Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги)
Песенки, потешки, заклички
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль ей крапивушку нажну!
| «Такси». Цели:
приучать двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения;
быть внимательными к партнерам по игре.
| Знакомство с пешеходной дорожкой в зимнее время
Цели: формировать представление о правилах поведения на улице;
воспитывать навыки ориентировки на местности
Наблюдение за проезжающим транспортом
Цели:
закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);
отмечать большое разнообразие машин, их назначение;
воспитывать уважение к труду.
| | | Февраль. 1 – 2 неделя «В гостях у книги» 3 – 4 неделя «23 Февраля».
| | «В гостях у книги»
| | Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие. Викторина «Сказка, я тебя знаю!»
Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность. Воспитывать любовь к литературным произведениям.
| Д/игра «Справа, слева»
Цель: продолжать развивать ориентировку в пространстве
| Л.Толстой «Тир медведя», «Кот, петух и лиса», Дмитриев «Медвежата», Л.Толстой «Лев и собачка», А.Барто «На заставе», В.Маяковский «кем быть», С.Маршак «Почта», Митяев «Почему армия родная»
| «Зайка беленький сидит», «Мороз — красный нос».
Цель: становление саморегуляции собственных действий. Конструктивные навыки: «Разрезные картинки». Сложить разрезанную картинку из двух частей.
Цель: развивать у детей конструктивные навыки.
| Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды.
Наблюдение за ветром
Цель: продолжать формировать знания об одном из признаков зимы — метели.
Положить под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте, сравним, где видно картинку, а где – нет. Под снегом не видно.
| | «23 февраля»
| | Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие
«Чтение и обсуждение рассказа «Праздник армии родной».
Цель: Формировать представление детей о празднике - «День защитников Отечества», начальные представления о Российской армии, родах войск и некоторых их представителях: танкист, лётчик, моряк.
Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.
| «Вы, ребятки не зевайте, мячиксвой поймайте!» Подвижная игра с
речевым сопровождением
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий об игрушке.
| Литературные сказки
Басни.Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Для заучивания наизусть
«Почему медведь зимой спит»
Песенки, потешки, заклички
«Ехала деревня мимо мужика...»
«Жил-был у бабушки серенький козлик...»
| «Совушка».
Цели: —упражнять в быстром беге, лазанье;
развивать выдержку, организованность в коллективной деятельности.
Подвижная игра «Поезд»
Цель: формировать умение детей двигаться в разных направлениях, в разном темпе, передавать характерные движения предметов.
| Наблюдение «Следы на снегу»
Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.
Наблюдение за снегирем
Цели:
закреплять представления детей о птичьих повадках, их внешнем виде;
воспитывать желание заботиться о птицах.
«Определение прозрачности снега и льда».
Цель: приобщать детей к процессу познания. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.
| | | | | | | | |
Март. 1 – 2 неделя «8 марта» 3 – 4 неделя «Весна».
| «8 марта».
| Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие «Все начинается с мамы»
Цель: «Кто больше скажет ласковых слов о маме» - обогащение и активизация словаря.
Разучивание стихотворения Е.Благининой «Мамин день» - развитие интонац. выраз. и речевого дыхания.
| С/ролевая игра «Больница». Цели: формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Закрепить ранее полученные знания о труде врача
| Д.Родари «Моя мама пахнет хлебом», Квитко «Бабушкины руки», Токмакова «Весна», П.Образцов «Март», М.Клокова «Зима прошла», Г.Ладонщиков «возвращаются певцы», В.Степанов «Что мы Родиной зовём»
| «Лошадки».
Цели:
упражнять в ходьбе с соблюдением равновесия;
развивать быстроту, ловкость, координацию движений.
| Беседа: «Что любит мама?»
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
| «Весна».
|
| Игровые ситуации: «Покормим куклу», «Погуляем с куклой» - продолжать формировать умение детей действовать с игрушками.
Д\и «Собери фигурки» - развивать мышление, формировать умение подбирать фигурки данной формы.
| Литературные сказки
М. Горький. «Воробьишко»
Для заучивания наизусть
А.Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Песенки, потешки, заклички
«Жил-был у бабушки серенький козлик...»
«Ах вы, сени, мои сени...»
| «Зайцы и волк».
Цели:
упражнять в прыжках;
развивать двигательную активность.
«У медведя во бору».
Цель: упражнять в беге с увертыванием.
П/и «Солнышко и дождик»-действовать по сигналу.
| Предложить послушать капель. Вспомнить, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Рассказать, что сосульки — это замерзшая вода, от тепла они тают. Солнышко пригревает всё сильнее и сильнее. Всё вокруг от этого тепла улыбается. Только сосулькам грустно и они стали плакать.
|
Апрель 1 -2 неделя «Космос» 3 – 4 неделя «День птиц».
| «Космос»
| Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие «Детям о космосе»
Цель: формировать представление детей о космосе, профессии «космонавт» и о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Пополнять словарный запас детей (космос, космонавт, скафандр, ракета, планета).
| Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на луну»
Цели:закрепление понятия «ракета», овладение и закрепление навыками сюжетно-ролевой игры, с помощью воспитателя распределять роли, договариваться между собой.
| С.Михалков «Моя улица»,
Д.Родари «дудочник и автомобиль»,
Е.Сегала «Машины на нашей улице»,
С.Маршак «Откуда стол пришёл»,
Б.Гримм «Горшок каши», В.Степанов «Юрий Гагарин», Скребицкий «Апрель».
| П/и «Зайчик»- развивать у детей умение согласовывать движения со словами.
П/и «Прокати мяч в ворота» -закреплять умение детей катать мяч в заданном направлении.
| Наблюдение за набуханием почек на деревьях
Цели:
закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе;вызывать радостные чувства.
| «День птиц»
| Часть формируемая участниками образовательных отношений.Речевое развитие
«Перелетные птицы»
Цель: Развивать интонационную выразительность голоса: высоту, силу, тембр, активизировать и обогащать глагольную лексику по теме (клюют, прыгают…), закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы», совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие,
Дать детям новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых).
| Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк»
Цели: обогатить и конкретизировать знания и представления детей о птицах. Прививать любовь к птицам, воспитывать чувство доброты и жалости.
| Литературные сказки
обр. О. Капицы; «Привередница»
«Лиса-лапотница», обр. В. Даля
Для заучивания наизусть
А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;
Песенки, потешки, заклички
«Зайка серенький си»ит",
«Кот на печку по |
|
|
|